Найдено документов - 13 | Статьи из номера журнала: Вопросы психологии : научный журнал. Том 70, № 2. – Москва : Вопросы психологии, 2024. | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья из журнала
Эстетический опыт созерцания картин периода второго русского авангарда: вклад контекста, этикетажа и интереса к искусству / М. А. Шестова, М. Р. Забелина, У. И. Васильченко, А. В. Певнева. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2024. – № 2. – С. 124–138. – ISSN 0042-8841. – 3 прил.: с. 136-138. – Библиогр.: с. 134–135 (29 назв.). – References in Russian: с. 135 (7 names). – a-табл.
// Вопросы психологии. – 2024. – № 2. – С. 124–138. – ISSN 0042-8841. – 3 прил.: с. 136-138. – Библиогр.: с. 134–135 (29 назв.). – References in Russian: с. 135 (7 names). – a-табл.
Авторы: Шестова, М. А., Забелина, М. Р., Васильченко, У. И., Певнева, А. В.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология творчества
Ключевые слова: арт-объекты, восприятие произведений искусства, гендерный фактор, интерес к искусству, контекст восприятия, личность человека, музеи, психология искусства, созерцание картин, справочная информация, эмпирическая эстетика, эстетические суждения, эстетические эмоции, эстетический опыт, этикетаж
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/14524542/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Исследования категории эстетического опыта в отечественной науке представлены в большей степени в философии, нежели в психологии. Содержание понятия эстетического опыта требует дополнительного осмысления и изучения с позиций психологической науки, так как он является неотъемлемой частью личности человека. Одной из фундаментальных концепций эстетического опыта является модель, предложенная Х. Ледером и М. Надалем, согласно которой он образован когнитивным, эмоциональным и семантическим компонентами и зависит от контекста и социальной ситуации, в которой происходит восприятие арт-объекта. Данная концепция разрабатывалась для изучения эстетического современного искусства. В исследовании выявляется вклад контекста, этикетажа, интереса к искусству и пола респондента в эстетический опыт восприятия современного искусства у студенческой молодежи. Работа проводилась в период с 15 по 31 мая 2023 г. в Московском "Музее AZ". Выборку составили 89 студентов Московского института психоанализа в возрасте от 17 до 34 лет из них 44 женщины и 45 мужчин. Стимульный материал - восемь женских портретов, написанных Анатолием Зверевым, отечественным художником эпохи второго русского авангарда. Результаты исследования показали, что контекст восприятия произведения искусства и пол воспринимающего влияют на эмоциональный компонент эстетического опыта, а этикетаж и интерес к искусству - на когнитивный.
2. Статья из журнала
Васильева, И. В. (доктор психологических наук; доцент; заведующая кафедрой; Тюменский государственный университет. Кафедра общей и социальной психологии).
Эмоциональная составляющая образа благополучия в представлениях студентов / И. В. Васильева, М. В. Чумаков. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2024. – № 2. – С. 24–33. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 32–33 (22 назв.). – References in Russian: с. 33 (21 names). – a-табл.
Эмоциональная составляющая образа благополучия в представлениях студентов / И. В. Васильева, М. В. Чумаков. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2024. – № 2. – С. 24–33. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 32–33 (22 назв.). – References in Russian: с. 33 (21 names). – a-табл.
Авторы: Васильева, И. В., Чумаков, М. В.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология личности
Ключевые слова: ассоциации, благополучие, представления, психосемантика, студенты, эмотивная лексика, эмоциональная составляющая
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/14524542/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: В статье рассмотрены вопросы благополучия с позиций психолингвистического и психосемантического подходов. Показана роль эмоциональной составляющей образа благополучия в определении субъективного благополучия личности. Исследуется эмотивная лексика как маркер субъективной значимости представлений о благополучии. Эмоциональная составляющая образа анализируется через призму денотативно-идеографического и функционально-семантического анализа. В исследовании приняли участие студенты бакалавриата (258 человек) социогуманитарных направлений университетов. Для сбора данных был использован метод свободных ассоциаций: участников просили давать по три ассоциации в виде глаголов, существительных, прилагательных на слово "благополучие". Было показано, что эмоциональная составляющая образа благополучия в представлениях студентов характеризуется такими категориями эмотивной лексики, как счастье, радость, любовь, спокойствие, влечение. Функционально-семантические категории эмотивной лексики представлены неравномерно. Наиболее выраженными являются эмоциональная характеризация, эмоциональное отношение и эмоциональное состояние.
3. Статья из журнала
Петракова, А. В. (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник; Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований).
Факторы стресса у актеров: качественное исследование / А. В. Петракова, Т. А. Лыкова, М. В. Сиян. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2024. – № 2. – С. 88–98. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 96–97 (35 назв.). – References in Russian: с. 97–98 (28 names). – a-табл.
Факторы стресса у актеров: качественное исследование / А. В. Петракова, Т. А. Лыкова, М. В. Сиян. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2024. – № 2. – С. 88–98. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 96–97 (35 назв.). – References in Russian: с. 97–98 (28 names). – a-табл.
Авторы: Петракова, А. В., Лыкова, Т. А., Сиян, М. В.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология творчества
Ключевые слова: актеры, интервью, копинг-стратегии, личностные особенности, поведение, психологическая помощь, психология актеров, совладание со стрессом, стрессы, факторы стресса, эмоциональные реакции
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/14524542/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: В статье изложены результаты исследования представлений актеров о стрессе в их профессиональной деятельности. Проблема стресса в отношении представителей творческих профессий относительно малоизучена, в том числе в связи с трудностями сбора данных и бытующим представлением о "легкости" творческих профессий. В настоящем исследовании приняли участие 35 профессиональных актеров. Сбор данных проводился с помощью метода структурированного интервью. Полученные ответы были проанализированы методом тематического анализа, на основе результатов которого были выделены основные категории в ответе на каждый блок вопросов, подсчитаны частоты по выделенным категориям. В рамках интервью обсуждались наиболее распространенные ситуации, вызывающие стресс у актеров, специфика их эмоциональных реакций и способов совладания со стрессом. Особое внимание было уделено теме востребованности психолога в профессиональной актерской деятельности. Показано, что основными причинами стрессовых состояний у актеров выступают личные профессиональные трудности и проблемы с коммуникацией в рабочем процессе. Описана специфика эмоциональных реакций актеров на стрессовые ситуации, выражающаяся в повышенной эмоциональной восприимчивости, склонности к демонстративности и экзальтации. Отмечено, что специфические личностные особенности, свойственные представителям актерской профессии, оказываются дополнительным фактором, определяющим трудности в преодолении стрессовых ситуаций. Выявлено, что поведение актеров в стрессовых ситуациях в большинстве случаев направлено на дистанцирование или избегание проблем. Использование подобных стратегий в отсутствие стремления к решению проблемы может негативно сказываться на качестве жизни. Зафиксировано в целом положительное отношение актеров к психологической помощи в рамках их профессиональной деятельности. Отмечено, что для наиболее эффективной консультативной работы с данной категорией специалисту-психологу желательно ознакомиться со спецификой профессиональной актерской деятельности и личностной организацией актеров.
4. Статья из журнала
Веракса, А. Н. (доктор психологических наук; заведующий кафедрой; заместитель директора; заведующий лабораторией; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии. Кафедра психологии образования и педагогики; Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований. Лаборатория психологии детства и цифровой социализации).
Специфика обработки визуальной информации при решении мыслительных задач у детей с нарушением слуха: айтрекинг-исследования / А. Н. Веракса, Я. К. Смирнова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2024. – № 2. – С. 111–123. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 121–122 (27 назв.). – References in Russian: с. 122–123 (14 names). – a-табл.
Специфика обработки визуальной информации при решении мыслительных задач у детей с нарушением слуха: айтрекинг-исследования / А. Н. Веракса, Я. К. Смирнова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2024. – № 2. – С. 111–123. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 121–122 (27 назв.). – References in Russian: с. 122–123 (14 names). – a-табл.
Авторы: Веракса, А. Н., Смирнова, Я. К.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Детская психология
Ключевые слова: айтрекинг-исследования, дошкольники, зрительное внимание, кохлеарная имплантация, нарушение слуха, обработка зрительной информации, слуховая депривация, слухопротезирование
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/14524542/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Статья посвящена проблеме выявления последствий ранней слуховой депривации в когнитивном развитии ребенка. Слуховая депривация может привести к кроссмодальным изменениям в обработке зрительной информации. В исследовани выявляются с помощью айтрекера характерные изменения обработки зрительной информации у детей с нарушением слуха. Исследование проводилось на детях дошкольного возраста пяти–семи лет (35). Основную выборку составили дети, прошедшие через операцию по кохлеарной имплантации (вживлению электродных систем во внутреннее ухо) с нарушением слуха (сенсоневральной тугоухостью), контрольная группа - типично развивающиеся дети. Применялось задание на простые и сложные невербальные аналогии, предполагающее задействование всего комплекса операций мышления. Во время выполнения этого задания производилась регистрация движения глаз детей стационарным айтрекером GP3. По последовательности и времени фиксаций, амплитуде саккад, последовательности и регулярности зон просмотра была зарегистрирована специфика распределения зрительного внимания и зрительной обработки информационных признаков, которая связана с осуществлением детьми с нарушением слуха операций поиска, опознавания, выделения существенных и отвлечения от несущественных информационных признаков для нахождения аналогий. У детей с нарушением слуха время и направление последовательности фиксаций и саккад отличается от этих показателей у детей, не имеющих проблем со слухом. Данные особенности процессов зрительного поиска будут отражаться на специфике операционного компонента мышления (зрительном анализе, синтезе, обобщении, сравнении).
5. Статья из журнала
Алмазова, О. В. (кандидат психологических наук; доцент; МГУ им. М. В. Ломоносова).
Развитие воображения у детей в возрасте пяти-семи лет / О. В. Алмазова, Д. А. Бухаленкова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2024. – № 2. – С. 51–63. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 61–62 (39 назв.). – References in Russian: с. 62–63 (25 names). – a-рис.
Развитие воображения у детей в возрасте пяти-семи лет / О. В. Алмазова, Д. А. Бухаленкова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2024. – № 2. – С. 51–63. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 61–62 (39 назв.). – References in Russian: с. 62–63 (25 names). – a-рис.
Авторы: Алмазова, О. В., Бухаленкова, Д. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Детская психология
Ключевые слова: воображение, гибкость воображения, дорисовывание фигур, дошкольники, методики, оригинальность воображения, развитие воображения
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/14524542/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: В становлении познавательной и эмоционально-личностной сфер большую роль играет воображение, поэтому его своевременная диагностика и занятия, направленные на формирование данной способности, имеют большое значение для гармоничного развития детей дошкольного возраста и их подготовки к дальнейшему обучению в школе. При этом данные отечественных исследований о развитии воображения у дошкольников крайне противоречивы, что не позволяет понять реальную картину. В связи с этим целью данного исследования стало изучение особенностей развития воображения у воспитанников старших и подготовительных групп детского сада с учетом пола. В данном лонгитюдном исследовании приняли участие 1002 старших дошкольника из четырех регионов России (Москва, Республика Саха, Республика Татарстан, Пермский край), из которых у 501 ребенка диагностика уровня развития воображения была проведена и в старшей, и в подготовительной группах детского сада. Для оценки этого уровня были использованы методика "Дорисовывание фигур" и опросник для воспитателей, содержащий вопросы о воображении их воспитанников. В результате проведенного исследования были получены значимые различия в оценках детей по всем аспектам воображения в старшей и подготовительной группах. Это говорит о том, что в возрасте пяти-семи лет оно активно развивается. Дети, лучше других выполнявшие задания в старшей группе, лучше выполняли их и в подготовительной. В старшей группе оценки девочек были значимо выше, чем оценки мальчиков по всем аспектам воображения, кроме его проявлений в устной речи, и по большинству рассматриваемых аспектов, за исключением коэффициента оригинальности, данные различия сохраняются в подготовительной группе. Таким образом, проведенное исследование позволило выявить особенности развития воображения у современных старших дошкольников, что может быть полезно как ученым, так и практикующим специалистам, занимающимся вопросами детского развития и обучения.
6. Статья из журнала
Васильева, Н. С. (кандидат юридических наук; доцент; Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики").
Психологический правовой реализм: норма как мотив поведения / Н. С. Васильева, Е. В. Тимошина. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2024. – № 2. – С. 76–87. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 86–87 (29 назв.). – References in Russian: с. 87 (24 names).
Психологический правовой реализм: норма как мотив поведения / Н. С. Васильева, Е. В. Тимошина. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2024. – № 2. – С. 76–87. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 86–87 (29 назв.). – References in Russian: с. 87 (24 names).
Авторы: Васильева, Н. С., Тимошина, Е. В.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психические процессы и состояния
Ключевые слова: Упсальская школа, должное, мотивации, мотивы поведения, нормативная мотивация, нормативный реализм, нормы, правовые нормы, психические переживания, психологический правовой реализм, самообязывание, скандинавский правовой реализм, следование правилам, этические эмоции
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/14524542/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: В статье рассматривается ответ психологического правового реализма на вопрос о том, что происходит в психике человека, когда он следует правилу (правовой норме). Психологический правовой реализм представляет собой направление в философии права, включающее: психологическую теорию права Л. И. Петражицкого, скандинавский правовой реализм (Упсальская школа и А. Росс), нормативный реализм Э. Паттаро. Представители данного направления отрицают существование правовых норм в особой реальности должного, отличной от психической; как психический феномен право также несводимо к поведенческим актам, которые рассматриваются как следствие определенного психического переживания, действующего в качестве мотива поведения. Раскрываются особенности нормативной мотивации по сравнению с другими видами мотивации. Стремление реалистов интерпретировать должное как существующее в психической реальности позволило им ответить на вопрос "как возможно существование должного? ". Реконструируется обобщенная позиция правовых реалистов: как мотив поведения норма права - специфическое переживание самообязывания, сопровождаемое интеллектуальной репрезентацией типа должного поведения; мотивация, обусловленная такими посторонними по отношению к норме соображениями, как страх перед угрозой наказания, стремление к выгоде или удовлетворение интереса и т. п., не рассматривается как собственно нормативная; представление об особой внеэмпирической обязывающей силе права объясняется с помощью психологического механизма объективации и универсализации психических переживаний, вследствие которого норме приписывается внешнее внеэмпирическое существование и возникает представление об особой реальности должного. Отмечается, что предпринятый реалистами психологический анализ должного меняет привычное представление о правопорядке как о результате государственно-организованного воздействия, подкрепляемого угрозой физического принуждения. Именно человек, способный к самообязыванию подчас вопреки утилитарным соображениям, является основанием правопорядка.
7. Статья из журнала
Гусельцева, М. С. (доктор психологических наук; доцент; ведущий научный сотрудник; Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Школа антропологии будущего).
От психологического просвещения - к антропологической компетентности / М. С. Гусельцева. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2024. – № 2. – С. 3–14. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 13–14 (24 назв.). – References in Russian: с. 14 (14 names).
От психологического просвещения - к антропологической компетентности / М. С. Гусельцева. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2024. – № 2. – С. 3–14. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 13–14 (24 назв.). – References in Russian: с. 14 (14 names).
Авторы: Гусельцева, М. С.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Социальная психология
Ключевые слова: антропологическая компетентность, антропологическая экспертиза, антропологическое просвещение, культурно-аналитический подход, методология, современность, трансдисциплинарный подход
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/14524542/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Современность выступает предметом широкого круга исследований в области социальных наук. Интерес к трансформациям человека и мира в условиях современности сопровождается перестройкой дисциплинарной матрицы познания, что характеризуется распространением полипарадигмальных, меж- и трансдисциплинарных подходов, решающих задачи интеграции научного знания. Однако изучение человека и мира в условиях современности требует от исследователя не только обновления его методологического арсенала, но и развития антропологической компетенции. Это обусловлено тем, что на текущем этапе эволюции научного знания именно антропология выступила лидером методологического обновления социальных наук. Антропология изучает человека в динамике и полноте его проявлений, в разнообразии повседневных ситуаций и меняющихся социокультурных контекстов. Также антропология в наибольшей степени стремится к созданию целостного образа современности, рассматривая взаимопревращения человека и общества, личности и культуры. Важной частью и современных научных исследований, и прикладных социальных программ становится антропологическая экспертиза. Для изучения психологических и антропологических аспектов современности уместно использование методологического инструментария, включающего гибкие и подвижные конфигурации разнообразных концепций и исследовательских стратегий. В психологии эти тенденции реализуются в развитии системно-субъектного, субъектно-деятельностного, историко-эволюционного, историко-генетического, культурно-деятельностного, культурно-аналитического, субъектно-аналитического и иных подходов. При всем разнообразии названных подходов здесь можно обнаружить общие тенденции развития современной российской психологии, выразившиеся в движении от конкретно-научного психологического знания - к смешанному, меж- и трансдисциплинарному, целостному и антропологически ориентированному познанию. Обсуждается феномен антропологического просвещения и обусловленное им развитие антропологической компетентности, что предполагает овладение пакетом социальных знаний, касающихся развития человека, его окружения, творческой и профессиональной деятельности, повышения качества жизни. Предлагается несколько инструментальных и концептуальных средств расширения антропологической компетентности, включающих методологические ресурсы концепции "перегрева" и концепции "идеального шторма".
8. Статья из журнала
Стогова, Н. А. (доктор медицинских наук; профессор; Воронежский государственный медицинский университет им. Н. Н. Бурденко).
Особенности эмпатийности у ординаторов клинических дисциплин медицинского вуза / Н. А. Стогова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2024. – № 2. – С. 34–40. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 39–40 (20 назв.). – References in Russian: с. 40 (4 names). – a-табл.
Особенности эмпатийности у ординаторов клинических дисциплин медицинского вуза / Н. А. Стогова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2024. – № 2. – С. 34–40. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 39–40 (20 назв.). – References in Russian: с. 40 (4 names). – a-табл.
Авторы: Стогова, Н. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Медицинская психология
Ключевые слова: каналы эмпатии, медицинские вузы, ординаторы, процесс обучения, студенты, эмпатические способности, эмпатия
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/14524542/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Изучение эмпатии среди медицинских работников является актуальной проблемой современной отечественной и зарубежной психологии. Повышение уровня эмпатических способностей будущих врачей способствует повышению качества оказания личностно-ориентированной медицинской помощи населению. В связи с этим была изучена степень проявления эмпатии среди 98 ординаторов клинических специальностей Воронежского государственного медицинского университета в течение 2016-2023 гг., проведено сравнение уровней эмпатии у ординаторов и 147 студентов старших курсов. У половины ординаторов медицинского вуза установлено преобладание заниженного уровня эмпатии. Достоверных различий в уровне эмпатии по гендерному признаку не установлено, однако эмоциональность эмпатии и общая суммарная оценка уровня эмпатии были выше у женщин. Наиболее высокий уровень эмпатии наблюдался у ординаторов, обучающихся по специальности "психиатрия", наименьший - по специальности "онкология". При сравнении уровней эмпатии у ординаторов и 147 студентов старших курсов существенных различий не отмечено. Проведенное эмпирическое исследование выявило недостаточный уровень эмпатических способностей у выпускников медицинского университета. Сделан вывод о необходимости повышения уровня эмпатии у обучающихся медицинского вуза на додипломном и последипломном этапах путем применения и совершенствования специальных методов обучения и воспитания.
9. Статья из журнала
Грошев, И. В. (доктор психологических наук; доктор экономических наук; профессор; заместитель директора; Научно-исследовательский инстиут образования и науки (Москва)).
Особенности формирования ковидофобии у мужчин и женщин / И. В. Грошев. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2024. – № 2. – С. 99–110. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 108–110 (51 назв.). – References in Russian: с. 110 (22 names). – a-табл.
Особенности формирования ковидофобии у мужчин и женщин / И. В. Грошев. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2024. – № 2. – С. 99–110. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 108–110 (51 назв.). – References in Russian: с. 110 (22 names). – a-табл.
Авторы: Грошев, И. В.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Медицинская психология
Ключевые слова: COVID-19, гендерные различия, женщины, заболевания, здоровье, ковидофобии, коронавирусная инфекция, мужчины, постковидный синдром, психические расстройства, страхи, тревожно-депрессивные состояния, тревожность, фобии
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/14524542/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Обобщаются результаты зарубежных исследований различий в распространенности ковидофобии и особенностях формирования ее предикторов у мужчин и женщин. В результате метаанализа более 40 научных публикаций получена выборка из более чем 3 000 респондентов, изучение которой позволило выявить особенности распространенности ковидофобии и факторов ее формирования в зависимости от пола. Представленные данные показали, что ее возникновение связано с различными факторами, в частности, с повышенной эмоциональностью, тревожностью, чувством психического дискомфорта - у женщин, стрессом и страхом - у мужчин. Во время первой волны переболевшие коронавирусной инфекцией женщины после выздоровления продолжили страдать, в частности, от заболеваний кожи, а мужчины - от заболеваний сердца и головного мозга, и относительно этих заболеваний у них формировались глубокие и стойкие фобии. При этом самыми тяжелыми проявлениями постковидного синдрома, затрагивающими большинство систем организма у мужчин и женщин, включая молодых девушек и юношей, стали "мозговой туман", когнитивная дисфункция, забывчивость, раздражительность, проблемы с памятью и когнитивными способностями, быстрая утомляемость, появление панических атак и крайнее истощение организма, повлекшие за собой тревожные состояния, постепенно переходящие в тревожно-депрессивные, а также различные психические и тревожно-фобические расстройства, включая фобии, связанные с телом, симптоматика которых сохранялась девять и более месяцев. Учитывая показатели многих исследований, указывается влияние пола на постковидный синдром, который преимущественно распространен среди женщин, а мужской пол является одним из факторов риска тяжелого течения коронавирусной инфекцией. Сделан вывод о наличии существенных различий в появлении навязчивых страхов и формировании фобий такого содержания между представителями разных полов.
10. Статья из журнала
Горбачева, Е. И. (доктор психологических наук; профессор; Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского. Институт психологии).
Контекстуальные и индивидуальные детерминанты применения морального запрета в этически нагруженной ситуации / Е. И. Горбачева, К. В. Кабанов. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2024. – № 2. – С. 15–23. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 22–23 (27 назв.). – References in Russian: с. 23 (11 names). – a-табл.
Контекстуальные и индивидуальные детерминанты применения морального запрета в этически нагруженной ситуации / Е. И. Горбачева, К. В. Кабанов. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2024. – № 2. – С. 15–23. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 22–23 (27 назв.). – References in Russian: с. 23 (11 names). – a-табл.
Авторы: Горбачева, Е. И., Кабанов, К. В.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология личности
Ключевые слова: индивидуальные характеристики, контекстуальные детерминанты, модели применения, моральный запрет, психологическое содержание, этически нагруженные ситуации
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/14524542/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: В статье обосновывается необходимость включения конструкта "моральный запрет" в контекст исследований психологии морали. На основании анализа научных концептуализаций морального запрета как ценностного, а также когнитивного основания мышления и поведения в этически нагруженных ситуациях было осуществлено моделирование его психологического содержания субъектами морального выбора. Показано, что для оценки применения морального запрета определяющими показателями являются императивность, обоснованность необходимости и согласованность. Представленная теоретическая модель описывает, как профессионально маркированный или нейтральный контекст ситуаций (медицина, право, повседневное общение) и фокус их анализа, задаваемого инструкцией (с собственной позиции или с позиции Другого), оказывают воздействие на применение морального запрета в разных профессионально-образовательных группах. При этом показатели его применения могут варьировать при воздействии индивидуальных детерминант - когнитивных и личностных характеристик. Предложенный теоретико-методический подход, акцентируя внимание на принципах моральных рассуждений и их операционализации в форме морального запрета, содержательно отвечает задачам исследования сущности и закономерностей морального мышления как интеллектуального процесса, обеспечивающего применение универсальных ценностей в управлении своим поведением, а также различение "правильного" и "неправильного" в разнообразных контекстах взаимодействия. Исследование характера влияния индивидуальных и контекстуальных детерминант применения моральных запретов в отношении себя и других расширит возможности для критической оценки как рационалистических, так интуиционистских моделей, применяемых в современных психологических исследованиях морали. Выявление границ вариативности применения сфокусированных на себе и на другом нормативных требований в контекстуально неоднородных ситуациях у людей, различающихся своими когнитивными и личностными характеристиками, позволит установить, как функционируют нравственные нормативы в индивидуальном сознании и как они актуализируются в стратегиях проблематизации и разрешения моральных противоречий.
11. Статья из журнала
Рябкова, И. А. (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник; Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований).
Игровая ценность игрушки / И. А. Рябкова, М. Г. Мазманянц. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2024. – № 2. – С. 41–50. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 47–49 (61 назв.). – References in Russian: с. 49–50 (32 names).
Игровая ценность игрушки / И. А. Рябкова, М. Г. Мазманянц. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2024. – № 2. – С. 41–50. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 47–49 (61 назв.). – References in Russian: с. 49–50 (32 names).
Авторы: Рябкова, И. А., Мазманянц, М. Г.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Детская психология
Ключевые слова: безопасность, играбельность, игровая ценность, игрушки, предметно-пространственная среда, психолого-педагогическая экспертиза, развивающий потенциал
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/14524542/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: В статье представлена модель оценки игрушек, в основе которой лежит методика психолого-педагогической экспертизы, созданная под руководством Е. О. Смирновой. Дальнейшая разработка методики связана со стремлением авторов учитывать в процессе оценки игровых материалов "голос ребенка". Ребенок - главный потребитель игрушек, однако при этом его интересы слабо учитываются как при создании или выборе игрушек, так и во многих методиках экспертиз. Предлагаемая модель включает те параметры, которые представляют особый интерес для взрослых (безопасность, развивающий и образовательный потенциал игрушки), а также аспекты, относящиеся к игровым потребностям и возможностям ребенка: играбельность (полифункциональность, или открытость, игрушки, ее привлекательность для ребенка и удобство использования) и адаптивность (соответствие игрушки интересам детей различного возраста, а также - с различными особенностями развития и образовательными потребностями). Спецификой методики является то, что ее осуществление строится как мини-исследование, состоящее из трех этапов. На первом производится оценка безопасности, развивающего и образовательного потенциала игрушки, выдвигаются гипотезы о ее игровой ценности. На втором проводится наблюдение за детьми с целью оценки степени их вовлеченности в игру с игрушкой и продолжительности этой игры, а также уточнения возрастных и других ее особенностей. Наблюдение позволяет проверить выдвинутые гипотезы и обнаружить особенности, которые не изучались на первом этапе. Третий направлен на анализ полученных данных и формулирование выводов об игровой ценности игрушки.
12. Статья из журнала
И. А. Зимняя : [некролог]. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2024. – № 2. – С. 139. – ISSN 0042-8841. – c-портр.
// Вопросы психологии. – 2024. – № 2. – С. 139. – ISSN 0042-8841. – c-портр.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; История психологии
Ключевые слова: биографии, научная деятельность, некрологи, педагоги, психологи, психология речи
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/14524542/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: 4 апреля 2024 г ушла из жизни доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования Ирина Алексеевна Зимняя. И. А. Зимней опубликовано более 350 научных работ по педагогическим и психологическим наукам. Особенно значимой в научной деятельности И. А. Зимней является разработка оригинальной функционально-психологической схемы смыслопорождения, а введенный ею в психологию речи и психолингвистику термин "смысловое восприятие" речевого сообщения в настоящее время является одним из важных элементов этих наук.
13. Статья из журнала
Баянова, Л. Ф. (доктор психологических наук; ведущий научный сотрудник; Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований).
Влияние экранного времени на регуляцию поведения младших школьников / Л. Ф. Баянова, Э. Н. Гилемханова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2024. – № 2. – С. 64–75. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 73–75 (35 назв.). – References in Russian: с. 75 (21names). – a-табл.
Влияние экранного времени на регуляцию поведения младших школьников / Л. Ф. Баянова, Э. Н. Гилемханова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2024. – № 2. – С. 64–75. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 73–75 (35 назв.). – References in Russian: с. 75 (21names). – a-табл.
Авторы: Баянова, Л. Ф., Гилемханова, Э. Н.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Детская психология
Ключевые слова: базовые психологические функции, высшие психические функции, культурная конгруэнтность, младшие школьники, психическое развитие, регуляция поведения, физическое развитие, экранное время
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/14524542/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: В настоящее время в научной литературе широко обсуждается связь времени, проведенного перед монитором, с различными аспектами благополучия людей. Однако влияние этого времени на регуляцию поведения младших школьников до сих пор является малоисследованной областью. Особое внимание к теме связано с существенным расхождением количества, рекомендованного физиологами, врачами, специалистами по гигиене экранного времени, и реальным его количеством. У детей младшего школьного возраста оно существенно превышает эту норму, что влечет за собой серьезные последствия для их физического и психического развития. Регуляция поведения, согласно принципам культурно-исторической трактовки развития, осуществляется в ситуации с заданными правилами. Их спектр имеет инвариантный ряд, специфичный для возраста. В исследовании устанавливается влияние экранного времени на показатели культурной конгруэнтности младшего школьника (т. е. соответствия нормативной ситуации, оценку которого дает взрослый) как индикаторы сформированности ключевых для его возраста регуляторных функций. Гипотеза состоит в том, что экранное время влияет на уровень их сформированности, которая проявляется в показателях культурной конгруэнтности. Представлено авторское понятие экранного времени с позиции теории культивирования. Предложена и обоснована трехуровневая градация этого уровня для учащихся младшего школьного возраста. Установлена нелинейная связь экранного времени и культурной конгруэнтности, которая опосредована предметным содержанием области применения культурных правил. Показано, что негативное влияние экранного времени в меньшей степени проявляется в отношении функционирования базовых психических функций и реализации деятельности репродуктивного характера, а в большей - в отношении эффективности высших психических функций.