Выбор каталога
Сортировать по:
1. Книга
bookCover
Шифры: ББК 88 - Д 761
Дружелаускайте, Елена Викторасовна.
Искусство правильного принятия решений / Е. В. Дружелаускайте. – Москва : Форум, 2012. – 175 с. : ил. – Библиогр.: с. 171-173. – ISBN 9785911343583.
Авторы: Дружелаускайте, Елена Викторасовна
Тематические рубрики: Психология—Психология общая; Принятие решений; Психология принятия решений; Восприятие; Эмоции; Психология когнитивная; Ментальность; Интеллект
Экземпляры: Всего: 1, из них: Зал гуманитарной литературы-1
Информация об экземплярах
2. Книга
bookCover
Шифры: ББК 88 - З-780
Зобнина, Л.Я.
Психология преобразований / Л.Я. Зобнина ; Санкт-Петербургский горный институт им. Г.В. Плеханова (технический университет). – СПб., 2005. – 239 с. : ил. – Библиогр.: с. 231-235. – ISBN 5942112398.
Авторы: Зобнина, Л.Я.
Тематические рубрики: Психология—Психология общая; Восприятие; Психология личности; Мышление; Личность; Разум; Сознание; Психология преобразований
Экземпляры: Всего: 1, из них: Зал гуманитарной литературы-1
Информация об экземплярах
3. Книга
bookCover
Шифры: ББК 88 - Л 860
Лурия, А.Р.
Язык и сознание / А.Р. Лурия. – Ростов н/Д : Феникс, 1998. – 413 с. : ил. – Библиогр.: с. 394-412. – ISBN 5222002659.
Авторы: Лурия, А.Р.
Тематические рубрики: Психология—Психология общая; Мышление; Речь; Сознание; Язык
Экземпляры: Всего: 1, из них: Зал гуманитарной литературы-1
Информация об экземплярах
Подробнее
Аннотация: Автор рассматривает различные аспекты проблемы языка и сознания, дает анализ слова и понятия, речевой деятельности в ее различных формах; обращает внимание на мозговую организацию речевой деятельности, особенности нарушения речевого высказывания и понимания речи при различных поражениях мозга.
4. Книга
bookCover
Шифры: ББК 88 - Б 895
Брушлинский, А.В.
Субъект : мышление, учение, воображение : избранные психологические труды / Московский психолого-социальный институт. – М.;Воронеж, 1996. – 392 с. – (Психологи Отечества). – ISBN 5872241070.
Авторы: Брушлинский, А.В.
Тематические рубрики: Психология—Психология общая; Воображение; Мышление; Психология личности; субъект; Психология общая
Экземпляры: Всего: 1, из них: Зал гуманитарной литературы-1
Информация об экземплярах
5. Книга
bookCover
Шифры: ББК 88 - С 606
Солсо, Р.Л.
Когнитивная психология : пер. с англ. / Р.Л. Солсо ; под ред. В.П. Зинченко. – М. : Тривола, 1996. – 600 с. : ил. – (Опыт мастеров психологии). – Предм. указ.: с. 561-564. - Библиогр.: с. 565-596. – ISBN 5884150245.
Авторы: Солсо, Р.Л.
Тематические рубрики: Психология—Психология общая; Психология когнитивная; Восприятие; Память—Психология; Мышление; Искусственный интеллект; Процессы сенсорные; Внимание; Мнемоника; Интеллект; Психология общая
Экземпляры: Всего: 1, из них: Зал гуманитарной литературы-1
Информация об экземплярах
Подробнее
Аннотация: В книге наиболее полно представлены классические и новейшие достижения основных разделов когнитивной психологии - восприятия, памяти, мышления, искусственного интеллекта.
6. Книга
bookCover
Шифры: ББК 88 - Г 773
Грановская, Р.М.
Интуиция и искусственный интеллект / Р.М. Грановская, И.Я. Березная ; Ленинградский гос. ун-т. – Л. : ЛГУ, 1991. – 270 с. : ил. – Библиогр.: с. 261. – ISBN 5288007306.
Авторы: Грановская, Р.М., Березная, И.Я.
Тематические рубрики: Психология—Психология общая; Интуиция; Искусственный интеллект; Творчество
Экземпляры: Всего: 2, из них: Зал гуманитарной литературы-2
Информация об экземплярах
7. Книга
bookCover
Шифры: ББК 88 - А 157
Аболин, Л.М.
Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л.М. Аболин. – Казань : Издательство Казанского университета, 1987. – 262 с.
Авторы: Аболин, Л.М.
Тематические рубрики: Психология—Психология общая; Психология человека; Эмоции; Устойчивость эмоциональная
Экземпляры: Всего: 1, из них: Зал гуманитарной литературы-1
Информация об экземплярах
8. Книга
bookCover
Шифры: ББК 88 - К 491
Кликс, Ф.
Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта : пер. с нем. / Ф. Кликс ; под ред. Б.М. Величковского. – М. : Прогресс, 1983. – 302 с.
Авторы: Кликс, Ф.
Тематические рубрики: Психология—Психология общая; Мышление; Человек; Психология личности; Интеллект; Психология общая; Познание
Экземпляры: Всего: 5, из них: Зал гуманитарной литературы-5
Информация об экземплярах
9. Книга
bookCover
Шифры: ББК 88 - П 474
Познавательные процессы : ощущения, восприятие / под ред. А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова, В.П. Зинченко. – М. : Педагогика, 1982. – 336 с.
Тематические рубрики: Психология—Психология общая; Ощущения; Восприятие; Психология личности; Зрение; Процессы познавательные
Экземпляры: Всего: 1, из них: Зал гуманитарной литературы-1
Информация об экземплярах
10. Книга
bookCover
Шифры: ББК 88 - И 324
Изард, К.Е.
Эмоции человека / К.Е. Изард ; под ред. Л.Я. Гозмана, М.С. Егоровой. – М. : МГУ, 1980. – 439 с.
Авторы: Изард, К.Е.
Тематические рубрики: Психология—Психология общая; Ценности; Эмоции; Личность
Экземпляры: Всего: 1, из них: Зал гуманитарной литературы-1
Информация об экземплярах
11. Книга
bookCover
Шифры: ББК 88 - В 191
Васильев, И.А.
Эмоции и мышление / И.А. Васильев, В.Л. Поплужный, О.К. Тихомиров. – М. : МГУ, 1980. – 192 с.
Авторы: Васильев, И.А., Поплужный, В.Л., Тихомиров, О.К.
Тематические рубрики: Психология—Психология общая; Эмоции; Мышление
Экземпляры: Всего: 1, из них: Зал гуманитарной литературы-1
Информация об экземплярах
12. Книга
bookCover
Шифры: ББК 88 - К 705
Коршунова, П.С.
Воображение и его роль в познании / П.С. Коршунова. – М. : Издательство МГУ, 1979. – 145 с.
Авторы: Коршунова, П.С.
Тематические рубрики: Психология—Психология общая; Воображение; Познание
Экземпляры: Всего: 1, из них: Зал гуманитарной литературы-1
Информация об экземплярах
13. Книга
bookCover
Шифры: ББК 88 - Д 606
Додонов, Б.И.
Эмоция как ценность / Б.И. Додонов. – М. : Политиздат, 1978. – 272 с. – (Над чем работают, о чем спорят философы).
Авторы: Додонов, Б.И.
Тематические рубрики: Психология—Психология общая; Ценности; Эмоции; Личность
Экземпляры: Всего: 1, из них: Зал гуманитарной литературы-1
Информация об экземплярах
14. Книга
bookCover
Шифры: ББК 88 - В 775
Восприятие и деятельность / под ред. А.Н. Леонтьева. – М. : Издательство МГУ, 1976. – 320 с.
Тематические рубрики: Психология—Психология общая; Восприятие; Деятельность
Экземпляры: Всего: 1, из них: Зал гуманитарной литературы-1
Информация об экземплярах
15. Статья из журнала
bookCover
Буркова, В. Н. (кандидат исторических наук; старший научный сотрудник; Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН; Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики").
Эмпатия и взаимопомощь до и во время COVID-19 (данные по московским студентам) / В. Н. Буркова, М. Л. Бутовская, Н. Ю. Симаков. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 1. – С. 28–40. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 38–40 (36 назв.). – References in Russian: р. 40 (10 names).
Авторы: Буркова, В. Н., Бутовская, М. Л., Симаков, Н. Ю.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психические процессы и состояния
Ключевые слова: COVID-1, взаимопомощь, волонтерство, исследования, Пандемии, стресс, студенты, уровни эмпатии, эмпатическая забота, эмпатический дистресс, эмпатическое поведение, эмпатия
Подробнее
Аннотация: Представлены результаты исследований, проведенных на выборках студентов Москвы до и во время пандемии COVID-19. Первая выборка представлена данными до и в первый год пандемии (148 человек; 2019-2020 гг. ). Вторая выборка собрана в течение трех волн пандемии COVID-19 (1344 человека; 2020-2021 гг. ). В статье оцениваются изменения уровня эмпатии до и во время пандемии COVID-19, а также прослеживается динамика эмпатического поведения в течение трех волн COVID-19 среди студентов Москвы. Анализ полученных данных выявил значимые изменения эмпатии у студентов до и во время пандемии по опроснику эмпатических способностей В. В. Бойко: уровень эмпатии снизился в течение года, наиболее значимые изменения произошли по шкалам интуитивный канал эмпатиии идентификация в эмпатии. Сравнение данных по трем волнам по опроснику "Межличностный индекс реактивности" выявило определенную динамику в зависимости от пола респондентов: оценки по всем шкалам эмпатии были выше у женщин, чем у мужчин; мужчины демонстрировали увеличение показателей эмпатии от первой к третьей волне, тогда как у женщин пик оценок приходился на вторую волну, а далее снижался. Данные различия указывают на то, что женщины быстрее "выгорают" в стрессовой ситуации, чем мужчины, а также быстрее реагируют на снижение ограничений в контексте COVID-19, что проявляется в эмпатическом поведении. Полученные результаты подчеркивают необходимость учитывать различные факторы, влияющие на поведение людей во время пандемии COVID-19 (пол, возраст, волонтерский и эпидемиологический опыт, индивидуальные особенности, способности адаптироваться к долгосрочному стрессу).
16. Статья из журнала
bookCover
Клементинская, Гарник Владимирович (магистрант; НОЧУ ВО "Московский институт психоанализа").
Эмоциональный интеллект и жизнестойкость: вопросы взаимосвязи / Е. А. Клементинская. – Текст : непосредственный
// Актуальные проблемы психологического знания. – 2021. – № 4. – С. 108–114. – ISSN 2073-8544. – Библиогр. в конце ст.
Авторы: Клементинская, Гарник Владимирович
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, управление эмоциями, жизнестойкость, социальная изоляция, стрессовые ситуации, преодоление трудностей, копинг-стратегии, психологическое здоровье, эмпирические исследования
Подробнее
Аннотация: Рассмотрены такие социально-психологические конструкты, как эмоциональный интеллект и жизнестойкость. Приведены результаты исследований этих категорий у специалистов помогающих профессий, показано наличие взаимосвязи между ними. Актуальность теоретического и эмпирического исследования обусловлена тем, что в современную эпоху многочисленных вызовов, таких как стремительная цифровизация, экологические катаклизмы, коронавирусная инфекция, социальная изоляция, наличие жизнестойкости становится определяющим параметром сохранности человека как психологической единицы.
17. Статья из журнала
bookCover
Синельникова, Е. С. (кандидат психологических наук; доцент; Петербургский государственный университет путей сообщения императора Александра I).
Эмоциональное реагирование и совладание с ситуацией самоизоляции у студентов с различным уровнем ситуативной удовлетворенности жизнью / Е. С. Синельникова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 6. – С. 43–50. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 50 (10 назв.). – References in Russian: р. 50 (4 names).
Авторы: Синельникова, Е. С.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психические процессы и состояния
Ключевые слова: COVID-19, анкетирование, исследования, Пандемии, переосмысление, самоизоляция, самоорганизация, совладание, студенты, удовлетворенность жизнью, уровни удовлетворенности жизнью, эмоциональное реагирования
Подробнее
Аннотация: В статье описываются результаты исследования, целью которого было изучение особенностей эмоционального реагирования и совладания с ситуацией самоизоляции в начальный период пандемии COVID-19 в России у студентов с различным уровнем ситуативной удовлетворенности жизнью. Выборку составили 100 студентов (59 % девушек, 41 % юношей) в возрасте от 17 до 27 лет. Для сбора данных применялась авторская анкета. Были выявлены качественные различия в эмоциональном реагировании и способах совладания у студентов с различным уровнем удовлетворенности. Эмоциональное состояние студентов с низким уровнем удовлетворенности характеризовалось сниженным эмоциональным фоном, усталостью, эмоциональным напряжением. Студенты с низким уровнем удовлетворенности наиболее часто испытывали неблагоприятные физические симптомы (головная боль, проблемы со сном). Эмоциональная сфера студентов с высоким уровнем удовлетворенности характеризовалась дифференцированностью и разнообразием эмоционального реагирования: они испытывали как страх, тревогу, грусть и чувство одиночества, так и чувства радости и свободы. Универсальными способами совладания с ситуацией самоизоляции, применяемыми студентами с различным уровнем ситуативной удовлетворенностижизнью, были общение с близкими людьми (вживую и с помощью средств электронной связи), забота о своем физическом состоянии и развитии. Интеллектуальное саморазвитие и творчество были способами совладания, реализуемыми студентами с высоким и средним уровнем удовлетворенности. Специфическим способом совладания, преобладающим у студентов со средним уровнем удовлетворенности жизнью, было переосмысление своих ценностей, приоритетов, отношений с людьми и текущей ситуации. Студенты с высоким уровнем удовлетворенности применяли наиболее разнообразные способы для совладания с ситуацией самоизоляции, в том числе такие специфические как самоорганизация и забота об организации пространства дома. Благодаря самоорганизации, студенты, удовлетворенные своей жизнью, испытывали во время самоизоляции чувства радости, свободы и контроля над своей жизнью.
18. Статья из журнала
bookCover
Буякас, Т. М. (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии).
Экзистенциально-феноменологическое понимание тайны "молчания" / Т. М. Буякас. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 1. – С. 124–134. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 134 (10 назв.). – References in Russian: р. 134 (10 names).
Авторы: Буякас, Т. М.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психические процессы и состояния
Ключевые слова: графические формы, методы исследований, молчание, невыразимость, ощущение трагического, телесные ощущения, феноменологический диалог, феноменологическое движение, целостность понимания, чувствилище души, эмпирические исследования
Подробнее
Аннотация: Философия и психология экзистенциализма открывают возможность говорить о понимании как о конструктивном элементе бытия, а не как об элементе системы знания. Человек, будучи неотъемлемой частью наблюдаемого мира, своим пониманием проявляет жизнь этого мира. Тайна "молчания", понятая В. Шекспиром, а вслед за ним Л. С. Выготским, связана с глубинным ощущением трагического, которое "заложено в основании нашей жизни", поэтому столь важно ее понимание. В статье представлено экзистенциально-феноменологическое исследование возможности постижения тайны "молчания", основываясь на методологических положениях Л. С. Выготского и практике Ю. Джендлина. Показано, как своим прочтением "Гамлета" Л. С. Выготский осуществляет феноменологическое движение к глубинному ощущению трагедии, которое позволяет достичь той "последней глубины", которая невыразима и протекает в молчании. Показана конструктивность такого движения для психолога-практика, который встречается с глубинными ранами человеческой души. Исходя из утверждения Л. С. Выготского о возможности восприятия невыразимого неким "чувствилищем души", в работе поставлен вопрос о методе, который открывает эту возможность. Исследования Ю. Джендлина и опыт данной практической работы позволяют предположить, что этим "чувствилищем души" может стать телесно чувствуемое ощущение: целостный ответ тела на ситуацию во всей ее полноте. Эмпирическое исследование возможности постижения тайны "молчания" выполнено методами "Фокусирование" и "Ведомое рисование". Результаты исследования позволяют говорить о возможности постижения тайны "молчания" и предлагают рассматривать телесные ощущения в качестве такого "чувствилища души". Метод "Ведомое рисование" открывает возможность выслушивать неотчетливо чувствуемое телесное ощущение и делать его более проявленным.
19. Статья из журнала
bookCover
Битюцкая, Е. В. (кандидат психологических наук; доцент; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии. Кафедра общей психологии).
Феномен стремления к трудности / Е. В. Битюцкая. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 3. – С. 50–66. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 65–66 (22 назв.). – References in Russian: p. 66 (10 names).
Авторы: Битюцкая, Е. В.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психические процессы и состояния
Ключевые слова: восприятие ситуаций, драйв, копинг, мотивации, стремление к трудностям, типы восприятия, трудные жизненные задачи, трудные жизненные ситуации
Подробнее
Аннотация: Статья посвящена анализу феномена стремления к трудности (драйва) в контексте восприятия трудной жизненной задачи - ситуации, предполагающей достижение значимой трудной цели. Согласно предложенной концептуальной модели автора, человек, воспринимающий трудную задачу как вызывающую драйв, определяет ее как шанс испытать себя, зарядиться энергией и позитивными эмоциями, ощущает полноту своих сил и возможностей. При этом для него значимы цели самосовершенствования, самопознания, а первоначальная цель усложняется. Настоящее исследование выполнено на основе качественного дизайна и направлено на расширение понимания драйва с помощью анализа и обобщения смыслов, описывающих отношение респондентов к ситуации. Материал исследования составили описания трудных жизненных задач, отнесенные к типу "драйв", отобранные из общего массива численностью 600 описаний. Их качественный анализ предполагал выделение повторяющихся смысловых паттернов, а затем их объединение в смысловые категории. В результате исследования сделаны выводы, что человек, испытывающий драйв при решении тяжелых жизненных задач, эффективно справляется с не слишком длительными, творческими и амбициозными проектами, связанные главным образом с профессиональной деятельностью и саморазвитием, и имеющими четко очерченные сроки. Для успешной реализации долгосрочных проектов и сохранения целенаправленности действий важно, чтобы субъект осознанно регулировал проявления своего драйва. Это исследование показало также, что со временем мотивация человека, переживающего драйв, может снижаться. К психологическим механизмам, определяющим отказ от цели и переключение внимания на другие задачи, относятся желание длить процесс, угасание новизны, "сдвиг мотива на цель", разочарование из-за невыполненной в срок задачи или из-за расхождения мечты и реальности.
20. Статья из журнала
bookCover
Имедадзе, И. В. (доктор психологических наук; профессор; член-корреспондент НАН Грузии; Тбилисский государственный университет имени Иванэ Джавахишвили).
Теория установки и виды бессознательной психики / И. В. Имедадзе. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 6. – С. 13–22. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 21–22 (23 назв.). – References in Russian: р. 22 (21 names).
Авторы: Имедадзе, И. В.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психические процессы и состояния
Ключевые слова: бессознательная психика, бессознательное, нефеноменологическое бессознательное, первичное сознание, психоаналитическое бессознательное, теория установки, феноменологическое бессознательное
Подробнее
Аннотация: В статье анализируется представление Д. Н. Узнадзе о бессознательном, которое сопоставляется с пониманием этого феномена в рамках ведущих российских общепсихологических концепций и в психоанализе З. Фрейда. Высказывается мнение, что в советской психологии только теоретическая система Д. Н. Узнадзе содержала развернутую концепцию бессознательного. Относительно широко рассмотрена точка зрения ученого по поводу психоаналитического понимания бессознательного, которая имеет критическую и позитивную стороны. Анализ обнаруживает некоторые сложности и противоречия позиции автора теории установки. В частности, коль скоро установка, будучи нефеноменальной и бессознательной, причисляется к психическим явлениям, следует отказаться от концепции первичного сознания, содержащей формулу "психика = переживание = сознание". Также представлена гипотетическая модель классификации форм бессознательной психики, соотносимая с соображениями, высказанными в ходе предшествующего анализа. В сфере психики, функционирующей вне поля сознания, различаются нефеноменологическое и феноменологическое бессознательное. К первому относятся диспозиции (в том числе установки) и принципиально неосознаваемые психические процессы, ко второму - неосознаваемые переживания и психические процессы, которые в случае необходимости поддаются осознанию.