Выбор каталога
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Солдатова, Г. У. (доктор психологических наук; профессор; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии).
Эффективность медиамногозадачности у детей и подростков в разные возрастные периоды / Г. У. Солдатова, Е. И. Рассказова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 3. – С. 55–63. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 62–63 (13 назв.). – References in Russian: р. 63 (4 names).
Авторы: Солдатова, Г. У., Рассказова, Е. И.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Детская психология
Ключевые слова: возрастные группы, выполнение заданий, медиамногозадачность, многозадачность, одновременное выполнение заданий, переключение между заданиями, подростки, успешность выполнения заданий, эффективность деятельности
Подробнее
Аннотация: Понимание медиамногозадачности как переключения между заданиями и как одновременного выполнения заданий, добровольного или в связи с требованиями, ставит вопрос об эффективности деятельности в этих условиях и о возрасте, когда работа в таком режиме может быть успешной. В описанном исследовании сопоставлены различные проявления медиамногозадачности с ее эффективностью у школьников младшего, среднего и старшего школьного возраста. Выяснилось, что многозадачность ни как одновременное выполнение нескольких заданий, ни как переключение между ними не связана с эффективностью их решения, а в случае необходимости дать ответы на одни задания во время работы над другими может ухудшить их выполнение. Многозадачность как откладывание и возвращение к заданиям также не связана со скоростью и эффективностью их выполнения. Сравнение эффективности деятельности в условиях целенаправленной и нецеленаправленной многозадачности позволяет, по аналогии с параллелограммом развития, предполагать, что к возрасту 11-13 лет формируется способность целенаправленно отслеживать вторичные, но важные задания, а к 14-16 годам она распространяется и на нецеленаправленное отслеживание второстепенных заданий, и эта способность более выражена у девочек, чем у мальчиков. Результаты свидетельствуют в пользу "сензитивного периода" многозадачности в 11-13 лет, когда дети пытаются, часто неэффективно, оптимизировать свою деятельность, отбирая к 14-16 годам действенные стратегии такой оптимизации.
2. Статья из журнала
bookCover
Щербакова, О. В. (кандидат психологических наук; доцент; Санкт-Петербургский государственный университет. Факультет психологии).
Электрофизиологические корреляты восприятия вербальных противоречий у лиц с разным уровнем психометрического интеллекта / О. В. Щербакова, А. С. Кирсанов. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 3. – С. 148–161. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 160–161 (29 назв.). – References in Russian: р. 161 (16 names).
Авторы: Щербакова, О. В., Кирсанов, А. С.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология личности
Ключевые слова: IQ, вербальные противоречия, восприятие противоречий, интеллектуальные способности, исследования, контрольные словосочетания, понятийные способности, психометрический интеллект, тесты, уровень интеллекта, электрофизиологические корреляты
Подробнее
Аннотация: Умение работать с противоречиями считается одной из характеристик здоровой психики и признаком сформированности высших форм мышления. Авторы проверяли гипотезу о том, что электрофизиологическая реакция на предъявление противоречивых словосочетаний будет различной у лиц с разным уровнем психометрического интеллекта. Исследование проводилось в два этапа: на первом испытуемые проходили тест Дж. Равена; в результате были сформированы три группы участников с высокими, средними и низкими показателями IQ. На втором параллельно с регистрацией вызванных потенциалов головного мозга участникам предъявлялись вербальные противоречия и контрольные словосочетания (обычные и бессмысленные). Обнаружены различия в амплитудах компонентов вызванных потенциалов, возникающих в ответ на предъявление словосочетаний трех типов, между тремя группами испытуемых. Восприятие вербальных стимулов различных типов (обычных, противоречивых и бессмысленных словосочетаний) различается как на поведенческом так и на электрофизиологическом уровнях независимо от уровня общих интеллектуальных способностей репициентов. Испытуемые с высоким уровнем общих интеллектуальных способностей оценивают вербальные противоречия более положительно, чем испытуемые со средним и низким уровнями общих интеллектуальных способностей. Согласно результатам анализа электрофизиологических данных, более высокие уровни общих интеллектуальных способностей соответствуют более точной когнитивной обработке вербальных противоречий и их осмыслению в терминах наличной смысловой картины мира на уровне мозгового субстрата.
3. Статья из журнала
bookCover
Арестова, О. Н. (кандидат психологических наук; доцент; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии).
Уровень эмоционального благополучия и строение иерархии личностных ценностей / О. Н. Арестова, О. В. Митина, Б. А. Чукарин. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 3. – С. 85–93. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 92–93 (33 назв.). – References in Russian: р. 93 (16 names).
Авторы: Арестова, О. Н., Митина, О. В., Чукарин, Б. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология личности
Ключевые слова: жизненные удовольствия, жизненный опыт, иерархия ценностей, имплицитные ценности, исследования, личностные ценности, опросники, переоценка ценностей, тесты, эксплицитные ценности, эмоциональное благополучие, юношеский возраст
Подробнее
Аннотация: Представлены результаты исследования соотношения эмоционального благополучия личности со строением ценностно-смысловой сферы. Рассматриваются организация ценностной сферы человека по уровням и методические проблемы ее изучения. Эмпирическое исследование проведено на 89 испытуемых юношеского возраста. Основная цель исследования - изучение соотношения глубинных и осознанных уровней представленности личностных ценностей со степенью эмоционального благополучия. Для исследования иерархии ценностей на эксплицитном и имплицитном уровне использовались методики, адресованные различным по глубине и осознанности уровням репрезентации: 1) "Ценностный опросник" Ш. Шварца; 2) "Цветовой тест отношений" А. Эткинда. Уровень эмоционального благополучия личности определялся с помощью цветового теста М. Люшера и оказался существенно выше у девушек. Было выявлено, что иерархия личностных ценностей существенно различается на осознанном и неосознанном уровнях, а также частично не совпадает у испытуемых с разным уровнем эмоционального благополучия.
4. Статья из журнала
bookCover
Юревич, А. В. (доктор психологических наук; профессор; член-корреспондент РАН; заместитель директора; Институт психологии РАН).
Умеренная усталость от COVID-19: результаты четвертого экспертного опроса / А. В. Юревич, Д. В. Ушаков, М. А. Юревич. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 3. – С. 118–126. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 126 (8 назв.). – References in Russian: р. 126 (4 names).
Авторы: Юревич, А. В., Ушаков, Д. В., Юревич, М. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Медицинская психология
Ключевые слова: COVID-19, СМИ, вакцинация, влияние на здоровье, влияние на общественные процессы, влияние на психологическое состояние, влияние на семейные отношения, опросы психологов, Пандемии, самоизоляция граждан, экспертные опросы
Подробнее
Аннотация: Пандемия, похоже, стала привычным фоном нашего существования. Рельефно обозначились и ее существенные аспекты, которые есть все основания отнести к числу психологических. Авторы провели четвертый экспертный опрос ведущих отечественных психологов. Экспертам вновь были предложены вопросы о социально-психологическом контексте эпидемии. Опросом были охвачены 92 респондента - представителя различных отраслей психологии. Опрос показал, что пандемия принесла большинству экспертов умеренные страдания, большая часть опрошенных устала от нее, но устала немного, что несравнимо с усталостью от более серьезных катаклизмов. Немногим меньше половины опрошенных считают, что она вызвала психологический кризис в обществе, у основной их части другое мнение. Большинство опрошенных считают, что пандемия никак не отразилась на человеческих отношениях, меньшая часть - что она ухудшила или улучшила их, причем ее влияние на семейные отношения было более благоприятным, чем на отношения с друзьями и коллегами. Основная часть респондентов улавливают порок современной цивилизации, заставляющей людей проводить больше времени, чем нужно, на работе, в стенах офисов. Примерно треть респондентов относят труд психолога-исследователя к числу дистанционных профессий, которые мало теряют от установления режима самоизоляции. В то же время почти половина опрошенных не видят оснований для того, чтобы переносить свою работу в домашние условия, поскольку это было бы нецелесообразно. 60 % опрошенных не считают действия российской власти в отношении пандемии ни слишком мягкими, ни чрезмерно жесткими, в основном отмечая их адекватный характер. В то же время есть и респонденты, считающие, что власть искажает истинную статистику и скрывает некоторые важные аспекты пандемии.
5. Статья из журнала
bookCover
Содержание спонтанного потока сознания в состоянии покоя при мягкой компрессии одного из полушарий мозга / А. С. Бычкова, М. Ю. Каверина, Е. В. Ениколопова, О. А. Кроткова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 3. – С. 162–170. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 169–170 (25 назв.). – References in Russian: р. 170 (2 names).
Авторы: Бычкова, А. С., Каверина, М. Ю., Ениколопова, Е. В., Кроткова, О. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Медицинская психология
Ключевые слова: ассиметрия полушарий, вариантность мозговой активности, головной мозг, компрессия медио-базальных отделов, методы нейровизуализации, радиотерапия, режимы работы головного мозга, свободный поток сознания, состояние покоя, спонтанный поток сознания
Подробнее
Аннотация: Изучался контент свободного потока сознания во время покоя у пациентов с мягкой компрессией медио-базальных отделов левой или правой височной доли в однородной когорте 26 пациентов с менингиомами хиазмально-селлярной области. Все пациенты проходили лучевое лечение в отделении радиотерапии. Сразу после сессий нейровизуализации осуществлялся опрос пациентов о содержании мыслей и ощущений во время спокойного бодрствования. В основу беседы был положен полуструктурированный опросник состояния покоя ReSQ. На основании исследования строилась круговая диаграмма, где в процентах отражалась доля присутствия каждой из категорий потока сознания во время данного сеанса. После функциональной магнитно-резонансной томографии были выявлены статистически значимые различия между группами в зависимости от стороны расположения опухоли. У пациентов с левосторонним расположением была акцентирована доля слуховых образов и переживаний, а у пациентов с правосторонней компрессией - переживаний, связанных с внутренними телесными ощущениями. Эти профили сохраняли устойчивость в динамике при повторной регистрации функциональной магнитно-резонансной томографии покоя. Изменение условий регистрации активности мозга и условий ситуации покоя во время функциональной инфракрасной спектроскопии сопровождалось изменением профиля категорий потока сознания.
6. Статья из журнала
bookCover
Еремян, З. А. (аспирантка; Санкт-Петербургский государственный университет).
Роль "триады Роджерса" в социально-психологической адаптации вынужденных мигрантов / З. А. Еремян, А. Б. Орлов. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 3. – С. 24–35. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 32–34 (60 назв.). – References in Russian: р. 34–35 (28 names).
Авторы: Еремян, З. А., Орлов, А. Б.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Социальная психология
Ключевые слова: Роджерса триада, адаптация, аккомодация, ассимиляция, вынужденные мигранты, исследования, личные коммуникативные установки, мигранты, психологические характеристики, социально-психологическая адаптация, триада Роджерса
Подробнее
Аннотация: Миграция является неотъемлемым и важным компонентом формирования народов и культур, языкового и этнического разнообразия современного мира. В XXI в. она приобретает все более вынужденный характер. Значимость вопросов адаптации вынужденных мигрантов повышается. Одной из важных предпосылок комплексного решения проблем социально-психологической адаптации вынужденных мигрантов является изучение связи между уровнем выраженности у них "триады Роджерса", а также уровнем их социально-психологической адаптации. "Триада Роджерса" является важным условием и средством актуализации потенциала человека. Актуализация представляет собой универсальный тренд человеческой жизни, который в условиях вынужденной миграции оказывается, как правило, в условиях жестких ограничений. Однако чем выраженнее у человека уровень "триады Роджерса", тем полнее и успешнее его актуализация и, следовательно, адаптация, понимаемая не как приспособление к новому окружению, а как баланс ассимиляции и аккомодации в его взаимоотношениях с миром. Новизна данной работы состоит в теоретическом и эмпирическом исследовании роли "триады Роджерса" в социально-психологической адаптации вынужденных мигрантов.
7. Статья из журнала
bookCover
Величковский, Б. Б. (доктор психологических наук; профессор; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии).
Психологические проблемы взаимодействия человека и робота / Б. Б. Величковский, А. Н. Занковский. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 3. – С. 138–147. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 146–147 (21 назв.). – References in Russian: р. 147 (3 names).
Авторы: Величковский, Б. Б., Занковский, А. Н.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Отраслевая психология
Ключевые слова: безопасность использования, беспилотные аппараты, взаимодействие, взаимопонимание, избыточное доверие, инженерные факторы, интеллектуализация роботов, наземные телеуправляемые роботы, промышленные роботы, психологические факторы, роботы, роботы-автомобили, роботы-спасатели, социальная робототехника, человек, эмоциональное взаимодействие
Подробнее
Аннотация: Широкое распространение различных роботов уже в ближайшем будущем делает проблему взаимодействия человека и робота остро актуальной. Успех такого взаимодействия зависит от множества факторов: как инженерных, так и психологических. Ошибки взаимодействия могут приводить к разнообразным негативным последствиям. В статье рассматриваются типичные проблемы взаимодействия с роботами в наиболее частых областях их применения. К ним относятся промышленное производство, телеуправляемые (беспилотные) роботы, спасательные операции, транспорт (роботы-автомобили), обучение, социальная поддержка и развлечения. Рассматриваются проблемы взаимодействия человека и робота, носящие общий характер, хотя и разной природы. К таким глобальным проблемам относится, например, прогнозирование действий роботов и предупреждение негативных последствий их действий на этапе их программирования. Другой важной проблемой является установление "взаимопонимания" между роботом и человеком. Взаимопонимание должно основываться на наличии как у робота, так и у человека ментальных моделей, характеризующих поведение искусственных агентов и человека. Отдельная глобальная проблема - это проблема создания антропоморфных роботов. В этом случае возникают специфические психологические феномены, такие как привязанность к роботу или избыточное доверие к нему и его способностям "понимать" намерения человека. Центральным классом проблем взаимодействия человека и робота являются проблемы этики, морали и ценностей. Эти проблемы, тесно связанные со страхами "порабощения" человечества роботизированными системами, еще требуют своего разрешения в рамках интеграции усилий представителей инженерных и гуманитарных наук.
8. Статья из журнала
bookCover
Фаликман, М. В. (доктор психологических наук; профессор; руководитель департамента; ведущий научный сотрудник; Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Рф).
Принцип предсказывающего кодирования в современных когнитивных исследованиях / М. В. Фаликман. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 3. – С. 3–23. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 19–22 (105 назв.). – References in Russian: р. 22–23 (32 names).
Авторы: Фаликман, М. В.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Особые состояния и явления психики
Ключевые слова: внимание, восприятие, зрительное восприятие, когнитивные исследования, ошибки предсказаний, построение движения, построение образа, предвосхищение, предсказывающее кодирование, принцип предсказывающего кодирования, психические расстройства, психологическая теория деятельности, социальное познание, теоретические рамки, физиология активности, эмоции
Подробнее
Аннотация: В статье освещаются основные направления исследований предвосхищения в современной когнитивной психологии и области применения принципа предсказывающего кодирования как нового обобщающего принципа работы когнитивной системы и головного мозга человека. Появление данного принципа в моделях обработки информации человеком повлекло за собой новую волну интереса к принципу обратной связи в исследованиях познания, к уровневому строению и нисходящей регуляции восприятия. В статье обсуждаются история понятия предвосхищения в психологии познания, возникновение и развитие принципа предсказывающего кодирования в когнитивных исследованиях, вводятся понятия ошибки предсказания и прецизионности (допустимого разброса), являющиеся ключевыми для моделей предсказывающего кодирования. Очерчивается теоретическая рамка, предложенная британским нейробиологом К. Фристоном, в которой уменьшение ошибки предсказания рассматривается как проявление самоорганизации системы и снижение энтропии. Проводится сопоставление этой теоретической рамки с идеями биокибернетики Н. А. Бернштейна и его "рефлекторным кольцом" как моделью построения движения на основе предвосхищения его параметров и обратной связи о реализации движения в данных условиях. В логике принципа предсказывающего кодирования на основе эмпирических исследований рассматриваются возможные механизмы восприятия, внимания, научения, эмоций, социального познания и психических нарушений (в частности, расстройств аутистического спектра и продуктивной симптоматики шизофрении). Анализируются возможности взаимного обогащения моделей предсказывающего кодирования и отечественных конструктивистских подходов (прежде всего физиологии активности Н. А. Бернштейна и психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева), опирающихся на представления о предвосхищении как механизме познания.
9. Статья из журнала
bookCover
Ким, Д. С. (кандидат филологических наук; профессор-исследователь; ведущий научный сотрудник; Университет иностранных языков Хангук. Институт российских исследований (Сеул)).
Отражение социально-психологических изменений в советском обществе 1920-1930 гг. в романах М. Булгакова / Д. С. Ким. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 3. – С. 35–45. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 44–45 (18 назв.). – References in Russian: р. 45 (17 names).
Авторы: Ким, Д. С.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Социальная психология
Ключевые слова: Дом, антидом, бездомность, внешняя структура дома, внутреннее пространство личности, внутренняя структура дома, жилищная культура, жилищные проблемы, новый домострой, разрушение дома, романы, символическая проницаемость жилищного пространства, советская жилищная культура, стирание границ, традиционный домострой, уничтожение индивидуальности, утрата внутренних ценностей, художественные произведения
Подробнее
Аннотация: В статье на основе художественных произведений М. А. Булгакова исследуются некоторые аспекты человеческой психологии, обусловленные советской жилищной культурой. В части, посвященной роману "Белая гвардия", рассматривается послереволюционная картина общества в период исчезающего "традиционного домостроя". Далее анализируется психология человека 1930-х гг. сквозь призму понятия "символическая проницаемость жилищного пространства" и показывается стирание границ между пространством внешним и внутренним (роман "Мастер и Маргарита"). В процессе формирования "нового домостроя" 1920-х гг. русский человек постепенно утрачивает традиционные символы и ценности, согласно которым Дом представляет собой центр мироздания. В 1930-х гг. общество сталкивается с новой реальностью, в которой традиционная структура Дома искусственным путем разрушается, вскрывая внутреннюю сторону личной жизни и уничтожая индивидуальность. Быстрое распространение коммуналок в Советской России можно назвать самой характерной чертой русской жилищной культуры XX в. И хотя большинство россиян имеет опыт проживания в коммуналках, а часть населения России живет в них до сих пор, тема кризиса "совместного проживания" в русской литературе затрагивается нечасто. Причина этого - очевидность присущих коммуналке атрибутов "антидома". Делается вывод, что дом Турбиных в романе "Белая гвардия" представляет собой средоточие культурных ценностей, связанных, в первую очередь, с внешней и внутренней свободой и обнаружением в человеке духовного начала. Гибель дома Турбиных символизирует утрату русских традиционных знаков культуры, превращение их в атрибут мещанства. Коммуналки, пришедшие на смену традиционному дому, в свою очередь, характеризуются "проницаемостью", которая разрушает границы между пространством общим и частным, внешним и внутренним, а также заставляет человека искать место уединения, изолироваться от внешнего мира.
10. Статья из журнала
bookCover
Подольский, А. И. (доктор психологических наук; профессор; Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики").
Молодежь и интернет-контент: анализ больших данных / А. И. Подольский, В. Л. Гойко. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 3. – С. 46–54. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 53–54 (11 назв.). – References in Russian: р. 54 (7 names).
Авторы: Подольский, А. И., Гойко, В. Л.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Социальная психология
Ключевые слова: анкеты, большие данные, интернет-контент, исследования, молодежь, мотивации, опросники, подростки, профили пользователей, психологические характеристики, психологическое тестирование, сайты-опросники, социальные сети, цифровой след
Подробнее
Аннотация: В статье представлено исследование, направленное на изучение взаимодействия подростков и молодежи с интернет-контентом, а также выявление связи их психологических характеристик с "цифровым следом" в социальных сетях для последующего прогнозирования этих характеристик у всей целевой аудитории. К психологическому тестированию были привлечены 12 223 учащихся школ, студентов колледжей и вузов Российской Федерации от 14 до 25 лет. Также была произведена выгрузка 3 003 750 профилей пользователей для изучения "цифрового следа" респондентов с целью прогнозирования и анализа целевой аудитории, не прошедшей психологическое тестирование. Исследование проводилось с помощью опросника "Психодиагностика мотивационной структуры личности" (автор - В. Э. Мильман), специально разработанной анкеты для изучения особенностей взаимодействия подростков и молодежи с интернет-контентом (автор - В. В. Щербакова) и программных инструментов, позволяющих работать с большими данными. Кроме того, специально для комплексного сбора данных психологической диагностики был разработан сайт-опросник ivik. org, облегчающий сбор данных "цифрового следа". В качестве социальной сети была выбрана "ВКонтакте". На основе полученных данных были составлены типологические портреты для целевой аудитории по разным сегментам (регион, возраст, пол и т. д. ) и по разным характеристикам (публикационная активность, структура сети связей (друзей), миграционные тренды, выстраивание архитектуры взаимосвязей информационных потоков и т. д. ).
11. Статья из журнала
bookCover
Кожухарь, Г. С. (кандидат психологических наук; доцент; Московский государственный психолого-педагогический университет).
Межличностные потребности в отношениях и представления о дружбе в юношеском возрасте / Г. С. Кожухарь, Е. М. Требоганова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 3. – С. 64–75. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 74–75 (27 назв.). – References in Russian: р. 75 (16 names).
Авторы: Кожухарь, Г. С., Требоганова, Е. М.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Социальная психология
Ключевые слова: анкеты, включенность в отношения, гендерные стереотипы, дружба, исследования, межличностные отношения, молодежь, мотивы дружбы, образ друга, однополая дружба, опросники, потребности в межличностных отношениях, юношеский возраст
Подробнее
Аннотация: Статья посвящена анализу представлений о дружбе и, в частности, об однополой дружбе в молодости в связи с потребностями в межличностных отношениях. Дружба важна на всех этапах жизни, наполняя ее смыслом, удовлетворением и обоюдным развитием. Взаимовлияние межличностных отношений и содержания представлений о дружбе определяет ее качество в реальной жизни. Главной целью исследования явился анализ межличностных потребностей как предикторов основных компонентов образа дружбы как социального представления. Респондентами выступили 102 человека в возрасте 18-25 лет. В качестве методов исследования были использованы "Опросник межличностных отношений" В. Шутца в адаптации А. А. Рукавишникова и авторская модификация анкеты "Представления о дружбе" Е. В. Юрковой. В результате исследования было установлено, что в представления о дружбе входят понятия взаимопонимания, доверия, поддержки, защиты в дружеских отношениях, значимости авторитета и сходства интересов. Наиболее важным предиктором компонентов представлений о дружбе у молодых людей выступает потребность во включенности в межличностные отношения. Анализ содержания представлений об однополой дружбе у молодежи позволяет прогнозировать, что потребность во включенности в отношения у молодежи будет возрастать одновременно с потребностью в контроле со стороны окружающих людей. Исследование подтвердило существование позитивных характеристик в представлениях о дружбе и однополой дружбе, а также о значимости фактора принадлежности как включенности в межличностные отношения.
12. Статья из журнала
bookCover
Мазилов, В. А. (доктор психологических наук; профессор; заведующий кафедрой; Ярославский государственный педагогический университет).
Личностные особенности студентов педагогического вуза и становление у них совладающего поведения / В. А. Мазилов, Т. В. Ледовская, Н. Э. Солынин. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 3. – С. 76–84. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 83–84 (18 назв.). – References in Russian: р. 84 (4 names).
Авторы: Мазилов, В. А., Ледовская, Т. В., Солынин, Н. Э.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология личности
Ключевые слова: интеллект, личностные особенности, мотивации, саморегуляция, совладание со стрессом, совладающее поведение, стресс, студенты педагогических вузов, успеваемость, учебная деятельность, эмоции
Подробнее
Аннотация: В статье исследовалась роль совладающего поведения в успешности учебной деятельности студентов-педагогов. Методологическую основу настоящего исследования составили положения системного и системогенетического подхода к учебной деятельности. Использовались следующие методики: опросник "Способы совладающего поведения" Р. Лазаруса и С. Фолкман, а также Многофакторный личностный опросник 16-PF Р. Кеттелла. Доказана роль личностных качеств в становлении совладающего поведения, а также подтверждена его динамика на примере студентов педагогического вуза. Определена прямая и опосредствованная роль совладающего поведения в успешности учебной деятельности студентов: стратегии совладания оказывают влияние на успеваемость, коррелируя с ведущими личностными свойствами. Различия между студентами вуза проявляются в специфике связи стратегий совладания с личностными особенностями на разных этапах профессионализации. На I курсе наибольшее количество связей совладающее поведение образует с личностными свойствами коммуникативного и интеллектуального блоков. Основным личностным свойством студентов является мягкость/тактичность, которая оказывается связана с поиском социальной поддержки. На II курсе образуются связи совладающего поведения со всеми составляющими структуры личностных свойств. Наибольшее количество связей копинга - с личностными свойствами эмоционального блока. Ведущая стратегия совладания - конфронтация. На III курсе преобладают связи копинг-поведения и личностных свойств, относящихся к эмоциональному блоку. Отсутствуют связи с особенностями интеллекта и саморегуляции. Ведущая стратегия совладания - планирование решения проблемы. На IV курсе обнаружено равнозначное количество и качество связей между стратегиями совладания и личностными свойствами. Образуются связи со всеми составляющими структуры личностных свойств. Положительная переоценка» и планирование решения проблемы являются ведущими стратегиями опосредствованно. Полученные результаты свидетельствуют о том, что личностные качества оказывают влияние на становление совладающего поведения студентов педагогического вуза.
13. Статья из журнала
bookCover
Личностные детерминанты представлений о пандемии и связанных с ней переживаний у не болевших COVID-19 жителей России / Е. И. Первичко, О. В. Митина, Ю. Е. Конюховская [и др.]. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 3. – С. 104–117. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 115–117 (27 назв.). – References in Russian: р. 117 (10 names).
Авторы: Первичко, Е. И., Митина, О. В., Конюховская, Ю. Е., Степанова, О. Б., Дорохов, Е. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Медицинская психология
Ключевые слова: индивидуальные представления, коллективные представления, личностные черты, онлайн-исследования, Пандемии, психологическое благополучие, страх, стресс, структурное моделирование, угрозы здоровью, эмоциональная устойчивость
Подробнее
Аннотация: С целью изучения личностных детерминант индивидуальных представлений о пандемии COVID-19 и переживаний в условиях текущей пандемии было проведено онлайн-исследование среди не болевших COVID-19 жителей России. С помощью структурного моделирования было показано, что выраженность таких проявлений человека, как экстраверсия и дружелюбие, способствует поддержанию эмоциональной устойчивости в условиях пандемии. Выраженность личностной черты "эмоциональность" при этом вносит наиболее значимый вклад в формирование индивидуальных представлений о пандемии, напрямую способствуя появлению страха перед неизвестной болезнью и ощущения угрозы жизни, и опосредствованно, через формирование негативных эмоциональных состояний и возникновение ощущения психологического неблагополучия. Психологическое неблагополучие детерминирует все компоненты индивидуальных представлений о пандемии COVID-19: способствует появлению страха неизвестной болезни и ощущения угрозы жизни, а также снижает выраженность представлений о возможности контролировать текущие события. Выделенная в процессе структурного моделирования значимая латентная переменная - социальные представления о пандемии COVID-19 - оказывает влияние на все компоненты индивидуальных представлений о ней.
14. Статья из журнала
bookCover
Буякас, Т. М. (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии).
Инициирующие возможности феноменологического прочтения текста / Т. М. Буякас. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 3. – С. 127–137. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 136–137 (22 назв.). – References in Russian: р. 137 (22 names).
Авторы: Буякас, Т. М.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология чтения и психология библиотечной работы
Ключевые слова: власть формы, инициирующее воздействие, психотехническая функция, феноменологическая открытость, феноменологический диалог, феноменологическое прочтение, художественный текст, эмоциональное воздействие
Подробнее
Аннотация: В статье исследуются методологические положения Л. С. Выготского и М. К. Мамардашвили, указывающие на конструктивные возможности произведений искусства. Рассматривается инициирующее воздействие художественного текста, которое являет доселе незримое как в окружающем нас мире, так и в самих себе. Произведение искусства, соответственно, обретает важную психотехническую функцию. Исследования Л. С. Выготского и М. К. Мамардашвили позволяют говорить, что психотехническую функцию художественный текст обретает лишь при его феноменологическом прочтении. Поставлен вопрос об условиях возможности феноменологического прочтения текста. Показано, что им является фактор эмоциональной затронутости текстом. Феноменологический диалог между произведением искусства и "феноменологически открытым" читателем создает условия для эмоционального воздействия текста. В работе рассмотрены основания, которые позволяют произведениям искусства обладать инициирующими возможностями. Приведены примеры инициирующего воздействия художественного текста на студентов.
15. Статья из журнала
bookCover
Харьковский, А. Н. (психолог; старший преподаватель; Российский православный университет Святого Иоанна Богослова. Факультет психологии).
Болезнь как предмет психологического рассмотрения / А. Н. Харьковский. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 3. – С. 94–103. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 102 (43 назв.). – References in Russian: р. 102–103 (41 names).
Авторы: Харьковский, А. Н.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Медицинская психология
Ключевые слова: болезнь, личностное отношение, личность, психосоматика, смысл, смысловые уровни
Подробнее
Аннотация: Статья представляет собой попытку выявить основные смысловые характеристики понятия "болезнь" и определить собственно психологическую точку зрения на это явление. В феномене болезни выделяется несколько уровней, раскрывающих его сложную смысловую структуру. Разные области знания и сферы человеческой деятельности могут отражать как отдельные уровни этого явления, так и их сочетания. В связи с этим болезнь рассматривается с точки зрения не только медицины, но и философии, религии. Становится очевидным, что болезнь не должна пониматься лишь как нарушение функционирования физиологического механизма, поскольку включает в себя, кроме телесного, еще и психологический, а также духовный уровни. В качестве методологической основы для формирования психологического взгляда на болезнь используется концепция личности и личностных смыслов, разрабатываемая в отечественной психологии. Понимание личности как орудия смыслообразования позволяет объяснить, каким образом возможно изменение отношения человека к болезни. Вместе с этим проводятся параллели с пониманием персонального взаимодействия с телесными процессами в экзистенциальной психологии. В случае рассмотрения в контексте жизни конкретного человека болезнь предстает как событие, имеющее определенный смысл, который подлежит проявлению и отражению в его личной истории. Проблема психологического понимания болезни обсуждается в том числе в связи с пандемией, поскольку сейчас, когда болезнь стала, пожалуй, самым обсуждаемым явлением, психология должна помочь с прояснением его смыслов.