Выбор каталога
Сортировать по:
1. Книга
bookCover
Шифры: ББК 88 - Г 681
Гордеева, Н.Д.
Экспериментальная психология исполнительного действия. – М. : Тривола, 1995. – 321 с. – (Обновление гуманитарного образования в России). – ISBN 5884150156.
Авторы: Гордеева, Н.Д.
Тематические рубрики: Психология; Деятельность; психология экспериментальная; Психология общая
Экземпляры: Всего: 1, из них: Зал гуманитарной литературы-1
Информация об экземплярах
Подробнее
Аннотация: Представлен зарубежный и отечественный опыт изучения движения и действий,включая историю и современное состояние проблемы, представлены распространенные сейчас концептуальные схемы анализа движений и наиболее известные модели.
2. Книга
bookCover
Шифры: ББК 88 - Л 478
Леонтьев, А.Н.
Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – 2-е изд. – М. : Политиздат, 1977. – 304 с.
Авторы: Леонтьев, А.Н.
Тематические рубрики: Психология—Психология общая; Деятельность; Психология деятельности; Сознание; Личность
Экземпляры: Всего: 1, из них: Зал гуманитарной литературы-1
Информация об экземплярах
3. Статья из журнала
bookCover
Величковский, Б. Б. (доктор психологических наук; профессор; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии).
Человек-оператор и управление беспилотными летательными аппаратами в "умном городе" / Б. Б. Величковский, Д. Н. Соколова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 6. – С. 46–50. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 50 (10 назв.). – Ref.: p. 50 (4 names).
Авторы: Величковский, Б. Б., Соколова, Д. Н.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология деятельности
Ключевые слова: беспилотные летательные аппараты, люди-операторы, обратная связь, особенности поведения, умные города, управление беспилотниками, управление роями роботов, человеческий фактор, эргономика
Подробнее
Аннотация: Сегодня в связи с широким распространением беспилотных летательных аппаратов обсуждаются возможности их применения в "умном городе", например для доставки товаров или обеспечения беспроводной связи. С целью контроля за такими системами будут привлекаться люди-операторы, работающие на контрольных станциях. В статье рассматриваются проблемы, которые могут возникнуть в работе таких операторов. Среди этих проблем особое внимание уделяется недостатку сенсорной информации, трудностям работы со сложной автоматизацией, нарушениям режима работы людей-операторов и, как следствию, когнитивным изменениям. Описываются стрессовые факторы работы на контрольных станциях, а также связанные с этим когнитивные нарушения, которые возникают при появлении события, требующего немедленного вмешательства человека. Рассматривается влияние уровня ситуационной осведомленности на успешность решения задач, связанных с человеческим фактором, а также степень разработанности методов ее оценки у операторов беспилотных летательных аппаратов. Предлагаются направления разработки человеко-машинных интерфейсов, которые могут снизить вероятность ошибок, создаваемых в таких системах человеческим фактором. Среди проблем создания подобных интерфейсов подробно рассматриваются две, связанные с визуализацией множества роботов (роя роботов) и с получением обратной связи от отдельных роботов. При поиске их решения необходимо учитывать ограничения внимания человека, а также проблему доверия человека технике. Особое внимание уделяется возможности внедрения предиктивных дисплеев, которые смогут облегчить нагрузку на людей-операторов, а также на системы, которые будут фильтровать и интегрировать сообщения, поступающие от беспилотных летательных аппаратов.
4. Статья из журнала
bookCover
Иванов, Д. И. (кандидат филологических наук; доцент; профессор; Сианьский университет иностранных языков. Институт русского языка (КНР)).
Теория когнитивно-прагматических программ в контексте системно-деятельностного подхода / Д. И. Иванов, Д. Л. Лакербай. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 5. – С. 3–18. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 16–17 (34 назв.). – Ref.: p. 17–18 (26 names).
Авторы: Иванов, Д. И., Лакербай, Д. Л.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология деятельности
Ключевые слова: КПП, деятельность, интенциональность, когнитивно-прагматические программы, когнитивно-прагматические установки, коммуникативное сознание, личность, метадисциплинарность, объяснительный принцип, синтетическая языковая личность, системно-деятельностный подход, субъект-интерпретаторы, субъект-источники, язык, языковое сознание
Подробнее
Аннотация: Статья посвящена концептуализации психологического аспекта метадисциплинарной авторской теории когнитивно-прагматических программ (КПП). Возникшая как плод встречного движения ряда гуманитарных наук теория КПП имеет множественные пересечения с системно-деятельностным подходом в психологии как в базовых положениях, так и в проблемных вопросах. На примере генезиса теории КПП показывается необходимость и возможность возникновения метадисциплинарной методологии, изначально адаптивной к сложным объектам на основе теоретического осмысленного внутреннего родства их составляющих. Поскольку общий план теории КПП - это моделирование целенаправленной деятельности, конституирующей личность, а компоненты КПП представляют собой переосмысленные установки в традиции Д. Н. Узнадзе, соотнесенные с общей моделью деятельности, возникает возможность рассмотрения вопросов системно-деятельностного подхода с новой точки зрения. Например, взятая в деятельностном аспекте как объяснительный принцип теория КПП дает развернутое обоснование включенности целей и мотивации деятельности в ее состав. В области психологии творчества КПП вбирает в себя всю уникальность установок творческой личности, показывая, как создается и функционирует "проект" творчества и судьбы художника. Типы когнитивно-прагматических установок представляют собой специфическую модельную конкретизацию аспектов деятельности, выделяемых в культурно-деятельностной психологии через методологические планы анализа. Концепция КПП позволяет органично соединить подходы Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева: в процессе развертывания той или иной когнитивно-прагматической программы ее субъект-источник превращает "слово" в "дело", а "дело" - в "слово", мысль в реальный практический шаг, и наоборот, т. е. "орудийность" и "знаковость" в процессе деятельности моделируются одновременно. Понятие КПП позволяет проводить ценностно-смысловой анализ языкового и коммуникативного сознания, охватывающий все сферы актуализации когнитивно-прагматических интенций. При всей своей когнитивно-семиотической "модельности" концепция КПП воплощает реальный "образ деятельности" реальных людей во всем богатстве его внутренних мотивировок.
5. Статья из журнала
bookCover
Чо, Х. (профессор; Национальный институт развития человеческих ресурсов при Министерстве управления персоналом Республики Корея).
Сравнительное исследование лидерских компетенций государственных служащих в Республике Корея и в Российской Федерации / Х. Чо, Д. А. Подольский. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 4. – С. 30–39. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 38–39 (30 назв.). – References in Russian: p. 39 (6 names). – a-табл.
Авторы: Чо, Х., Подольский, Д. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология деятельности
Ключевые слова: государственные служащие, корпоративная культура, культурные различия, лидерские компетенции
Подробнее
Аннотация: В настоящее время в государственных секторах России и Южной Кореи происходят серьезные трансформационные процессы. Глобальные вызовы требуют более совершенных компетенций государственных служащих, в первую очередь связанных с готовностью взять на себя лидерскую роль в управлении процессами внедрения изменений. Авторами представлен анализ роли этих компетенций в системе подготовки госслужащих. В статье обсуждаются вопросы: как государственные служащие в Корее и в России оценивают важность лидерской компетентности, развиваемой в образовательных программах; в чем различия лидерских качеств и стилей руководства между государственными чиновниками в Южной Корее и в России. Рассматриваются вопросы построения и реализации образовательных программ для развития лидерских компетенций государственных служащих. Результаты проведенного исследования показывают, что российские и корейские государственные служащие во время обучения имеют разные приоритеты. Можно говорить и о различной доминирующей корпоративной культуре в российском государственном секторе и в корейском. Для корпоративной культуры первого характерен транзакционный стиль лидерства, в то время как для второго - инклюзивное лидерство.
6. Статья из журнала
bookCover
Солдатова, Г. У. (доктор психологических наук; профессор; ведущий научный сотрудник; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии; РАНХиГС. Школа антропологии будущего).
Социальные практики потребления новостного контента в интернете у подростков и родителей / Г. У. Солдатова, С. В. Чигарькова, С. Н. Илюхина. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 5. – С. 44–64. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 61–63 (48 назв.). – References in Russian: р. 63–64 (25 names).
Авторы: Солдатова, Г. У., Чигарькова, С. В., Илюхина, С. Н.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология деятельности
Ключевые слова: интернет, исследования, медиапотребление, новостной контент, подростки, пользовательская активность, родители, социальные практики, ценности, ценностная ориентация, цифровая компетентность
Подробнее
Аннотация: Все чаще новостной контент мы получаем из интернета, не становятся исключением дети и подростки, прочно занимающие позицию активных цифровых пользователей. Авторами сравниваются особенности социальных практик взаимодействия с новостной информацией у подростков и родителей с разными показателями пользовательской активности, уровнем цифровой компетентности и выраженностью ценностных ориентаций. В исследовании приняли участие 637 человек: 300 подростков 14-17 лет и 337 родителей подростков этого возраста из пяти федеральных округов РФ. Результаты исследования показывают выраженную потребность подростков в новостной информации, особенно характерную для респондентов с высокой пользовательской активностью и цифровой компетентностью. По сравнению с поколением родителей подростки чаще выбирают активные стратегии обращения с информацией, выступая в роли не только ее потребителей, но также распространителей и создателей. Подростки несколько превосходят родителей в стремлении критически оценивать и проверять новостную информацию перед ее распространением в социальных сетях. Представители подрастающего поколения проявляют интерес к новостной повестке как онлайн, используя различный набор цифровых инструментов, в первую очередь социальные сети, так и к обсуждению ее офлайн. Использование более широкого круга онлайн-средств при взаимодействии с новостями характерно для подростков с более высокой цифровой компетентностью и выраженностью ценностей благожелательности, универсализма, самостоятельности и достижений. Родители с высокой пользовательской активностью и выраженностью универсализма чаще включают в свой арсенал цифровые инструменты для поиска новостной информации. Полученные данные свидетельствуют о том, что последнее время практики медиапотребления, связанные с цифровизацией медиапространства, трансформируются, особенно у подрастающего поколения.
7. Статья из журнала
bookCover
Клопотова, Е. Е. (кандидат психологических наук; доцент; старший научный сотрудник; Московский государственный психолого-педагогический университет. Центр междисциплинарных исследований современного детства).
Роль взрослого в развитии детской игры / Е. Е. Клопотова, Ю. А. Токарчук. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 2. – С. 159–169. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 168–169 (23 назв.). – Ref.: p. 169 (18 names).
Авторы: Клопотова, Е. Е., Токарчук, Ю. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология деятельности
Ключевые слова: взаимодействие сторон, детские игры, директивная позиция педагога, нейтральная позиции педагога, партнерская позиция педагога, позиции педагога, показатели игровой деятельности, развитие ребенка, сюжетно-ролевые игры
Подробнее
Аннотация: Представлены результаты исследования влияния позиции взрослого на развитие детской игры. В эксперименте приняли участие 45 детей (в возрасте от 4 лет 1 месяца до 4 лет 11 месяцев). Полученные результаты позволили говорить о партнерской позиции взрослого как наиболее положительно влияющей на детскую игру. Наименее эффективной для ее развития оказалась нейтральная позиция взрослого, при которой не происходит передача детям новых средств и способов игровой деятельности. По сравнению с ней директивная позиция взрослого в большей степени способствует развитию детской игры. Жесткое руководство ею все-таки предполагает передачу детям способов игрового поведения и развития сюжета, однако не приводит к полноценному развитию игровой деятельности.
8. Статья из журнала
bookCover
Воробьева, Ольга Александровна (директор программы; Высшая школа государственного управления РАНХиГС).
Развитие понятия "лидерство": исторический контекст и современность / О. А. Воробьева. – Текст : непосредственный
// Актуальные проблемы психологического знания. – 2021. – № 1/2. – С. 39–47. – ISSN 2073-8544. – Библиогр. в конце ст.
Авторы: Воробьева, Ольга Александровна
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи
Ключевые слова: лидерство, распределенное лидерство, политическое лидерство, командное лидерство, модели управления, государственное управление, исторический аспект
Подробнее
Аннотация: Рассматривается интерпретация понятия лидерства в различных науках в историческом контексте. Отмечается, что лидерство как феномен имеет свои особенности в трактовке в зависимости от того, в рамках какого направления или области изучения оно рассматривается. Изучаются также современные подходы к интерпретации лидерства и попытки их применения в различных сферах. Обращается внимание на пробел в исследовании лидерства в государственном секторе вне контекста руководства и власти.
9. Статья из журнала
bookCover
Погожина, И. Н. (доктор психологических наук; доцент; профессор; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии).
Проблема внешнедеятельностной детерминации познавательного развития в онтогенезе / И. Н. Погожина, И. И. Ильясов. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 2. – С. 13–25. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 22–24 (69 назв.). – Ref.: p. 24–25 (51 names).
Авторы: Погожина, И. Н., Ильясов, И. И.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология деятельности
Ключевые слова: безмануальные образовательные программы, внешнедеятельностная детерминация, внешние предметные манипуляции, внешняя деятельность, культурно-деятельностный подход, обучающие воздействия, познавательное развитие, содержание знаний, условия обучения, экспериментальные исследования
Подробнее
Аннотация: Проблема детерминации формирования и развития психики и поведения актуальна как в теоретическом, так и в практическом аспектах. В статье анализируется лишь одна группа детерминационных зависимостей - содержание внешней детерминации на материале формирования и развития системы познавательных структур человека. Представлены результаты экспериментального исследования, в котором изучалось влияние двух соответствующих компонентов внешней деятельности: собственного внешнедвигательного взаимодействия с объектами среды и содержания знаний о них, их связях и о действиях с ними, задаваемых культурно-социальной средой, как возможных детерминант формирования познавательных учебно-предметных знаний и умений, а также развития приемов логического мышления. Экспериментально доказано, что собственное внешнедвигательное взаимодействие с объектами не является причиной формирования содержания знаний и развития мышления учащихся. При этом данный результат не зависел от степени развития у них внутреннего плана действия. Сделан вывод о том, что собственное внешнедвигательное взаимодействие с объектами создает лишь условия для построения более полного знания об объектах, их свойствах и связях. Именно это знание, которое может быть самостоятельно когнитивно построено учащимся или задано ему путем вербального сообщения в процессе обучения и общения, тоже является внешней причиной формирования и развития содержания познавательных структур, а не собственно моторно-двигательное взаимодействие с объектами. Разработанные авторами "безмануальные" образовательные программы по формированию познавательных учебно-предметных умений и развитию приемов логического мышления также эффективны, как и аналогичные им "мануальные". Полученные данные открывают возможности создания обучающего контента, направленного на формирование и развитие познавательных структур в виртуальной реальности и цифровых средах без включения в него собственных внешних предметных манипуляций (в том числе для детей и взрослых с двигательными расстройствами).
10. Статья из журнала
bookCover
Преимущества добровольчества: соматизация не мешает оптимальному психологическому функционированию? / А. А. Золотарева, А. С. Хегай, Е. В. Казенная, А. С. Новикова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 3. – С. 98–106. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 104–106 (44 назв.). – References in Russian: p. 106 (2 names). – a-табл.
Авторы: Золотарева, А. А., Хегай, А. С., Казенная, Е. В., Новикова, А. С.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология деятельности
Ключевые слова: волонтерство, добровольчество, оздоравливающий эффект, оптимальное психологическое функционирование, опыт волонтерства, оценка собственного здоровья, психологическое здоровье, соматизация, увлеченность добровольчеством
Подробнее
Аннотация: Преимущества добровольчества, связанные с соматическим и психологическим здоровьем волонтеров, были доказаны в большом количестве зарубежных работ. Описываемое в статье исследование посвящено изучению связи увлеченности добровольчеством с соматизацией как склонностью к соматическому реагированию на психологический дискомфорт и с психологическим функционированием как степенью эмоционального, социального и психологического благополучия. В исследовании приняли участие 305 волонтеров (36 мужчин и 269 женщин в возрасте от 14 до 80 лет), сотрудничающих с российскими фондами помощи людям и животным. Респонденты заполнили Шкалу соматических симптомов, опросник "Спектр психологического здоровья" и Утрехтскую шкалу увлеченности работой, модифицированную для оценки увлеченности добровольчеством. Статистический анализ показал, что 89 % опрошенных волонтеров оценили свое здоровье как "хорошее", "очень хорошее" или "отличное2, 13 % отметили, что имеют "посредственное" здоровье, 39 % участников исследования имели высокую степень соматизации, а 49 % - оптимальную степень психологического функционирования. Волонтеры, имеющие оптимальную степень психологического благополучия, реже испытывали клинически значимые симптомы соматизации и реже оценивали собственное физическое здоровье как посредственное. В целом, у 36 % волонтеров с клинически значимыми симптомами соматизации наблюдалось оптимальное психологическое функционирование. По данным серии регрессионных анализов, с возрастанием опыта волонтерства соматизация снижалась, а степень психологического функционирования повышалась по мере возрастания этого опыта и увлеченности волонтерской деятельностью. В частности, социальное благополучие было положительно связано с увлеченностью добровольчеством, а эмоциональное и психологическое благополучие - и с увлеченностью добровольчеством, и с опытом волонтерства. Делается вывод о оздоравливающих эффектах волонтерской деятельности и необходимости пропаганды добровольчества как разновидности здорового образа жизни.
11. Статья из журнала
bookCover
Дворецкая, Татьяна Алексеевна (преподаватель; Московский государственный лингвистический университет).
Педагогическое общение как фактор изменения мотивационной сферы личности студента в процессе обучения в вузе / Т. А. Дворецкая. – Текст : непосредственный
// Актуальные проблемы психологического знания. – 2021. – № 1/2. – С. 81–89. – ISSN 2073-8544. – Библиогр. в конце ст.
Авторы: Дворецкая, Татьяна Алексеевна
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи
Ключевые слова: мотивационная сфера, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, мотивация к обучению, педагогическое общение, студенты, преподаватели, высшие учебные заведения
Подробнее
Аннотация: Одним из важнейших условий существования высшего образования является способность сохранять оптимальный уровень мотивации студентов в процессе длительного периода обучения. В исследовании определяется, каким образом различные особенности педагогического общения обусловливают изменения мотивационной сферы студентов. Показано, какие конкретные особенности педагогического общения позитивно сказываются на таких характеристиках мотивационной сферы личности студента, как познавательный мотив, мотив саморазвития и самоуважения, экстернальный мотив, амотивация, а также потребность в автономии и компетентности.
12. Статья из журнала
bookCover
Дубовицкая, Т. Д. (доктор психологических наук; профессор; Сочинский государственный университет).
Особенности стилей принятия решений у руководителей образовательных организаций с различным уровнем самоэффективности / Т. Д. Дубовицкая, Л. В. Кравченко. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 1. – С. 100–108. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 106–107 (29 назв.). – References in Russian: р. 107–108 (26 names).
Авторы: Дубовицкая, Т. Д., Кравченко, Л. В.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология деятельности
Ключевые слова: образовательные организации, принятие решений, руководители, самоэффективность, стили принятия решений, управленческая деятельность, учителя, эмпирические исследования, эффективность управленческой деятельности
Подробнее
Аннотация: Представлены результаты эмпирического исследования стилей принятия решений и самоэффективности у руководителей общеобразовательных организаций (директоров, завучей школ) и рядовых учителей. Интерес к данным категориям респондентов обусловлен возлагаемыми на современную школу задачами по обновлению системы образования и необходимостью подбора управленческих кадров, способных принимать оптимальные решения. Исследование опирается на известную идею о связи самоэффективности личности и осуществляемой ею профессиональной деятельности. Целью исследования явилось сравнение стилей принятия решений у руководителей с высоким и низким уровнем самоэффективности, а также выявление различий этих качеств у руководителей общеобразовательных организаций и учителей. В ходе исследования выявлено, что руководители с высоким уровнем межличностной самоэффективности в сравнении с руководителями с низким ее уровнем при принятии решений характеризуются значимо более низкими показателями прокрастинации и концептуального стиля. Руководители по сравнению с учителями имеют значимо более высокие показатели межличностной самоэффективности, сверхбдительности и директивности при принятии решений, а также чаще демонстрируют аналитический стиль. Учителя, по сравнению с руководителями, в большей мере привержены стратегии избегания и поведенческому стилю принятия решений. Результаты исследования представляют научный интерес и практическую значимость: позволяют более содержательно подходить к отбору, обучению и повышению квалификации управленческих кадров в сфере образования.
13. Статья из журнала
bookCover
Челышев, П. В. (НИТУ "МИСиС").
Личностные факторы жизнеспособности студентов-горняков / П. В. Челышев, А. В. Котенева. – Текст : непосредственный
// Горный журнал. – 2019. – № 11. – С. 87–92. – ISSN 0017-2278. – Библиогр.: с. 91–92 (14 назв.).
Авторы: Челышев, П. В., Котенева, А. В.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Горное дело; Общие вопросы горного дела; Психология
Ключевые слова: горняки, жизнеспособность, опасные профессии, подготовка кадров, профессиональные стрессы, студенты, экстремальные условия деятельности
Подробнее
Аннотация: Представлены результаты исследования влияния личностных и психологических качеств студентов-горняков на их способность работать в экстремальных условиях.
14. Статья из журнала
bookCover
Лобанов, А. П. (доктор психологических наук; профессор; Белорусский государственный университет. Институт психологии).
Имплицитный и эксплицитный подходы к исследованию когнитивных стилей / А. П. Лобанов, А. Н. Певнева. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 4. – С. 75–85. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 84 (24 назв.). – References in Russian: p. 85 (17 names). – a-табл.
Авторы: Лобанов, А. П., Певнева, А. Н.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология деятельности
Ключевые слова: гибкость, имплицитный подход, импульсивность, когнитивные стили, конкретная концептуализация, полезависимость, поленезависимость, рефлексивность, толерантность к неопределенности, эксплицитный подход
Подробнее
Аннотация: Цель работы состоит в сопоставлении эксплицитного и имплицитного подходов к изучению когнитивных стилей. Верифицируется гипотеза о сходстве, а также различии функционирования имплицитных и эксплицитных когнитивных стилей. В исследовании участвовали 134 респондента из них 24 студента. Сравнительный анализ данных выявил достоверно значимые различия между показателями всех переменных, отражающих когнитивные стили, вариабельность минимальных оценок их полюсов, по сравнению с максимальными, обратно-пропорциональную когерентность между этими полюсами. Установлено, что отрицательная корреляция между полюсами имплицитно выявленного когнитивного стиля "ригидный/гибкий познавательный контроль" достигает уровня статистической значимости. В определенной с помощью имплицитного метода стилевой иерархии доминирующую позицию занимает полюс поленезависимости, так как он статистически значимо положительно коррелирует со всеми другими полюсами когнитивных стилей. Достоверных связей между показателями личностного опросника и объективных тестов, а следовательно, и между имплицитно и эксплицитно диагностируемыми когнитивными стилями не обнаружено. Имплицитно диагностируемая организация когнитивных стилей в целом согласуется с теорией метастилей В. Колги и в то же время свидетельствует о слабой их дифференциации в континууме "когнитивный/аффективный". Результаты кластерного анализа указывают на отсутствие сформированных способов организации информации у студентов при наличии потенциальной возможности ее переработки на разных уровнях: перцептивного и собственно когнитивного анализа, а также контроля. Диагностируемые эксплицитно и имплицитно когнитивные стили не входят в общие факторы, и противоположные полюсы не всех описанных континуумов при их имплицитной оценке демонстрируют наличие отрицательной корреляции.
15. Статья из журнала
bookCover
Князева, Т. С. (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник; Институт психологии РАН).
ЕГЭ предсказывает успешность обучения в вузе. Но почему прогноз ухудшается в выборке музыкантов? / Т. С. Князева. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 2. – С. 124–134. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 132–134 (41 назв.). – Ref.: p. 134 (8 names).
Авторы: Князева, Т. С.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология деятельности
Ключевые слова: ЕГЭ, вузовская успеваемость, единый государственный экзамен, интеллект, кристаллизованный интеллект, музыканты, немузыканты, образовательная среда, профессиональный профиль вуза, успешность обучения, флюидный интеллект, школьная успеваемость
Подробнее
Аннотация: Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что успеваемость в средней школе является хорошим предиктором успешности последующего обучения в вузе. Однако остается открытым вопрос о возможной изменчивости прогностической валидности школьных оценок в зависимости от профессиональной специализации вуза. Исследование проводилось на двух выборках: студенты музыкальных вузов и студенты немузыкальных вузов, не связанных профессиональным профилем с искусством. Испытуемые выполняли тесты на флюидный и кристаллизованный интеллект. Были собраны также данные о вузовской и школьной успеваемости участников. По исходному предположению, структурные особенности интеллекта, на формирование которых оказывают влияние учебно-образовательные условия, отражаются на отношении между успешностью обучения в высшей и средней школе. Исследование показало, что в выборке музыкантов вклад школьной успеваемости в успешность обучения в вузе значимо меньше, чем в группе немузыкантов. Совокупность полученных в исследовании данных поддерживает гипотезу о том, что выборки, принадлежащие к удаленным друг от друга предметным областям и слабо пересекающиеся по своим профессиональным задачам и необходимым для их решения компетенциям, различаются по структурным особенностям интеллекта. В выборке немузыкантов выявлены значимо более тесная связь между флюидным и кристаллизованным интеллектом, а также более высокий уровень кристаллизованного интеллекта по сравнению с выборкой музыкантов. Таким образом, исследование вносит вклад в изучение влияния профессионального профиля вуза на предсказательную валидность школьных оценок.
16. Статья из журнала
bookCover
Пугачевский, О. О. (кандидат психологических наук; доцент; Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Кафедра психологии).
Дефициты психологической компетентности в профессионально-педагогической сфере / О. О. Пугачевский. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 1. – С. 40–52. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 51–52 (17 назв.). – Ref.: p. 52 (17 names). – a-табл.
Авторы: Пугачевский, О. О.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология деятельности
Ключевые слова: педагоги, педагогическая деятельность, педагогический процесс, профессиональная компетентность, профессионально-личностные ресурсы, профессиональный дефицит, психологическая компетентность, самоэффективность
Подробнее
Аннотация: Раскрываются теоретико-методические основы изучения дефицитов психологической компетентности в профессионально-педагогической сфере как факторов неготовности к психологическому обеспечению педагогического процесса. Определяется возможность субъектно-деятельностного подхода к выделению дефицитов психологической компетентности педагогов с точки зрения включения в анализ, с одной стороны, психологической самоэффективности в различных направлениях педагогической деятельности, а с другой стороны - нормативных психологических критериев для оценки профессионально значимых качеств педагога. На основе исследования самооценки психологической компетентности педагогов в структуре профессиональной готовности определены три вида дефицитных ресурсов по различным направлениям профессиональной деятельности, связанных с недостатком или неполнотой использования профессионально значимых психологических качеств и умений. Организационно-деятельностные дефициты характеризуются нехваткой функциональных психологических навыков, единых представлений о нормативно заданном содержании психолого-педагогической компетентности в контексте инклюзивного образования, профессиональной самопрезентации и проектирования развития собственной психологической компетентности. Когнитивные дефициты связаны с научной неадекватностью системы понятий в области практической психологии образования, недооценкой значения психологии воспитания и развития личности в организации педагогического процесса. К мотивационно-смысловым дефицитам относятся недостаток гуманистической направленности, незаинтересованность в педагогической работе, связанной с тем, что установление диалогических отношений является вынужденной необходимостью. Выделены два противоположных типа дефицитарной психологической компетентности педагогов: конформный и манипулятивный. Данные типы различаются соотношением наличных ресурсов: при конформном типе дефицит критического мышления в области познания психологических закономерностей компенсируется устойчивыми психологическими навыками, надежностью использования психологических технологий, просоциальными установками; при манипулятивном типе эгоцентрическая направленность деятельности и отклонения от норм использования психологических технологий сочетаются с готовностью при решении педагогических проблем учитывать психологические факторы. Выраженность данных типов дефицитарной компетентности зависит от предметного содержания решаемых педагогом задач, уровня и адекватности психологической самоэффективности.