Выбор каталога
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Миронова, К. В. (кандидат психологических наук; научный сотрудник; Психологический институт РАО).
Понимание текста подростками 11-12 лет в процессе смыслового чтения с бумажных и электронных носителей / К. В. Миронова, Н. А. Борисенко, С. В. Шишкова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 2. – С. 99–110. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 108–109 (38 назв.). – Ref.: p. 110 (16 names).
Авторы: Миронова, К. В., Борисенко, Н. А., Шишкова, С. В.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология чтения и психология библиотечной работы
Ключевые слова: подростки, понимание текста, скимминг, скроллинг, цифровое чтение, читательская компетентность, читательские стратегии, чтение с листа, чтение с экрана
Подробнее
Аннотация: В статье представлено сравнительное исследование уровня понимания текста российскими подростками 11-12 лет в ходе чтения с листа и с экрана. Качественный и количественный анализ полученных данных показал, что читавшие с экрана справились с диагностикой лучше, чем читавшие с листа, однако различия в результатах выполнения большинства заданий были незначимыми. Обнаружена следующая закономерность: понимание основной мысли сопряжено с уровнем читательской компетентности и практически не зависит от использованного носителя, в то время как фактуальную информацию многие подростки успешнее выявляют при работе с электронным текстом. По сравнению с пятиклассниками, учащиеся шестых классов показали значимо более высокие результаты, что свидетельствует о некотором прогрессе в понимании текста у школьников. Однако в целом вне зависимости от использованного носителя большинство испытуемых демонстрировали низкий уровень понимания концепта, что подтверждает устойчивую неблагоприятную ситуацию со смысловым чтением в общеобразовательных школах. Показано, что изменения в способах представления текста влекут за собой применение новых читательских стратегий: поисковое и просмотровое чтение путем скроллинга и скимминга, обработка текста сверху вниз (а не только слева направо), использование возможностей цифровых носителей для нахождения конкретной информации, минуя собственно этап чтения. Вместе с тем можно утверждать, что психологические механизмы понимания текста в процессе чтения с листа и с экрана являются сходными, поэтому для успешного цифрового чтения необходимы прежде всего сформированные навыки чтения с листа.
2. Статья из журнала
bookCover
Собкин, В. С. (доктор психологических наук; профессор; академик РАО; руководитель центра; Институт управления образованием РАО. Центр социологии образования).
Михаил Лермонтов в работах Льва Выготского: поэт в культурном диалоге с ученым / В. С. Собкин. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 5. – С. 114–138. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 136–137 (41 назв.). – References in Russian: р. 137–138 (41 names).
Авторы: Собкин, В. С.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология чтения и психология библиотечной работы
Ключевые слова: аффективное противоречие, восприятие текста, культурный диалог, национальное самоопределение, понимание текста, поэтика текстов, приемы цитирования, психологический анализ, смысловой диалог, содержательный анализ текста, уровни организации текста
Подробнее
Аннотация: В статье предпринят психологический анализ особенностей цитирования Л. С. Выготским произведений М. Ю. Лермонтова. С этой целью осуществлен поиск цитат и отсылок к произведениям поэта во всех доступных публикациях Выготского. Составлен полный корпус цитируемых фрагментов, которые анализируются относительно двух смысловых фокусов: содержания художественного произведения и того контекста, в котором они используются Выготским. Техника подобного "двойного прочтения", учитывающая структурные особенности построения текстов и неоднозначность их понимания, направлена на выявление того внутреннего смыслового диалога, который характерен для поэтики текстов Выготского. Материалы исследования свидетельствуют о значимости фигуры поэта, его голоса как в личностно значимых для Выготского ситуациях национального и социального самоопределения, так и в его творческой профессиональной деятельности при рассмотрении широкого круга вопросов, касающихся восприятия искусства, взаимоотношения речи и мышления, педагогических проблем. Проведенный анализ показал, что отсылки Выготского к произведениям Лермонтова имеют важное методологическое значение для уточнения его подхода к исследованию своеобразия коммуникативной ситуации, читательских установок и способов содержательного анализа текстов. Конкретные примеры цитирования "лермонтовских" произведений позволили уточнить содержательные особенности в понимании Выготским психологических механизмов эстетической реакции и смыслообразования при восприятии текстов.
3. Статья из журнала
bookCover
Буякас, Т. М. (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии).
Инициирующие возможности феноменологического прочтения текста / Т. М. Буякас. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 3. – С. 127–137. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 136–137 (22 назв.). – References in Russian: р. 137 (22 names).
Авторы: Буякас, Т. М.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология чтения и психология библиотечной работы
Ключевые слова: власть формы, инициирующее воздействие, психотехническая функция, феноменологическая открытость, феноменологический диалог, феноменологическое прочтение, художественный текст, эмоциональное воздействие
Подробнее
Аннотация: В статье исследуются методологические положения Л. С. Выготского и М. К. Мамардашвили, указывающие на конструктивные возможности произведений искусства. Рассматривается инициирующее воздействие художественного текста, которое являет доселе незримое как в окружающем нас мире, так и в самих себе. Произведение искусства, соответственно, обретает важную психотехническую функцию. Исследования Л. С. Выготского и М. К. Мамардашвили позволяют говорить, что психотехническую функцию художественный текст обретает лишь при его феноменологическом прочтении. Поставлен вопрос об условиях возможности феноменологического прочтения текста. Показано, что им является фактор эмоциональной затронутости текстом. Феноменологический диалог между произведением искусства и "феноменологически открытым" читателем создает условия для эмоционального воздействия текста. В работе рассмотрены основания, которые позволяют произведениям искусства обладать инициирующими возможностями. Приведены примеры инициирующего воздействия художественного текста на студентов.
4. Статья из журнала
bookCover
Миронова, К. В. (кандидат психологических наук; научный сотрудник; Психологический институт РАО).
Возрастная динамика понимания текста подростками 11-16 лет в процессе смыслового чтения с экрана и с листа / К. В. Миронова, Н. А. Борисенко, С. В. Шишкова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 1. – С. 27–39. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 37–39 (30 назв.). – Ref.: p. 39 (20 names). – a-табл.
Авторы: Миронова, К. В., Борисенко, Н. А., Шишкова, С. В.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология чтения и психология библиотечной работы
Ключевые слова: анкетирование, возрастная динамика, концептуальная информация, повествовательные тексты, подростки, понимание текста, фактуальная информация, читательская грамотность, чтение с листа, чтение с экрана
Подробнее
Аннотация: Представлены результаты сравнительного исследования возрастной динамики понимания школьниками 11-16 лет бумажных и электронных текстов в процессе смыслового чтения. Выборку составили 712 учащихся V–IX классов шести российских общеобразовательных организаций. В ходе эксперимента участники заполняли анкету, касающуюся чтения с экрана и с листа, и выполняли задания письменной диагностики на понимание повествовательного текста. Как показали результаты анкетирования, у школьников, проходивших опрос, не наблюдается ярко выраженного предпочтения бумажного или цифрового формата, хотя пятиклассники чаще, чем учащиеся из других параллелей, выбирали вариант "чтение с листа". Выявлена планомерная положительная динамика в уровне понимания текста при переходе в более старшие классы. Однако во всех параллелях преобладает поверхностное понимание, о чем свидетельствуют проблемы с определением и формулированием концепта текста (главного показателя понимания). Подростки значимо лучше справлялись с заданиями на фактуальную информацию, чем на концептуальную. В целом по выборке различия между читавшими с экрана и с листа были незначимыми. Единственные значимые различия были обнаружены в V–VI классах: многие учащиеся лучше выделяли фактуальную информацию при работе с электронным текстом. Полученные данные позволяют заключить, что, хотя современные подростки достаточно успешно адаптируются к обоим форматам чтения, у большинства из них имеются серьезные проблемы в области читательской грамотности, относящиеся как к традиционному бумажному, так и к цифровому чтению, а это, в свою очередь, неизбежно отрицательно сказывается на учебно-познавательной деятельности на всех ступенях образования.