Найдено документов - 16 | Статьи из номера журнала: Alma Mater (Вестник высшей школы) : научный журнал. № 1. – Москва : ИНОИЦ "Алмавест", 2024. | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья из журнала
Пашкова, Н. В. (кандидат философских наук; К).
Этические проблемы использования технологий искусственного интеллекта = Ethical issues in using artificial intelligence technologies / Н. В. Пашкова, М. В. Веснянов. – Текст : непосредственный
// Alma mater: Вестник высшей школы. – 2024. – № 1. – С. 107–110. – Рез. также на англ. – Библиогр.: с. 110 (7 назв.).
Этические проблемы использования технологий искусственного интеллекта = Ethical issues in using artificial intelligence technologies / Н. В. Пашкова, М. В. Веснянов. – Текст : непосредственный
// Alma mater: Вестник высшей школы. – 2024. – № 1. – С. 107–110. – Рез. также на англ. – Библиогр.: с. 110 (7 назв.).
Авторы: Пашкова, Н. В., Веснянов, М. В.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи
Ключевые слова: этические проблемы, ответственность, принципы, искусственный интеллект, ИИ, риски использования искусственного интеллекта
Подробнее
Аннотация: Рассматриваются этические аспекты, связанные с использованием и разработкой технологий искусственного интеллекта (ИИ).
2. Статья из журнала
Перевозчикова, Л. С. (доктор философских наук).
Становление Румянцевского музея как социального института = Establishment of the Rumyantsev Museum as a social institution / Л. С. Перевозчикова, Р. В. Дорохина, М. В. Марина. – Текст : непосредственный
// Alma mater: Вестник высшей школы. – 2024. – № 1. – С. 111–124. – Рез. также на англ. – Библиогр.: с. 124 (13 назв.).
Становление Румянцевского музея как социального института = Establishment of the Rumyantsev Museum as a social institution / Л. С. Перевозчикова, Р. В. Дорохина, М. В. Марина. – Текст : непосредственный
// Alma mater: Вестник высшей школы. – 2024. – № 1. – С. 111–124. – Рез. также на англ. – Библиогр.: с. 124 (13 назв.).
Авторы: Перевозчикова, Л. С., Дорохина, Р. В., Марина, М. В.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи
Ключевые слова: музеи, социальные институты, просветительская деятельность, социальные объединения, академическая деятельность
Подробнее
Аннотация: Румянцевский музей был образован при участии общественности, объединившейся вокруг Николая Петровича Румянцева, — Румянцевского кружка. В литературе под понятием "Румянцевский кружок" принято понимать неформальное объединение ученых, историков, библиотекарей, журналистов, археологов и коллекционеров.
3. Статья из журнала
Лащенов, М. С. (кандидат социологических наук; Академия управления МВД России).
Социологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел = Sociological support of activities Internal Affairs Bodies / М. С. Лащенов. – Текст : непосредственный
// Alma mater: Вестник высшей школы. – 2024. – № 1. – С. 36–40. – Рез. также на англ. – Библиогр.: с. 40 (7 назв.).
Социологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел = Sociological support of activities Internal Affairs Bodies / М. С. Лащенов. – Текст : непосредственный
// Alma mater: Вестник высшей школы. – 2024. – № 1. – С. 36–40. – Рез. также на англ. – Библиогр.: с. 40 (7 назв.).
Авторы: Лащенов, М. С.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи
Ключевые слова: социологическое обеспечение деятельности, социологическая информация, социологические исследования, органы внутренних дел, принятие управленческих решений, эффективность деятельности
Подробнее
Аннотация: Анализируются актуальные направления социологического обеспечения деятельности органов внутренних дел и его современное проблемное состояние, преимущественно с позиции продуцирования в образовательных организациях МВД России.
4. Статья из журнала
Содержание цикла социально-гуманитарных дисциплин в образовательных программах технических вузов: практика и перспектива = Content of the cycle of social and humanitarian disciplines in the educational programs of technical universities: practice and perspective / В. Д. Васильева. – Текст : непосредственный
// Alma mater: Вестник высшей школы. – 2024. – № 1. – С. 41–47. – Рез. также на англ. – Библиогр.: с. 46–47 (15 назв.).
// Alma mater: Вестник высшей школы. – 2024. – № 1. – С. 41–47. – Рез. также на англ. – Библиогр.: с. 46–47 (15 назв.).
Авторы: Васильева, В. Д.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи
Ключевые слова: технические вузы, Стандарты образовательные, социально-гуманитарные дисциплины, инженерная подготовка, образовательные программы
Подробнее
Аннотация: На примере одного направления инженерной подготовки рассмотрено, как менялось содержание цикла социально-гуманитарных дисциплин в государственных образовательных стандартах трех поколений.
5. Статья из журнала
Роль дополнительных образовательных программ в развитии предпринимательской активности среди российской молодежи = Role of additional educational programs in the development of entrepreneurial activity among Russian youth / Т. И. Грабельных, А. В. Лапина, Н. А. Саблина [и др.]. – Текст : непосредственный
// Alma mater: Вестник высшей школы. – 2024. – № 1. – С. 76–83. – Рез. также на англ. – Библиогр.: с. 82–83 (16 назв.).
// Alma mater: Вестник высшей школы. – 2024. – № 1. – С. 76–83. – Рез. также на англ. – Библиогр.: с. 82–83 (16 назв.).
Авторы: Грабельных, Т. И., Лапина, А. В., Саблина, Н. А., Какаулин, C. П., Татарникова, А. Ю.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи
Ключевые слова: молодежь, дополнительное образование, дополнительные образовательные программы, предпринимательская активность, универсальные компетенции, цифровые площадки, цифровые платформы
Подробнее
Аннотация: Рассматривается повышение роли института дополнительного образования в развитии предпринимательской активности среди российской молодежи. В статье дифференцированы цифровые площадки и платформы, способствующие повышению предпринимательской активности молодежи с учетом образовательной компоненты.
6. Статья из журнала
Маклакова, Н. В. (кандидат педагогических наук; Казанский федеральный университет).
Рефлексия в преподавании: цели, приемы, противоречия = Reflection in teaching: Goals, techniques, contradictions / Н. В. Маклакова, И. А. Маклаков. – Текст : непосредственный
// Alma mater: Вестник высшей школы. – 2024. – № 1. – С. 84–90. – Рез. также на англ. – Библиогр.: с. 89–90 (35 назв.).
Рефлексия в преподавании: цели, приемы, противоречия = Reflection in teaching: Goals, techniques, contradictions / Н. В. Маклакова, И. А. Маклаков. – Текст : непосредственный
// Alma mater: Вестник высшей школы. – 2024. – № 1. – С. 84–90. – Рез. также на англ. – Библиогр.: с. 89–90 (35 назв.).
Авторы: Маклакова, Н. В., Маклаков, И. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи
Ключевые слова: рефлексивное обучение, рефлексивное преподавание, сквозная педагогическая практика, учителя, методы
Подробнее
Аннотация: Представлен анализ современного состояния рефлексивного обучения (РО), которому сегодня придают большое значение в отечественной и зарубежной теории и практике преподавания в связи с тем, что повышение качества образования требует особого внимания к личности учителя как центрального звена всего учебного процесса, его системообразующего компонента.
7. Статья из журнала
Петряева, Е. Ю. (Московский городской педагогический университет).
Проблема изучения конкурентоспособности педагога высшей школы и педагога общего образования в контексте современных вызовов и угроз цифрового мира = The problem of studying the competitiveness of higher education teacher and general education teacher in the context of modern challenges and threats of the digital world / Е. Ю. Петряева, В. Б. Салахова, Ю. И. Суменкова. – Текст : непосредственный
// Alma mater: Вестник высшей школы. – 2024. – № 1. – С. 96–106. – Рез. также на англ. – Библиогр.: с. 103–106 (38 назв.).
Проблема изучения конкурентоспособности педагога высшей школы и педагога общего образования в контексте современных вызовов и угроз цифрового мира = The problem of studying the competitiveness of higher education teacher and general education teacher in the context of modern challenges and threats of the digital world / Е. Ю. Петряева, В. Б. Салахова, Ю. И. Суменкова. – Текст : непосредственный
// Alma mater: Вестник высшей школы. – 2024. – № 1. – С. 96–106. – Рез. также на англ. – Библиогр.: с. 103–106 (38 назв.).
Авторы: Петряева, Е. Ю., Салахова, В. Б., Суменкова, Ю. И.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи
Ключевые слова: педагоги высшей школы, учителя, конкурентоспособность, современные вызовы, современные угрозы, цифровой мир, цифровизация образования, компетенции
Подробнее
Аннотация: Цель статьи заключалась в определении понятийного аппарата проблемы конкурентоспособности педагога высшей школы и педагога общего образования в контексте современных вызовов и угроз цифрового мира.
8. Статья из журнала
Тепляшина, Е. А. (кандидат биологических наук).
Оценка профессиональной компетентности студентов медицинского университета = Assessment of professional competence of medical university students / Е. А. Тепляшина, Н. А. Малиновская, О. С. Белозор. – Текст : непосредственный
// Alma mater: Вестник высшей школы. – 2024. – № 1. – С. 56–61. – Рез. также на англ. – Библиогр.: с. 61 (11 назв.).
Оценка профессиональной компетентности студентов медицинского университета = Assessment of professional competence of medical university students / Е. А. Тепляшина, Н. А. Малиновская, О. С. Белозор. – Текст : непосредственный
// Alma mater: Вестник высшей школы. – 2024. – № 1. – С. 56–61. – Рез. также на англ. – Библиогр.: с. 61 (11 назв.).
Авторы: Тепляшина, Е. А., Малиновская, Н. А., Белозор, О. С.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи
Ключевые слова: медицинские вузы, медицинское образование, профессиональные компетенции, качество образования, компетентностный подход, подготовка специалистов, фундаментальная медицина, педагогические условия
Подробнее
Аннотация: Проведен анализ необходимых педагогических подходов в организации научно-исследовательской деятельности в медицинском университете в рамках преподаваемой дисциплины "Трансляционная медицина".
9. Статья из журнала
Соловьев, В. П. (кандидат технических наук; НИТУ МИСиС).
О реализации концепции технологического развития России = On the implementation of the concept of technological development of Russia / В. П. Соловьев, Т. А. Перескокова. – Текст : непосредственный
// Alma mater: Вестник высшей школы. – 2024. – № 1. – С. 9–19. – Рез. также на англ. – Библиогр.: с. 18–19 (15 назв.).
О реализации концепции технологического развития России = On the implementation of the concept of technological development of Russia / В. П. Соловьев, Т. А. Перескокова. – Текст : непосредственный
// Alma mater: Вестник высшей школы. – 2024. – № 1. – С. 9–19. – Рез. также на англ. – Библиогр.: с. 18–19 (15 назв.).
Авторы: Соловьев, В. П., Перескокова, Т. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи
Ключевые слова: профессиональное образование, технологический суверенитет, научный потенциал, кадровый потенциал, регионы страны, технические вузы
Подробнее
Аннотация: Рассматривается проблема достижения целей, поставленных в Концепции технологического развития Российской Федерации. Реализация концепции направлена на достижение технологического суверенитета страны. Концепция предполагает вовлечение в этот инновационный процесс большого количества регионов страны за счет формирования в них научно-производственных кластеров вокруг ведущих инженерных высших учебных заведений.
10. Статья из журнала
Осипов, М. Ю. (кандидат юридических наук; Международная полицейская академия ВПА, г. Тула).
Может ли Единый государственный экзамен быть эффективным инструментом отбора абитуриентов в вузы (содержательные аспекты)? = Can the Unified State Exam be an effective tool for selecting applicants to universities (content aspects)? / М. Ю. Осипов. – Текст : непосредственный
// Alma mater: Вестник высшей школы. – 2024. – № 1. – С. 62–68. – Рез. также на англ. – Библиогр.: с. 68 (11 назв.).
Может ли Единый государственный экзамен быть эффективным инструментом отбора абитуриентов в вузы (содержательные аспекты)? = Can the Unified State Exam be an effective tool for selecting applicants to universities (content aspects)? / М. Ю. Осипов. – Текст : непосредственный
// Alma mater: Вестник высшей школы. – 2024. – № 1. – С. 62–68. – Рез. также на англ. – Библиогр.: с. 68 (11 назв.).
Авторы: Осипов, М. Ю.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи
Ключевые слова: ЕГЭ, Единый государственный экзамен, отбор абитуриентов, вузы, неоднозначность трактовок, тестовая форма, история, обществознание
Подробнее
Аннотация: Предметом исследования в настоящей статье выступают содержание Единого государственного экзамена (ЕГЭ), а также оценка его возможности служить инструментом для отбора абитуриентов в вузы. Предложены пути совершенствования процедуры ЕГЭ по социальным и гуманитарным дисциплинам (история, обществознание).
11. Статья из журнала
Пятилетова, Л. В. (кандидат философских наук; Уральский государственный университет путей сообщения).
Интерактивные методики обучения философии студентов направления подготовки "Менеджмент" в контексте миссии современного (технического) университета = Interactive methods of teaching philosophy to students of "Management" training direction in the context of the mission of a modern (technical) university / Л. В. Пятилетова. – Текст : непосредственный
// Alma mater: Вестник высшей школы. – 2024. – № 1. – С. 48–55. – Рез. также на англ. – Библиогр.: с. 54–55 (29 назв.).
Интерактивные методики обучения философии студентов направления подготовки "Менеджмент" в контексте миссии современного (технического) университета = Interactive methods of teaching philosophy to students of "Management" training direction in the context of the mission of a modern (technical) university / Л. В. Пятилетова. – Текст : непосредственный
// Alma mater: Вестник высшей школы. – 2024. – № 1. – С. 48–55. – Рез. также на англ. – Библиогр.: с. 54–55 (29 назв.).
Авторы: Пятилетова, Л. В.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи
Ключевые слова: философия, технические университеты, интерактивные методики обучения, кейсы, методика преподавания, методики кейс-стади
Подробнее
Аннотация: Автором показано, как посредством использования мини-кейсов в процессе обучения философии возможно создание подлинной мотивации к изучению предметного поля философии с пролонгированными учебными целями: не только обучение философии как дисциплине и получение навыка критического мышления, но и исследование философских проблем, что позволит в будущем профессионально решать управленческие задачи высокой степени сложности.
12. Статья из журнала
Зимова, Н. С. (кандидат социологических наук).
Имидж государственных высокотехнологичных корпораций как фактор профессионального выбора современной молодежи = The image of state high-tech corporations as a factor in the professional choice of modern youth / Н. С. Зимова, С. М. Калашник. – Текст : непосредственный
// Alma mater: Вестник высшей школы. – 2024. – № 1. – С. 69–75. – Рез. также на англ. – Библиогр.: с. 75 (18 назв.).
Имидж государственных высокотехнологичных корпораций как фактор профессионального выбора современной молодежи = The image of state high-tech corporations as a factor in the professional choice of modern youth / Н. С. Зимова, С. М. Калашник. – Текст : непосредственный
// Alma mater: Вестник высшей школы. – 2024. – № 1. – С. 69–75. – Рез. также на англ. – Библиогр.: с. 75 (18 назв.).
Авторы: Зимова, Н. С., Калашник, С. М.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи
Ключевые слова: государственные высокотехнологичные корпорации, конструирование социальной реальности, имидж, корпоративный имидж, профессиональный выбор, профессиональные предпочтения молодежи, молодежь, молодые специалисты
Подробнее
Аннотация: Анализируется имидж российских высокотехнологичных государственных корпораций, которые в современных условиях столкнулись с проблемой привлечения и удержания молодых специалистов.
13. Статья из журнала
Верминенко, Ю. В. (доктор социологических наук; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург).
Дискутирование как основа реализации универсальных учебных действий (на основании зарубежного взгляда на дебатирование в образовательной деятельности) = Discussion as a basis for the implementation of universal educational actions (Based on a foreign view of debating in educational activities) / Ю. В. Верминенко, С. Э. Зверев. – Текст : непосредственный
// Alma mater: Вестник высшей школы. – 2024. – № 1. – С. 25–30. – Рез. также на англ. – Библиогр.: с. 30 (18 назв.).
Дискутирование как основа реализации универсальных учебных действий (на основании зарубежного взгляда на дебатирование в образовательной деятельности) = Discussion as a basis for the implementation of universal educational actions (Based on a foreign view of debating in educational activities) / Ю. В. Верминенко, С. Э. Зверев. – Текст : непосредственный
// Alma mater: Вестник высшей школы. – 2024. – № 1. – С. 25–30. – Рез. также на англ. – Библиогр.: с. 30 (18 назв.).
Авторы: Верминенко, Ю. В., Зверев, С. Э.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи
Ключевые слова: универсальные учебные коммуникативные действия, дискуссии, дебаты, коммуникативная деятельность, дискурс, обучение, воспитание
Подробнее
Аннотация: Авторами обосновывается необходимость перенесения коммуникативной деятельности обучающихся в класс (учебную аудиторию) и наполнения ее содержания учебной информацией. Такой подход диктует необходимость работы, основанной на дискуссии, в которой коммуникативная активность участников достигает максимума.
14. Статья из журнала
Лобеева, В. М. (доктор философских наук; Брянский государственный технический университет).
Гуманитарная подготовка в технических вузах: проблемы достижения качества в современных условиях = Проблемы достижения качества в современных условиях / В. М. Лобеева. – Текст : непосредственный
// Alma mater: Вестник высшей школы. – 2024. – № 1. – С. 20–24. – Рез. также на англ. – Библиогр.: с. 23–24 (11 назв.).
Гуманитарная подготовка в технических вузах: проблемы достижения качества в современных условиях = Проблемы достижения качества в современных условиях / В. М. Лобеева. – Текст : непосредственный
// Alma mater: Вестник высшей школы. – 2024. – № 1. – С. 20–24. – Рез. также на англ. – Библиогр.: с. 23–24 (11 назв.).
Авторы: Лобеева, В. М.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи
Ключевые слова: гуманитарная подготовка, технические вузы, проблемы достижения качества, цели гуманитарной подготовки, цифровизация образования, формализация образования
Подробнее
Аннотация: Определяются и анализируются проблемы, которые в настоящее время серьезно препятствуют достижению качественной гуманитарной подготовки в технических вузах.
15. Статья из журнала
Гафитулин, Т. М. (Институт философии РАН).
Геймификация как образовательная технология: философский и методологический аспект = Gamification as an educational technology: philosophical and methodological aspect / Т. М. Гафитулин. – Текст : непосредственный
// Alma mater: Вестник высшей школы. – 2024. – № 1. – С. 31–35. – Рез. также на англ. – Библиогр.: с. 35 (11 назв.).
Геймификация как образовательная технология: философский и методологический аспект = Gamification as an educational technology: philosophical and methodological aspect / Т. М. Гафитулин. – Текст : непосредственный
// Alma mater: Вестник высшей школы. – 2024. – № 1. – С. 31–35. – Рез. также на англ. – Библиогр.: с. 35 (11 назв.).
Авторы: Гафитулин, Т. М.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи
Ключевые слова: геймификация, игрофикация, педагогические технологии, образовательные технологии, соревновательные практики, креативные практики
Подробнее
Аннотация: Дается обзор результатов философско-методологического исследования геймификации как образовательной технологии. Целью исследования был поиск методологических ориентиров, позволяющих в обширной сфере подходов к феномену игры в философии и образовании, во-первых, определить границы игры и ее разновидностей, во-вторых, понять, как и зачем игра может быть внесена в образовательный процесс.
16. Статья из журнала
Еровенко, В. А. (доктор физико-математических наук; Минск, Беларусь).
"Феномен лени" в философской рефлексии преподавания математики нематематикам = "Phenomenon of laziness" in philosophical reflection of a mathematics teaching to a nonmathematician / В. А. Еровенко. – Текст : непосредственный
// Alma mater: Вестник высшей школы. – 2024. – № 1. – С. 91–95. – Рез. также на англ. – Библиогр.: с. 95 (7 назв.).
"Феномен лени" в философской рефлексии преподавания математики нематематикам = "Phenomenon of laziness" in philosophical reflection of a mathematics teaching to a nonmathematician / В. А. Еровенко. – Текст : непосредственный
// Alma mater: Вестник высшей школы. – 2024. – № 1. – С. 91–95. – Рез. также на англ. – Библиогр.: с. 95 (7 назв.).
Авторы: Еровенко, В. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи
Ключевые слова: преподавание математики, феномен лени, психологические явления, математика, студенты, педагогические задачи, метафизика лени
Подробнее
Аннотация: Лень студентов-нематематиков, изучающих математику, представляет собой разноуровневый феномен, являющийся помехой в достижении образовательной цели. Используемый нормативно-оценочный характер феномена студенческой лени усложняет возможности ее философской рефлексии, которая в силу своей неоднозначности пока не стала содержательным элементом преподавания математики.