Выбор каталога
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Го Лицзюнь (доктор филологических наук; доцент; Университет имени Сунь Ятсена. Институт международных исследований. Факультет русского языка (Гуанчжоу, Китай)).
Эмоциональное вовлечение в интернет-коммуникацию: российский и китайский опыт нейминга / Го Лицзюнь. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2024. – № 1. – С. 60–69. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 68–69 (16 назв.). – References in Russian: с. 69 (10 names).
Авторы: Го Лицзюнь
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Общая психология
Ключевые слова: интернет-коммуникация, интернет-пользователи, интернет-ресурсы, использование психологической терминологии, нейминг, оформление интернет-ресурсов, привлечение пользователей, психологические онлайн-услуги, психологические паблики, сайты, социальные сети, эмоциональное вовлечение
Подробнее
Аннотация: Рассматривается вопрос об одном из средств вовлечения интернет-пользователей в коммуникацию по психологической тематике - нейминге - в российском и китайском сегментах интернета. Материалом для исследования послужили названия аккаунтов социальных сетей (ВКонтакте, Sina Weibo, WeChat) и сайтов, контент которых посвящен вопросам психологии или предлагает услуги в данной сфере. Методом контент-анализа выявлены и описаны способы привлечения внимания пользователей в заголовочной части оформления интернет-ресурсов. Проведено сопоставление российского и китайского опыта в применении способов нейминга сайтов и пабликов психологической тематики. Установлено, что в российском и китайском сегментах Интернета данный контент пользуется большой популярностью. Об этом свидетельствует прежде всего значительное количество аккаунтов в социальных сетях и подписчиков на них, которые могут исчисляться миллионами как в китайских, так и в российских сообществах. Показано, что китайские и российские сообщества используют для привлечения подписчиков в социальных сетях слово психология, прямые названия из психологической сферы, которой посвящена коммуникация в группе, имена специалистов и образные номинации. Установлено, что последний прием активнее применяется в названиях китайских аккаунтов. В названиях китайских сайтов, наоборот, чаще используются официальные названия организаций или прямые номинации сфер психологии, что призвано обеспечить экспертность в глазах интернет-пользователей. Русские платформы чаще используют номинации, не связанные напрямую со сферой психологии. Сделан вывод, что в сфере распространения психологических знаний и предоставления профессиональных услуг существует высокая конкуренция как в Китае, так и в России, что обусловливает внимание к вербальным приемам вовлечения интернет-пользователей в коммуникацию.
2. Статья из журнала
bookCover
Корниенко, Д. С. (доктор психологических наук; доцент; РАНХиГС при Президенте РФ. Институт общественных наук. Факультет психологии).
Светлая триада: соотношение с "темными" и базовыми чертами личности / Д. С. Корниенко, В. К. Вязовкина, А. Н. Неврюев. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2024. – № 1. – С. 50–59. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 58–59 (25 назв.). – References in Russian: с. 59 (5 names). – a-табл.
Авторы: Корниенко, Д. С., Вязовкина, В. К., Неврюев, А. Н.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология личности
Ключевые слова: вера в человечество, гуманизм, кантианизм, личностные черты, макиавеллизм, модели поведения, нарциссизм, психопатия, садизм
Подробнее
Аннотация: В статье исследуется модель просоциальных черт, объединяющихся в конструкт Светлая триада (Вера в человечество, Гуманизм, Кантианизм). Целью работы является поиск связей между просоциальными чертами, составляющими Светлую триаду, и негативными, образующими Темную тетраду, а также базовыми чертами личности, входящими в модель Большая пятерка. Одна из задач исследователей состоит в том, чтобы показать, что конструкт Светлой триады не является прямым антиподом Темной триады/тетрады и некоторые черты Светлой триады могут соответствовать частным проявлениям составляющих фактора Доброжелательность модели Большая пятерка. В выборку вошли 576 человек от 17 до 25 лет, из них 437 женщин. Были использованы методики: адаптированный опросник Светлой триады, Короткий опросник Темной тетрады и Краткий опросник Большой пятерки. Черты Светлой триады связаны с чертами Темной тетрады: отрицательно - с макиавеллизмом и садизмом, положительно - с нарциссизмом. Между чертами Светлой триады и Большой пятерки обнаружены положительные, но слабые корреляции. Психопатия значимых связей с чертами Большой пятерки не обнаружила. Анализ соотношения черт Светлой триады и Темной тетрады выявил б? льшую выраженность просоциальных характеристик у всех респондентов, но при разной степени выраженности "светлых" черт может наблюдаться различная степень выраженности "темных". Это позволяет рассматривать модель Светлой триады как самостоятельный симптомокомплекс, характеризующий диспозицию к просоциальному поведению, отличный от комплекса негативных черт модели Темной тетрады. Черты Светлой триады характеризуют именно просоциальную направленность, не исключая наличие негативных характеристик. Черты Светлой триады в большей степени связаны с факторами Экстраверсия и Доброжелательность, входящими в Большую пятерку. Учитывая, что низкий уровень показателя Доброжелательности рассматривается как один из возможных общих факторов для Темной триады, аналогичное предположение применительно к Светлой триаде можно сделать только в отношении высокого уровня этого показателя.
3. Статья из журнала
bookCover
Мартынов, С. Е. (руководитель совета; Международный институт психосомаческого здоровья. Экспертный совет).
Разработка и апробация диагностического инструмента "Оценка субъективной озабоченности внешностью" / С. Е. Мартынов, Г. А. Арина. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2024. – № 1. – С. 125–139. – ISSN 0042-8841. – 2 прил.: с. 37-39. – Библиогр.: с. 135–136 (22 назв.). – References in Russian: с. 136 (12 names). – a-табл.
Авторы: Мартынов, С. Е., Арина, Г. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология личности
Ключевые слова: внешность, девушки, зависимость от внешности, методики, неудовлетворенность внешностью, озабоченность внешностью, самооценка, стереотип идеальной внешности
Подробнее
Аннотация: В современных условиях социокультурного давления наблюдается рост озабоченности своей внешностью. Увеличивается влияние макросоциальных факторов, таких как стереотип идеальной внешности в медиа, а также социального давления на восприятие собственной внешности. Существующие методики оценки отношения к собственной внешности не учитывают субъективную роль внешности в личной жизни, в популярности и карьере, а также соотношение ценности внешней привлекательности с другими ценностями, являющимися условиями самореализации и достижения благополучия. В статье представлена разработка и апробация методики "Оценка субъективной озабоченности внешностью". Методика позволяет оценить: отношение к своему физическому образу у девушек, сопоставляя различные аспекты удовлетворенности внешностью, когда необходимо соотнести ценность внешней привлекательности с другими ценностно-смысловыми категориями, являющимися условиями достижения благополучия; осознание влияния стереотипа идеальной внешности; самооценку, зависимость от внешности и ее важность для самооценки. Факторная структура методики и внутренняя валидность были выявлены на выборке из 275 девушек, проживающих в Москва (средний возраст - 22 года). Проверка тест-ретестовой валидности проводилась с интервалом две недели на 72 студентках IV курса факультета психологии МГППУ, а внешней - на двух группах девушек от 18 до 30 лет: экспериментальной (144 девушки, обратившиеся за медицинской помощью в Институт пластической хирургии и косметологии) и контрольной (164 девушки, учащиеся в вузах Москвы, не обращавшиеся в медицинские центры с жалобами на внешность), удовлетворенность которой у этой группы представляется исследователям как среднестатическая. Была подтверждена гипотеза о том, что пациентки клиники эстетической медицины более озабочены своей внешность, чем девушки, не обращавшиеся за услугами по ее коррекции. Апробация опросника продемонстрировала достаточные показатели надежности, а также тест-ретестовой и внешней валидности. Он состоит из 38 утверждений и включает в себя шесть шкал, каждая из которых раскрывает одну из сфер влияния представлений об идеальной внешности и важности внешности для самооценки, а также самоотношения.
4. Статья из журнала
bookCover
Психология влияния короткометражного визуализированного контента на внимание и познавательную активность школьников / Е. С. Корнакова, М. А. Березняцкая, Е. В. Тутова [и др.]. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2024. – № 1. – С. 70–83. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 81–82 (38 назв.). – References in Russian: с. 82–83 (21 names). – a-табл.
Авторы: Корнакова, Е. С., Березняцкая, М. А., Тутова, Е. В., Карелова, М. А., Свешникова, О. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Детская психология
Ключевые слова: блог-культура, видеоблоги, видеоролики, влоги, внимание, клиповое мышление, короткометражные вирусные видео, мышление школьников, поверхностное мышление, познавательная активность, цифровизация, цифровое поколение, школьники
Подробнее
Аннотация: На протяжении всей истории человечества когнитивные системы регулярно претерпевали различные изменения, обусловленные изобретением тех или иных технологических устройств и скачков развития Homo sapiens: от появления примитивных орудий труда и разговорной речи до создания письменности и арифметики. 30 лет назад произошел новый инновационный виток - возник интернет, призванный существенно видоизменить и трансформировать человеческое мышление. Образовательная среда начиная с 2000-х гг. подверглась интенсивной компьютеризации, цифровизации и соответствующим школьным реформациям; изменения обнаруживаются также в мыслеречевой деятельности и поведении человека: "цифровое поколение" при обработке информации стало тяготеть к поверхностному мышлению, отличающемуся быстрым переключением внимания. Современные дети помимо того, что испытывают на себе влияние учебной среды, подвержены киберсоциализации: растут в тесном контакте с социальными сетями и блог-культурой, с насыщенным эмоционально окрашенным визуализированным контентом. Как следствие: людям стало все сложнее знакомиться с информацией посредством текстов, имеющих линейную структуру, поэтому они начали отдавать предпочтение просмотру эмоционально-экспрессивного интерактивного контента, и основной процент искомого материала аудитория теперь стремится получать через цифровое интернет-пространство. В наши дни большая часть визуализированной информации, которая стала импонировать потребителям, - "клиповая", она распространяется среди пользователей в виде вертикального контента (короткометражных вирусных роликов, блогов, летсплеев, шортс, сторис и TikTok), выступающего в роли инструмента средств массовой коммуникации, оказывающего определенное влияние на мышление и регулирующего внимание, а также познавательную активность школьников. Поскольку сегодня социальные сети имеют большое влияние на общественное сознание, некоторый учебный материал и методики преподавания стоит объединить с методами и приемами подачи информации, применяемыми блогерами.
5. Статья из журнала
bookCover
Борисенко, Н. А. (кандидат филологических наук; ведущий научный сотрудник; Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований).
Психологические проблемы работы учащихся с учебным гипертекстом / Н. А. Борисенко, К. В. Миронова, С. В. Шишкова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2024. – № 1. – С. 13–20. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 18–20 (34 назв.). – References in Russian: с. 20 (14 names).
Авторы: Борисенко, Н. А., Миронова, К. В., Шишкова, С. В.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология чтения и психология библиотечной работы
Ключевые слова: гипертексты, когнитивная нагрузка, навигация по тексту, понимание текста, работа с гипертекстами, уровни усвоения, учащиеся, учебные гипертексты, чтение
Подробнее
Аннотация: Статья посвящена теоретическому анализу психологических исследований проблемы гипертекста в целом и учебного гипертекста в частности. Рассмотрены психологические закономерности создания, функционирования, чтения и понимания гипертекста как особой формы организации электронного текста. Затрагиваются такие проблемы, как особенности познавательной деятельности при работе с гипертекстом, изменение процессуальной стороны поиска информации, чтения и понимания гипертекста, вектор влияния когнитивной нагрузки на учащихся, специфика навигационной деятельности и др. Выделен ряд преимуществ учебного гипертекста по сравнению с традиционным линейным текстом, к числу которых относятся возможности расширения и структурирования учебного материала, полимодальный характер восприятия, усиление субъектной позиции обучающегося, выстраивание индивидуального маршрута чтения. Вместе с тем показано, что работа с гипертекстовыми структурами сопровождается дополнительными трудностями, среди которых повышение когнитивной нагрузки по причине необходимости интегрировать и удерживать в рабочей памяти информацию из разных источников, увеличение количества отвлекающих факторов, частое пребывание в ситуации выбора и вероятностного прогнозирования относительно целесообразности перехода по гиперссылке и возвращения к исходному тексту. Выявлены исследовательские лакуны в развиваемой проблемной области, сопряженные преимущественно с дефицитом эмпирических исследований учебного гипертекста, в том числе с недостатком сравнительных работ, направленных на изучение эффективности взаимодействия учащихся с гипертекстом и линейным текстом.
6. Статья из журнала
bookCover
Опыт работы студентов с текстом как основа создания интеллектуальной среды университета / Т. В. Борзова, А. С. Борзова, Г. А. Астафьева [и др.]. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2024. – № 1. – С. 21–34. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 32–34 (33 назв.). – References in Russian: с. 34 (24 names). – a-табл.
Авторы: Борзова, Т. В., Борзова, А. С., Астафьева, Г. А., Сандакова, Е. Н., Каменева-Любавская, Е. Н.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология чтения и психология библиотечной работы
Ключевые слова: выявление закономерностей, динамика понимания текста, научные тексты, обсуждение, особенности работы с текстом, понимание текста, постановка вопроса, пристальное чтение, развитие чужой мысли, студенты, тексты, участие в профессиональном разговоре, чтение, эффективность обучения
Подробнее
Аннотация: В статье проблемы качественного функционирования университета рассматриваются на основе психолого-педагогических положений, позволяющих переосмыслить текстовую природу социально-гуманитарного знания, оценить феномен понимания как способ познания и способ бытия человека в мире. В центре внимания - идея комплексного применения текстовых практик: чтения, письма, слушания, интерпретации, обсуждения. Проведенная работа проясняет основания и ограничения взглядов и убеждений обучающихся для того, чтобы двигаться вперед в направлении полноценного понимания явлений и событий окружающего мира. Реализация текстовых практик позволяет актуализировать следующие умения и навыки работы с научными текстами: постановка "хорошего вопроса"; навык пристального чтения; умение подхватить и развить чужую мысль; умение убедительного предъявления индивидуальной заявки; умение тактичной дестабилизации дисциплинарного поля научной дисциплины; умение выявлять неочевидные закономерности; умение участвовать в профессиональном разговоре. В статье представлено влияние специально организованного обучения на уровень понимания научных текстов в границах субъектно-аналитического подхода, развиваемого в современной психологии В. В. Знаковым. В исследовании приняли участие 128 студентов Тихоокеанского государственного университета (Хабаровск), в констатирующем исследовании - 64 человека, в формирующем эксперименте - 64 человека. По каждому из указанных выше умений и навыков в ходе формирующего эксперимента зафиксированы качественная и количественная динамика развития умений работы с научным текстом.
7. Статья из журнала
bookCover
Грудинин, В. А. (преподаватель; Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики". Факультет социальных наук. Департамент психологии).
Методика изучения стратегий, помогающих или противодействующих обучению (на материале гоночной видеоигры) / В. А. Грудинин. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2024. – № 1. – С. 104–113. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 112–113 (21 назв.). – References in Russian: с. 113 (14 names). – a-табл.
Авторы: Грудинин, В. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология деятельности
Ключевые слова: видеоигры, компьютерные игровые методики, методики, обучение, противодействие обучению, стратегии обучения, троянское обучение, экологическая валидность, этичность
Подробнее
Аннотация: Представлена разработанная автором статьи методика по изучению стратегий, направленных на помощь другим в обучении или противодействие этому обучению. Материал - гоночная видеоигра "TrackMania Nations Forever", предоставляющая возможность конструировать собственные игровые трассы, которые могут быть использованы с целью дальнейшего обучения. Участникам предлагается создать две трассы: тренировка на одной из них помогала бы более успешно проходить целевую трассу, а на другой препятствовала бы этому. Использование компьютерной игровой методики без вовлечения реальных людей, которым участники должны были бы противодействовать, позволяет решить этические проблемы, сохранив при этом экологическую валидность для ниши компьютерных игр. Результаты пилотажного исследования на выборке в 36 человек показали, что испытуемые принимают поставленные задачи, направленные на помощь в обучении или противодействие ему, а также успешно изобретают различные стратегии, соответствующие этим двум противоположным задачам. Описаны доминирующие стратегии, создаваемые участниками, среди них - использование в учебной трассе элементов, отсутствующих в целевой, включение в учебную трассу скрытых элементов и др. В создании стратегий противодействия испытуемые были более изобретательны: такие стратегии оказались более разнообразными, чем стратегии, направленные на помощь. На данном этапе однозначно установить причины этого не представляется возможным. На создание помогающих обучению трасс участники тратили значимо больше времени, чем на создание противодействующих. Представлены перспективы дальнейшего исследования с использованием данной методики.
8. Статья из журнала
bookCover
Поддьяков, А. Н. (доктор психологических наук; профессор; Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики").
Методика "Почему большинство ошиблось?": мнения решателей о причинах правильных и ошибочных ответов в задачах на нетранзитивность превосходства / А. Н. Поддьяков. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2024. – № 1. – С. 84–95. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 93–94 (55 назв.). – References in Russian: с. 94–95 (31 names). – a-табл.
Авторы: Поддьяков, А. Н.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психические процессы и состояния
Ключевые слова: задачи на рефлексию, методики, нетранзитивность превосходства, принятие решений, причины ошибочных ответов, причины правильных ответов, психология мышления, решение задач, решение логических задач
Подробнее
Аннотация: Впервые разработана методика и проведен эксперимент, в котором участникам помимо решения задач на логическое следование применительно к ситуациям нетранзитивности превосходства (отношений по принципу игры «камень, ножницы, бумага»: А превосходит В, В превосходит С, С превосходит А) задавалась еще одна задача. Это задача на рефлексию - о причинах правильных и ошибочных решений таких задач другими людьми. Ранее представления людей о причинах чужих логических ошибок систематически не изучались. Для первых двух использованных задач на логическое следование, сходных по структуре, но относящихся к разному предметному содержанию, был подтвержден ранее установленный факт. Ситуацию нетранзитивности превосходства, представленную в одной задаче (про три команды борцов, побеждающих друг друга по принципу «камень, ножницы, бумага»), подавляющее большинство участников считает возможной. И подавляющее большинство же считает невозможной ситуацию, представленную в другой задаче - про наборы карандашей, различающихся по длине (большинство карандашей из набора А длиннее большинства карандашей из набора В, большинство карандашей из набора В длиннее большинства карандашей из набора С, большинство карандашей из набора С длиннее большинства карандашей из набора А), при том что обе ситуации возможны. Наиболее распространенные ответы участников о причинах чужих ошибок при решении указанных задач на нетранзитивность превосходства состояли в следующем. Задача про борцов - это задача про живое, динамичное, взаимодействующее, и здесь возможны самые разные варианты исходов, в отличие от задачи про карандаши - неживые, статичные, не взаимодействующие друг с другом, где парадоксальные исходы, выглядящие для многих людей противоречием с некоторыми правилами математики и логики, представляются невозможными.
9. Статья из журнала
bookCover
Диагностика критериев внимания: методика отыскивания чисел / Е. А. Петраш, В. Б. Никишина, М. А. Алексеенкова, Т. Н. Разуваева. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2024. – № 1. – С. 114–124. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 123–124 (20 назв.). – References in Russian: с. 124 (10 names). – a-табл.
Авторы: Петраш, Е. А., Никишина, В. Б., Алексеенкова, М. А., Разуваева, Т. Н.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психические процессы и состояния
Ключевые слова: Шульте таблицы, бумажные носители, внимание, коэффициент переключаемости, критерии внимания, методика отыскивания чисел, методики, нормативные показатели, поведенческие критерии, продуктивные критерии, психодиагностические показатели, студенты, таблицы Шульте, феноменальные критерии, цифровые технологии, электронные носители
Подробнее
Аннотация: Целью работы является изучение критериев внимания в юношеском возрасте по методике отыскивания чисел при предъявлении стимульного материала на электронном и бумажном носителях. В результате изучения психодиагностических инструментов оценки внимания, в частности, методики отыскивания чисел как наиболее часто используемого, выявлен ряд противоречий, касающихся как организационно-методических аспектов, так и критериальных. Более чем за полувековую историю применения нормативные значения, позволяющие разграничивать нормативное функционирование процесса внимания от нарушенного (патологического), не проверялись и не корректировались. В результате исследования установлено, что, с одной стороны, изменился подход к пониманию внимания и диагностируемым параметрам. Процесс внимания рассматривается сквозь призму проявления его критериев - феноменального, поведенческого, продуктивного. С другой стороны, изменились нормативные показатели концентрации внимания - в сторону уменьшения среднего времени отыскивания чисел. Также установлены значимые различия в диагностических показателях критериев внимания при предъявлении стимульного материала на электронном и бумажном носителях. Эмпирически подтверждено предположение о невозможности прямого переноса нормативных показателей при изменении формы предъявления материала.
10. Статья из журнала
bookCover
Емельянова, Т. П. (доктор психологических наук; профессор; ведущий научный сотрудник; Институт психологии РАН).
Грани социального представления предпенсионеров о предстоящей жизни на пенсии / Т. П. Емельянова, Е. Н. Викентьева. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2024. – № 1. – С. 3–12. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 11–12 (24 назв.). – References in Russian: с. 12 (5 names). – a-табл.
Авторы: Емельянова, Т. П., Викентьева, Е. Н.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Социальная психология
Ключевые слова: безличная грань, восходящее социальное сравнение, грани социального представления, жизнестойкость, изменение социального статуса, персональная грань, предпенсионеры, социальные представления
Подробнее
Аннотация: Предпенсионный этап жизни, являясь сложным в психологическом отношении временем подготовки человека к изменению социального статуса, материального положения и, в целом, жизненного уклада, становится периодом оценки своих перспектив и возможностей. Ментальное освоение будущих изменений в жизни человека происходит посредством различных психологических механизмов, в том числе, и через конструирование социальных представлений о перспективах этого периода жизненного пути. Анализируются сложные социальные представления, имеющие в своем составе не только ядро и периферию, но и различные грани в зависимости от контекста, в котором репрезентируется объект. В статье сопоставляются две грани социального представления: о собственном выходе на пенсию и о том, что ждет на пенсии типичного россиянина. В исследовании приняли участие 300 жителей Центрального федерального округа Российской Федерации от 45 до 55 лет, 58 % женщин и 42 % мужчин. Исследование проводилось с помощью скрининговой версии теста жизнестойкости и авторского опросника, содержащего два набора по 25 утверждений о прогнозировании будущего выхода на пенсию (оценка по пятибалльной шкале). Первые 25 утверждений, входящих в опросник, необходимо было оценить применительно к себе (персональная грань социального представления), другие 25 утверждений, содержательно идентичные предыдущим, респондентам надо было оценить с позиции среднестатистического россиянина предпенсионного возраста (безличная грань социального представления). Социально-демографические характеристики респондентов выявлялись с помощью анкетирования. Анализ содержания ядра и ближайшей периферии социального представления показал, что ядерная часть социального представления в обоих контекстах образована двумя отрицательными по валентности суждениями, репрезентирующими в сознании респондентов-предпенсионеров страх и беспокойство за будущее, а также понимание того, что уровень жизни на пенсии будет неизбежно снижен. Сравнительный анализ «веса» значимых элементов в структуре обеих граней социального представления показал, что приписывание большего страха и беспокойства другим, а также атрибуция активной позиции себе указывают на склонность выстроить восходящее социальное сравнение, поддерживая образ Я как человека, более уверенного в своих возможностях. Иными словами, благоприятная репрезентация себя по сравнению с другими людьми, находящимися в той же жизненной ситуации, обладает чертами самодетерминации, активно конструируя позитивное самоощущение. Полученный результат подтверждает значимость жизнестойкости в конструировании личностью жизненных перспектив после выхода на пенсию и в выборе стратегий подготовки к этому событию.
11. Статья из журнала
bookCover
Валидация русскоязычной версии Адденбрукской шкалы оценки когнитивных функций III (Addenbrook’s Cognitive Examination III - Ace-III) / Н. А. Варако, Д. В. Архипова, Д. Г. Юсупова [и др.]. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2024. – № 1. – С. 96–103. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 101–103 (29 назв.). – References in Russian: с. 103 (4 names).
Авторы: Варако, Н. А., Архипова, Д. В., Юсупова, Д. Г., Зимин, А. А., Вишнякова, Е. М., Васильева, С. А., Ковязина, М. С., Даминов, В. Д., Супонева, Н. А., Пирадов, М. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психические процессы и состояния
Ключевые слова: диагностическая точность, когнитивные нарушения, лингвокультурная адаптация, методики, нейропсихологическая диагностика, психометрические показатели, русскоязычные версии методик
Подробнее
Аннотация: В настоящей статье приводятся результаты проверки русскоязычной версии Адденбрукской шкалы оценки когнитивных функций III (Addenbrooke’s Cognitive Examination III - ACE-III). Методика состоит из 19 субтестов и исследует пять когнитивных доменов: внимание, память, скорость вербальных ассоциаций, речь и зрительно-пространственные функции. Максимальный суммарный результат - 100 баллов. Методика состоит из трех версий (А, В и С) с альтернативным содержанием заданий на внимание и память и руководства по начислению и подсчету баллов. В исследовании приняли участие 87 пациентов (53 женщины и 24 мужчины, медиана возраста - 60 лет) с последствиями острого нарушения мозгового кровообращения. Сбор данных проводился в двух регионах России: в Москве и в Чите. Русскоязычная версия ACE-III показала высокий уровень внутренней согласованности и хорошую ретестовую надежность.
12. Статья из журнала
bookCover
Солдатова, Г. У. (доктор психологических наук; профессор; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии; Московский институт психоанализа).
Анализ межпоколенческих особенностей формирования социального онлайн-капитала / Г. У. Солдатова, С. В. Чигарькова, Е. И. Рассказова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2024. – № 1. – С. 35–49. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 47–49 (44 назв.). – References in Russian: с. 49 (5 names). – a-табл.
Авторы: Солдатова, Г. У., Чигарькова, С. В., Рассказова, Е. И.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Социальная психология
Ключевые слова: интернет-зависимость, личностные особенности, онлайн-общение, онлайн-риски, подростки, пользовательская активность, расширенная личность, родители, родительская медиация, социальный капитал, цифровая социальность
Подробнее
Аннотация: В условиях конвергенции виртуального и реального миров, возрастания роли цифровых способов взаимодействия и поддержания социальных связей представляется важным изучение межпоколенческой специфики социального онлайн-капитала как ресурса для обеспечения успешности социальных взаимодействий. В статье представлен сравнительный анализ особенностей социального онлайн-капитала у подростков и взрослых, а также его связи с личностными особенностями, пользовательской активностью, опытом позитивного онлайн-взаимодействия и столкновением с онлайн-рисками. В исследовании приняли участие 374 подростка 14-17 лет и 411 родителей подростков из шести городов России. Подростки и родители оценивали себя по ряду показателей социального онлайн-капитала, пользовательской активности и погруженности в смешанную реальность, родительской медиации онлайн-деятельности детей, заполняли Короткий портретный опросник Большой пятерки, подростки оценивали признаки интернет-зависимости, свой опыт участия в позитивном онлайн-взаимодействии и столкновения с коммуникационными и контентными онлайн-рисками. Подростки превосходят родителей по размеру социального онлайн-капитала, при этом и у подростков, и у родителей он преимущественно состоит из офлайн-знакомых. Основными мотивами формирования социального онлайн-капитала в двух группах выступают желание общаться и поддерживать других, а также личная симпатия. Онлайн-капитал подростков связан не столько с пользовательской активностью, сколько с погруженностью в смешанную реальность в формате совмещения онлайн-активности с различными делами в физической реальности и не связан с интернет-зависимостью. Размер онлайн-капитала подростков связан с родительской медиацией их безопасности в сети и слабо связан с большей экстраверсией. Подростки с более широким кругом онлайн-друзей чаще сталкиваются как с позитивным взаимодействием, так и с различными рисками. Таким образом, особенности социального онлайн-капитала и его связь с пользовательскими, семейными и личностными факторами определяют механизмы формирования цифровой социальности личности, существующей в условиях смешанной реальности.