Выбор каталога
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Рассказова, Е. И. (кандидат психологических наук; доцент; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии).
Субъективная оценка качества сна и дневная сонливость в норме: соотношение когнитивных, эмоциональных и поведенческих факторов / Е. И. Рассказова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 2. – С. 54–63. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 62–63 (22 назв.). – References in Russian: р. 63 (9 names).
Авторы: Рассказова, Е. И.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психические процессы и состояния
Ключевые слова: гигиена сна, качество сна, когнитивные факторы, поведенческие факторы, сон, сонливость, субъективное качество сна, тревожность, факторы нарушений сна, эмоциональные факторы, эффективность сна
Подробнее
Аннотация: Жалобы на сон и сонливость широко распространены в норме и тесно связаны с дисфункциональными убеждениями о сне, нарушением гигиены сна и тревожно-депрессивными переживаниями. Целью работы было выявление соотношения когнитивных, эмоциональных и поведенческих факторов субъективного качества сна, сонливости и типичных особенностей ночного сна в норме. Испытуемыми были 224 человека 18-47 лет без диагностированных нарушений. Они отвечали на вопросы о своем режиме сна, заполняли опросник индекса тяжести инсомнии. Согласно результатам, низкое субъективное качество сна, дневная сонливость, длительные засыпание, время от пробуждения до подъема и более низкая эффективность сна связаны с дисфункциональными убеждениями о сне, представлениями об уязвимости сна, руминациями перед сном, дисфункциональным поведением в отношении сна и тревожно-депрессивными переживаниями. Дисфункциональные убеждения о сне и нарушение гигиены сна в норме крайне распространены и выступают фактором провокации и усиления трудностей со сном в неблагоприятной ситуации, но не вызывают непосредственно нарушений сна. Субъективное качество сна в норме ниже при более выраженных дисфункциональных представлениях о сне, когнитивном возбуждении и нарушении гигиены сна, тогда как роль эмоционального состояния менее выражена. Негативный эффект когнитивного возбуждения в отношении качества сна более выражен при нарушениях гигиены сна. В норме лишь нарушение гигиены сна выступает предиктором длительности сна, сонливости и переживания недостаточности сна, тогда как когнитивное возбуждение и тревожно-депрессивные переживания предсказывают эффективность сна.
2. Статья из журнала
bookCover
Яновский, М. И. (кандидат психологических наук; доцент; Донецкий национальный университет).
Структура кинокадра и "образующие" сознания по А. Н. Леонтьеву и В. П. Зинченко / М. И. Яновский. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 2. – С. 81–90. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 88–89 (31 назв.). – References in Russian: р. 89–90 (27 names).
Авторы: Яновский, М. И.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология творчества
Ключевые слова: кино, кинокадры, образующие сознания, образы, психологическая структура кинокадра, психология кино, сознание, сознание зрителя
Подробнее
Аннотация: В статье реализована идея аналогии между психологической структурой кинокадра и структурой сознания человека. Предложена модель структуры кинокадра как отражения события. Автор выделяет в событии четыре компонента (уровня) : стимул-объект; действие (интенция) субъекта по отношению к стимул-объекту; присутствующий свидетель-субъект; общее мировое движение (событие всегда встроено в общее движение времени). В структуре кинокадра они отражены соответственно в уровнях, условно названных "стимульно-объектный", "знаково-направляющий", "присоединяющий сознание зрителя к содержанию кадра", "бытийного движения". Этим уровням сопоставлены "образующие" сознания по А. Н. Леонтьеву и В. П. Зинченко: смысл, значение, чувственная ткань, биодинамическая ткань. Смысл как выражение "пристрастности" субъекта к объекту отграничивает объект от остальной реальности и превращает его в стимул. Поэтому смысл выражен в кинокадре "стимульно-объектным" уровнем. Значения в кинокадре выражены теми элементами, которые задают семантическую, символическую нагрузку и тем самым управляют работой понимания зрителя - "знаково-направляющий" уровень кинокадра. Чувственная ткань - проявление онтологического слоя сознания - выражает непосредственное чувство реальности (в том числе она включена в переживание присутствия). В кинокадре это реализуется уровнем, "присоединяющим сознание зрителя к содержанию кадра". Биодинамическая ткань - также проявление онтологического слоя сознания; это вместе рождает чувство потока сопряженного внутреннего и внешнего движения. В кинокадре такое чувство выражается уровнем "бытийного движения".
3. Статья из журнала
bookCover
Корсакова, Н. К. (кандидат психологических наук; доцент; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии).
Сознание и память: иерархия или паритет? : (нейропсихологическое исследование) / Н. К. Корсакова, Л. И. Московичюте, Я. О. Вологдина. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 2. – С. 64–69. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 68–69 (24 назв.). – References in Russian: р. 69 (18 names).
Авторы: Корсакова, Н. К., Московичюте, Л. И., Вологдина, Я. О.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психические процессы и состояния
Ключевые слова: амнезия, аневризмы головного мозга, больные, длительность комы, нарушения памяти, нарушения сознания, память, поражения мозга, посткоматозные расстройства, самосознание, сознание, тяжесть мнестических расстройств
Подробнее
Аннотация: Проблема соотношения памяти и сознания актуальна для современных нейронаук. Часто эти виды психической деятельности в случае патологии мозга наблюдаются в синдромальном сочетании. В статье делается предположение о том, что сознание и память, будучи взаимосвязаны в психической деятельности как высшие психические функции, тем не менее независимы друг от друга. Адекватной клинической моделью для решения поставленной проблемы представляются посткоматозные состояния при аневризмах в бассейнах передней мозговой - передней соединительной, средней мозговой и внутренней сонной артерий. Было обследовано 200 больных, которые помимо полного клинического обследования проходили диагностику состояния высших психических функций по А. Р. Лурии. Особое внимание уделялось оценке нарушений памяти, которые по структуре и механизмам приближались к амнестическому синдрому. Оценка сознания больного проводилась по таким компонентам, как ориентировка в себе, во времени, в месте нахождения, рефлексия своего состояния и своей болезни. В качестве количественных показателей выступали частота встречаемости 1) нарушений памяти без нарушений сознания, 2) нарушения сознания без нарушений памяти и 3) сочетание нарушений памяти и сознания в процентном соотношении по каждой когорте больных. Было показано, что нарушения памяти и сознания встречаются чаще при аневризмах передней мозговой - передней соединительной артерии, чем при аневризмах другой локализации. Получены данные о том, что нарушения сознания и памяти могут проявляться независимо друг от друга. Сочетание нарушения памяти и сознания наблюдаются после длительного коматозного состояния, что характерно для локализации патологического процесса в передних отделах правого полушария мозга. Делается вывод о роли орбито-фронтальных отделов правого полушария головного мозга в реализации памяти и сознания, существующих независимо друг от друга, но в сложных афферентно-эфферентных взаимодействиях в системе хронотопа.
4. Статья из журнала
bookCover
Гусельцева, М. С. (доктор психологических наук; доцент; ведущий научный сотрудник; Психологический институт РАО).
С. Л. Рубинштейн и пределы марксизма / М. С. Гусельцева. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 2. – С. 106–119. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 117–118 (31 назв.). – References in Russian: р. 118–119 (28 names).
Авторы: Гусельцева, М. С.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; История психологии
Ключевые слова: антропологическая психология, биографии, историография, марксизм, методология, научная деятельность, научные труды, немецкая интеллектуальная традиция, неокантианство, принцип субъектности, принцип творческой самодеятельности, субъект, субъектно-деятельностный подход, этика
Подробнее
Аннотация: Советская историография не оставляла сомнений относительно марксистской основы субъектно-деятельностного подхода С. Л. Рубинштейна. В свете интерпретационной модели, учитывающей архивные находки смежных наук, а также различные течения советской культуры, интеллектуальная биография С. Л. Рубинштейна раскрывается в анализе смены методологических вех: неокантианский, марксистский, антропологический (экзистенциальный) периоды научной деятельности. Творческий путь С. Л. Рубинштейна рассматривается в перспективе движения от неокантианства к марксизму, в дальнейшем - преодоления марксизма в завершающем труде "Человек и мир". Если в ранней работе "Принцип творческой самодеятельности" С. Л. Рубинштейн вышел за пределы неокантианства, "Проблемы психологии в трудах Карла Маркса" стали его программой марксистской психологии, то книга "Человек и мир" явилась не просто критикой методологических ограничений марксизма, но и реализацией оригинального субъектно-деятельностного подхода, к тому же подспудно содержащего предпосылки экзистенциально-антропологического поворота в психологии. Утверждается, что восприятие С. Л. Рубинштейном марксизма было обусловлено неокантианской интеллектуальной традицией, позволившей выявить в марксизме такие недостатки, как преувеличение роли социальной среды в ущерб факторам природы и наследственности, индивидуальному развитию субъекта и свободе личностного выбора. Неокантианская интеллектуальная традиция определила значимость психологической самодетерминации и активной роли субъекта в преобразовании самого себя и окружающей действительности, приоритетность этического выбора личности перед воздействием коллективов и давлением общества, а также особую трактовку ценностей и культуры в развитии человека. Критическая переработка С. Л. Рубинштейном неокантианской традиции нашла выражение в принципе творческой самодеятельности, принципе субъектности, повышенном интересе к проблемам этики, обусловила отношение к марксизму как к всего лишь одному из философских учений в контексте немецкой интеллектуальной традиции.
5. Статья из журнала
bookCover
Ангельгардт, А. Н. (стажер-исследователь; Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики").
Роль уровня категории при решении задачи гибридного зрительного поиска / А. Н. Ангельгардт, И. М. Макаров, Е. С. Горбунова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 2. – С. 148–158. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 158 (15 назв.). – References in Russian: р. 158 (2 names).
Авторы: Ангельгардт, А. Н., Макаров, И. М., Горбунова, Е. С.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психические процессы и состояния
Ключевые слова: базовые категории, время реакции, гибридный поиск, зрительный поиск, исследования, категоризация, поиск целевого стимула, субординатные категории, суперординатные категории
Подробнее
Аннотация: Категоризация - когнитивный процесс, результатом которого является группировка объектов по определенному принципу для более эффективного хранения и обработки информации. В последнее время наблюдается тенденция к тому, чтобы изучать категоризацию не изолированно, а в связи с другими процессами, например перцептивными, в частности, исследуется ее роль при решении ряда перцептивных задач. Примером таких задач является гибридный поиск: испытуемому предлагается искать в зрительном поле ряд предварительно назначенных объектов. Его можно соотнести с задачей похода в супермаркет, когда человек ищет на полках магазина объекты из списка. В данном исследовании изучалось влияние уровня категории на выполнение задачи гибридного поиска. Сравнению подлежали точность и время обнаружения стимулов, заданных посредством категорий базового либо суперординатного уровня. Задачей испытуемых было найти определенные объекты на экране. В начале каждой пробы эти объекты принадлежали к категориям базового (например, "яблоко") или суперординатного (например "фрукты) уровня. Всего испытуемым предлагалось для запоминания от 1 до 4 объектов. В каждой пробе на экране предъявлялось 4, 8, 12 или 16 объектов, среди которых мог присутствовать один целевой стимул. В результате действительно были обнаружены стандартные для задач гибридного поиска паттерны времени реакции: наблюдалось его логарифмическое возрастание при увеличении числа объектов для запоминания и линейное - при увеличении их количества в зрительном поле. При этом различий между поиском стимулов из базовых и суперординатных категорий обнаружено не было. В качестве предполагаемого объяснения выступает наложение во время решения задачи гибридного поиска процессов направления внимания на стимул в зрительном поле и верификации его в качестве целевого.
6. Статья из журнала
bookCover
Веракса, Н. Е. (доктор психологических наук; профессор; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии).
Развитие саморегуляции у детей дошкольного возраста с помощью игры: анализ современных исследований / Н. Е. Веракса, М. Н. Гаврилова, В. Л. Сухих. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 2. – С. 120–134. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 131–134 (57 назв.). – References in Russian: р. 134 (8 names).
Авторы: Веракса, Н. Е., Гаврилова, М. Н., Сухих, В. Л.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Детская психология
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, игры, игры с правилами, развитие саморегуляции, регуляторные функции, саморегуляция, сюжетные игры, цифровые игры
Подробнее
Аннотация: В статье проанализированы современные представления о механизмах формирования саморегуляции в игре, данные об эффективности игр разного типа в развитии саморегуляции и ограничения современных исследований формирования саморегуляции с помощью игры.
7. Статья из журнала
bookCover
Мясоед, П. А. (кандидат психологических наук; психолог).
Психология и эпистемология / П. А. Мясоед. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 2. – С. 3–13. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 11–13 (40 назв.). – References in Russian: р. 13 (32 names).
Авторы: Мясоед, П. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Общая психология
Ключевые слова: антропологический подход, дуализм, монизм, постнеклассическая психология, принцип причастности, психологическое познание, соотношение субъективного и объективного, теория познания, человек в познании, эпистемология
Подробнее
Аннотация: В статье исследуются история решений вопроса о месте человека в теории познания и мышление эпистемологического содержания в психологии. Демонстрируется, что с эпистемологией психологию связывает необходимость соотнесения субъективного и объективного: истории и той, и другой дисциплины демонстрируют путь от дуализма ко все более содержательному монизму. В психологическом познании об этом говорят классический, неклассический и постнеклассический этапы: субъективное и объективное предстают несоизмеримыми сущностями, сторонами одной реальности, аспектами способа бытия человека в окружающем его мире. Представление о надындивидуальном характере познания не соответствует реальности: мысль и в той и в другой дисциплине - историко-логико-психологична; в способах их построения действует не принцип наблюдения, а принцип причастности; идеи и эпистемолога, и психолога являются свидетельством непосредственного присутствия человека в познании. Постнеклассическая психология именно это иллюстрирует: воспроизводит природу, сущность, назначение психического способом, тождественным формам его объективации в продуктах культурно-исторического бытия человечества. Формулируется положение об антропологическом подходе, предметом которого является психическое человека, осуществляющего свое бытие определенным образом, и психологе как непосредственно присутствующем в психологическом познании. Показывается, что свойственные эпистемологии субъектоцентризм, субстанциализм, процессуализм обретают в антропологическом подходе свое единство. Исследование пути психологии к содержательному монизму рассматривается как способ определения места теории психического в истории этой науки.
8. Статья из журнала
bookCover
Собкин, В. С. (доктор психологических наук; профессор; академик РАО; руководитель центра; Институт управления образованием РАО. Центр социологии образования).
Особенности использования нецензурной речи российскими подростками / В. С. Собкин. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 2. – С. 28–42. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 41–42 (34 назв.). – References in Russian: р. 42 (20 names).
Авторы: Собкин, В. С.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Детская психология
Ключевые слова: возрастные этапы, гендерные различия, девиантные формы поведения, защитные механизмы, компенсаторные механизмы, нецензурная речь, подростки, правила речевого поведения, психологические особенности, семейные отношения, социально-стратификационные факторы
Подробнее
Аннотация: Приводятся результаты эмпирического исследования особенностей использования современными российскими подростками нецензурной речи. Рассматриваются исторические особенности возникновения и социальные формы табуирования (религиозные представления, этические правила, языковые нормы, юридические ограничения) нецензурной речи; анализируются различные социальные функции использования ненормативной лексики в разных видах и типах коммуникации; обсуждаются социально-психологические особенности (экспрессивность, эмоциональность, обобщенность и др. ) и механизмы использования (символизация, замещение, эго-защита и др. ) ненормативной лексики в речевом общении. Приведенные в статье эмпирические данные основаны на материалах анонимного анкетного опроса 4 837 учащих 7-11 классов общеобразовательных школ, который был проведен весной 2020 г. в трех субъектах Российской Федерации (Забайкальский Край, Тульская и Смоленская области). Рассмотрено своеобразие использования нецензурной речи среди подростков в широком социокультурном контексте и с учетом влияния разно образных социально-психологических факторов. Показано, что неблагополучие микросоциального окружения и склонность подростков к девиантным формам поведения являются важными факторами, влияющими на активное использование ими нецензурной речи. Установлено, что с возрастом среди учащихся заметно увеличивается доля тех, кто постоянно употребляет в своей речи нецензурные выражения; все более отчетливо проявляются и существенные гендерные различия в соблюдении культурных норм и правил речевого поведения. Выявлено влияние материального статуса семьи на использование учащимися нецензурной речи. Обнаружено, что сквернословие явно связано со своеобразием детско-родительских отношений: подростки, постоянно использующие нецензурные выражения, склонны чаще отмечать авторитарность родителей, их выраженное негативное отношение к своему ребенку. Анализ полученных материалов свидетельствует о том, что социальная успешность подростка (хорошая успеваемость, статус среди одноклассников) является важным фактором, влияющим на его языковую культуру. Полученные результаты интерпретируются действием сложного комплекса психологических компенсаторных и защитных механизмов, определяющих своеобразие подросткового возраста.
9. Статья из журнала
bookCover
Степанова, М. А. (кандидат психологических наук; доцент; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии).
Интериоризация и/или экстериоризация / М. А. Степанова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 2. – С. 91–105. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 103–104 (36 назв.). – References in Russian: р. 104–105 (35 names).
Авторы: Степанова, М. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Детская психология
Ключевые слова: взаимоотношения с окружающей средой, инструментальный метод, интериоризация, когнитивное развитие детей, культурно-исторический подход, психологическое развитие детей, совершенствование способностей, соотношение внутренней и внешней деятельности, социализация, формирование личности ребенка, цифровая социализация, цифровая среда, цифровое опосредование, цифровое поколение, цифровые технологии, экстериоризация
Подробнее
Аннотация: Данная публикация своим появлением обязана увидевшей свет на страницах журнала "Вопросы психологии" статье М. В. Фаликман "Цифровое опосредствование: новые рубежи культурно-исторического подхода" (2020. № 2), в которой поставлены проблемы, носящие дискуссионный характер. Автором статьи предпринята попытка рассмотреть сквозь призму культурно-исторической психологии Л. С. Выготского особенности психического развития современных детей в условиях цифровой социализации. В частности, М. В. Фаликман прослеживает изменения, касающиеся трансформации культурных орудий и наблюдаемого в онтогенезе сдвига в сторону повышения роли внешнего опосредствования психических процессов - это позволило ей сделать вывод о том, что имеет место сдвиг от интериоризации в сторону "новой экстериоризации". Также она обращает внимание на то, что в связи с активным взаимодействием ребенка с цифровыми носителями культуры требует пересмотра и понятие зоны ближайшего развития. Объяснение этих объективно происходящих изменений предполагает их тщательное и всесторонне изучение. В этой связи видится актуальным отделение имеющих теоретическое обоснование и получивших подтверждение данных от положений, носящих лишь гипотетический характер. Это относится в первую очередь к содержанию процесса интериоризации в ее взаимосвязи с экстериоризацией. Также пристального внимания заслуживают вопросы, касающиеся рассмотрения цифровых устройств как своеобразных культурных орудий. Автор данной статьи с опорой на исследования Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. П. Зинченко приводит результаты исследований, которые позволяют расширить наши представления о специфике процессов интериоризации в современных условиях активного внедрения цифровых технологий. Обращение к этим источникам позволяет уточнить некоторые выводы, содержащиеся в работе М. В. Фаликман. В заключение автор приходит к выводу о заложенном в культурно-исторической теории исследовательском потенциале и необходимости специальной работы по переосмыслению научного вклада Л. С. Выготского сквозь призму тех задач, которые стоят перед современной наукой и практикой воспитания.
10. Статья из журнала
bookCover
Мещеряков, Б. Г. (доктор психологических наук; профессор; Государственный университет "Дубна". Кафедра психологии).
Женский и мужской типы эмоциональной экспрессии при двухальтернативном выборе изображений потребительских объектов / Б. Г. Мещеряков, А. И. Назаров, Н. В. Рычагова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 2. – С. 159–171. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 170–171 (22 назв.). – References in Russian: р. 171 (8 names).
Авторы: Мещеряков, Б. Г., Назаров, А. И., Рычагова, Н. В.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психические процессы и состояния
Ключевые слова: ЭМГ, двухальтернативный выбор, женщины, изображения потребительских объектов, кожно-гальванические реакции, лицевые мышцы, мужчины, объективные показатели, поведенческие индикаторы, психофизиологические показатели, субъективные оценки, электромиограмма, эмоциональные реакции
Подробнее
Аннотация: Изучались свойства эмоциональных реакций человека в отношении объектов разных категорий, но однородных внутри одной категории. Испытуемым (7 женщин и 8 мужчин) предъявляли изображения объектов, с которыми они часто встречаются в повседневных ситуациях. В первой серии эксперимента им нужно было ранжировать предъявляемые объекты по степени их предпочтения, как если бы они выбирали наилучший из трех объектов в данной категории. Во время ознакомления с объектами регистрировались реакции двух лицевых мышц: бровной и скуловой, которые, соответственно, связаны с отрицательными и положительными эмоциями. Объективным индикатором эмоционального статуса служило соотношение электромиограмм этих мышц (ЭМГ) при ранжировании объектов. Во второй серии эксперимента предъявлялись в случайном порядке те же объекты тем же испытуемым, которым нужно было просто оценивать объекты по семибалльной шкале "радость-печаль". Гипотеза о том, что существует прямая зависимость между ранговыми предпочтениями объектов и индексами ЭМГ, подтвердилась только для женщин, у мужчин индексы ЭМГ не зависели от предпочтений, однако у тех и других соблюдалась однотипная прямая зависимость между предпочтениями и эмоциональным воздействием. Это позволяет сделать вывод, что субъективные оценки эмоционального воздействия объектов оказываются значительно более информативными, чем объективные электромиографические показатели. Обсуждаются также некоторые методологические аспекты применения психофизиологических методик в поведенческой экономике.
11. Статья из журнала
bookCover
Тищенко, А. Г. (магистрант; Государственный академический университет гуманитарных наук).
Дескрипторы способов решения текстовых задач: соотношение с индивидуально-психологическими характеристиками / А. Г. Тищенко, В. В. Апанович, Ю. И. Александров. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 2. – С. 135–147. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 145–146 (26 назв.). – References in Russian: р. 146–147 (20 names).
Авторы: Тищенко, А. Г., Апанович, В. В., Александров, Ю. И.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психические процессы и состояния
Ключевые слова: индивидуально-психологические свойства, индивидуальный опыт, исследования, методики исследования, способы решения, текстовые задачи, характеристики решений
Подробнее
Аннотация: Исследование было направлено на проверку того, каково соответствие между характеристиками решения текстовых задач индивидами и их индивидуально-психологическими свойствами. Предполагалось, что способы решения текстовых задач являются результатом взаимодействия индивидов с предметной областью и формируются в ходе научения. Способы решения представлены как новые компоненты структуры индивидуально-специфического опыта, проявляющиеся в характеристиках решения. Цель исследования состояла в выделении семейств решений, группируемых по их характеристикам (время решения, правильность ответа и др. ), и оценке однородности каждого семейства по характеристикам решения. Эти семейства сопоставлялись с индивидуально-психологическими свойствами. В результате было установлено, что: а) индивиды, использующие различающиеся семейства решений, обладают несхожими психологическим характеристиками; б) семействам решений соответствуют не отдельные индивидуально-психологические характеристики, а их совокупность. Были выделены четыре группы испытуемых, характеризующиеся специфическим сочетанием психологических характеристик и семейств решений. Главным результатом является обнаружение соответствия между индивидуально-психологическими свойствами участников исследования и специфическими способами решения ими текстовых задач.
12. Статья из журнала
bookCover
Глазодвигательная активность младших школьников с легкой степенью умственной отсталости: как формировать методические материалы при их обучении / В. Б. Никишина, Е. В. Никишина, О. Ф. Природова, Е. А. Петраш. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 2. – С. 43–53. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 52–53 (17 назв.). – References in Russian: р. 53 (13 names).
Авторы: Никишина, В. Б., Никишина, Е. В., Природова, О. Ф., Петраш, Е. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Детская психология
Ключевые слова: глазодвигательная активность, количество фиксаций, латентное время фиксаций, легкая степень умственной отсталости, младшие школьники, недифференцированность восприятия, обучение детей, узость зрительного восприятия, фиксации взгляда, формы предъявления информации
Подробнее
Аннотация: Целью работы было изучение особенностей глазодвигательных реакций младших школьников с легкой степенью умственной отсталости при решении простых когнитивных задач для обоснования формирования методических материалов при обучении детей данной категории. В результате исследования установлено, что эти дети при решении задач на узнавание и идентификацию зрительных стимулов достоверно меньше фиксируют взгляд на предъявляемых изображениях. В поле активного восприятия попадают преимущественно объекты, расположенные в центральной части изображения. Отсутствие фиксаций взгляда на объектах, расположенных в периферической области, а также в межобъектном пространстве (при восприятии сюжетных изображений) препятствует успешному решению когнитивных задач, затрудняя узнавание и идентификацию. У детей с легкой степенью умственной отсталости общее латентное время фиксаций взгляда значимо выше, чем у детей с нормативным развитием. В прогностическом аспекте оценка когнитивной нагрузки, связанной со сложностью обучающих процедур, через параметры глазодвигательных реакций позволит оптимизировать эффективность процесса обучения детей с легкой степенью умственной отсталости. Превышение определенного особенностями типа психического развития порога когнитивной нагрузки на обучающегося снижает эффективность обучения.
13. Статья из журнала
bookCover
Тихомирова, Т. Н. (доктор психологических наук; профессор; член-корреспондент РАО; Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова; Психологический институт РАО).
Влияние родительского отношения на общую академическую успешность школьников / Т. Н. Тихомирова, С. Б. Малых. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 2. – С. 14–27. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 26–27 (25 назв.). – References in Russian: р. 27 (4 names).
Авторы: Тихомирова, Т. Н., Малых, С. Б.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Детская психология
Ключевые слова: агрессивная отчужденность, восприятие ребенка, младший школьный возраст, начальное образование, опросники, позитивное участие, родительское отношение, средний школьный возраст, структурное моделирование, успешность обучения, эмоциональное отвержение, эмоциональное принятие
Подробнее
Аннотация: Представлены результаты исследования влияния родительского отношения на академическую успешность детей в период начального и основного общего образования. Анализируются позитивные аспекты отношения матерей и отцов: эмоциональное принятие и позитивное участие, а также негативные: эмоциональное отвержение и агрессивная отчужденность - через призму восприятия детьми. В работе приняли участие 375 обучающихся начального уровня общего образования в возрасте от 7, 8 до 11, 6 лет (49, 9 % мальчиков) и 428 обучающихся 5-9 классов в возрасте от 10, 9 до 16, 6 лет (47, 3 % мальчиков). Для диагностики восприятия отношения каждого из родителей использовался опросник "Детский отчет о родительском отношении" (Тихомирова, Малых, Гайсина). Общая академическая успешность рассчитывалась на основе школьных оценок по русскому языку, математике и биологии. Показано, что на всем протяжении обязательного общего образования дети воспринимают отношение к ним обоих родителей в большей мере как эмоционально принимающее и в меньшей - как отвергающее. При этом позитивные аспекты отношения матерей школьники оценивают несколько выше, а для негативных показателей уровень восприятия как материнского, так и отцовского отношения оказывается практически идентичным. Разница в восприятии отношения обоих родителей увеличивается на основном уровне общего образования, но все же не достигает статистической значимости. Наибольшие индивидуальные различия обнаружены в восприятии позитивных аспектов отцовского отношения в подростковом возрасте. В исследовании не выявлено различий в восприятии отношения отцов и матерей между девочками и мальчиками. Результаты структурного моделирования показали, что структура связи родительского отношения к ребенку и его академической успешности задается универсальной для всего периода общего образования моделью, согласно которой эмоциональное принятие, позитивное участие, эмоциональное отвержение и агрессивная отчужденность матери и отца влияют на общую академическую успешность школьника. Результаты интерпретируются в контексте возрастной специфики восприятия родительского отношения на протяжении всего периода получения общего образования.
14. Статья из журнала
bookCover
Синягин, Ю. В. (доктор психологических наук; профессор; заведующий лабораторией; РАНХиГС при Президенте РФ. Высшая школа государственного управления (Москва)).
Академическая успеваемость и соблюдение дисциплины как предикторы управленческой успешности / Ю. В. Синягин, Н. Ю. Синягина. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 2. – С. 70–80. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 79–80 (28 назв.). – References in Russian: р. 80 (5 names).
Авторы: Синягин, Ю. В., Синягина, Н. Ю.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология личности
Ключевые слова: академическая успеваемость, биографические предикторы, государственные служащие, дисциплина, зарубежные исследования, исследования, личностно-профессиональная диагностика, образовательный уровень, опросники, предикторы успешности, профессиональная мотивация, руководители, управленческая успешность, успеваемость, школьная дисциплинированность, школьная успеваемость
Подробнее
Аннотация: На базе обзора зарубежных исследований и примере собственного изучения проблемы анализируется связь школьной, вузовской, а также общей академической успеваемости и дисциплины с индивидуально-психологическими особенностями личности будущего руководителя. Рассматриваются две точки зрения зарубежных исследователей относительно влияния академической успеваемости на успешность человека. Приводятся убедительные данные разных исследований о том, что школьники с выраженным академическим талантом превосходят менее способных сверстников, и как это влияет на их успех в будущем. Отличительная черта описываемого исследования - анализ влияния академической успеваемости и соблюдения дисциплины в годы взросления на достижения в управленческой деятельности. Важной стороной представляемого исследования является привязка полученных данных к уровню управленческой должности руководителя, которая фиксировалась с помощью специально разработанного классификатора. Проанализированы факторы, значимо связанные с личностными индикаторами "Большой пятерки" и Опросника управленческого потенциала. Полученные данные указывают на роль в достижениях личности, а также в успешности ее деятельности некоторых аспектов биографии. Описывается взаимосвязь личностно-профессиональных профилей руководителей разного уровня управления с их школьной успеваемостью и поведением. Показано, что с повышением управленческого уровня растет процент руководителей с более высокими показателями академической успешности и уменьшается число тех, кто в школьные годы обнаруживал высокий уровень дисциплинированности. Выделены четыре группы руководителей, различающиеся по соотношению уровня соблюдения школьной дисциплины и успеваемости, продемонстрировано, что каждой из групп соответствует характерный личностно-профессиональный профиль. Выяснилось, что наибольшего карьерного успеха достигают руководители с высокими показателями школьной успеваемости при среднем уровне дисциплинированности. Проведенное исследование подтверждает, что академическая (школьная и вузовская) успеваемость и соблюдение дисциплины могут рассматриваться в качестве предикторов определенного личностно-профессионального профиля руководителя, а также особенностей индивидуальных моделей организационного поведения.