Выбор каталога
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Щербакова, А. М. (кандидат педагогических наук; старший научный сотрудник; профессор; Московский государственный психолого-педагогический университет).
Экзистенциальный подход к проблеме выгорания специалистов помогающей сферы / А. М. Щербакова, Л. А. Истомина. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 5. – С. 103–113. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 112–113 (17 назв.). – References in Russian: р. 113 (13 names).
Авторы: Щербакова, А. М., Истомина, Л. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология труда
Ключевые слова: выгорание, методики исследования, специалисты помогающей сферы, экзистенциальная исполненность, экзистенциальный анализ, экзистенциальный вакуум, эмпирические исследования
Подробнее
Аннотация: Работа в сфере профессиональной деятельности, относящейся к системе "человек-человек", обладает высоким риском появления симптоматики, характеризующей синдром выгорания. Работа с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, увеличивает этот риск в силу значительных нагрузок, связанных с особыми требованиями к индивидуально-психологическим характеристикам специалиста. В статье раскрывается экзистенциально-аналитическое понимание синдрома выгорания как особой формы экзистенциального вакуума - состояния, вызванного дефицитом истинного смысла жизни, без которого невозможно достичь переживания чувства экзистенциальной исполненности. Предполагается, что изучение данного феномена у представителей помогающих профессий может быть продуктивным для осмысления причин выгорания и разработки программ его профилактики. Описывается эмпирическое исследование, проведенное с использованием теста "Шкала экзистенции" и методики "Выявление индивидуального смысла понятий". Приводятся результаты, которые свидетельствуют, во-первых, о специфике показателей экзистенциальной исполненности в группах специалистов различных направлений (врачи-психиатры, клинические психологи, психологи-консультанты) помощи людям с ограниченными возможностями здоровья, а во-вторых, о связи особенностей коннотаций экзистенциальных понятий (жизнь, смерть, болезнь, здоровье) с показателями экзистенциальной исполненности специалистов рассматриваемых групп.
2. Статья из журнала
bookCover
Николаева, Е. И. (доктор биологических наук; профессор; заведующая кафедрой; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Кафедра возрастной психологии и педагогики семьи (Санкт-Петербург)).
Функциональные роли нейронных сетей в раннем детском возрасте / Е. И. Николаева. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 5. – С. 15–29. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 24–29 (111 назв.). – References in Russian: р. 29 (2 names).
Авторы: Николаева, Е. И.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Детская психология
Ключевые слова: генетические особенности, дети дошкольного возраста, дефолтная сеть, миелинизация, мозг ребенка, нейронные сети, нейросети исполнительных функций, развитие детей, сети состояния покоя, синаптогенез, таламические сети
Подробнее
Аннотация: Развитие нервной системы ребенка в первые три года включает множество разнонаправленных процессов, влекущих за собой постоянное изменение структуры коннективности. На этот процесс оказывают влияние генетические особенности, события окружающей среды и нейропластические реакции на непосредственные потребности ребенка, которые совместно модулируют связь и коммуникацию между нейронами внутри отдельных областей и контуров мозга, а также в нем как в целостном органе. Последние достижения в области нейровизуализации и вычислительной нейробиологии, гистологические исследования и данные молекулярной биологии принципиально изменили понимание раннего развития мозга. Особый интерес представляет координация чрезвычайно сложного набора нейродинамических событий в незрелом мозге: нейронные сети создают различные конфигурации и функциональные события, опираясь на конечный набор генетически и физиологически имеющихся возможностей, при этом в значительной степени разворачиваясь по предсказуемой временнoй шкале развития. Гибкость и разнообразие данных конфигураций создают диалектику адаптации, обладающую повышенной уязвимостью на протяжении всего дошкольного детства. Возможности для адаптивных изменений в ходе развития нейронных сетей сами по себе динамичны, специфичны во времени, чувствительны к опыту, а также воздействию окружающей среды. Понимание процессов развития и организации функциональных свойств нейронных сетей требует междисциплинарного анализа, попытка которого производится в данной работе.
3. Статья из журнала
bookCover
Хохлов, Н. А. (кандидат психологических наук; докторант; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии).
Стратегии сканирования зрительного поля при проведении нейропсихологической диагностики детей и подростков / Н. А. Хохлов. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 5. – С. 76–89. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 86–88 (46 назв.). – References in Russian: р. 88–89 (31 names).
Авторы: Хохлов, Н. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Детская психология
Ключевые слова: дети 4-17 лет, детская нейропсихология, зрительное восприятие, качество чтения, межполушарная ассиметрия, межполушарное взаимодействие, невербальный интеллект, нейрокогнитивное развитие, нейропсихологическая диагностика, нормативная стратегия, стратегии сканирования зрительного поля, фрагментарная стратегия, хаотичная стратегия
Подробнее
Аннотация: Приводится описание траекторий развития стратегий сканирования зрительного поля у детей и подростков с 4 до17 лет; рассматриваются различия в их соотношении по мануальной, зрительной асимметрии и полу; определяется, какое диагностическое значение имеет выраженность каждой стратегии сканирования зрительного поля. Участники исследования проходили нейропсихологическую диагностику, по результатам которой оценивались состояние высших психических функций и общий уровень нейрокогнитивного развития, качество чтения, эффективность межполушарного взаимодействия, функциональная межполушарная асимметрия. Показано, что хаотичная стратегия встречается у дошкольников, но почти исчезает после 8 лет. Нормативная стратегия растет до 8 лет, умеренно снижается до 12 лет, а затем снова растет. Траектория развития фрагментарной стратегии в целом противоположна траектории развития нормативной. Статистическая норма характеризуется наличием двух последних. Соотношение стратегий не связано с полом и функциональной межполушарной асимметрией. Выраженность хаотичной стратегии указывает на недостаточность межполушарного взаимодействия, нормативная стратегия связана с уровнем невербального интеллекта; высокий уровень хаотичной и низкий уровень нормативной стратегий сопровождаются трудностями при чтении и могут считаться симптомами нейрокогнитивного дефицита.
4. Статья из журнала
bookCover
Солдатова, Г. У. (доктор психологических наук; профессор; ведущий научный сотрудник; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии; РАНХиГС. Школа антропологии будущего).
Социальные практики потребления новостного контента в интернете у подростков и родителей / Г. У. Солдатова, С. В. Чигарькова, С. Н. Илюхина. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 5. – С. 44–64. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 61–63 (48 назв.). – References in Russian: р. 63–64 (25 names).
Авторы: Солдатова, Г. У., Чигарькова, С. В., Илюхина, С. Н.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология деятельности
Ключевые слова: интернет, исследования, медиапотребление, новостной контент, подростки, пользовательская активность, родители, социальные практики, ценности, ценностная ориентация, цифровая компетентность
Подробнее
Аннотация: Все чаще новостной контент мы получаем из интернета, не становятся исключением дети и подростки, прочно занимающие позицию активных цифровых пользователей. Авторами сравниваются особенности социальных практик взаимодействия с новостной информацией у подростков и родителей с разными показателями пользовательской активности, уровнем цифровой компетентности и выраженностью ценностных ориентаций. В исследовании приняли участие 637 человек: 300 подростков 14-17 лет и 337 родителей подростков этого возраста из пяти федеральных округов РФ. Результаты исследования показывают выраженную потребность подростков в новостной информации, особенно характерную для респондентов с высокой пользовательской активностью и цифровой компетентностью. По сравнению с поколением родителей подростки чаще выбирают активные стратегии обращения с информацией, выступая в роли не только ее потребителей, но также распространителей и создателей. Подростки несколько превосходят родителей в стремлении критически оценивать и проверять новостную информацию перед ее распространением в социальных сетях. Представители подрастающего поколения проявляют интерес к новостной повестке как онлайн, используя различный набор цифровых инструментов, в первую очередь социальные сети, так и к обсуждению ее офлайн. Использование более широкого круга онлайн-средств при взаимодействии с новостями характерно для подростков с более высокой цифровой компетентностью и выраженностью ценностей благожелательности, универсализма, самостоятельности и достижений. Родители с высокой пользовательской активностью и выраженностью универсализма чаще включают в свой арсенал цифровые инструменты для поиска новостной информации. Полученные данные свидетельствуют о том, что последнее время практики медиапотребления, связанные с цифровизацией медиапространства, трансформируются, особенно у подрастающего поколения.
5. Статья из журнала
bookCover
Потанина, А. М. (младший научный сотрудник; Психологический институт РАО).
Регуляторные и личностные ресурсы успешности школьного обучения: индивидуально-типологические аспекты / А. М. Потанина, В. И. Моросанова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 5. – С. 65–75. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 74–75 (23 назв.). – References in Russian: р. 75 (9 names).
Авторы: Потанина, А. М., Моросанова, В. И.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Детская психология
Ключевые слова: академическая мотивация, академическая успешность, личностные диспозиции, личностные ресурсы успешности, мотивационные ресурсы успешности, осознанная саморегуляция, регуляторно-типологические профили, регуляторные ресурсы успешности, саморегуляция, успешность обучения, школьники
Подробнее
Аннотация: Статья посвящена анализу некогнитивных ресурсов академической успешности учащихся средней и старшей школы с различными индивидуально-типологическими профилями саморегуляции. На выборке 949 учащихся V-XI классов общеобразовательных школ Москвы и Калуги выделены и описаны регуляторные, мотивационные и личностные ресурсы успешности для групп обучающихся с наиболее часто встречающимися регуляторно-типологическими профилями в трех периодах обучения (V-VI, VII-VIII и IX-XI классы). Обнаружено, что высокая успешность учащихся с гармоничным высоким профилем обеспечивается высокой саморегуляцией и открытостью новому опыту. Ресурсами повышения успеваемости в неуспешных группах (гармоничный низкий профиль) являются внутренняя мотивация и добросовестность. Для учащихся с акцентуированным профилем при среднем уровне саморегуляции ресурсами успешности являются регуляторные компетенции и регуляторно-личностные свойства, находящиеся в развитии, а при низком общем развитии ресурсное значение имеют наиболее развитые компоненты регуляторно-типологического профиля. Обнаружено, что для учащихся V-VI классов характерен высокий вклад отдельных регуляторных компетенций и общего уровня саморегуляции в академическую успешность. В VII-VIII классе наиболее высокий вклад в успешность учащихся обнаруживается со стороны личностных диспозиций, а также внутренней мотивации и общего уровня саморегуляции. Успешность старшеклассников (IX-XI классы) связана с внутренней мотивацией (познавательной и мотивацией достижения), открытостью опыту, а также регуляторно-личностным свойством инициативности.
6. Статья из журнала
bookCover
Проблема психологического состояния общества и политических процессов в современной России / Т. А. Нестик, А. В. Селезнева, Е. Б. Шестопал, А. В. Юревич. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 5. – С. 3–14. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 11–13 (52 назв.). – References in Russian: р. 13–14 (34 names).
Авторы: Нестик, Т. А., Селезнева, А. В., Шестопал, Е. Б., Юревич, А. В.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Социальная психология
Ключевые слова: доверие, коллективная память, коллективные переживания, массовые переживания, образ будущего, политические процессы, политические эмоции, политическое поведение, психологическое состояние общества, социальные настроения
Подробнее
Аннотация: В статье анализируются феномен психологического состояния общества и его связь с политикой. Рассматриваются социально-психологические, политологические и политико-психологические подходы к изучению психологического состояния общества, которое предлагается понимать как совокупность массовых и коллективных переживаний, представлений, образов, ценностей и установок, влияющих на функционирование социальных институтов. Выделяются мотивационно-аффективные и социально-когнитивные характеристики психологического состояния общества, которые могут оказать влияние на политические процессы в современной России. Анализируются политические процессы, которые чувствительны к воздействию психологического состояния общества. Намечаются перспективы дальнейших исследований, направленных на уточнение его структуры и функций в контексте социально-политических процессов, проявлений психологического состояния общества на глобальном, национальном, региональном их уровнях, требующих изучения влияния психоэмоциональных состояний на когнитивные процессы, связанные с политическим поведением, а также построения типологии психологических состояний общества и выявления степени пластичности и закономерностей динамики различных характеристик этого состояния. Кроме того, необходимо изучить влияние коллективного образа будущего и коллективной памяти на политические установки, а также определить краткосрочные и долгосрочные политические последствия изменения психологического состояния общества.
7. Статья из журнала
bookCover
Кузнецова, О. Н. (психолог; Детская школа искусств № 3 (Кимры. Тверская область)).
О применении принципов культурно-исторической психологии в музыкальной педагогике / О. Н. Кузнецова, А. И. Назаров. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 5. – С. 90–102. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 100–101 (32 назв.). – References in Russian: р. 101–102 (30 names).
Авторы: Кузнецова, О. Н., Назаров, А. И.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология творчества
Ключевые слова: внутренний сенсомоторный образ, культурно-историческая психология, музыкальная педагогика, ориентировочная основа действий, основы музыкальной грамоты, теория формирования умственных действий, формирование музыкальных навыков
Подробнее
Аннотация: Анализ современной практики обучения детей основам музыкальной грамоты дает основание считать, что оно в большей степени опирается на интуицию и здравый смысл педагога, чем на психологически обоснованную систему формирования музыкальных навыков ребенка. В качестве такого обоснования предлагается теория формирования умственных действий, которая в контексте культурно-исторической психологии разрабатывалась П. Я. Гальпериным. К музыкальной педагогике эта теория ранее не применялась, если не считать формальные упоминания о ней в некоторых учебниках по музыкальной психологии. В статье на примере нескольких вводных уроков по предмету "сольфеджио", с чего начинается обучение музыкальной грамоте в детских школах искусств, приводится теоретическое обоснование и описывается процесс апробации новой методики, в которой ключевым является понятие ориентировочной основы действия (по П. Я. Гальперину). Для усвоения учеником новых для него музыкальных понятий создавались разные модификации базовой ориентировочной основы действия. В процессе обучения у него формировался внутренний сенсомоторный образ, служивший в качестве чувственной ткани абстрактного понятия. Результаты сравнительного эксперимента показали значительное превосходство новой методики по сравнению с обычной практикой обучения: успешность выполнения стандартных тестовых заданий в экспериментальной группе была почти в три раза выше, чем в контрольных.
8. Статья из журнала
bookCover
Собкин, В. С. (доктор психологических наук; профессор; академик РАО; руководитель центра; Институт управления образованием РАО. Центр социологии образования).
Михаил Лермонтов в работах Льва Выготского: поэт в культурном диалоге с ученым / В. С. Собкин. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 5. – С. 114–138. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 136–137 (41 назв.). – References in Russian: р. 137–138 (41 names).
Авторы: Собкин, В. С.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология чтения и психология библиотечной работы
Ключевые слова: аффективное противоречие, восприятие текста, культурный диалог, национальное самоопределение, понимание текста, поэтика текстов, приемы цитирования, психологический анализ, смысловой диалог, содержательный анализ текста, уровни организации текста
Подробнее
Аннотация: В статье предпринят психологический анализ особенностей цитирования Л. С. Выготским произведений М. Ю. Лермонтова. С этой целью осуществлен поиск цитат и отсылок к произведениям поэта во всех доступных публикациях Выготского. Составлен полный корпус цитируемых фрагментов, которые анализируются относительно двух смысловых фокусов: содержания художественного произведения и того контекста, в котором они используются Выготским. Техника подобного "двойного прочтения", учитывающая структурные особенности построения текстов и неоднозначность их понимания, направлена на выявление того внутреннего смыслового диалога, который характерен для поэтики текстов Выготского. Материалы исследования свидетельствуют о значимости фигуры поэта, его голоса как в личностно значимых для Выготского ситуациях национального и социального самоопределения, так и в его творческой профессиональной деятельности при рассмотрении широкого круга вопросов, касающихся восприятия искусства, взаимоотношения речи и мышления, педагогических проблем. Проведенный анализ показал, что отсылки Выготского к произведениям Лермонтова имеют важное методологическое значение для уточнения его подхода к исследованию своеобразия коммуникативной ситуации, читательских установок и способов содержательного анализа текстов. Конкретные примеры цитирования "лермонтовских" произведений позволили уточнить содержательные особенности в понимании Выготским психологических механизмов эстетической реакции и смыслообразования при восприятии текстов.
9. Статья из журнала
bookCover
Тихомирова, Т. Н. (доктор психологических наук; профессор; член-корреспондент РАО; МГУ им. М. В. Ломоносова; Психологический институт РАО).
Когнитивное развитие школьников: эффекты макро- и микросредовых условий образования / Т. Н. Тихомирова, С. Б. Малых. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 5. – С. 30–43. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 41–43 (37 назв.). – References in Russian: р. 43 (13 names).
Авторы: Тихомирова, Т. Н., Малых, С. Б.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Детская психология
Ключевые слова: зрительно-пространственная рабочая память, когнитивное развитие, кросскультурные различия, невербальный интеллект, образовательная макросреда, образовательная микросреда, общее образование, психологические исследования, психологические тесты, скорость переработки информации, школьники
Подробнее
Аннотация: Представлены результаты исследования влияния образовательных условий макросреды (эффективности системы образования страны, в которой живет и учится ребенок) и микросреды (возможностей обучения в конкретной школе) на показатели когнитивного развития на всем протяжении школьного обучения. В работе анализируются базовые показатели когнитивного развития: скорость переработки информации и зрительно-пространственная рабочая память, а также общий показатель - невербальный интеллект. Разработана и применена к полученным данным технология дифференциальной оценки влияния образовательной макро- и микросреды на психологические признаки (свойства). В исследовании приняли участие 3244 школьника I–XI классов в возрасте от 6, 5 до 18, 7 лет из Российской Федерации и Кыргызской Республики, в которых организация системы общего образования является идентичной, а эффективность ее функционирования, в том числе относительно уровня обученности школьников, различается. Для диагностики скорости переработки информации и зрительно-пространственной рабочей памяти применялись компьютеризированные методики "Время реакции выбора" и "Последовательности", соответственно. Оценка невербального интеллекта проводилась с помощью печатной версии теста "Стандартные прогрессивные матрицы". Данные обрабатывались методом однофакторного дисперсионного анализа. Подтверждены эффекты влияния макросредовых условий образования на показатели когнитивного развития школьников. Обнаружено, что анализируемые когнитивные характеристики различаются по чувствительности к средовым условиям. Так, наибольшие кросскультурные различия получены для невербального интеллекта, а наименьшие - для скорости переработки информации. Зрительно-пространственная рабочая память не зависит от условий образовательной среды. Вместе с тем показано, что микросредовые условия образования, связанные с условиями обучения в конкретной школе, могут усиливать или ослаблять влияние макросреды на показатели когнитивного развития детей. На различных уровнях общего образования (начальном, основном и полном) наблюдается специфика изменений соотношения эффектов влияния макро- и микросредовых условий образования на когнитивное развитие школьников.
10. Статья из журнала
bookCover
Карпова, Н. Л. (доктор психологических наук; профессор; ведущий научный сотрудник; Психологический институт РАО).
Динамическая психотерапевтическая диагностика Ю. Б. Некрасовой / Н. Л. Карпова, А. А. Голзицкая. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 5. – С. 139–146. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 145–146 (17 назв.). – References in Russian: р. 146 (17 names).
Авторы: Карпова, Н. Л., Голзицкая, А. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Медицинская психология
Ключевые слова: библиотерапия, внутренняя картина здоровья, групповая логопсихотерапия, динамическая психотерапевтическая диагностика, заикание, логопсихотерапия, портрет неповторимости, психотерапевтическая диагностика
Подробнее
Аннотация: Статья посвящена 90-летию со дня рождения Юлии Борисовны Некрасовой (1931-2004) - доктора психологических наук, создателя нового направления в области специальной психологии, логопедии и психотерапии - групповой логопсихотерапии - комплексного метода лечения тяжелых случаев заикания у подростков и взрослых. В статье рассматривается один из аспектов работы Ю. Б. Некрасовой - авторская динамическая психотерапевтическая диагностика, цель которой - выявление внутренней картины здоровья и "портрета неповторимости" каждого пациента. Представлена созданная Ю. Б. Некрасовой комплексная система групповой логопсихотерапии, состоящая из трех основных этапов: подготовительного-диагностического, сеанса снятия заикания, этапа активной групповой работы. Описаны психические состояния как объективные показатели, характеризующие процесс логопсихотерапии, направленный на активизацию внутренних резервов психики пациентов и обучение их свободе смены состояний. Выявлена динамика психических состояний на всех этапах лечебного курса. Рассматриваются особенности авторской динамической психотерапевтической диагностики, основанной на библиотерапии, где специально подобранные художественные произведения предлагаются пациентам для прочтения и письменного отзыва в особой "связке" с психологическими тестами и опросниками. Анализ полученных диагностических материалов помогает логопсихотерапевту выявить внутреннюю картину здоровья каждого пациента и служит основанием создания его "портрета неповторимости", который предъявляется на сеансе снятия заикания и определяет дальнейшую коррекционную работу с каждым пациентом в ходе групповой логопсихотерапии. На основе многих отзывов коллег, журналистов, пациентов и зрителей представлена история сеансов Ю. Б. Некрасовой в Театре на Таганке, охарактеризована личность выдающегося логопсихотерапевта.
11. Статья из журнала
bookCover
Рябкова, И. А. (кандидат психологических наук; доцент; Московский государственный психолого-педагогическ. Факультет психологии образования).
Детская игрушка в современных психологических исследованиях / И. А. Рябкова, Е. Г. Шеина, С. Ю. Смирнова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 5. – С. 147–156. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 154–156 (40 назв.). – References in Russian: р. 156 (3 names).
Авторы: Рябкова, И. А., Шеина, Е. Г., Смирнова, С. Ю.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Детская психология
Ключевые слова: виды игрушек, гендерные предпочтения, детские игрушки, детско-родительское взаимодействие, дошкольники, игрушки, игры, интерактивные игры, мышление детей, психологические исследования, развитие детей, сюжетно-ролевые игры
Подробнее
Аннотация: В статье содержится обзор психолого-педагогических исследований, направленных на изучение предпочтений игрушек детьми, влияния игрушек на развитие детей и детско-родительское взаимодействие. Предпочтения игрушек могут быть обусловлены как биологическими, так и социальными факторами. Большой интерес представляет изучение гендерных предпочтений игрушек, которые в основном объясняются социальным влиянием: однозначные предпочтения у девочек и мальчиков фиксируются только в дошкольном возрасте. Изучение влияния игрушек на взаимодействие между родителями и детьми показывает, что даже вид игрушки обусловливает детско-родительское общение. Особенно важны данные о том, что игра с интерактивными игрушками приводит к снижению количества и качества взаимодействия между взрослыми и детьми; это является важной информацией для специалистов, занимающихся воспитанием и развитием маленьких детей. Исследования, направленные на изучение развивающего потенциала игрушек, однозначно доказывают, что игрушки влияют на активность и, следовательно, развитие детей, обусловливая речь, воображение, мышление, социальную и коммуникативную компетентность.
12. Статья из журнала
bookCover
Бардышевская, М. К. (кандидат психологических наук; доцент; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии).
Видеосъемка как методический прием в диагностике и коррекции аффективно-поведенческого развития детей / М. К. Бардышевская. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 5. – С. 157–171. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 171 (15 назв.). – References in Russian: р. 171 (6 names).
Авторы: Бардышевская, М. К.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Детская психология
Ключевые слова: аутизм, аффективно-поведенческие комплексы, видеозаписи, видеосъемка, дети, диагностические возможности, методы наблюдения, мотивация развития, операторы, поведение детей, психологические занятия, психотерапия, развитие детей, рефлексия, терапевтическое воздействие, эмоциональные состояния
Подробнее
Аннотация: Обобщается многолетний опыт использования видеосъемки в процессе психологических занятий с детьми, имеющими нарушения в эмоциональной и поведенческой сферах, по авторскому методу оценки и развития аффективно-поведенческих комплексов. Видеосъемка проводилась оператором, который открыто присутствовал на сеансах. Анализируется 75 часов видеозаписей психологических занятий автора с детьми от 0 до 14 лет. Обсуждаются разные методологические подходы к использованию видеосъемки для наблюдения за развитием детей: этологический, психоаналитический и уровневый. Видеосъемка рассматривается как особая аффективная нагрузка, которая при правильной организации психологического занятия может способствовать развитию базовых форм рефлексии и мотивации развития у детей. Показаны уникальные диагностические возможности видеосъемки в психологической работе по методу, основанному на аффективно-поведенческих комплексах. Эти возможности позволяют увидеть и представить в качественно-количественной форме сиюминутное движение, развитие моделей поведения и эмоций у детей с нарушениями в соответствующих сферах. Раскрыты особенности видеосъемки как дополнительного терапевтического воздействия. К диагностическим преимуществам относятся возможность фиксировать неявные влияния, вызывающие изменения в состоянии и поведении ребенка, наблюдать за рождением новых форм поведения, эмоциональных состояний, коммуникации и символической активности, увидеть сильно незавершенные паттерны, которые можно развить. Терапевтические эффекты включают изменения, связанные с общей активизацией ребенка, его ориентацией на взгляд оператора, положительными эмоциями от осознания запечатления на камеру нового достижения, отслеживанием взаимодействия между оператором и психологом, символизацией происходящего контакта. На примере эпизодов, отражающих микродинамику эмоциональных состояний индивидуальных случаев, раскрываются особенности организации видеосъемки, способствующие развитию здоровых форм поведения ребенка во время занятия с психологом.