Выбор каталога
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Битюцкая, Е. В. (кандидат психологических наук; доцент; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии. Кафедра общей психологии).
Феномен стремления к трудности / Е. В. Битюцкая. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 3. – С. 50–66. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 65–66 (22 назв.). – References in Russian: p. 66 (10 names).
Авторы: Битюцкая, Е. В.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психические процессы и состояния
Ключевые слова: восприятие ситуаций, драйв, копинг, мотивации, стремление к трудностям, типы восприятия, трудные жизненные задачи, трудные жизненные ситуации
Подробнее
Аннотация: Статья посвящена анализу феномена стремления к трудности (драйва) в контексте восприятия трудной жизненной задачи - ситуации, предполагающей достижение значимой трудной цели. Согласно предложенной концептуальной модели автора, человек, воспринимающий трудную задачу как вызывающую драйв, определяет ее как шанс испытать себя, зарядиться энергией и позитивными эмоциями, ощущает полноту своих сил и возможностей. При этом для него значимы цели самосовершенствования, самопознания, а первоначальная цель усложняется. Настоящее исследование выполнено на основе качественного дизайна и направлено на расширение понимания драйва с помощью анализа и обобщения смыслов, описывающих отношение респондентов к ситуации. Материал исследования составили описания трудных жизненных задач, отнесенные к типу "драйв", отобранные из общего массива численностью 600 описаний. Их качественный анализ предполагал выделение повторяющихся смысловых паттернов, а затем их объединение в смысловые категории. В результате исследования сделаны выводы, что человек, испытывающий драйв при решении тяжелых жизненных задач, эффективно справляется с не слишком длительными, творческими и амбициозными проектами, связанные главным образом с профессиональной деятельностью и саморазвитием, и имеющими четко очерченные сроки. Для успешной реализации долгосрочных проектов и сохранения целенаправленности действий важно, чтобы субъект осознанно регулировал проявления своего драйва. Это исследование показало также, что со временем мотивация человека, переживающего драйв, может снижаться. К психологическим механизмам, определяющим отказ от цели и переключение внимания на другие задачи, относятся желание длить процесс, угасание новизны, "сдвиг мотива на цель", разочарование из-за невыполненной в срок задачи или из-за расхождения мечты и реальности.
2. Статья из журнала
bookCover
Рамендик, Д. М. (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник; доцент; МГУ им. М. В. Ломоносова. Биологический факультет).
Произвольное внимание: глазодвигательное поведение и личностные особенности субъекта / Д. М. Рамендик, М. В. Славуцкая, А. А. Федотова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 3. – С. 127–138. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 136–137 (45 назв.). – References in Russian: p. 137–138 (21 names). – a-табл.
Авторы: Рамендик, Д. М., Славуцкая, М. В., Федотова, А. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психические процессы и состояния
Ключевые слова: внимание, выполнение движения, глазодвигательное поведение, компоненты вызванного потенциала, корреляции, латентный период, личностные факторы, праворукие, произвольное внимание, психологические тесты, саккады, торможение движения, целевые стимулы
Подробнее
Аннотация: Проведено комплексное исследование связи индивидуально-психологических особенностей человека с глазодвигательным поведением и электрофизиологической активностью мозга в условиях включения произвольного внимания при выполнении или торможении движения. Использовались поведенческие и электроэнцефалограммные показатели: величина латентного периода саккады на целевой стимул, число ошибочных саккад и параметры (амплитуда и латентность пика) потенциалов электроэнцефалограмм, связанных с включением целевого стимула. Индивидуально-личностные свойства выявлялись с помощью опросников "Большая пятерка" и "Импульсивность". Установлены корреляции между психофизиологическими и индивидуально-личностными показателями, которые указывают на связь индивидуально-личностных особенностей человека со спецификой когнитивной регуляции на всех стадиях формирования адекватного поведенческого ответа. При этом показана зависимость этой связи от сигнального значения целевого стимула и его пространственного положения, что может быть обусловлено спецификой межполушарной асимметрии когнитивных функций внимания, принятия решения и торможения у праворуких испытуемых. При этом данные корреляции обнаружены как с показателями индивидуальных свойств центральной нервной сисиемы (экстраверсия и нейротизм), так и с показателями преимущественно социальных индивидуально-личностных свойств (добросовестность, склонность к сотрудничеству, открытость опыту и склонность к риску).
3. Статья из журнала
bookCover
Преимущества добровольчества: соматизация не мешает оптимальному психологическому функционированию? / А. А. Золотарева, А. С. Хегай, Е. В. Казенная, А. С. Новикова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 3. – С. 98–106. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 104–106 (44 назв.). – References in Russian: p. 106 (2 names). – a-табл.
Авторы: Золотарева, А. А., Хегай, А. С., Казенная, Е. В., Новикова, А. С.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология деятельности
Ключевые слова: волонтерство, добровольчество, оздоравливающий эффект, оптимальное психологическое функционирование, опыт волонтерства, оценка собственного здоровья, психологическое здоровье, соматизация, увлеченность добровольчеством
Подробнее
Аннотация: Преимущества добровольчества, связанные с соматическим и психологическим здоровьем волонтеров, были доказаны в большом количестве зарубежных работ. Описываемое в статье исследование посвящено изучению связи увлеченности добровольчеством с соматизацией как склонностью к соматическому реагированию на психологический дискомфорт и с психологическим функционированием как степенью эмоционального, социального и психологического благополучия. В исследовании приняли участие 305 волонтеров (36 мужчин и 269 женщин в возрасте от 14 до 80 лет), сотрудничающих с российскими фондами помощи людям и животным. Респонденты заполнили Шкалу соматических симптомов, опросник "Спектр психологического здоровья" и Утрехтскую шкалу увлеченности работой, модифицированную для оценки увлеченности добровольчеством. Статистический анализ показал, что 89 % опрошенных волонтеров оценили свое здоровье как "хорошее", "очень хорошее" или "отличное2, 13 % отметили, что имеют "посредственное" здоровье, 39 % участников исследования имели высокую степень соматизации, а 49 % - оптимальную степень психологического функционирования. Волонтеры, имеющие оптимальную степень психологического благополучия, реже испытывали клинически значимые симптомы соматизации и реже оценивали собственное физическое здоровье как посредственное. В целом, у 36 % волонтеров с клинически значимыми симптомами соматизации наблюдалось оптимальное психологическое функционирование. По данным серии регрессионных анализов, с возрастанием опыта волонтерства соматизация снижалась, а степень психологического функционирования повышалась по мере возрастания этого опыта и увлеченности волонтерской деятельностью. В частности, социальное благополучие было положительно связано с увлеченностью добровольчеством, а эмоциональное и психологическое благополучие - и с увлеченностью добровольчеством, и с опытом волонтерства. Делается вывод о оздоравливающих эффектах волонтерской деятельности и необходимости пропаганды добровольчества как разновидности здорового образа жизни.
4. Статья из журнала
bookCover
Гаврилова, Е. В. (кандидат психологических наук; заведующая лабораторией; Московский государственный психолого-педагогический университет. Лаборатория исследования когнитивных и коммуникативных процессов у подростков и юношей при решении игровых и учебных задач в цифровых средах).
Переработка периферийной информации как фактор лингвистических способностей / Е. В. Гаврилова, Е. А. Шепелева. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 3. – С. 67–81. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 80–81 (38 назв.). – References in Russian: p. 81 (6 names). – a-табл.
Авторы: Гаврилова, Е. В., Шепелева, Е. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психические процессы и состояния
Ключевые слова: вербальный интеллект, иностранные языки, лингвистические способности, общий интеллект, периферийная информация, способности к языкам, студенты, языковые задачи
Подробнее
Аннотация: Исследование посвящено изучению влияния способности использовать периферийную информацию - информацию, восприятие которой происходит помимо конкретно сформулированной цели, - на уровень проявления лингвистических способностей. В исследовании принимали участие студенты филологического и психологического факультетов, а также факультета иностранных языков. Испытуемые выполняли четыре лингвистических теста, направленных на оценку уровня развития их языковых компетенций, а также тесты общего и вербального интеллекта. Эффективность переработки периферийной информации оценивалась с помощью специальной методики, в ходе выполнения которой студенты должны были вынести суждение об имени собственном: присутствует ли наименование города в парах слов. Другие свойства слов-стимулов (а именно то, что слова в паре могли рифмоваться друг с другом) не были в фокусе внимания испытуемых, т. е. выступали периферийной информацией. После выполнения данного задания студентов просили выполнить два новых - воспроизвести запомнившиеся слова и придумать рифмующиеся к новым словам-стимулам (при этом могли быть использованы названия городов, предъявлявшихся до этого). Результаты корреляционного анализа показали значимую положительную связь числа воспроизведенных и использованных при решении новой задачи периферийных слов (рифмующихся наименований городов) с отдельными языковыми способностями, в частности, аудиальными, грамматическими и способностью к лингвистическим умозаключениям. Кроме того, применявшийся метод линейно-структурного моделирования позволил построить модель, которая продемонстрировала положительное влияние показателя использованных в качестве рифм названий городов на структуру лингвистических способностей. При этом данная структура была образована только тремя языковыми показателями - аудиальными способностями, а также способностями к выполнению перевода и к экспликации языковых правил.
5. Статья из журнала
bookCover
Тхостов, А. Ш. (доктор психологических наук; профессор; заведующий кафедрой; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии. Кафедра нейро- и патопсихологии).
Использование метафор в структуре представлений о здоровье и болезни / А. Ш. Тхостов, А. М. Рикель, Е. И. Рассказова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 3. – С. 82–97. – ISSN 0042-8841. – Прил. – Библиогр.: с. 95–96 (30 назв.). – References in Russian: p. 96–97 (22 names). – a-табл.
Авторы: Тхостов, А. Ш., Рикель, А. М., Рассказова, Е. И.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Медицинская психология
Ключевые слова: болезни, здоровье, здоровьесберегающее поведение, метафоры, методики, молодое поколение, опросники, поколения, поколенческие особенности, половозрастные особенности, представления о болезни, представления о здоровье, старшее поколение
Подробнее
Аннотация: В статье рассматривается классическая проблема клинической психологии - восприятие собственного здоровья и болезни сквозь призму социальной психологии: с помощью анализа обыденных представлений, отражающихся в языке, и присутствующих в нем метафор. Выборку составили 273 человека - современные россияне разных поколений. Использовались письменные методики: авторский анкетный опросник "Метафоры здоровья и болезни" и тестовая методика "Локус контроля болезни и самоэффективности лечения". Описываются результаты, согласно которым метафоризация в языке служит упрощению восприятия сложных наукоемких проблем здоровья и болезни. Показывается, что старшее поколение, говоря о здоровье, оперирует категориями обстоятельств, воспринимая соответствующие проблемы в более пассивной, менее субъектной позиции, чем представители молодого поколения. Напротив, в отношении болезни для старшего поколения в большей степени характерна метафоризация в категориях частичной управляемости, тогда как молодежь склонна к метафорам, связанным с возможностью заболеть.
6. Статья из журнала
bookCover
Тихомирова, Т. Н. (доктор психологических наук; академик РАО; ведущий научный сотрудник; Психологический институт РАО).
Изменяется ли соотношение точности и скорости обработки количественной информации в зависимости от формата предъявления и уровня математической беглости? / Т. Н. Тихомирова, А. С. Малых. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 3. – С. 38–49. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 48–49 (32 назв.). – References in Russian: p. 49 (5 names). – a-табл.
Авторы: Тихомирова, Т. Н., Малых, А. С.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Детская психология
Ключевые слова: индивидуальные различия, количественная информация, математическая беглость, несимволический формат, обработка информации, оценка количественной информации, символический формат, скорость, смешанный формат, старшеклассники, точность, форматы предъявления стимулов
Подробнее
Аннотация: Представлены результаты анализа соотношения скорости и точности оценки количественной информации. В фокусе внимания оказывается оценка количества, представленного в символическом формате (в виде чисел), несимволическом (в виде объектов), а также смешанном (с одновременным использованием и чисел, и объектов). Решается вопрос об изменении соотношения точности и времени принятия решения в зависимости от формата тестового задания на оценку количества и уровня математической беглости старшеклассников. В исследовании приняли участие 215 учеников девятых классов общеобразовательной школы в возрасте от 14, 8 до 16, 6 лет. Анализировались показатели точности и скорости выполнения компьютеризированных тестов на оценку количества в разных форматах. В ходе исследования показано, что формат предъявления количественной информации определяет направление и степень связи показателей скорости и точности оценки количества. Так, при выполнении заданий с несимволически выраженной количественной информацией (сравнить только объекты) точность прямо пропорционально связана со скоростью обработки такой информации. Напротив, в заданиях смешанного формата (соотнести количество объектов с числом) точность обратно пропорциональна скорости. А при решении заданий с символически выраженной информацией (только числа) точность и скорость их решения оказываются не связанными. Вместе с тем не обнаружено изменений в соотношении скорости и точности оценки количественной информации, предъявляемой во всех трех анализируемых форматах, в зависимости от уровня математической беглости учеников девятых классов. Полученные данные анализируются в контексте влияния свойств стимульного материала, в частности его сложности, на принятие решения при оценке количественной информации в старшем школьном возрасте.
7. Статья из журнала
bookCover
Зрительная и вербальная рабочая память при обработке эмоционально окрашенных стимулов / Б. Б. Величковский, О. П. Марченко, А. А. Корнеев [и др.]. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 3. – С. 116–126. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 125–126 (22 назв.). – a-табл.
Авторы: Величковский, Б. Б., Марченко, О. П., Корнеев, А. А., Чистяков, И. М., Прутько, Г. В.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психические процессы и состояния
Ключевые слова: валентность, вербальная рабочая память, зрительная рабочая память, рабочая память, эмоциональные стимулы
Подробнее
Аннотация: Одно из часто встречающихся в научной литературе предположений о взаимодействии между эмоциями и рабочей (оперативной) памятью заключается в том, что вербальная рабочая память лучше функционирует при положительном эмоциональном воздействии, а зрительно-пространственная - при отрицательном. Авторами было проверено, обрабатываются ли положительные стимулы быстрее, чем отрицательные, - в вербальной задаче, а отрицательные - быстрее, чем положительные, - в зрительной задаче. В данной работе были приняты меры для контроля многих побочных переменных, которые обычно не учитываются в исследованиях связи эмоций и рабочей памяти. Наблюдалось значимое влияние на время реакции валентности в вербальной задаче на рабочую память, а в зрительной задаче оно практически отсутствовало. Небольшое преимущество для показателей точности негативных стимулов в зрительной рабочей памяти было обнаружено только в пробах без повторений. В них задействуются процессы памяти, основанные на бессознательном распознавании, в то время как пробы с повторением, возможно, вдобавок к этому требуют сознательного припоминания. Таким образом существует диссоциация между автоматическим распознаванием, которое дает преимущество негативным стимулам, и контролируемой обработкой, дающей преимущество положительным. Исходя из полученных результатов, нельзя сказать, что есть предпочтение позитивной информации в вербальной модальности и отрицательной - в зрительной. Скорее можно предположить, что приоритет отдается позитивной информации, когда обработка происходит на сознательном контролируемом уровне, но при автоматической обработке стимулов какое-либо преимущество в зависимости от их эмоциональной валентности отсутствует.
8. Статья из журнала
bookCover
Гусельцева, М. С. (доктор психологических наук; доцент; ведущий научный сотрудник; Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований).
Достоинство как психологическая категория и социальная практика / М. С. Гусельцева. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 3. – С. 23–37. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 35–36 (51 назв.). – References in Russian: p. 36–37 (28 names).
Авторы: Гусельцева, М. С.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология личности
Ключевые слова: достоинство личности, культура виктимности, культура достоинства, культура чести, личность, человеческое достоинство, чувство собственного достоинства
Подробнее
Аннотация: Проблема человеческого достоинства сегодня широко обсуждается в социальных науках. В психологии достоинство личности рассматривается в связи с исследованиями чувства собственного достоинства и с представлениями о культуре достоинства как идеале социализации современного человека. В статье обсуждаются различные грани феномена достоинства в социальных науках и в истории культуры; описаны и охарактеризованы три типа европейских моральных культур: культура чести, культура достоинства и культура виктимности; основное внимание сфокусировано на присутствии в современном мире различных представлений и на разнообразии социальных практик культуры достоинства. Как исследователи, так и представители различных сообществ в одном социальном пространстве могут по-разному воспринимать и оценивать достойное и недостойное поведение личности. В культуре чести признается высокая чувствительность к неуважению, приветствуются брутальность, физическая храбрость, агрессивная защита статуса и репутации. В культуре достоинства добродетелями выступают благоразумие, самообладание, опора не на внешние оценки, а на внутренние ресурсы, толерантность к инакомыслию, способность договориться с обидчиком или институционально воспользоваться правовой защитой. В культуре виктимности повышенная обидчивость сочетается со склонностью жаловаться в надзорные органы и искать поддержку у широкой общественности. Утверждается, что в психологическом ракурсе феномен оскорбленных чувств и рост культуры виктимности в современном мире есть оборотная сторона усиления значимости проблемы достоинства как в научном дискурсе, так и в повседневных практиках человеческих коммуникаций.
9. Статья из журнала
bookCover
Ефимкина, А. О. (аспирантка; Новосибирский государственный технический университет. Факультет гуманитарного образования).
Взаимосвязь личностной идентичности и одежды / А. О. Ефимкина. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 3. – С. 107–115. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 114–115 (33 назв.). – References in Russian: p. 115 (4 names).
Авторы: Ефимкина, А. О.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология личности
Ключевые слова: идентификационные смыслы, идентичность, личностная идентичность, одежда, самовосприятие, самоидентичность, самооценка, социокультурный контекст
Подробнее
Аннотация: Приводятся имеющиеся в научной литературе точки зрения на то, как выбор одежды связан с идентичностью индивида, и на то, как этот выбор влияет на самовосприятие индивида и восприятие его окружающими людьми. Показано, что одежда является частью процесса коммуникации. Существенное значение имеет социокультурный контекст коммуникации, в которой находятся воспринимающий и воспринимаемый, а также тот социальный опыт, в котором формировались их личности. Однако смысл одежды представляет сложный комплекс элементов социальных стереотипов, транслируемой информации о личности и ее самоидентификации. Самовосприятие носящего одежду также зависит от выбранной одежды. Чтобы невербальный текст, зашифрованный в одежде, был ясен для окружающих, все эти факторы следует рассматривать в совокупности. Рассмотрено влияние моды на формирование самоидентичности, идентификационные смыслы и их передачу другим. Одежда может рассматриваться как портрет самости и передавать аффективно-оценочный процесс, влияя таким образом на самооценку и самоуважение. С этой точки зрения особое значение приобретает информационное поле, в котором происходит самооценка и восприятие представленного облика через значение одежды. Адекватность такого восприятия определяется социокультурными правилами понимания выбора одежды в зависимости от пола, возраста и социальной роли человека, передающего информацию о себе.
10. Статья из журнала
bookCover
Асмолов, А. Г. (доктор психологических наук; профессор; академик РАО; заведующий кафедрой; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии. Кафедра психологии личности).
В начале была энергия: являются ли различия двигателем эволюции / А. Г. Асмолов, Е. Д. Шехтер, А. М. Черноризов. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 3. – С. 3–22. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 18–20 (87 назв.). – References in Russian: p. 20–22 (74 names).
Авторы: Асмолов, А. Г., Шехтер, Е. Д., Черноризов, А. М.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Общая психология
Ключевые слова: активность, дифференциация, жизненный порыв преадаптация., избыточность, индивидуальность, историко-эволюционный подход, непредсказуемость, новизна, онтология различий, порядок, преадаптация, привычность, различия, унификация, хаос, эволюция, энергетический потенциал
Подробнее
Аннотация: Статья посвящена поиску ответа на вопрос о том, что является необходимым условием непрерывного созидания нового, т. е. того, что Анри Бергсон назвал "жизненным порывом". Предлагается гипотеза: сами по себе различия, в какой бы форме они ни существовали, создают потенциал активности любых систем. Аргументируется необходимость выделения особой онтологии - онтологии различий. Созидательная сила различия как такового анализируется с позиций историко-эволюционного подхода. Подчеркивается, что к числу универсальных физических реалий, пронизывающих все формы существования материи, принадлежит энергия. Доказывается существование связи между онтологией различий и энергетическим потенциалом систем на физическом, биологическом и психическом уровнях. Рассмотрены оппозиции: "физическое - биологическое", "Я - Другие" и "привычность - новизна". Уже на уровне физической материи роль различий фундаментальна: неравенство значений любого из параметров физической системы является обязательным условием ее энергетического потенциала и работоспособности. Специфическая особенность объединений разнородных физических элементов состоит в том, что они лишены избыточного энергетического ресурса и стремятся к статическому постоянству. Живые системы, напротив, активно взаимодействуя с окружением, наращивают свое отличие от него, порождая новые формы дифференциации. Различие "физическая среда - организм" дополняется различием "организм - другие организмы". Избыточность энергетического обеспечения сложных живых систем позволяет им направлять усилия на решение перспективных задач, выходящих за рамки витального существования. Когнитивная функция любого живого существа независимо от природы информации характеризуется противостоянием "привычность - новизна". Соотношение привычного и новизны индивидуально. Однако по мере возрастания сложности живых систем все большее значение приобретает отбор именно по признаку новизны: наряду со стабильными структурами сохраняются системы, преимуществом которых является чувствительность к непредсказуемости будущих вызовов. Общим итогом проведенного междисциплинарного анализа стало обоснование того, что сами по себе различия, в какой бы форме они ни существовали, созидательны, но только при условии взаимодействий между противостоящими сущностями. Напротив, унификация и закрытые границы с неизбежностью приводят к риску деградации и распада любых систем.