Найдено документов - 14 | Найти похожие: "Индекс ББК" = '88.1' | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Книга
Шифры: ББК 88 - П 308
Петровский, А. В.
История и теория психологии. Т.1. – Ростов н/Д : Феникс, 1996. – 415 с. – (Для студентов вузов). – ISBN 5858801587.
История и теория психологии. Т.1. – Ростов н/Д : Феникс, 1996. – 415 с. – (Для студентов вузов). – ISBN 5858801587.
Авторы: Петровский, А. В., Ярошевский, М. Г.
Тематические рубрики: Психология; История психологии
Экземпляры: Всего: 2, из них: Зал гуманитарной литературы-2
Информация об экземплярах
Подробнее
Аннотация: В работе представлен нетрадиционный подход к историческому развитию психологического познания, позволивший под новым углом зрения проследить эволюцию понятийных структур психологической науки, ее объясняющих принципов и проблем.
2. Книга
Шифры: ББК 88 - П 308
Петровский, А. В.
История и теория психологии. Т.2. – Ростов н/Д : Феникс, 1996. – 413 с. – (Для студентов вузов). – ISBN 5858801595.
История и теория психологии. Т.2. – Ростов н/Д : Феникс, 1996. – 413 с. – (Для студентов вузов). – ISBN 5858801595.
Авторы: Петровский, А. В., Ярошевский, М. Г.
Тематические рубрики: Психология; История психологии
Экземпляры: Всего: 2, из них: Зал гуманитарной литературы-2
Информация об экземплярах
Подробнее
Аннотация: В работе представлен нетрадиционный подход к историческому развитию психологического познания, позволивший под новым углом зрения проследить эволюцию понятийных структур психологической науки, ее объясняющих принципов и проблем.
3. Книга
Шифры: ББК 88 - Я 773
Ярошевский, М. Г.
История психологии / М.Г. Ярошевский. – 3-е изд., перераб. – М. : Мысль, 1985. – 576 с.
История психологии / М.Г. Ярошевский. – 3-е изд., перераб. – М. : Мысль, 1985. – 576 с.
Авторы: Ярошевский, М. Г.
Тематические рубрики: Психология—История психологии; История психологии
Экземпляры: Всего: 2, из них: Зал гуманитарной литературы-2
Информация об экземплярах
4. Книга
Шифры: ББК 88 - И 907
История и психология / Академия наук СССР, Институт всеобщей истории, Институт философии ; под ред. Б. Ф. Поршнева, Л. И. Анцыферовой. – Москва : Наука, 1971. – 378 с.
Тематические рубрики: Психология—История психологии; История психологии; Психология социальная
Экземпляры: Всего: 1, из них: Зал гуманитарной литературы-1
Информация об экземплярах
5. Статья из журнала
Акопов, Гарник Владимирович (доктор психологических наук; профессор; Самарский государственный социально-педагогический университет).
Этапы содержательной переориентации науки о сознании в процессе исторического развития психологии / Г. В. Акопов. – Текст : непосредственный
// Актуальные проблемы психологического знания. – 2021. – № 1/2. – С. 7–16. – ISSN 2073-8544. – Библиогр. в конце ст.
Этапы содержательной переориентации науки о сознании в процессе исторического развития психологии / Г. В. Акопов. – Текст : непосредственный
// Актуальные проблемы психологического знания. – 2021. – № 1/2. – С. 7–16. – ISSN 2073-8544. – Библиогр. в конце ст.
Авторы: Акопов, Гарник Владимирович
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи
Ключевые слова: психологическая наука, сознание, теории сознания, этапы трансформации, поликатегориальность, исторический аспект
Ссылка на web-ресурс: https://elibrary.ru/item.asp?id=46246369 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Рассматривается содержательная динамика категории сознания во взаимосвязи с развитием психологии как самостоятельной науки. Выделены этапы переориентации содержания категории сознания во взаимной обусловленности с новым развитием психологических знаний на каждом этапе. Содержательная информация научных представлений о сознании прослеживается от момента обретения психологией статуса самостоятельной научной дисциплины до современного состояния.
6. Статья из журнала
Степанова, М. А. (кандидат психологических наук; доцент; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии).
Человек, творивший время : к 90-летию со дня рождения В. П. Зинченко / М. А. Степанова ; интервьюер З. Престес. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 4. – С. 65–79. – ISSN 0042-8841.
Человек, творивший время : к 90-летию со дня рождения В. П. Зинченко / М. А. Степанова ; интервьюер З. Престес. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 4. – С. 65–79. – ISSN 0042-8841.
Авторы: Степанова, М. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; История психологии
Ключевые слова: биографии, интервью, научная деятельность, психологи, юбилеи
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/7887322/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Данные материалы приурочены к 90-летнему юбилею В. П. Зинченко (1931-2014) - известного отечественного психолога, автора публикаций по широкому кругу вопросов в области психологии и философии. Работы В. П. Зинченко без преувеличения могут быть названы достоянием современной российской культуры, поскольку в них поднимаются проблемы, выходящие за узкие рамки собственно психологического знания. Его труды, выражаясь языком Л. С. Выготского, отмечены историческим значением. В. П. Зинченко - не только автор ярких оригинальных статей, увидевших свет на страницах журнала "Вопросы психологии", но идейный вдохновитель и справедливый критик, бессменный член редколлегии журнала. Осознать величие ученого можно не только по его книгам и статьям, но и по устным выступлениям, данным им интервью, а также воспоминаниям тех, кому посчастливилось знать В. П. Зинченко. В подборке материалов представлена краткая биографическая справка и интервью В. П. Зинченко своему коллеге, бразильскому психологу Зое Престес.
7. Статья из журнала
Братусь, Б. С. (доктор психологических наук; профессор; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии).
Феномен Зейгарник и Б. В. Зейгарник как феномен / Б. С. Братусь. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 3. – С. 113–125. – ISSN 0042-8841.
Феномен Зейгарник и Б. В. Зейгарник как феномен / Б. С. Братусь. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 3. – С. 113–125. – ISSN 0042-8841.
Авторы: Братусь, Б. С.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; История психологии
Ключевые слова: биографии, личность ученого, научная деятельность, патопсихология, психология научного поиска
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/10362182/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Этапы биографии основоположницы отечественной патопсихологии профессора Б. В. Зейгарник рассмотрены в тесном взаимодействии научной и жизненной сторон на культурно-историческом фоне XX в. Показано, что до 1930-х гг. российская психология составляла важную и неотъемлемую часть европейской психологии, так что переезд Б. В. Зейгарник из Берлина в Москву был значимым звеном такого сотрудничества, в частности, благодаря привнесению методологии школы Курта Левина в практику отечественных патопсихологических исследований. Многолетнее сотрудничество с Б. В. Зейгарник позволило автору публикуемой статьи, помимо известных биографических данных, добавить новые штрихи к портрету выдающегося ученого и человека.
8. Статья из журнала
Ростовцева, Л. И. (доктор социологических наук; доцент; профессор; Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова. Тульский филиал. Кафедра гуманитарных дисциплин).
Современный интерес к жизни и деятельности Б. М. Теплова / Л. И. Ростовцева, Е. С. Зотова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 4. – С. 92–104. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 102–103 (21 назв.). – Ref.: p. 103–104 (21 names).
Современный интерес к жизни и деятельности Б. М. Теплова / Л. И. Ростовцева, Е. С. Зотова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 4. – С. 92–104. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 102–103 (21 назв.). – Ref.: p. 103–104 (21 names).
Авторы: Ростовцева, Л. И., Зотова, Е. С.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; История психологии
Ключевые слова: биографии, московский период, научная деятельность, психологи, тульский период
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/11039762/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Приводятся новые и малоизвестные факты о происхождении видного отечественного психолога Б. М. Теплова, его детских и юношеских годах, проведенных в Туле. Эти факты позволяют исправить биографические неточности, имеющиеся в научной литературе. Анализ афиши литературно-музыкального вечера в Мужской гимназии тульского дворянства 30. 01. 1911 г., в котором участвовал пятиклассник Борис Теплов, позволяет сделать выводы о влиянии гимназического обучения и воспитания на его последующие научные интересы и объяснить некоторые поступки, совершенные им в зрелом возрасте. Хорошее знание иностранных языков, его интерес к музыке и театру, к истории обусловлены семейным воспитанием и гимназическим образованием. Воспоминания его жены и племянников свидетельствуют о широте души и незаурядности личности Б. М. Теплова. Показывается актуальность творческого наследия ученого для духовно-нравственного и патриотического воспитания.
9. Статья из журнала
Гусельцева, М. С. (доктор психологических наук; доцент; ведущий научный сотрудник; Психологический институт РАО).
С. Л. Рубинштейн и пределы марксизма / М. С. Гусельцева. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 2. – С. 106–119. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 117–118 (31 назв.). – References in Russian: р. 118–119 (28 names).
С. Л. Рубинштейн и пределы марксизма / М. С. Гусельцева. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 2. – С. 106–119. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 117–118 (31 назв.). – References in Russian: р. 118–119 (28 names).
Авторы: Гусельцева, М. С.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; История психологии
Ключевые слова: антропологическая психология, биографии, историография, марксизм, методология, научная деятельность, научные труды, немецкая интеллектуальная традиция, неокантианство, принцип субъектности, принцип творческой самодеятельности, субъект, субъектно-деятельностный подход, этика
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/7093142/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Советская историография не оставляла сомнений относительно марксистской основы субъектно-деятельностного подхода С. Л. Рубинштейна. В свете интерпретационной модели, учитывающей архивные находки смежных наук, а также различные течения советской культуры, интеллектуальная биография С. Л. Рубинштейна раскрывается в анализе смены методологических вех: неокантианский, марксистский, антропологический (экзистенциальный) периоды научной деятельности. Творческий путь С. Л. Рубинштейна рассматривается в перспективе движения от неокантианства к марксизму, в дальнейшем - преодоления марксизма в завершающем труде "Человек и мир". Если в ранней работе "Принцип творческой самодеятельности" С. Л. Рубинштейн вышел за пределы неокантианства, "Проблемы психологии в трудах Карла Маркса" стали его программой марксистской психологии, то книга "Человек и мир" явилась не просто критикой методологических ограничений марксизма, но и реализацией оригинального субъектно-деятельностного подхода, к тому же подспудно содержащего предпосылки экзистенциально-антропологического поворота в психологии. Утверждается, что восприятие С. Л. Рубинштейном марксизма было обусловлено неокантианской интеллектуальной традицией, позволившей выявить в марксизме такие недостатки, как преувеличение роли социальной среды в ущерб факторам природы и наследственности, индивидуальному развитию субъекта и свободе личностного выбора. Неокантианская интеллектуальная традиция определила значимость психологической самодетерминации и активной роли субъекта в преобразовании самого себя и окружающей действительности, приоритетность этического выбора личности перед воздействием коллективов и давлением общества, а также особую трактовку ценностей и культуры в развитии человека. Критическая переработка С. Л. Рубинштейном неокантианской традиции нашла выражение в принципе творческой самодеятельности, принципе субъектности, повышенном интересе к проблемам этики, обусловила отношение к марксизму как к всего лишь одному из философских учений в контексте немецкой интеллектуальной традиции.
10. Статья из журнала
Гусельцева, М. С. (доктор психологических наук; ведущий научный сотрудник; Психологический институт РАО).
С. Л. Рубинштейн и неокантианская школа мысли / М. С. Гусельцева. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 1. – С. 106–118. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 116–117 (38 назв.). – References: p. 117–118 (29 names).
С. Л. Рубинштейн и неокантианская школа мысли / М. С. Гусельцева. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 1. – С. 106–118. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 116–117 (38 назв.). – References: p. 117–118 (29 names).
Авторы: Гусельцева, М. С.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; История психологии
Ключевые слова: биографии, историография, марксизм, методология, научное наследие, неокантианство, принцип творческой самодеятельности, саморазвитие, субъект, этика
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/6802362/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Под влиянием глобализации и транснациональных исследовательских проектов современная российская историография так или иначе обновляет методологический инструментарий, обращается к полипарадигмальности и трансдисциплинарности, переходит от линейных схем интерпретации к конструкциям, включающим, наряду с каноническими, маргинальные и неочевидные нарративы и дискурсы. В свете новой интерпретационной модели, учитывающей историографические материалы смежных наук, а также скрытые течения советской культуры, в интеллектуальной биографии С. Л. Рубинштейна выделены для анализа три методологические вехи: неокантианский, марксистский, антропологический (экзистенциальный) периоды научного творчества. Подчеркивается, что советская историография практически не оставляла сомнений относительно марксистских оснований субъектно-деятельностного подхода С. Л. Рубинштейна, однако иные интерпретационные модели не только погружают историю российской психологии в контексты эпистемологических поворотов социогуманитарного знания ХХ в., но и проблематизируют сложившиеся представления, ставят их под вопрос. Среди таких проблематизаций - осмысление неокантианских и марксистских предпосылок учения С. Л. Рубинштейна. Утверждается, что принцип творческой самодеятельности, представление о саморазвитии и индивидуализации субъекта, проблемы этики и ценностей как внутренних ориентиров развития человека представляют латентное неокантианство в интеллектуальной биографии ученого.
11. Статья из журнала
Мазилов, В. А. (доктор психологических наук; профессор; заведующий кафедрой; Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского. Кафедра общей и социальной психологии).
Репрезентация психологических идей К. Д. Ушинского в истории российской психологии (по материалам публикаций конца XIX - начала XX вв.) / В. А. Мазилов, А. А. Костригин. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 5. – С. 74–87. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 83–85 (55 назв.). – References in Russian: p. 85–87 (55 names).
Репрезентация психологических идей К. Д. Ушинского в истории российской психологии (по материалам публикаций конца XIX - начала XX вв.) / В. А. Мазилов, А. А. Костригин. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 5. – С. 74–87. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 83–85 (55 назв.). – References in Russian: p. 85–87 (55 names).
Авторы: Мазилов, В. А., Костригин, А. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; История психологии
Ключевые слова: биографии, вклад в науку, детская психология, педагоги, педагогика, педагогическая психология, писатели, психологическая подготовка учителей, психология, публикации, философская психология
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/doc/96550171/ - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Статья посвящена 200-летнему юбилею выдающегося российского педагога К. Д. Ушинского (1823-1871). В статье исследуются исторические публикации конца XIX - начала XX вв., посвященные личности и творчеству К. Д. Ушинского. Представляются суждения авторов о психологических и психолого-педагогических идеях К. Д. Ушинского. Отмечается, что направлениями анализа вклада ученого в психологию являлись следующие: вклад в психологию в целом (его анализ философско-психологических основ педагогики и обучения, изучение проблем эмпирической психологии, рассмотрение особенностей душевной деятельности), педагогическую и детскую психологию (разработка им психологической ориентации педагогической антропологии, обозначение направлений психического и личностного развития детей, описание различий в психике детей и взрослых), основы психологической подготовки учителей. Показывается, что в историко-научных публикациях К. Д. Ушинский представлен преимущественно с педагогической и частично психологической точек зрения. Это объясняется тем, что большинство авторов являлись педагогами, они были ориентированы на образовательные и практические вопросы. Вклад К. Д. Ушинского в психологию отмечался только в текстах, но не в заголовках публикаций. Делается вывод о том, что на рубеже XIX-XX вв. К. Д. Ушинского только косвенно начали признавать как психолога. Кроме того, был и социально-исторический фактор интереса к творчеству известного педагога: отдельные проявления негативного отношения к нему в 1880-1890-е гг. со стороны Министерства народного просвещения, наследие его участия в образовательных реформах, упоминание его имени в связи с запросами российского общества в переменах в конце XIX в. Показываются перспективы дальнейшего историографического анализа творчества К. Д. Ушинского.
12. Статья из журнала
Братусь, Б. С. (доктор психологических наук; профессор; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии).
Личность ученого: субъективные заметки, посвященные 90-летию Владимира Петровича Зинченко (1931-2014) / Б. С. Братусь. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 4. – С. 80–87. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 87 (8 назв.). – References in Russian: р. 87 (8 names).
Личность ученого: субъективные заметки, посвященные 90-летию Владимира Петровича Зинченко (1931-2014) / Б. С. Братусь. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 4. – С. 80–87. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 87 (8 назв.). – References in Russian: р. 87 (8 names).
Авторы: Братусь, Б. С.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; История психологии
Ключевые слова: биографии, личность ученого, научная истина, нравственность, психологи, психология личности, свобода, юбилеи
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/7887322/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Автор анализирует свой опыт общения на протяжении ряда лет с выдающимся отечественным психологом В. П. Зинченко и его семьей, показывая на конкретных примерах специфическую роль и значение психологии личности ученого в поиске и отстаивании научной истины.
13. Статья из журнала
Знаков, В. В. (доктор психологических наук; профессор; главный научный сотрудник; Институт психологии РАН).
Диалоги о мышлении между А. В. Брушлинским и О. К. Тихомировым (к 90-летию со дня рождения) / В. В. Знаков. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 2. – С. 116–125. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 124 (19 назв.). – References in Russian: p. 124–125 (13 names).
Диалоги о мышлении между А. В. Брушлинским и О. К. Тихомировым (к 90-летию со дня рождения) / В. В. Знаков. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 2. – С. 116–125. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 124 (19 назв.). – References in Russian: p. 124–125 (13 names).
Авторы: Знаков, В. В.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; История психологии
Ключевые слова: дискуссии, индивидуальное мышление, критическое мышление, мышление, предвидение, предвосхищение, прогнозирование, психические новообразования, психология возможного, психология мышления, репродуктивное мышление, творческое мышление
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/doc/88160255/ - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Анализируется предметное поле диалогических рассуждений двух выдающихся российских психологов о структуре и функциях мышления. Выделяются три ключевые проблемы. Первая - соотношение предвидения, предвосхищения и прогнозирования в мышлении. Обосновывается, что по этому вопросу у А. В. Брушлинского и О. К. Тихомирова были очень сходные научные позиции. Другая проблема - обсуждение психических новообразований, свидетельствующих о творческом характере мышления. Третья проблема - обсуждение вклада обоих ученых в формирование современной психологии возможного. Выявлены и дискуссионные вопросы. Один из них - утверждение О. К. Тихомирова о существовании репродуктивного мышления и несогласие с этим его оппонента. Другой дискуссионный вопрос - играет ли решающую роль в мышлении выбор альтернативных вариантов решения. А. В. Брушлинский считал, что выбор не характерен для творческого мышления, он возможен только в задачах об эмпирической реальности с четко заданным в условиях набором альтернатив. О. К. Тихомиров много усилий приложил к анализу психологических условий реализации выбора. Третий дискуссионный вопрос относился к наиболее обобщенному теоретико-методологическому расхождению между двумя психологами - структуре теории деятельности, восходящей к их учителям А. Н. Леонтьеву и С. Л. Рубинштейну. Различие заключается в признании разного удельного веса природных и социальных факторов, внутренних и внешних условий развития и формирования психики. Делается вывод, что ключевые идеи диалогов сегодня не потеряли своей актуальности, они являются значимыми, в частности, в контексте психологических исследований искусственного интеллекта.
14. Статья из журнала
Степанова, М. А.
[Рецензия] / М. А. Степанова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 4. – С. 162–164. – ISSN 0042-8841. – Рец. на кн.: Память и воспоминания / В. П. Зинченко ; редактор-составитель Н. Д. Гордеева ; научный редактор А. И. Назаров. Москва ; Санкт-Петербург : Петроглиф, Центр гуманитарных инициатив, 2021. 762 с.: ил.
[Рецензия] / М. А. Степанова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 4. – С. 162–164. – ISSN 0042-8841. – Рец. на кн.: Память и воспоминания / В. П. Зинченко ; редактор-составитель Н. Д. Гордеева ; научный редактор А. И. Назаров. Москва ; Санкт-Петербург : Петроглиф, Центр гуманитарных инициатив, 2021. 762 с.: ил.
Авторы: Степанова, М. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; История психологии
Ключевые слова: биографии, воспоминания, книги, рецензии
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/7887322/udb/12 - Электронная версия (PDF)