Выбор каталога
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Гилева, О. Б. (доктор биологических наук; доцент; профессор; Уральский государственный медицинский институт; Уральский государственный университет физической культуры. Екатеринбургский институт физической культуры).
Тревожность учащихся в школах с разным уровнем цифровизации образовательного процесса / О. Б. Гилева. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 2. – С. 69–82. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 80–82 (32 назв.). – Ref.: p. 82 (18 names).
Авторы: Гилева, О. Б.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Детская психология
Ключевые слова: личностная тревожность, негативное влияние, структура тревожности, традиционные способы подачи материала, тревожность, уровень тревожности, цифровизация образования, цифровые способы подачи материала, школьная тревожность, школьники
Подробнее
Аннотация: Уровень тревожности как интегральный показатель успешности адаптации детей к условиям образовательной деятельности может быть использован для выявления психофизиологических и физиологических особенностей учеников школ, использующих традиционные методы подачи учебного материала, и в школах, где интенсивно используются информационно-коммуникационные технологии. Исследование проводилось в 2020 г. Изучались уровень школьной тревожности по Филлипсу, уровень личностной и реактивной тревожности по Спилбергеру-Ханину у школьников 12 лет, обучавшихся в школах с разным уровнем цифровизации образовательного процесса - от практически традиционного способа подачи материала до максимально возможного для школы уровня цифровизации. Для сравнения использовались данные 1996 г. (тогда цифровизация практически отсутствовала) и 2008 г. (цифровые технологии в образовательном процессе еще мало применялись). В ходе исследования были обнаружены статистически значимые различия между детьми, обучающимися в традиционных и цифровых школах, по уровню личностной тревожности, ряду показателей теста Филлипса и структуре тревожности. Дети, посещающие "цифровые" школы, имеют более высокий уровень личностной тревожности, но - низкий уровень показателей школьной тревожности по Филлипсу. Они в меньшей степени тревожатся в ситуациях, связанных с проверочными мероприятиями и необходимостью соответствовать ожиданиям других людей, и в большей - в ситуациях взаимодействия с учителями. Относительно низкий уровень школьной тревожности при высокой личностной тревожности может означать снижение адаптационных резервов учеников цифровых школ либо мотивации к достижению успеха в школе. Эта негативная тенденция свидетельствует о проблемах, возникающих при цифровизации образовательного процесса.
2. Статья из журнала
bookCover
Собкин, В. С. (доктор психологических наук; профессор; академик РАО; руководитель центра; Институт управления образованием РАО. Центр социологии образования).
Старшеклассники о возрастной норме на запрет сексуальных отношений в подростковом возрасте / В. С. Собкин, А. В. Федотова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 2. – С. 40–53. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 52–53 (28 назв.). – Ref.: p. 53 (18 names).
Авторы: Собкин, В. С., Федотова, А. В.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Детская психология
Ключевые слова: анкетные опросы, девиации, демографические факторы, лидерство, нормативная регуляция поведения, подростковый возраст, реакции микросоциального окружения, религиозная ориентация, сексуальные отношения, социально-стратификационные факторы, старшеклассники, учебная успешность
Подробнее
Аннотация: Статья посвящена проблеме нормативной регуляции сексуального поведения в старшем школьном возрасте. Она основана на материалах анонимного анкетного опроса 9 768 учащихся Х-ХI классов, который был проведен в школах 17 регионов РФ в 2020-2021 гг. Одной из основных линий анализа полученных результатов является сопоставление мнений респондентов по поводу соблюдения возрастной ограничительной нормы на вступление в сексуальные отношения относительно двух параметров: взглядов на допустимость сексуальных отношений в подростковом возрасте и реального следования норме (запрету на ведение подростком половой жизни). Другая линия анализа материалов опроса связана с рассмотрением мнений подростков о реакции их микросоциального окружения: родителей и сверстников - на допустимость вступления в половые отношения в подростковом возрасте, что дает возможность охарактеризовать своеобразие влияния социального окружения на соблюдение возрастной запретительной нормы. Полученные результаты позволили выявить особенности влияния гендерных, возрастных и социально-стратификационных факторов на соблюдение подростками возрастной запретительной нормы, касающейся сферы половых отношений. Охарактеризован также характер влияния на сексуальное поведение подростков их религиозных ориентаций, учебной успешности, статуса среди одноклассников и склонности к девиантным формам поведения. В целом результаты проведенного исследования указывают на необходимость рассмотрения возрастных особенностей сексуального поведения в контексте общепсихологических представлений о своеобразии социальной ситуации развития в подростковом возрасте с учетом влияния широкого круга факторов.
3. Статья из журнала
bookCover
Клопотова, Е. Е. (кандидат психологических наук; доцент; старший научный сотрудник; Московский государственный психолого-педагогический университет. Центр междисциплинарных исследований современного детства).
Роль взрослого в развитии детской игры / Е. Е. Клопотова, Ю. А. Токарчук. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 2. – С. 159–169. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 168–169 (23 назв.). – Ref.: p. 169 (18 names).
Авторы: Клопотова, Е. Е., Токарчук, Ю. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология деятельности
Ключевые слова: взаимодействие сторон, детские игры, директивная позиция педагога, нейтральная позиции педагога, партнерская позиция педагога, позиции педагога, показатели игровой деятельности, развитие ребенка, сюжетно-ролевые игры
Подробнее
Аннотация: Представлены результаты исследования влияния позиции взрослого на развитие детской игры. В эксперименте приняли участие 45 детей (в возрасте от 4 лет 1 месяца до 4 лет 11 месяцев). Полученные результаты позволили говорить о партнерской позиции взрослого как наиболее положительно влияющей на детскую игру. Наименее эффективной для ее развития оказалась нейтральная позиция взрослого, при которой не происходит передача детям новых средств и способов игровой деятельности. По сравнению с ней директивная позиция взрослого в большей степени способствует развитию детской игры. Жесткое руководство ею все-таки предполагает передачу детям способов игрового поведения и развития сюжета, однако не приводит к полноценному развитию игровой деятельности.
4. Статья из журнала
bookCover
Розов, Н. С. (доктор философских наук; профессор; главный научный сотрудник; Институт философии и права СО РАН; Новосибирский государственный университет).
Развитие идей Л. С. Выготского и А. Р. Лурии относительно понимания истоков языка и сознания / Н. С. Розов. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 2. – С. 3–12. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 11–12 (27 назв.). – Ref.: p. 12 (19 names).
Авторы: Розов, Н. С.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психические процессы и состояния
Ключевые слова: знаковые структуры, интерактивные ритуалы, интериоризация, коммуникативные заботы, культурно-исторический подход., нормативные ритуалы, палеопсихология, появление сознания, правила поведения, происхождение языка, протослова, развитие речи, социальные взаимодействия, холофразы
Подробнее
Аннотация: На новом витке исследований происхождения языка и сознания растет интерес к идеям культурно-исторического подхода Л. С. Выготского и А. Р. Лурии, касающихся роли социального взаимодействия и процессов интериоризации в развитии психических структур и способностей, изначального разделения знакового общения и практического мышления, этапов формирования понятия в онтогенезе. В статье показана возможность соединения культурно-исторического подхода с концепциями интерактивных ритуалов, оперантного обусловливания. Модели обновления техноприродных и социальных ниш, коэволюции коммуникативных забот и знаковых структур, объединенные с расширенным культурно-историческим подходом, используются для теоретической реконструкции и объяснения ранних этапов социальной и когнитивной эволюции гоминид. Сама по себе орудийная деятельность не была достаточной для появления и развития речи, а ее влияние было опосредовано социальными отношениями. Искусное и трудоемкое изготовление сложных ценных орудий уже предполагало нормы принадлежности, планирование и координацию действий по добыче сырья, необходимость социального обучения мастерству. В ответ на заботы выживания и в результате жесткого отбора в группах гоминид появились нормативные ритуалы и правила поведения, моральные установки, чувства стыда и гордости. Показано, как и почему эти факторы позволили гоминидам преодолеть "языковой Рубикон" - перейти от знаковой системы животных к членораздельной речи. Так была запущена коэволюция коммуникативных забот и знаковых структур. Перечислены самые ранние способности сознания, которые закономерно формировались в неразрывной связи с первыми ступенями развития речи.
5. Статья из журнала
bookCover
Погожина, И. Н. (доктор психологических наук; доцент; профессор; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии).
Проблема внешнедеятельностной детерминации познавательного развития в онтогенезе / И. Н. Погожина, И. И. Ильясов. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 2. – С. 13–25. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 22–24 (69 назв.). – Ref.: p. 24–25 (51 names).
Авторы: Погожина, И. Н., Ильясов, И. И.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология деятельности
Ключевые слова: безмануальные образовательные программы, внешнедеятельностная детерминация, внешние предметные манипуляции, внешняя деятельность, культурно-деятельностный подход, обучающие воздействия, познавательное развитие, содержание знаний, условия обучения, экспериментальные исследования
Подробнее
Аннотация: Проблема детерминации формирования и развития психики и поведения актуальна как в теоретическом, так и в практическом аспектах. В статье анализируется лишь одна группа детерминационных зависимостей - содержание внешней детерминации на материале формирования и развития системы познавательных структур человека. Представлены результаты экспериментального исследования, в котором изучалось влияние двух соответствующих компонентов внешней деятельности: собственного внешнедвигательного взаимодействия с объектами среды и содержания знаний о них, их связях и о действиях с ними, задаваемых культурно-социальной средой, как возможных детерминант формирования познавательных учебно-предметных знаний и умений, а также развития приемов логического мышления. Экспериментально доказано, что собственное внешнедвигательное взаимодействие с объектами не является причиной формирования содержания знаний и развития мышления учащихся. При этом данный результат не зависел от степени развития у них внутреннего плана действия. Сделан вывод о том, что собственное внешнедвигательное взаимодействие с объектами создает лишь условия для построения более полного знания об объектах, их свойствах и связях. Именно это знание, которое может быть самостоятельно когнитивно построено учащимся или задано ему путем вербального сообщения в процессе обучения и общения, тоже является внешней причиной формирования и развития содержания познавательных структур, а не собственно моторно-двигательное взаимодействие с объектами. Разработанные авторами "безмануальные" образовательные программы по формированию познавательных учебно-предметных умений и развитию приемов логического мышления также эффективны, как и аналогичные им "мануальные". Полученные данные открывают возможности создания обучающего контента, направленного на формирование и развитие познавательных структур в виртуальной реальности и цифровых средах без включения в него собственных внешних предметных манипуляций (в том числе для детей и взрослых с двигательными расстройствами).
6. Статья из журнала
bookCover
Дехтяренко, А. А. (аспирантка; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии).
Предикторы психологического благополучия / А. А. Дехтяренко, Е. И. Шлягина, А. Н. Гусев. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 2. – С. 135–146. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 144–145 (38 назв.). – Ref.: p. 145–146 (34 names).
Авторы: Дехтяренко, А. А., Шлягина, Е. И., Гусев, А. Н.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология личности
Ключевые слова: копинг-стратегии, корреляционный анализ, личностные характеристики, медиаторный анализ, психологическое благополучие, самоэффективность, стратегии совладания, толерантность к неопределенности
Подробнее
Аннотация: Рассматривается связь психологического благополучия с такими личностными характеристиками, как толерантность к неопределенности, самоэффективность и стратегии совладания. В исследовании приняли участие 93 сотрудника коммерческих организаций, средний возраст - 45 лет. Выявлено имплицитное эмоционально-смысловое содержание феномена психологического благополучия. Результаты исследования показали различия в восприятии этого феномена у респондентов с высоким и низким уровнем психологического благополучия. Корреляционный анализ выявил положительную связь психологического благополучия с проактивными стратегиями совладания, самоэффективностью и отрицательную - с толерантностью к неопределенности. Результаты медиаторного анализа показали, что самоэффективность может рассматриваться как предиктор психологического благополучия, а проактивные стратегии совладания опосредствуют связь психологического благополучия с другими переменными.
7. Статья из журнала
bookCover
Миронова, К. В. (кандидат психологических наук; научный сотрудник; Психологический институт РАО).
Понимание текста подростками 11-12 лет в процессе смыслового чтения с бумажных и электронных носителей / К. В. Миронова, Н. А. Борисенко, С. В. Шишкова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 2. – С. 99–110. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 108–109 (38 назв.). – Ref.: p. 110 (16 names).
Авторы: Миронова, К. В., Борисенко, Н. А., Шишкова, С. В.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология чтения и психология библиотечной работы
Ключевые слова: подростки, понимание текста, скимминг, скроллинг, цифровое чтение, читательская компетентность, читательские стратегии, чтение с листа, чтение с экрана
Подробнее
Аннотация: В статье представлено сравнительное исследование уровня понимания текста российскими подростками 11-12 лет в ходе чтения с листа и с экрана. Качественный и количественный анализ полученных данных показал, что читавшие с экрана справились с диагностикой лучше, чем читавшие с листа, однако различия в результатах выполнения большинства заданий были незначимыми. Обнаружена следующая закономерность: понимание основной мысли сопряжено с уровнем читательской компетентности и практически не зависит от использованного носителя, в то время как фактуальную информацию многие подростки успешнее выявляют при работе с электронным текстом. По сравнению с пятиклассниками, учащиеся шестых классов показали значимо более высокие результаты, что свидетельствует о некотором прогрессе в понимании текста у школьников. Однако в целом вне зависимости от использованного носителя большинство испытуемых демонстрировали низкий уровень понимания концепта, что подтверждает устойчивую неблагоприятную ситуацию со смысловым чтением в общеобразовательных школах. Показано, что изменения в способах представления текста влекут за собой применение новых читательских стратегий: поисковое и просмотровое чтение путем скроллинга и скимминга, обработка текста сверху вниз (а не только слева направо), использование возможностей цифровых носителей для нахождения конкретной информации, минуя собственно этап чтения. Вместе с тем можно утверждать, что психологические механизмы понимания текста в процессе чтения с листа и с экрана являются сходными, поэтому для успешного цифрового чтения необходимы прежде всего сформированные навыки чтения с листа.
8. Статья из журнала
bookCover
Кривцова, С. В. (кандидат психологических наук; доцент; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии; РАНХиГС при Президенте РФ. Анти-буллингцентр).
Особенности школьного буллинга, создающие проблемы его выявления / С. В. Кривцова, А. Н. Шапкина. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 2. – С. 26–39. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 37–39 (40 назв.). – Ref.: p. 39 (12 names).
Авторы: Кривцова, С. В., Шапкина, А. Н.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Детская психология
Ключевые слова: агрессия, буллинг, буллингофобия, виктимизация, выявление буллинга, конфликты, нарциссическое расстройство личности, насилие, травля, школьный буллинг
Подробнее
Аннотация: В статье исследуется вопрос: почему факты школьного буллинга по-прежнему не принимаются всерьез работниками системы образования, а статистические данные о его распространенности так разноречивы? Авторы выделяют три фактора, затрудняющие обнаружение буллинга: 1) атрибутивный фактор, 2) фактор недостаточной бдительности и принятия всерьез, 3) фактор недооценки манипулятивных возможностей буллера. Описывая первый фактор, авторы анализируют различные аспекты смешения понятия "буллинг" со связанными с ним понятиями: "конфликт»" "виктимизация", "агрессия", "насилие". Обосновывается необходимость дифференцировать буллинг по степени тяжести на основании таких параметров, как частота и длительность совершения действий, составляющих буллинг. Авторы иллюстрируют это собственным скрининговым исследованием. Второй фактор связывается с тем, что готовность помогать у учителей в основном проявляется в ситуациях физического насилия, в то время как эмоциональное насилие игнорируется; это подтверждено данными собственного исследования авторов, проведенного на выборке российских учителей. Третий фактор объясняется проблемами структуры личности буллеров. Он проиллюстрирован супервизионным случаем из практики, и к его раскрытию применен клинический подход.
9. Статья из журнала
bookCover
Солдатова, Г. У. (доктор психологических наук; профессор; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии).
Особенности нейрокогнитивной сферы школьников с разным уровнем медиамногозадачности / Г. У. Солдатова, А. Е. Вишнева, А. Г. Кошевая. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 2. – С. 54–68. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 66–67 (33 назв.). – Ref.: p. 67–68 (8 names).
Авторы: Солдатова, Г. У., Вишнева, А. Е., Кошевая, А. Г.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Детская психология
Ключевые слова: дети, деятельностная адаптация, когнитивные функции, медиамногозадачность, многозадачность, нейрокогнитивные функции, нейропсихологические методики, нецеленаправленная активность, однозадачность, подростки, целенаправленная активность, школьники
Подробнее
Аннотация: Цифровая социализация влечет за собой распространение медиамногозадачности, становящейся привычным форматом активности детей и подростков в контексте смешанной онлайн/офлайн реальности. Авторами изучаются нейрокогнитивные особенности детей и подростков с разным уровнем многозадачности, а также выявляются корреляторы эффективности целенаправленной и нецеленаправленной активности при выполнении медиамногозадачного эксперимента. В исследовании приняли участие 154 школьника трех возрастных групп: 7-10, 11-13, 14-16 лет, которые выполняли в процессе эксперимента на компьютере и мобильном телефоне серию заданий, воспроизводящих деятельность в формате медиамногозадачности. На основании критерия количества возвращений к заданиям были выделены три группы, различавшиеся по уровню медиамногозадачности: однозадачники, однозадачники с элементами многозадачности, многозадачники. Нейрокогнитивные особенности тестировались с помощью нейропсихологических методик. Были получены данные, которые подтвердили гипотезу об адаптационной природе формата медиамногозадачности, проходящей определенные этапы формирования - от компенсаторной, редко встречающейся стратегии в младшем школьном возрасте, до осознанной, продуктивной и достаточно распространенной в старшем подростковом возрасте. Когнитивные процессы, которые определяют эффективность целенаправленной и нецеленаправленной активности в этом формате, имеют определенную стадиальность развития, в которой возраст 11-13 лет является важным периодом, когда с созреванием аналитических и зрительно-пространственных способностей формируются навыки распределения внимания на второстепенные стимулы. Кроме того, эффективность целенаправленной активности в младшем школьном возрасте зависит от развития многих нейрокогнитивных функций, но к возрасту 14-16 лет такая активность предположительно автоматизируется и остается зависимой преимущественно от управляющих функций. В связи с полученными данными формат многозадачности можно рассматривать как одну из стратегий деятельностной адаптации детей и подростков к условиям современной конвергентной социокультурной среды.
10. Статья из журнала
bookCover
Новлянская, З. Н. (кандидат психологических наук; ведущий научный сотрудник; Психологический институт РАО).
Можно ли учить творчеству? О проявлениях детской инициативы в процессе развивающего обучения литературе / З. Н. Новлянская. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 2. – С. 111–123. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 123 (12 назв.). – Ref.: p. 123 (12 names).
Авторы: Новлянская, З. Н.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Детская психология
Ключевые слова: детская инициатива, интеллектуальная инициатива, литературное творчество, обучение литературе, позиция автора, позиция читателя, познавательная инициатива, развивающее обучение, созидательная инициатива, учебная инициатива
Подробнее
Аннотация: Автор полагает, что противоречие между систематическим обучением и свободным творчеством учеников может быть преодолено, если обучение направлено в первую очередь на пробуждение собственной инициативы ученика и на введение его в психологическую "позицию автора". Рассматриваются отличия инициативы, которая проявляется в художественном (литературном) творчестве, от инициативы познавательной направленности. На примерах работ младших школьников, выполненных в процессе развивающего обучения литературе, анализируются различные проявления инициативы детей, превращающие выполнение общего учебного задания в процесс создания индивидуального литературного произведения.
11. Статья из журнала
bookCover
Тихомирова, Т. Н. (доктор психологических наук; профессор; член-корреспондент РАО; Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова; Психологический институт РАО).
Когнитивные характеристики, личностные черты и мотивация как предикторы успешности выполнения основного государственного экзамена по математике / Т. Н. Тихомирова, С. Б. Малых. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 2. – С. 83–98. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 96–98 (38 назв.). – Ref.: p. 98 (9 names).
Авторы: Тихомирова, Т. Н., Малых, С. Б.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психические процессы и состояния
Ключевые слова: государственные экзамены, зрительно-пространственная рабочая память, когнитивные характеристики, личностные черты, математическая беглость, математически ориентированные характеристики, мотивации, нейротизм, открытость опыту, предикторы успешности, психологические характеристики, скорость переработки информации, флюидный интеллект, чувство числа, экзамен по математике
Подробнее
Аннотация: В исследовании проанализировано совместное влияние когнититвных признаков, личностных черт и мотивации на успешность выполнения государственного экзамена по математике. В фокусе внимания оказались общие и специальные когнитивные характеристики (скорость переработки информации, зрительно-пространственная рабочая память, чувство числа, флюидный интеллект, а также математическая беглость и точность определения числа на линии), личностные черты (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, дружелюбие, добросовестность), мотивация к изучению математики. В итоговой регрессионной модели, включающей анализируемые показатели когнитивного, личностного и мотивационного развития, в качестве значимых предикторов успешности выполнения основного государственного экзамена по математике выделяются два когнитивных показателя: флюидный интеллект, математическая беглость - и две личностные черты: открытость опыту и нейротизм.
12. Статья из журнала
bookCover
Князева, Т. С. (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник; Институт психологии РАН).
ЕГЭ предсказывает успешность обучения в вузе. Но почему прогноз ухудшается в выборке музыкантов? / Т. С. Князева. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 2. – С. 124–134. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 132–134 (41 назв.). – Ref.: p. 134 (8 names).
Авторы: Князева, Т. С.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология деятельности
Ключевые слова: ЕГЭ, вузовская успеваемость, единый государственный экзамен, интеллект, кристаллизованный интеллект, музыканты, немузыканты, образовательная среда, профессиональный профиль вуза, успешность обучения, флюидный интеллект, школьная успеваемость
Подробнее
Аннотация: Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что успеваемость в средней школе является хорошим предиктором успешности последующего обучения в вузе. Однако остается открытым вопрос о возможной изменчивости прогностической валидности школьных оценок в зависимости от профессиональной специализации вуза. Исследование проводилось на двух выборках: студенты музыкальных вузов и студенты немузыкальных вузов, не связанных профессиональным профилем с искусством. Испытуемые выполняли тесты на флюидный и кристаллизованный интеллект. Были собраны также данные о вузовской и школьной успеваемости участников. По исходному предположению, структурные особенности интеллекта, на формирование которых оказывают влияние учебно-образовательные условия, отражаются на отношении между успешностью обучения в высшей и средней школе. Исследование показало, что в выборке музыкантов вклад школьной успеваемости в успешность обучения в вузе значимо меньше, чем в группе немузыкантов. Совокупность полученных в исследовании данных поддерживает гипотезу о том, что выборки, принадлежащие к удаленным друг от друга предметным областям и слабо пересекающиеся по своим профессиональным задачам и необходимым для их решения компетенциям, различаются по структурным особенностям интеллекта. В выборке немузыкантов выявлены значимо более тесная связь между флюидным и кристаллизованным интеллектом, а также более высокий уровень кристаллизованного интеллекта по сравнению с выборкой музыкантов. Таким образом, исследование вносит вклад в изучение влияния профессионального профиля вуза на предсказательную валидность школьных оценок.
13. Статья из журнала
bookCover
Спирин, Д. А. (студент; Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики").
Авторитетность, агрессия и разрешение конфликтов в сообществе посетителей спортивных залов / Д. А. Спирин, В. Н. Буркова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 2. – С. 147–158. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 156–157 (35 назв.). – Ref.: p. 157–158 (18 names).
Авторы: Спирин, Д. А., Буркова, В. Н.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология спорта
Ключевые слова: авторитетность, агрессия, бодибилдинг, гендерные различия, интервью, пауэрлифтинг, посетители спортивных залов, правила поведения, разрешение конфликтов, сообщества, спортивные залы, субкультуры
Подробнее
Аннотация: В работе представлены результаты исследования отношений авторитетности, агрессивного поведения и конфликтов среди посетителей фитнес-клубов и спортивных залов. Опрос прошли 78 респондентов, проведено семь интервью для разбора нескольких конфликтных случаев. В ходе исследования были установлены факторы, влияющие на авторитетность сотрудников зала, а также их положение в негласной иерархии. Были изучены наиболее распространенные причины конфликтов, происходящих в спортивных залах и фитнес-центрах. Результаты исследования показывают, что люди, занимающиеся в тренажерном зале, образуют субкультуру, наделяя свое сообщество определенными чертами, отделяющими их от внешнего окружения. Прежде всего это осознание своей принадлежности к субкультуре, определенные нормы и правила поведения в зале, общие цели и образ жизни, специфический сленг, отличающаяся внешность и характерный стиль одежды. Отношения авторитетности внутри данной субкультуры также существуют, но выражены неявно. Данная субкультура довольно пластична и терпима к нарушителям норм поведения.