Выбор каталога
Сортировать по:
1. Книга
bookCover
Шифры: 659 - И 860
Искусство дизайна - с компьютером и без... : пер. c англ. – 2-е изд. – Москва : КУДИЦ-ОБРАЗ, 2005. – 204 с. : ил. – (Against the clock). – ISBN 0130912379. – ISBN 595790080X.
Тематические рубрики: Реклама; Психология творчества; Психология рекламы; Дизайн рекламный; Оформление рекламных текстов; Шрифты; Упаковка; Макеты; Витрины; Дизайн графический; Имидж корпоративный; Иллюстрации; Web-дизайн
Экземпляры: Всего: 2, из них: Зал гуманитарной литературы-2
Информация об экземплярах
Подробнее
Аннотация: В доступной форме повествует об основах дизайна и психологии творчества.
2. Статья из журнала
bookCover
Эстетический опыт созерцания картин периода второго русского авангарда: вклад контекста, этикетажа и интереса к искусству / М. А. Шестова, М. Р. Забелина, У. И. Васильченко, А. В. Певнева. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2024. – № 2. – С. 124–138. – ISSN 0042-8841. – 3 прил.: с. 136-138. – Библиогр.: с. 134–135 (29 назв.). – References in Russian: с. 135 (7 names). – a-табл.
Авторы: Шестова, М. А., Забелина, М. Р., Васильченко, У. И., Певнева, А. В.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология творчества
Ключевые слова: арт-объекты, восприятие произведений искусства, гендерный фактор, интерес к искусству, контекст восприятия, личность человека, музеи, психология искусства, созерцание картин, справочная информация, эмпирическая эстетика, эстетические суждения, эстетические эмоции, эстетический опыт, этикетаж
Подробнее
Аннотация: Исследования категории эстетического опыта в отечественной науке представлены в большей степени в философии, нежели в психологии. Содержание понятия эстетического опыта требует дополнительного осмысления и изучения с позиций психологической науки, так как он является неотъемлемой частью личности человека. Одной из фундаментальных концепций эстетического опыта является модель, предложенная Х. Ледером и М. Надалем, согласно которой он образован когнитивным, эмоциональным и семантическим компонентами и зависит от контекста и социальной ситуации, в которой происходит восприятие арт-объекта. Данная концепция разрабатывалась для изучения эстетического современного искусства. В исследовании выявляется вклад контекста, этикетажа, интереса к искусству и пола респондента в эстетический опыт восприятия современного искусства у студенческой молодежи. Работа проводилась в период с 15 по 31 мая 2023 г. в Московском "Музее AZ". Выборку составили 89 студентов Московского института психоанализа в возрасте от 17 до 34 лет из них 44 женщины и 45 мужчин. Стимульный материал - восемь женских портретов, написанных Анатолием Зверевым, отечественным художником эпохи второго русского авангарда. Результаты исследования показали, что контекст восприятия произведения искусства и пол воспринимающего влияют на эмоциональный компонент эстетического опыта, а этикетаж и интерес к искусству - на когнитивный.
3. Статья из журнала
bookCover
Петракова, А. В. (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник; Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований).
Факторы стресса у актеров: качественное исследование / А. В. Петракова, Т. А. Лыкова, М. В. Сиян. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2024. – № 2. – С. 88–98. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 96–97 (35 назв.). – References in Russian: с. 97–98 (28 names). – a-табл.
Авторы: Петракова, А. В., Лыкова, Т. А., Сиян, М. В.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология творчества
Ключевые слова: актеры, интервью, копинг-стратегии, личностные особенности, поведение, психологическая помощь, психология актеров, совладание со стрессом, стрессы, факторы стресса, эмоциональные реакции
Подробнее
Аннотация: В статье изложены результаты исследования представлений актеров о стрессе в их профессиональной деятельности. Проблема стресса в отношении представителей творческих профессий относительно малоизучена, в том числе в связи с трудностями сбора данных и бытующим представлением о "легкости" творческих профессий. В настоящем исследовании приняли участие 35 профессиональных актеров. Сбор данных проводился с помощью метода структурированного интервью. Полученные ответы были проанализированы методом тематического анализа, на основе результатов которого были выделены основные категории в ответе на каждый блок вопросов, подсчитаны частоты по выделенным категориям. В рамках интервью обсуждались наиболее распространенные ситуации, вызывающие стресс у актеров, специфика их эмоциональных реакций и способов совладания со стрессом. Особое внимание было уделено теме востребованности психолога в профессиональной актерской деятельности. Показано, что основными причинами стрессовых состояний у актеров выступают личные профессиональные трудности и проблемы с коммуникацией в рабочем процессе. Описана специфика эмоциональных реакций актеров на стрессовые ситуации, выражающаяся в повышенной эмоциональной восприимчивости, склонности к демонстративности и экзальтации. Отмечено, что специфические личностные особенности, свойственные представителям актерской профессии, оказываются дополнительным фактором, определяющим трудности в преодолении стрессовых ситуаций. Выявлено, что поведение актеров в стрессовых ситуациях в большинстве случаев направлено на дистанцирование или избегание проблем. Использование подобных стратегий в отсутствие стремления к решению проблемы может негативно сказываться на качестве жизни. Зафиксировано в целом положительное отношение актеров к психологической помощи в рамках их профессиональной деятельности. Отмечено, что для наиболее эффективной консультативной работы с данной категорией специалисту-психологу желательно ознакомиться со спецификой профессиональной актерской деятельности и личностной организацией актеров.
4. Статья из журнала
bookCover
Яновский, М. И. (кандидат психологических наук; доцент; Донецкий национальный университет).
Структура кинокадра и "образующие" сознания по А. Н. Леонтьеву и В. П. Зинченко / М. И. Яновский. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 2. – С. 81–90. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 88–89 (31 назв.). – References in Russian: р. 89–90 (27 names).
Авторы: Яновский, М. И.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология творчества
Ключевые слова: кино, кинокадры, образующие сознания, образы, психологическая структура кинокадра, психология кино, сознание, сознание зрителя
Подробнее
Аннотация: В статье реализована идея аналогии между психологической структурой кинокадра и структурой сознания человека. Предложена модель структуры кинокадра как отражения события. Автор выделяет в событии четыре компонента (уровня) : стимул-объект; действие (интенция) субъекта по отношению к стимул-объекту; присутствующий свидетель-субъект; общее мировое движение (событие всегда встроено в общее движение времени). В структуре кинокадра они отражены соответственно в уровнях, условно названных "стимульно-объектный", "знаково-направляющий", "присоединяющий сознание зрителя к содержанию кадра", "бытийного движения". Этим уровням сопоставлены "образующие" сознания по А. Н. Леонтьеву и В. П. Зинченко: смысл, значение, чувственная ткань, биодинамическая ткань. Смысл как выражение "пристрастности" субъекта к объекту отграничивает объект от остальной реальности и превращает его в стимул. Поэтому смысл выражен в кинокадре "стимульно-объектным" уровнем. Значения в кинокадре выражены теми элементами, которые задают семантическую, символическую нагрузку и тем самым управляют работой понимания зрителя - "знаково-направляющий" уровень кинокадра. Чувственная ткань - проявление онтологического слоя сознания - выражает непосредственное чувство реальности (в том числе она включена в переживание присутствия). В кинокадре это реализуется уровнем, "присоединяющим сознание зрителя к содержанию кадра". Биодинамическая ткань - также проявление онтологического слоя сознания; это вместе рождает чувство потока сопряженного внутреннего и внешнего движения. В кинокадре такое чувство выражается уровнем "бытийного движения".
5. Статья из журнала
bookCover
Кузнецова, О. Н. (психолог; Детская школа искусств № 3 (Кимры. Тверская область)).
О применении принципов культурно-исторической психологии в музыкальной педагогике / О. Н. Кузнецова, А. И. Назаров. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 5. – С. 90–102. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 100–101 (32 назв.). – References in Russian: р. 101–102 (30 names).
Авторы: Кузнецова, О. Н., Назаров, А. И.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология творчества
Ключевые слова: внутренний сенсомоторный образ, культурно-историческая психология, музыкальная педагогика, ориентировочная основа действий, основы музыкальной грамоты, теория формирования умственных действий, формирование музыкальных навыков
Подробнее
Аннотация: Анализ современной практики обучения детей основам музыкальной грамоты дает основание считать, что оно в большей степени опирается на интуицию и здравый смысл педагога, чем на психологически обоснованную систему формирования музыкальных навыков ребенка. В качестве такого обоснования предлагается теория формирования умственных действий, которая в контексте культурно-исторической психологии разрабатывалась П. Я. Гальпериным. К музыкальной педагогике эта теория ранее не применялась, если не считать формальные упоминания о ней в некоторых учебниках по музыкальной психологии. В статье на примере нескольких вводных уроков по предмету "сольфеджио", с чего начинается обучение музыкальной грамоте в детских школах искусств, приводится теоретическое обоснование и описывается процесс апробации новой методики, в которой ключевым является понятие ориентировочной основы действия (по П. Я. Гальперину). Для усвоения учеником новых для него музыкальных понятий создавались разные модификации базовой ориентировочной основы действия. В процессе обучения у него формировался внутренний сенсомоторный образ, служивший в качестве чувственной ткани абстрактного понятия. Результаты сравнительного эксперимента показали значительное превосходство новой методики по сравнению с обычной практикой обучения: успешность выполнения стандартных тестовых заданий в экспериментальной группе была почти в три раза выше, чем в контрольных.