Кузнецова, П. Ю. Цифровизация государственных услуг: сравнительный анализ зарубежных моделей = Digitalization of public services: a comparative analysis of foreign models / П. Ю. Кузнецова, А. Д. Нерослов. – DOI 10.20339/AM.06-24.084. – Текст : непосредственный // Alma mater: Вестник высшей школы. – 2024. – № 6. – С. 84–90. – Библиогр.: с. 89–90 (14 назв.).
Авторы:
Кузнецова, П. Ю., Нерослов, А. Д.
Тематические рубрики:
Периодические издания—Статьи
Ключевые слова:
государственные услуги, жизненные ситуации, профилирование заявителей, агрегирование информации, визуализация информации, инфографика, обратная связь
Целью статьи является исследование реализации клиентоцентричного подхода при цифровизации государственных услуг в зарубежных странах. Авторами разработана методика сравнительного анализа порталов государственных услуг зарубежных стран, предусматривающая три группы критериев: агрегирование информации по государственным услугам; визуализация информации; качество обратной связи с заявителями. Проанализированы модели цифровизации государственных услуг в США, Великобритании, Франции, Эстонии, Австралии, Греции, Узбекистане, определен уровень внедрения технологий, соответствующих задачам клиентоцентричного управления. Сделаны выводы о неоднородном внедрении в информационные системы зарубежных порталов технологий суперсервисов, или жизненных ситуаций, позволяющих комплексно предоставлять государственные услуги. Выявлены достоинства и недостатки визуализации информации о государственных услугах, систем обратной связи, представленных в зарубежных моделях предоставления услуг в электронной форме. Определены проблемы недостаточной открытости информации об оценке качества предоставления услуг гражданами. Разработаны рекомендации о возможностях применения в России на Едином портале государственных услуг и на региональных порталах государственных услуг успешных зарубежных практик профилирования заявителей через их анкетирование, внедрения инклюзивных условий предоставления услуг лицам с ОВЗ.
Валиев, И. Н. Участие молодежи в политической жизни общества: региональный аспект = Youth partici pation in the p olitical life of society: the regional aspect / И. Н. Валиев. – DOI 10.20339/AM.06-24.014. – Текст : непосредственный // Alma mater: Вестник высшей школы. – 2024. – № 6. – С. 14–16. – Библиогр.: с. 16 (12 назв.).
Авторы:
Валиев, И. Н.
Тематические рубрики:
Периодические издания—Статьи
Ключевые слова:
молодежь, политика, государство, политическая жизнь, общество
Сегодня гражданская и политическая вовлеченность молодежи несомненно претерпевает кардинальные перемены. Участие молодежи в политической жизни общества представляет собой особую форму ее групповых интересов, отражающих осознанные особенности собственного социального положения, роли и места в обществе и способ их реализации. Целью статьи является изучение участия молодежи в политической жизни страны. Автор исследует формы политического активности как один из аспектов политической деятельности. В статье проведен сравнительный анализ каждой из форм, отражающих степень участия молодежи в политической жизни страны. Помимо форм участия, автор рассматривает особенности молодежной политики в Республике Татарстан.
Аплевич, С. Н. Трансформация практической деятельности преподавателя на фоне цифровизации образования = The development of the personality of a gifted child: the emotional climate of school and family / С. Н. Аплевич, В. И. Немчина, А. Н. Легконогих. – DOI 10.20339/AM.06-24.044. – Текст : непосредственный // Alma mater: Вестник высшей школы. – 2024. – № 6. – С. 44–49. – Библиогр.: с. 55–56 (17 назв.).
Авторы:
Аплевич, С. Н., Немчина, В. И., Легконогих, А. Н.
Тематические рубрики:
Периодические издания—Статьи
Ключевые слова:
детская одаренность, анализ, взаимодействие с ребенком, педагоги, родители, трудности, климат семьи
Цель статьи - осветить специфику трансформации практической деятельности преподавателя на фоне интенсивной цифровизации образовательного процесса. Актуальность исследования обусловлена изменениями в реальном секторе экономики, вызвавшие трансформацию системы образования, нестабильностью потребностей учащихся в приобретении профессиональных компетенций, а также неоднозначностью качества и эффективности образования, включая квалификацию и компетентность самого преподавателя. Изменения в практической деятельности преподавателей рассматриваются на примере гимназии Донского государственного университета (Ростов-на-Дону), в частности, резюмируется, что на образовательный процесс влияют цифровые технологии, методы преподавания, изменение образовательных приоритетов в связи с востребованностью потенциальных выпускников на рынке труда. Проведен сравнительный анализ образовательной практики преподавания в гимназии с использованием цифровых технологий и традиционных методов. Изучена динамика цифровизации образовательного процесса в гимназии с учетом продления обучения ее выпускников в высшем учебном заведении. Результаты и выводы, опубликованные в статье, основаны на авторском мониторинге использования цифровых инструментов при разработке рабочих программ дисциплин, ориентированных на реализацию компетентностного подхода и совершенствование практической деятельности преподавателя гимназии при высшем учебном заведении.
Низова, Л. М. Студенческая Наука как элемент реализации национального проекта «Наука и университеты» = Student science as an element of implementation national project “Science and universities” / Л. М. Низова, М. Э. Маякова. – DOI 10.20339/AM.06-24.070. – Текст : непосредственный // Alma mater: Вестник высшей школы. – 2024. – № 6. – С. 70–73. – Библиогр.: с. 73 (10 назв.).
Авторы:
Низова, Л. М., Маякова, М. Э.
Тематические рубрики:
Периодические издания—Статьи
Ключевые слова:
студенческая наука, публикационная активность, олимпиады, гранты, патенты, научно-практические конференции
Исследованы приоритеты и направления развития студенческой науки в условиях высшей школы. Дана положительная оценка использованию опыта Образовательного центра «Сириус» и Всероссийского молодежного форума «iВолга», целью деятельности которых является приобщение молодежи к исследовательской деятельности со школьной скамьи. Обобщена практика организации форума «Первый шаг в науку», совершенствования инфраструктуры научной, научно-технической и научно-инновационной деятельности, привлечения студентов к публикационной активности, разработке грантов и патентов в Поволжском государственном технологическом университете (Волгатех). Развивается система непрерывного образования, формируются механизмы реализации инновационной компетенции выпускников. Как результат имеет место их участие в конкурсе по программе «Умник», за весь ее период более 270 проектов признаны победителями. Ежегодно в вузе проводятся более 15 научно-практических конференций различного уровня, на которых только за последние 6 лет студентами было представлено более 15 тысяч докладов. На этом фоне, по мнению авторов, целесообразно привлекать студентов к фундаментальным научным исследованиям, участию в публикациях журналов из перечня ВАК, Web of Science Core Collection и Scopus, повышая их наукометрические показатели в рамках мероприятий национального проекта России «Наука и университеты».
Лукашенко, Д. В. Современные направления в образовании: анализ и перспективы = Modern trends in education: analysis and prospects / Д. В. Лукашенко. – DOI 10.20339/AM.06-24.079. – Текст : непосредственный // Alma mater: Вестник высшей школы. – 2024. – № 6. – С. 73–83. – Библиогр.: с. 83 (11 назв.).
Авторы:
Лукашенко, Д. В.
Тематические рубрики:
Периодические издания—Статьи
Ключевые слова:
цифровизация, мультимодальное обучение, непрерывное обучение, геймификация, глобализация образования, индивидуализация обучения, гуманизация образования, информатизация образования, образовательные инновации, адаптивное обучение
В статье анализируются современные тренды в образовании, акцент делается на важности интеграции цифровых технологий и новых педагогических подходов. Автор подробно рассматривает мультимодальную педагогику, непрерывное обучение, геймификацию, а также влияние глобализации и индивидуализации на образовательный процесс. Особое внимание уделяется гуманизации и информатизации образования как ключевым факторам, способствующим созданию адаптивной и инклюзивной учебной среды. Статья предлагает обзор текущих тенденций и предполагаемых изменений в образовательной сфере, опираясь на актуальные исследования и аналитические данные, и выделяет необходимость их реализации в подготовке специалистов ФСИН. Автор делает акцент на значимости образовательных инноваций для развития компетенций, необходимых в цифровую эпоху, и подчеркивает роль образования в формировании устойчивого будущего.
Гали, Г. Ф. Развитие личности одаренного ребенка: эмоциональный климат школы и семьи = The development of the personality of a gifted child: the emotional climate of school and family / Г. Ф. Гали, Л. Л. Григорьева. – DOI 10.20339/AM.06-24.050. – Текст : непосредственный // Alma mater: Вестник высшей школы. – 2024. – № 6. – С. 50–56. – Библиогр.: с. 55–56 (17 назв.).
Авторы:
Гали, Г. Ф., Григорьева, Л. Л.
Тематические рубрики:
Периодические издания—Статьи
Ключевые слова:
детская одаренность, анализ, взаимодействие с ребенком, педагоги, родители, трудности, климат семьи
Проблема и цель. В статье представлено исследование роли педагогической среды и семьи в преодолении проблем и трудностей одаренных детей, с которыми они сталкиваются в обучении и развитии. Статья посвящена изучению факторов, влияющих на успешное развитие интеллекта и творческой индивидуальности одаренного ребенка. Целью данного исследования является определение функций педагогов и родителей в развитии одаренного ребенка, выявление условий их тесного сотрудничества в формировании благоприятных возможностей для развития детской одаренности.Методология. Методологической основой исследования выступает системный подход, теоретические и эмпирические методы исследования. Для сбора эмпирических данных было проведено два анкетных опроса, в которых участвовало 95 родителей учащихся 1-2-х классов гимназии. Для теоретического анализа использовался методологический подход тщательного анализа научных источников и литературы в области развития интеллектуальных и творческих способностей одаренных учащихся.Результаты. В исследовании выявлены проблемы и барьеры, которые одаренные учащиеся испытывают как результат своих исключительных способностей. Рассмотрены профессиональные и личностные качества педагогов, необходимые для работы с одаренными детьми. Определены мероприятия, которые важно проводить с родителями для благоприятного и эффективного взаимодействия с детьми. Отмечены качества, которыми должны обладать родители, чтобы способствовать развитию творческих способностей своего ребенка. Проанализированы педагогические условия, обеспечивающие эффективность подготовки родителей к взаимодействию с одаренным ребенком.В ходе исследования проведен анкетный опрос родителей для определения общей одаренности их детей.Заключение. Результаты исследования позволяют сделать вывод о необходимости тесного сотрудничества всех участников педагогического процесса (учителей, психологов и родителей) для развития интеллектуальных способностей одаренных детей и оказании квалифицированной помощи в преодолении трудностей в обучении, развитии и адаптации в социуме.
Сазанова, Л. А. Применение методики eduscrum в учебном процессе вуза для студентов информационных специальностей = Application of the eduscrum methodology in the educational process of a university for students of information specialties / Л. А. Сазанова. – DOI 10.20339/AM.06-24.025. – Текст : непосредственный // Alma mater: Вестник высшей школы. – 2024. – № 6. – С. 25–31. – Библиогр.: с. 31 (10 назв.).
Авторы:
Сазанова, Л. А.
Тематические рубрики:
Периодические издания—Статьи
Ключевые слова:
методология agile, eduscrum, гибкие методы управления, скрам-доска, проектное обучение, командное взаимодействие
Целью статьи является исследование возможности применения метода EduScrum в деятельности преподавателя вуза. Актуальность темы данной работы обусловлена ростом интереса к новым формам проектного управления и разработки со стороны как руководителей современных ИТ-компаний, так и педагогов, занимающихся проектным обучением. В статье обобщены представления об особенностях и преимуществах гибкого метода разработки Scrum в контексте использования его положений при преподавании учебных дисциплин студентам информационных профилей обучения. Показано, что внедрение гибких методик в учебный процесс расширяет возможности участников процесса в плане повышения интереса к изучаемым темам со стороны учащихся, улучшения качества усвоения ими учебного материала, а также разнообразия форм его подачи со стороны преподавателей. Предложен комплекс рекомендаций, включающий перечень тем и дисциплин, применение EduScrum в рамках которых является, на взгляд автора, наиболее эффективным; выделена последовательность этапов реализации данной методики в учебном процессе. Представленные в статье материалы могут быть полезны при подготовке и проведении как аудиторных занятий, так и занятий, проводимых в дистанционной форме, а также во время прохождения студентами учебной и производственной практик, способствуя тем самым совершенствованию процесса преподавания в современных условиях.
Григорьев, А. Д. Повышение эффективности разработки проектных концепций студентами-дизайнерами = Improving the efficiency of the development of design concepts by design students / А. Д. Григорьев, А. В. Екатеринушкина, Е. В. Ильяшева. – DOI 10.20339/AM.06-24.097. – Текст : непосредственный // Alma mater: Вестник высшей школы. – 2024. – № 6. – С. 97–103. – Библиогр.: с. 102–103 (17 назв.).
Авторы:
Григорьев, А. Д., Екатеринушкина, А. В., Ильяшева, Е. В.
Тематические рубрики:
Периодические издания—Статьи
Ключевые слова:
проектная концепция, формальная композиция, проектирование, системный подход, методика обучения
Профессиональная деятельность дизайнера не носит массовый характер, но осуществляется в условиях жесткой конкуренции. Создание комфортной жизнеспособной среды и предметного наполнения включает в себя эвристические, инновационные подходы. Это требует, прежде всего, глубокой и всесторонней методологической базы при подготовке студентов - будущих дизайнеров.Разработка проектной концепции - идейно-смыслового содержания проектируемого объекта - сложный процесс, который не всегда подчиняется существующим алгоритмам практической деятельности, что вызывает определенные трудности у студентов, не сразу способных выйти за рамки аналогового стереотипного мышления. Проектируемые объекты на начальном этапе усваиваются студентами на информативном уровне, однако требуют напряженной работы по структурированию проектного, объемно-пространственного, композиционного мышления и художественного видения, составляющих основу проектной концепции.Обеспечение скорости включения студентов в профессиональную деятельность ставит перед педагогами вопрос модернизации учебной проектной деятельности средствами интегративных междисциплинарных модулей, основанных на системном подходе к процессу проектирования: аналитика, интерпретация, творчество.
Соловьев, В. П. От качества образования к качеству специалиста = From the quality of education to the quality of specialist / В. П. Соловьев, Т. А. Перескокова. – DOI 10.20339/AM.06-24.060. – Текст : непосредственный // Alma mater: Вестник высшей школы. – 2024. – № 6. – С. 60–69. – Библиогр.: с. 68–69 (23 назв.).
Авторы:
Соловьев, В. П., Перескокова, Т. А.
Тематические рубрики:
Периодические издания—Статьи
Ключевые слова:
кадры, специалисты, качество образования, показатели качества, образовательный процесс, преподаватели, студенты
Рассматривается проблема подготовки специалистов технического профиля для современной экономики. Намеченные масштабные преобразования экономики не могут быть осуществлены без решения кадровых проблем. Новые экономические условия уже сегодня требуют эффективных подходов к подготовке кадров, прежде всего обеспечения качества образования выпускников вузов. Представлены различные аспекты понятия «качество», и дана классификация показателей качества. Обращено внимание на необходимость оценки показателей входного качества студентов, разделяющихся на познавательные, деятельностные и личностные. Приведены эталонные требования к инженеру, которые могут быть использованы как прогнозируемые показатели качества выпускников вуза. Рекомендуется развернуть подготовку к внедрению современного образовательного процесса в новых строящихся вузовских кампусах, в основе которого лежал бы личностно-деятельностный подход, позволяющий формировать у студентов критическое мышление, умение решать проблемы, принимать решения, сотрудничать в коллективе.
Умарова, З. Я. Особенности формирования ценностных ориентаций молодежи = Peculiarities of formation of value orientations of youth / З. Я. Умарова. – DOI 10.20339/AM.06-24.010. – Текст : непосредственный // Alma mater: Вестник высшей школы. – 2024. – № 6. – С. 10–13. – Библиогр.: с. 13 (11 назв.).
Авторы:
Умарова, З. Я.
Тематические рубрики:
Периодические издания—Статьи
Ключевые слова:
молодежь, ценности, технический мир, информация, преемственность поколений, человек, противоречия, гуманитарное образование, личность
Актуальность исследования вызвана тем, что на современном этапе общественного развития происходит трансформация ценностных ориентаций молодежи. Статья рассматривает трудности, которые испытывает молодежь с неокрепшим сознанием, недостаточными знаниями и способностями, чтобы разобраться в сложных жизненных ситуациях, постоянно находясь в виртуальном бытии, которое сильно влияет на их здоровье. Молодые люди, не имеющие достаточного речевого и жизненного опыта, быстро встраиваются в виртуальный формат общения. Технический мир развивается быстрыми темпами. Идет невидимая борьба нового со старым, при этом отмечается повышенный интерес современной молодежи к материальным ценностям. От самого человека зависит, какой путь он выбирает. Ему часто приходится обращаться к своему внутреннему миру, а затем снова выходить для жизнедеятельного общения с реальным миром в ту среду, в которой он живет. При этом среда ничего не делает за него - всё создает сам человек. Успех в жизни молодежи предопределяет гуманитарное образование, направленное на формирование ценностных ориентиров, на самостоятельный выбор жизненного пути, на сохранение этнокультурных и конфессиональных ценностей в цивилизационной идентичности россиян.
Тищенко, Т. О. Онтологические основания творческого "я" художника = The ontological foundations of the artist’s creative self / Т. О. Тищенко. – DOI 10.20339/AM.06-24.091. – Текст : непосредственный // Alma mater: Вестник высшей школы. – 2024. – № 6. – С. 91–96. – Библиогр.: с. 96 (14 назв.).
Авторы:
Тищенко, Т. О.
Тематические рубрики:
Периодические издания—Статьи
Ключевые слова:
творческое я художника, жизненный мир, искусство, гений, свобода
В статье предпринят философско-эстетический анализ онтологических оснований творческого Я художника. Данная категория проблематизирована через понятие «жизненный мир», который описан как особая квазиреальность размаха субъективного и объективного. Автор последовательно представил жизненный мир творческого Я художника в традициях и перспективах различных философско-эстетических концепций. Особое внимание уделено представленности в творчестве Я субъекта в трудах русских мыслителей.
Некоторые особенности работы студенческого научного кружка на кафедре патологической физиологии медицинского вуза = Some fe atures of the work of the student scientific club at the de artment of pathological physiology of the medical university / М. В. Попугайло, Д. Ю. Гребнев, М. Д. Сорокина [и др.]. – DOI 10.20339/AM.06-24.074. – Текст : непосредственный // Alma mater: Вестник высшей школы. – 2024. – № 6. – С. 74–78. – Библиогр.: с. 78 (14 назв.).
Авторы:
Попугайло, М. В., Гребнев, Д. Ю., Сорокина, М. Д., Белоглазова, О. А., Маклакова, И. Ю.
Студенческий научный кружок рассматривается как эффективный инструмент привлечения студентов к научно-исследовательской работе, ориентации студентов на профессиональное, интеллектуальное и социальное творчество, на обеспечение условий для самообразования.В статье анализируется специфика организации деятельности научного кружка в современных условиях. Описаны некоторые новации в организации и проведении заседаний научного кружка кафедры патологической физиологии. Хотя предлагаемые формы вовлечения студентов в научную и учебную деятельность радикально не отличаются от традиционных, формат общения, временные рамки, вопросы, поднимаемые на заседаниях кружка, и многое другое несколько видоизменены, нешаблонны. Благодаря этому стало возможным повысить интерес сегодняшней студенческой молодежи к данной форме внеаудиторной работы. Одним из существенных факторов успешности кружковой работы стало вовлечение всех заинтересованных студентов в формирование повестки заседаний. Чувство сопричастности - важный психологический фактор выбора в пользу участия в работе кружка кафедры патологической физиологии. Организация викторин - интересный и полезный раздел в рамках проведения заседаний кружка. Соревновательный характер, неформальные принципы, командный формат помогают студентам углубить свои знания, позволяют ярче самовыразиться, лучше понимать себя и свои эмоции и лучше показать себя окружающему миру.Определенные достижения в работе научного студенческого кружка кафедры патологической физиологии порождают новые вопросы о необходимости совершенствования этой работы.
Герасимова, А. А. Методика формирования профессиональных компетенций будущих ювелиров средствами орнаментального искусства = Methodology for forming professional competencies of future jewelers through ornamental art / А. А. Герасимова, Б. Л. Каган-Розенцвейг, Д. А. Карпенко. – DOI 10.20339/AM.06-24.104. – Текст : непосредственный // Alma mater: Вестник высшей школы. – 2024. – № 6. – С. 104–112. – Библиогр.: с. 112 (7 назв.).
Авторы:
Герасимова, А. А., Каган-Розенцвейг, Б.Л., Карпенко, Д. А.
Тематические рубрики:
Периодические издания—Статьи
Ключевые слова:
история и теория орнамента, декоративно-прикладное искусство, художественный металл, орнаментальный мотив, семантика, образовательный процесс, творческое мышление
Рассматривается процесс обучения студентов по направлению подготовки 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Показано практическое использование исторического, искусствоведческого орнаментального наследия, теоретических знаний, принципов построения орнамента при проектировании ювелирных изделий. Приведены примеры клаузур, проектов и выполненных работ в материале с использованием результатов дисциплины «Орнамент в изделиях декоративно-прикладного искусства», в ходе которой студенты учатся составлять различные виды орнаментов, используя знания по истории и теории орнамента, в процессе проектирования изделий декоративно-прикладного искусства.Обобщен опыт преподавания дисциплины «Орнамент в изделиях декоративно-прикладного искусства», направленный на формирование навыков практической работы; совершенствование и развитие интеллектуального и общекультурного уровня студентов; культуры проектного мышления в области методов, техник обработки и декорирования художественных изделий из металла. Также рассмотрены практические задания, способствующие подготовке специалистов, владеющих не только знаниями по технологии художественной обработки металла, техническими приемами, проектной деятельностью, но и самостоятельной разработкой орнаментального ряда, предназначенного для того или иного вида декоративно-прикладного искусства, более полного восприятия проектируемого изделия и раскрытия образа.
Андрюшкова, О. В. Конструирование ФОС на основе типологии задач и нечетких множеств = Designing the fam based on typology of tasks and fuzzy sets / О. В. Андрюшкова, А. А. Зарипов. – DOI 10.20339/AM.06-24.032. – Текст : непосредственный // Alma mater: Вестник высшей школы. – 2024. – № 6. – С. 32–40. – Библиогр.: с. 39–40 (20 назв.).
Авторы:
Андрюшкова, О. В., Зарипов, А. А.
Тематические рубрики:
Периодические издания—Статьи
Ключевые слова:
методика электронного обучения, вычисляемый вопрос moodle, фонд оценочных средств, ФОС, химическое образование, нечеткое множество
Деятельность преподавателя и учителя в образовательной организации и проведении учебного процесса для естественнонаучных направлений обучения включает обязательную разработку и регулярную актуализацию задач и заданий фонда оценочных средств для различных целевых групп. В настоящей работе на примере дисциплин химического профиля была проведена оценка применения математического аппарата в комплекте учебников для общего образования на примере темы «растворы», которая является одной из ключевых в химических курсах. В статье рассматривается опыт построения типологии задач с учетом компетентностного подхода при разработке контролирующих материалов для текущего контроля обучения, для олимпиадных задач и для банков тестовых заданий и задач для школьников и студентов начальных курсов нехимических специальностей. В качестве критериев сложности задачи рассмотрены как предметные, так и математические аспекты решения. Теория нечетких множеств предлагается для алгоритмизации оценки сложности решения задач, составленных с учетом лингвистической неопределенности. Для расчетов критериев оценки сложности задач и расчета численного значения функции принадлежности нечеткого множества используется система уравнений нечетких множеств для П-образной функции принадлежности.
Брюно, В. В. Качество городской среды в представлении студентов г. Ярославля = quality of the urban environment in the perception of Yaroslavl students / В. В. Брюно. – DOI 10.20339/AM.06-24.017. – Текст : непосредственный // Alma mater: Вестник высшей школы. – 2024. – № 6. – С. 17–24. – Библиогр.: с. 23–24 (14 назв.).
Авторы:
Брюно, В. В.
Тематические рубрики:
Периодические издания—Статьи
Ключевые слова:
городское планирование, миссия города, городская среда, урбанизация, общественные пространства, студенты
В статье рассматриваются представления студентов ведущих вузов г. Ярославля о развитости инфраструктуры города, а также об уровне комфорта и благоустройства микрорайонов их проживания. Выявлено, что положительный образ Ярославля в представлениях студентов построен в основном на его историческом значении и культурном потенциале. Несмотря на то, что богатая история и культурное наследие города продолжают вызывать положительные ассоциации у молодежи, современный Ярославль сталкивается с трудностями в поддержании благоприятного имиджа. Значительная часть студентов воспринимает Ярославль как провинциальный и лишенный яркости город. Выявлены различия в оценках образа города между студентами, приехавшими в Ярославль из малых городов и сел, и студентами - коренными жителями Ярославля: первые оценивают образ города гораздо позитивнее.Результаты опроса показали значительную неудовлетворенность среди студентов некоторыми аспектами городской среды. Выявлена недостаточная развитость инфраструктуры города, в частности обнаружен существенный разрыв между существующей спортивной и развлекательной инфраструктурой и потребностями и предпочтениями жителей, особенно среди студенческого населения. Были выявлены негативные аспекты условий жизни: недостаточный воздухообмен в жилых помещениях, отсутствие условий для снижения шума и загазованности, отсутствие естественного освещения в помещениях.Результаты исследования акцентируют внимание на важности включения вопросов развития инфраструктуры и окружающей среды Ярославля в планирование городского развития.
Шипаева, Т. А. Использование инженерной графики для повышения уровня знаний студентов-химиков в области строения молекул = Using engineering graphics to increase the level of knowledge of chemistry students in the field of the structure of molecules / Т. А. Шипаева. – DOI 10.20339/AM.06-24.041. – Текст : непосредственный // Alma mater: Вестник высшей школы. – 2024. – № 6. – С. 41–43. – Библиогр.: с. 43 (11 назв.).
Авторы:
Шипаева, Т. А.
Тематические рубрики:
Периодические издания—Статьи
Ключевые слова:
основы научного миропонимания, химический язык, геометрия молекул, инженерная графика, взаимосвязь дисциплин
В статье отмечены научно-теоретические основы теории познания химии, обеспечивающей направления и способы перехода от незнания к знанию, - такие понятия, как химический элемент, вещество, химическая реакция, химическая технология, химическое производство. Обращено внимание на структуру содержания обучения химии, междисциплинарные связи, количественные методы преподавания химии и др.Педагог-химик на лекции должен не только пересказывать, но и отмечать новые достижения в науке по химии. Наследие, оставшееся в кабинетах, необходимо менять, применяя современные цифровые системы, виртуальные пробирки и др. Этого требует современность. Необходимо переходить к наиболее углубленному изучению, полюбить химию. Также обращено внимание, что с позиции химии инженерная геометрия молекулы - это взаимное пространственное расположение ее атомов, которое определяется длинами связей и величиной валентных углов, а от геометрии молекулы зависят физические, химические и биологические свойства вещества. Изображена геометрия химических связей и валентных углов молекулы фторида фосфора.
Гиенко, Л. Н. Диагностика навыков жизнестойкости подростков-спортсменов = Diagnosis of resilience skills teenagers-athletes / Л. Н. Гиенко, Е. А. Устинова. – DOI 10.20339/AM.06-24.057. – Текст : непосредственный // Alma mater: Вестник высшей школы. – 2024. – № 6. – С. 57–59. – Библиогр.: с. 59 (9 назв.).
Авторы:
Гиенко, Л. Н., Устинова, Е. А.
Тематические рубрики:
Периодические издания—Статьи
Ключевые слова:
воспитание, жизнестойкость, трудная жизненная ситуация, подросток, спортивная школа, мотивация, самоконтроль
В статье раскрывается проблема изучения сформированности навыков жизнестойкости у подростков-спортсменов в условиях современной спортивной школы. Подчеркивается, что образовательные стандарты ориентированы на развитие навыков жизнестойкости. Рассмотрены различные мнения ученых, которые занимались исследованием жизнестойкости различных возрастных категорий, в том числе подростков. Уточнено понятие «Жизнестойкость подростков».Рассмотрен опыт работы с подростками-cпортсменами в условиях спортивной детско-юношеской школы олимпийского резерва № 3 «Боевые перчатки» города Барнаула. Предлагается диагностический инструментарий. Конкретные методики для изучения уровня сформированности таких критериев жизнестойкости, как «Вовлеченность», «Контроль», «Принятие риска» у подростков в определенных условиях спортивной школы. Авторы обращают внимание на важность в процессе обработки результатов диагностики принципов гендерного и деятельностного подходов. Представлены результаты диагностики по определению уровней сформированности навыков жизнестойкости по определенным показателям.