Выбор каталога
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Дорфман, Л. Я. (заведующий кафедрой; доктор психологических наук; профессор; Пермский государственный институт культуры. Кафедра гуманитарных дисциплин).
Холономная перспектива развития теории интегральной индивидуальности / Л. Я. Дорфман. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 5. – С. 16–25. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 23–24 (23 назв.). – References in Russian: p. 24–25 (20 names).
Авторы: Дорфман, Л. Я.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Общая психология
Ключевые слова: гибридизация, гибридные теории, гибридные эффекты, кросс теоретические интеграции, теории-доноры, теория интегральной индивидуальности, теория холономности, целое и часть, часть и целое
Подробнее
Аннотация: Поставлена задача дальнейшего развития теории интегральной индивидуальности В. С. Мерлина в методологическом ключе и в русле естественнонаучного подхода. Решение этой задачи открывается при обращении к другим теориям. Тогда теория В. С. Мерлина расширяется и получает дополнительный ресурс. В ее основе лежат кросстеоретические перспективы. Простой вариант предполагает объединение и интеграцию двух теорий, когда идеи одной теории переносятся и воспроизводятся в другой теории. Излагаются основные положения теории интегральной индивидуальности и теории холономности. Утверждается, что проблема соотношения частей и целого является центральной для дальнейшего развития теории интегральной индивидуальности на современном этапе. В этой связи некоторые идеи холона переносятся на интегральную индивидуальность. Холон рассматривается как теория-донор, а теория интегральной индивидуальности - как гибрид, возникающий в результате модификации интегральной индивидуальности, когда на нее переносятся идеи холона. Холон дает новое и дополнительное понимание устройства интегральной индивидуальности, а холономная детерминация позволяет расширить и углубить представления об интегральной индивидуальности. Положения ее теории как гибрида модифицируются по нескольким направлениям. Интегральная индивидуальность как холон содержит по меньшей мере три уровня. Индивидуальные свойства каждого уровня интегральной индивидуальности обладают двойными свойствами и отношениями. Индивидуальные свойства на каком-либо ее одном уровне (например, свойств темперамента) есть часть по отношению к индивидуальным свойствам вышестоящего уровня (например, черт личности) и целое - по отношению к индивидуальным свойствам нижележащего уровня (скажем, свойств нервной системы). Нет индивидуальных свойств как только частей. Также не существуют индивидуальные свойства как только целое. Они и целое, и части одновременно. Индивидуальные свойства как часть и целое дополнительны, релятивны и многомерны.
2. Статья из журнала
bookCover
Яньшин, П. В. (доктор психологических наук; заведующий отделом; Академия для одаренных детей (Наяновой). Отдел психолого-педагогического сопровождения образования).
Терапевтическая проекция: образ воображения как средство воздействия на Я-образ клиента / П. В. Яньшин. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 5. – С. 88–101. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 101 (14 назв.). – References in Russian: p. 101 (16 names). – a-табл.
Авторы: Яньшин, П. В.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Практическая (консультативная) психология
Ключевые слова: Я-образ, высвобождение эмоций, интегративные техники, интеграция, катарсис, образ воображения, психологическая близость, психологическая интеграция, психотерапия, самоотношение, самопринятие, семантические расстояния, терапевтическое воздействие, чувственная репрезентация образа
Подробнее
Аннотация: Во многих современных психотерапевтических техниках для объяснения достигаемого эффекта используется термин "интеграция". Фактически же в большинстве случаев так называемой интеграции присутствует терапевтическая проекция, положительный эффект которой достигается путем воздействия на образ воображения, но результатом становятся позитивные изменения в Я-образе клиента. В статье терапевтическая проекция протипоставляется двум другим распространенным в психотерапии стереотипам мышления: отреагированию вытесненного аффекта (катарсису) и психологической интеграции. На примере 20 испытуемых обоего пола, участвовавших в психотерапевтических группах, с помощью семантического дифференциала, направленного на внешние аспекты образов воображения, доказывается, что во всех исследованных случаях наблюдается не интеграция либо катарсис, а трансмутация отрицательного самоотношения в положительное, что уже до интервенции образ Я и образ воображения, на который оказывалось воздействие, были семантически синонимичны (интегрированы), причем степень их изначальной близости в семантическом пространстве положительно коррелирует с выраженностью эффекта терапевтического воздействия. Ставится под сомнение ценность термина "интеграция" для понимания психологических механизмов психотерапевтической интервенции так называемых интегративных техник. При этом признается практическая полезность указанного термина..
3. Статья из журнала
bookCover
Нестик, Т. А. (доктор психологических наук; заведующий лабораторией; ведущий научный сотрудник; Институт психологии РАН. Лаборатория социальной и экономической психологии; РАНХиГС при Президенте РФ. Школа антропологии будущего).
Социальное воображение как психологический феномен / Т. А. Нестик. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 5. – С. 3–15. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 12–14 (64 назв.). – References in Russian: p. 14–15 (28 names).
Авторы: Нестик, Т. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психические процессы и состояния
Ключевые слова: когнитивная завершенность, коллективное будущее, социальная сложность, социальное воображение, сценарии будущего, сценарное мышление, эмпирические исследования
Подробнее
Аннотация: В статье анализируются психологическая феноменология, предпосылки и механизмы социального воображения, в структуре которого выделяется готовность личности и группы включать свою жизнь в социально-исторический контекст, представлять и анализировать альтернативные варианты социального взаимодействия в прошлом и будущем. Рассматриваются социологические и психологические интерпретации данного феномена. Приводятся результаты серии эмпирических исследований, позволившие выявить социально-психологические предпосылки сценарного мышления, т. е. ориентации на порождение и анализ альтернативных вариантов коллективного будущего, а также когнитивной завершенности представлений о нем, а именно убеждения в его предопределенности и безальтернативности. Обнаружена связь воспринимаемой многовариантности возможного будущего России с социальной сложностью, интересом к долгосрочному будущему, ценностью непрерывного развития, воспринимаемой коллективной политической самоэффективностью, тревогой по поводу будущего России и частотой обсуждения политических тем. Показано, что представление о безальтернативности коллективного будущего в условиях кризиса связано с переживанием угрозы, потребностью в когнитивной завершенности, фаталистическими установками, социальным цинизмом и нетерпимостью к представителям других социальных групп. Рассматриваются методы развития социального воображения в группах и организациях, помогающие представить альтернативные варианты прошлого и будущего, включить свою биографию и карьеру в контекст корпоративной и национальной истории, а также посмотреть на свою деятельность глазами представителей других социальных групп.
4. Статья из журнала
bookCover
Баянова, Л. Ф. (доктор психологических наук; старший научный сотрудник; Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований).
Связь занятий музыкой и уровня развития регуляторных функций у дошкольников пяти-шести лет / Л. Ф. Баянова, А. Г. Долгих, Д. М. Нечаева. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 5. – С. 26–39. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 36–38 (39 назв.). – References in Russian: p. 38–39 (23 names). – a-табл.
Авторы: Баянова, Л. Ф., Долгих, А. Г., Нечаева, Д. М.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Детская психология
Ключевые слова: дошкольники, дошкольное образование, занятия музыкой, занятия спортом, когнитивная гибкость, когнитивное развитие, музыка, рабочая память, регуляторные функции, слухоречевая рабочая память, спорт, субтесты
Подробнее
Аннотация: Представлены результаты исследования связи между развитием регуляторных функций и посещением дошкольниками дополнительных занятий музыкой. Для оценки уровня развития рабочей памяти, когнитивной гибкости и сдерживающего контроля использовались субтесты диагностического комплекса NEPSY-II. Выборку данного исследования составили 57 детей в возрасте пяти-шести лет, из них 16 мальчиков и 41 девочка, 21 ребенок занимался музыкой в детской музыкальной школе или детской школе искусств Москвы. Данные о посещении дошкольниками музыкальных занятий были взяты из напечатанных на бумаге анкет, которые заполнялись родителями. Экспериментальную группу составили дети, которые регулярно посещали занятия музыкой, контрольную - те, кто их не посещал. Дополнительную контрольную группу составили дошкольники, регулярно посещающие занятия спортом, но не посещающие занятия музыкой. В результате сравнения средних были обнаружены значимые различия между детьми, посещающими и не посещающими занятия музыкой. Выяснилось, что дошкольники, регулярно занимающиеся музыкой, имеют более высокий уровень развития слухоречевой рабочей памяти и когнитивной гибкости. Полученные результаты подтверждают ценность музыкальных занятий для развития определенных компонентов регуляторных функций дошкольников. При этом различий между дошкольниками, посещающими занятия музыкой и спортом, не обнаружено, что может говорить о схожести вклада данных видов занятий в когнитивное развитие детей.
5. Статья из журнала
bookCover
Мазилов, В. А. (доктор психологических наук; профессор; заведующий кафедрой; Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского. Кафедра общей и социальной психологии).
Репрезентация психологических идей К. Д. Ушинского в истории российской психологии (по материалам публикаций конца XIX - начала XX вв.) / В. А. Мазилов, А. А. Костригин. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 5. – С. 74–87. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 83–85 (55 назв.). – References in Russian: p. 85–87 (55 names).
Авторы: Мазилов, В. А., Костригин, А. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; История психологии
Ключевые слова: биографии, вклад в науку, детская психология, педагоги, педагогика, педагогическая психология, писатели, психологическая подготовка учителей, психология, публикации, философская психология
Подробнее
Аннотация: Статья посвящена 200-летнему юбилею выдающегося российского педагога К. Д. Ушинского (1823-1871). В статье исследуются исторические публикации конца XIX - начала XX вв., посвященные личности и творчеству К. Д. Ушинского. Представляются суждения авторов о психологических и психолого-педагогических идеях К. Д. Ушинского. Отмечается, что направлениями анализа вклада ученого в психологию являлись следующие: вклад в психологию в целом (его анализ философско-психологических основ педагогики и обучения, изучение проблем эмпирической психологии, рассмотрение особенностей душевной деятельности), педагогическую и детскую психологию (разработка им психологической ориентации педагогической антропологии, обозначение направлений психического и личностного развития детей, описание различий в психике детей и взрослых), основы психологической подготовки учителей. Показывается, что в историко-научных публикациях К. Д. Ушинский представлен преимущественно с педагогической и частично психологической точек зрения. Это объясняется тем, что большинство авторов являлись педагогами, они были ориентированы на образовательные и практические вопросы. Вклад К. Д. Ушинского в психологию отмечался только в текстах, но не в заголовках публикаций. Делается вывод о том, что на рубеже XIX-XX вв. К. Д. Ушинского только косвенно начали признавать как психолога. Кроме того, был и социально-исторический фактор интереса к творчеству известного педагога: отдельные проявления негативного отношения к нему в 1880-1890-е гг. со стороны Министерства народного просвещения, наследие его участия в образовательных реформах, упоминание его имени в связи с запросами российского общества в переменах в конце XIX в. Показываются перспективы дальнейшего историографического анализа творчества К. Д. Ушинского.
6. Статья из журнала
bookCover
Корниенко, Д. С. (доктор психологических наук; научный сотрудник; старший научный сотрудник; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии; Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований).
Предварительные психометрические показатели Краткого опросника обобщенных характеристик родительского отношения (Comprehensive General Parenting Questionnaire) / Д. С. Корниенко, Н. А. Руднова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 5. – С. 125–139. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 137–138 (35 назв.). – References in Russian: p. 138–139 (22 names). – a-табл.
Авторы: Корниенко, Д. С., Руднова, Н. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Социальная психология
Ключевые слова: гиперопека, опросники, психометрические показатели, родительская забота, родительский контроль, родительское отношение, структура опросника
Подробнее
Аннотация: Изучая феномен родительского отношения, исследователи обычно опираются на категории близости/отдаленности, автономии/контроля, последовательности реализации воспитательных воздействий. Многообразие методов диагностики родительского отношения позволяет измерить множество параметров, однако возникают проблемы с психометрическими характеристиками опросников и организационные сложности. Одним из подходов, пытающихся объединить различные характеристики родительского отношения, является всесторонний подход, который в качестве основных параметров родительского отношения выделяет три характеристики: заботу о ребенке, структурирование и контроль жизни ребенка. В статье приводятся результаты пилотажной оценки и анализ предварительных психометрических характеристик русскоязычной версии Краткого опросника обобщенных характеристик родительского отношения. Выборку составили 504 матери дошкольников. Результаты конфирматорного факторного анализа показали низкую пригодность структуры оригинального опросника. Выделение структуры на основе эксплораторного факторного анализа привело к еще большему сокращению пунктов опросника, которые составили три шкалы: забота, структура и контроль, - соответствующие исходному опроснику. Полученные шкалы положительно связаны со шкалами других опросников, измеряющих родительское отношение, также обнаружены корреляции показателей шкал забота и структура с чертами личности (доброжелательность, сознательность, эмоциональная стабильность). В целом у опросника оказались хорошие психометрические показатели, однако в связи со значительным уменьшением пунктов и некоторым сужением информативности полученных шкал родительского отношения на данный момент адаптированный опросник может использоваться лишь в исследовательских целях, и в перспективе для его применения необходимо проведение дополнительных исследований.
7. Статья из журнала
bookCover
Степанова, М. А. (доктор психологических наук; доцент; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии).
Педагогическая психология для учителей (к 100-летию со дня рождения Н. Ф. Талызиной) / М. А. Степанова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 5. – С. 62–73. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 73 (11 назв.). – References in Russian: p. 73 (11 names).
Авторы: Степанова, М. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Другие виды отраслевой психологии
Ключевые слова: биографии, деятельностная теория учения, педагогическая психология, принципы обучения, психологи, технологии преподавания, управляемое усвоение понятий, школьное обучение, школьные трудности
Подробнее
Аннотация: Данная статья приурочена к 100-летнему юбилею Н. Ф. Талызиной (1923-2018) - известного отечественного психолога, автора деятельностной теории учения, базирующейся на теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина. Исследования Н. Ф. Талызиной не только положили начало новому направлению научных изысканий в области психологических аспектов школьного обучения, но и способствовали созданию на их основе практико-ориентированных рекомендаций для педагогов.
8. Статья из журнала
bookCover
Карпова, Н. Л. (доктор психологических наук; профессор; ведущий научный сотрудник; Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований).
Научная школа А. А. Бодалева / Н. Л. Карпова, Е. А. Петрова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 5. – С. 52–61. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 60–61 (11 назв.). – References in Russian: p. 61 (11 names).
Авторы: Карпова, Н. Л., Петрова, Е. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Общая психология
Ключевые слова: акмеология, биографии, межличностное общение, научные школы, психологи, психология общения, этапы развития
Подробнее
Аннотация: На основе обзора научных трудов и биографических материалов проанализированы этапы профессиональной жизнедеятельности и становления научной школы А. А. Бодалева "Психология общения". С позиций понимания "школы" как учреждения, формирующего будущих исследователей, как научного коллектива, разрабатывающего под руководством лидера его программу исследований, и как определенного направления в науке показаны вклад школы А. А. Бодалева в формирование отечественных центров исследования психологии общения в теории и на практике, а также развитие ее как самостоятельной области психологической науки. Выделено три основных периода развития научной школы. На основе анализа интервью и воспоминаний учеников и сотрудников А. А. Бодалева представлен его психологический портрет как основателя и лидера школы психологии общения и одного из создателей отечественной акмеологии.
9. Статья из журнала
bookCover
Даниленко, О. И. (доктор культурологии; профессор; доцент; Санкт-Петербургский государственный университет. Факультет психологии).
Коррекция самоотношения субъекта посредством обратной связи относительно его личностных ресурсов / О. И. Даниленко, А. В. Быховская. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 5. – С. 112–124. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 122–123 (27 назв.). – References in Russian: p. 123–124 (14 names). – a-табл.
Авторы: Даниленко, О. И., Быховская, А. В.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология личности
Ключевые слова: интерактивная обратная связь, личностные ресурсы, обратная связь, психологическая интервенция, психологические характеристики, ресурсы совладания, самоотношение личности
Подробнее
Аннотация: Выявлялись изменения в самоотношении личности после проведения интервенции в форме интерактивной обратной связи относительно психологических характеристик субъекта, рассматриваемых в качестве ресурсов успешного совладания с трудными ситуациями. Выборку составили 97 человек от 24 до 56 лет. Исследование проходило в три этапа. На первом определялись психологические характеристики, релевантные для проведения интервенции. Выявлены характеристики, вносящие позитивный вклад в самоотношение: жизнестойкость, самоэффективность, ряд "сильных сторон личности" и копинг-стратегий. На втором этапе использовался метод формирующего эксперимента. Участники были случайным образом распределены по группам, в которых они в дальнейшем соответственно (1) не получили обратную связь, (2) получили только результаты тестирования, (3) получили корректирующую обратную связь. В последней экспериментальной - группе выявленные характеристики рассматривались вместе с участником как ресурсы успешного совладания с пережитыми трудными ситуациями. На третьем этапе, через две-три недели после сообщения обратной связи, во всех группах производился повторный замер самоотношения. Лишь в экспериментальной группе выявлены (1) позитивные изменения самоотношения: увеличились показатели самоценности и самоуверенности, - а также (2) положительное ситуативное влияние интервенции: рост активности и улучшение настроения субъекта. Опрос показал, что участники экспериментальной группы считают обратную связь полезной и намерены использовать полученную информацию.
10. Статья из журнала
bookCover
Дехтяренко, А. А. (аспирантка; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии).
Долгосрочная ориентация личности как предиктор психологического благополучия / А. А. Дехтяренко, Е. И. Шлягина. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 5. – С. 40–51. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 49–50 (22 назв.). – References in Russian: p. 50–51 (17 names). – a-табл.
Авторы: Дехтяренко, А. А., Шлягина, Е. И.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология личности
Ключевые слова: вознаграждение долгосрочных усилий, долгосрочная ориентация личности, долгосрочное планирование, долгосрочное целеполагание, корреляционный анализ, медиаторный анализ, молодые специалисты, непрерывное саморазвитие, опросники, психологическое благополучие, регрессионный анализ, студенты, ценность традиций
Подробнее
Аннотация: Исследование посвящено изучению связи компонентов психологического здоровья и шкал долгосрочной ориентации личности. Актуальность исследования объясняется все возрастающими нестабильностью и неопределенностью современного мира, к которым людям необходимо адаптироваться. В качестве личностного ресурса, способствующего преадаптации и адаптации, в данном исследовании рассматривается долгосрочная ориентации личности. Выборка составила 288 человек (149 студентов от 17 до 23 лет и 139 молодых специалистов в возрасте от 28 до 35 лет), которые заполняли онлайн два опросника: "Спектр психологического здоровья" К. Киза и "Долгосрочная ориентация" Т. Нестика. Межгрупповое сравнение показало, что студенты являются более социально благополучными, а в группе молодых специалистов больше выражена долгосрочная ориентация личности. В результате анализа выявлено, что предикторами психологического благополучия в обеих группах является мотивационно-ценностный компонент долгосрочной ориентации личности: в группе студентов - ценность традиции, в группе молодых специалистов - ценность непрерывного саморазвития. Связь ценности традиции и психологического благополучия у студентов опосредствуется двумя шкалами методики "Долгосрочная ориентация": оптимизм в отношении долгосрочного будущего и долгосрочное целеполагание и планирование. В группе молодых специалистов связь ценности непрерывного саморазвития с психологическим благополучием опосредствуется показателями шкалы методики "Долгосрочная ориентация": долгосрочное целеполагание и планирование.
11. Статья из журнала
bookCover
Влияние имплицитного навыка на процесс решения лингвистических задач / А. А. Медынцев, А. С. Власова, Д. В. Косолапова, Э. С. Шипилова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 5. – С. 102–111. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 111 (16 назв.). – References in Russian: p. 111 (4 names). – a-табл.
Авторы: Медынцев, А. А., Власова, А. С., Косолапова, Д. В., Шипилова, Э. С.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психические процессы и состояния
Ключевые слова: имплицитная закономерность, имплицитное обучение, имплицитные навыки, контрольные группы, лингвистические задачи, механизация мышления, мышление, подготовленные группы, решение задач
Подробнее
Аннотация: Проведено экспериментальное исследование механизма влияния имплицитно сформированного навыка на процесс решения задач лингвистического характера. В ходе основной серии эксперимента испытуемые решали разработанные для исследования ассоциативные задачи с подбором букв. Участники были разделены на две группы: подготовленную и контрольную. Испытуемые подготовленной группы перед основной серией решали дополнительные задачи с имплицитной закономерностью. В этом качестве выступало определенное пространственное расположение элементов задачи, о котором участникам исследования не сообщалось. Испытуемым контрольной группы перед основной серией решать задачи не предлагалось. В этой серии эксперимента одна часть задач имела в своей структуре аналогичную имплицитную закономерность (верные задачи), а другая такой закономерности не имела (неверные задачи). Ожидалось, что имплицитная закономерность, усвоенная испытуемыми подготовленной группы, окажет влияние на процесс решения верных задач в основной серии, а именно: количество решенных верных задач будет больше, а скорость их решения - выше. Полученные результаты частично подтвердили выдвинутую гипотезу. Испытуемые подготовленной группы быстрее решали верные задачи по сравнению с испытуемыми контрольной. Однако различий в количестве решенных задач между группами обнаружено не было. Установлено, что имплицитно усвоенный навык оказывает влияние на процесс решения задач лингвистического характера. В качестве возможного механизма такого влияния обсуждается возможная интерференция сформированного имплицитного навыка с феноменом механизации мышления, который имеет место при решении задач.