Найдено документов - 12 | Статьи из номера журнала: Вопросы психологии : научный журнал. Том 69, № 4. – Москва : Вопросы психологии, 2023. | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья из журнала
Шкала религиозной приверженности RCI-10: адаптация русскоязычной версии = Русскоязычная версия шкалы религиозной приверженности (Religious Commitment Inventory-10, RCI-10) / А. М. Двойнин, А. А. Золотарева, Ф. М. Шаньков [и др.]. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 4. – С. 120–133. – ISSN 0042-8841. – Прил. – Библиогр.: с. 130–132 (56 назв.). – References in Russian: p. 132–133 (22 names).
// Вопросы психологии. – 2023. – № 4. – С. 120–133. – ISSN 0042-8841. – Прил. – Библиогр.: с. 130–132 (56 назв.). – References in Russian: p. 132–133 (22 names).
Авторы: Двойнин, А. М., Золотарева, А. А., Шаньков, Ф. М., Гедевани, Е. В., Борисова, О. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Социальная психология
Ключевые слова: измерение религиозности, интерперсональная религиозная приверженность, интраперсональная религиозная приверженность, методики исследований, психометрическая состоятельность, религиозная приверженность, религиозность, русскоязычные версии методик
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/doc/95179595/ - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Целью исследования стала адаптация Шкалы религиозной приверженности (The Religious Commitment Inventory-10, RCI-10) на русскоязычных клинической и популяционной выборках. Шкала позволяет выявлять степень, в которой человек придерживается своих религиозных ценностей, убеждений и практик, а также использует их в повседневной жизни. Общая выборка исследования включала клиническую (63 респондента в возрасте 18-71 год) и популяционную подгруппы (615 респондентов в возрасте 15-76 лет). Помимо русскоязычной версии RCI-10, все респонденты заполнили методики для оценки показателей религиозности, религиозного совладания и духовного осмысления. На основании результатов конфирматорного факторного анализа была подтверждена идентичная оригинальной структура адаптированной Шкалы, включающей в себя две субшкалы, отражающие степень, в которой человек придерживается религиозных ценностей, убеждений и практик в индивидуальной жизни (интраперсональная религиозная приверженность) и в социальной (интерперсональная религиозная приверженность). Хорошие психометрические показатели внутренней согласованности и конвергентной валидности русскоязычной версии RCI-10 демонстрируют психометрическую состоятельность методики. Русскоязычная версия пригодна для оперативной оценки религиозной приверженности людей с разным состоянием психического здоровья (в норме и при патологии), что открывает широкие возможности для ее использования в консультативной и клинической практике.
2. Статья из журнала
Костромина, С. Н. (доктор психологических наук; профессор; заведующая кафедрой; Санкт-Петербургский государственный университет. Кафедра психологии личности).
Устойчивость личности: концепт и феноменология / С. Н. Костромина, Н. В. Гришина. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 4. – С. 16–29. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 28–29 (25 назв.). – References in Russian: p. 29 (12 names). – a-граф.
Устойчивость личности: концепт и феноменология / С. Н. Костромина, Н. В. Гришина. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 4. – С. 16–29. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 28–29 (25 назв.). – References in Russian: p. 29 (12 names). – a-граф.
Авторы: Костромина, С. Н., Гришина, Н. В.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология личности
Ключевые слова: изменчивость, личность, неравновесность, неэквивалентность, процессуальность, психология изменений, самовоспроизведение, самодостраивание, самообновление, самопостроение, стабильность, устойчивость, феноменология стабильности, целостность
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/doc/95179586/ - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: В центре внимания статьи две основополагающие характеристики личности - устойчивость и целостность. Устойчивость личности рассматривается в контексте диалектической связи стабильности и изменчивости, с опорой на общенаучные идеи "философии нестабильности" (И. Пригожин), "неуправляемого многообразия" (М. Латаш) и аутопоэзиса (Х. Матурана и Ф. Варела). Исходным представлением является положение о неразрывной связи тенденций личности к стабильности и изменчивости, сопряженная "работа" которых должна обеспечивать целостность личности, а их рассогласованность ведет к потенциальным нарушениям целостности, что позволяет рассматривать последнюю в качестве критерия устойчивости. Устойчивость личности как способность сохранять самотождественность в условиях внутренних динамических тенденций и внешних "возмущающих" влияний основана на процессуальной природе личности и не может быть сведена к характеристике стабильности. Наличие в структуре личности неизменных, статичных образований, обеспечивающих ее стабилизацию, является видовым законом, поддерживающим ее сохранность. Однако устойчивость личности достигается не за счет воспроизведения закрепившихся паттернов, а за счет самообновления и самодостраивания, поскольку характер внутренних связей меняется в результате каждого акта познания и взаимодействия со средой. В условиях динамичного окружения устойчивое развитие личности обусловлено способностью изменяться "при повторении без повторений" (Н. А. Бернштейн), т. е. динамической неэквивалентностью личностных проявлений, характеризующихся избыточностью и вариативностью, чувствительностью к обратной связи и потенциальной готовностью к самоизменениям. Целостность же личности поддерживается внутренней связанностью личностных подструктур и согласованностью взаимодействующих тенденций к постоянству и изменчивости.
3. Статья из журнала
Чо, Х. (профессор; Национальный институт развития человеческих ресурсов при Министерстве управления персоналом Республики Корея).
Сравнительное исследование лидерских компетенций государственных служащих в Республике Корея и в Российской Федерации / Х. Чо, Д. А. Подольский. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 4. – С. 30–39. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 38–39 (30 назв.). – References in Russian: p. 39 (6 names). – a-табл.
Сравнительное исследование лидерских компетенций государственных служащих в Республике Корея и в Российской Федерации / Х. Чо, Д. А. Подольский. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 4. – С. 30–39. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 38–39 (30 назв.). – References in Russian: p. 39 (6 names). – a-табл.
Авторы: Чо, Х., Подольский, Д. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология деятельности
Ключевые слова: государственные служащие, корпоративная культура, культурные различия, лидерские компетенции
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/doc/95179587/ - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: В настоящее время в государственных секторах России и Южной Кореи происходят серьезные трансформационные процессы. Глобальные вызовы требуют более совершенных компетенций государственных служащих, в первую очередь связанных с готовностью взять на себя лидерскую роль в управлении процессами внедрения изменений. Авторами представлен анализ роли этих компетенций в системе подготовки госслужащих. В статье обсуждаются вопросы: как государственные служащие в Корее и в России оценивают важность лидерской компетентности, развиваемой в образовательных программах; в чем различия лидерских качеств и стилей руководства между государственными чиновниками в Южной Корее и в России. Рассматриваются вопросы построения и реализации образовательных программ для развития лидерских компетенций государственных служащих. Результаты проведенного исследования показывают, что российские и корейские государственные служащие во время обучения имеют разные приоритеты. Можно говорить и о различной доминирующей корпоративной культуре в российском государственном секторе и в корейском. Для корпоративной культуры первого характерен транзакционный стиль лидерства, в то время как для второго - инклюзивное лидерство.
4. Статья из журнала
Панкратова, А. А. (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник; МГУ им. М. В. Ломоносова).
Связь подавления экспрессии как стратегии эмоциональной регуляции с субъективным благополучием / А. А. Панкратова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 4. – С. 51–60. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 58–60 (31 назв.). – References in Russian: p. 60 (11 names). – a-граф.
Связь подавления экспрессии как стратегии эмоциональной регуляции с субъективным благополучием / А. А. Панкратова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 4. – С. 51–60. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 58–60 (31 назв.). – References in Russian: p. 60 (11 names). – a-граф.
Авторы: Панкратова, А. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология личности
Ключевые слова: личностные черты, отрицательные эмоции, подавление экспрессии, положительные эмоции, правила проявления эмоций, субъективное благополучие, эмоциональная регуляция
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/doc/95179589/ - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: В статье изучаются связь между подавлением экспрессии и субъективным благополучием с учетом эмоции, ситуации взаимодействия и социального контекста, а также возможные модераторы этой связи. В исследовании приняли участие 103 человека в возрасте от 17 до 50 лет, из них 59 % - женщины, 41 % - мужчины. В выборку были включены только те респонденты, которые идентифицировали себя как русские. В настоящей работе было установлено, что подавление экспрессии отрицательно коррелирует с субъективным благополучием. В качестве модератора - переменной, которая влияет на силу указанной связи - рассматривались личностные черты. Было показано, что Экстраверсия и Доброжелательность ослабляют ее, а Сознательность - усиливает. С низким уровнем субъективного благополучия у русских оказалось связано подавление экспрессии положительных эмоций. Это касается прежде всего подавления экспрессии радости при общении с членами своей семьи, при этом такая закономерность в большей степени выражена у мужчин, чем у женщин. Кроме того, были получены дополнительные результаты, свидетельствующие о негативных последствиях маскировки или усиления внешних проявлений эмоций агрессивного круга.
5. Статья из журнала
Разумникова, О. М. (доктор биологических наук; профессор; Новосибирский государственный технический университет).
Связь личностных характеристик и эффективности сенсомоторных реакций при погружении в виртуальную реальность игры "Beat Saber" / О. М. Разумникова, С. А. Еремеев. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 4. – С. 97–106. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 104–106 (42 назв.). – References in Russian: p. 106 (6 names). – a-табл.
Связь личностных характеристик и эффективности сенсомоторных реакций при погружении в виртуальную реальность игры "Beat Saber" / О. М. Разумникова, С. А. Еремеев. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 4. – С. 97–106. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 104–106 (42 назв.). – References in Russian: p. 106 (6 names). – a-табл.
Авторы: Разумникова, О. М., Еремеев, С. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психические процессы и состояния
Ключевые слова: виртуальная реальность, виртуальные игры, личностные характеристики, поиск ощущений, психическое состояние, сенсомоторные реакции, эмоциональные реакции
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/doc/95179593/ - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Технологии виртуальный реальности все более широко применяются не только для игры или обучения, но и для коррекции психических состояний, что приводит к необходимости изучения индивидуальных особенностей реакции на погружение в такую реальность, адаптации к ней, к ее технологиям. Авторы изучали эти особенности на примере игры "Beat Saber" ("Ритм-сабля"). Согласно самоотчетам студентов университета погружение в виртуальную реальность улучшает эмоциональное состояние, активируя позитивные эмоции; временный дискомфорт на начальном этапе испытал только один из 54 человек. Лучшей результативности игры соответствуют более высокие показатели "поиска ощущений" и низкие - фрустрации и тревожности. Девушки отмечали у себя большую тревогу как до эксперимента, так и после погружения в виртуальную реальность, по сравнению с юношами, которые добивались лучших результатов в игре. Значимых различий в результатах игры или в оценке своей эмоциональной реакции, связанных с предшествующим опытом погружения в виртуальную реальность, не обнаружено. Таким образом, при разработке и применении технологий виртуальной реальности для коррекции компонентов эмоционального состояния и эмоциональной регуляции следует учитывать базовые личностные особенности пользователей, которые, влияя на динамику и глубину присутствия в ней, могут изменять результативность воздействия.
6. Статья из журнала
Шляпников, В. Н. (кандидат психологических наук; заведующий кафедрой; Московский институт психоанализа).
Роль смысловой сферы в трансформации волевой регуляции у тувинцев, проживающих в городах и сельских районах / В. Н. Шляпников. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 4. – С. 61–74. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 72–74 (30 назв.). – References in Russian: p. 74 (25 names). – a-табл.
Роль смысловой сферы в трансформации волевой регуляции у тувинцев, проживающих в городах и сельских районах / В. Н. Шляпников. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 4. – С. 61–74. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 72–74 (30 назв.). – References in Russian: p. 74 (25 names). – a-табл.
Авторы: Шляпников, В. Н.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Социальная психология
Ключевые слова: волевая регуляция, волевые качества, воля, городские жители, кросскультурный подход, поведенческий самоконтроль, самоконтроль, саморегуляция, сельские жители, смысловая сфера, тувинцы, ценности, ценностные ориентации, этносы
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/doc/95179590/ - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: В статье приводятся результаты исследования состояния воли у тувинцев в процессе трансформации традиционного тувинского общества. Сравнивались тувинцы, проживающие в городах (Кызыле и Москве) и сельских районах Тувы (Эрзин и Мугур-Аксы), всего 773 человека. Для оценки состояния волевой регуляции использовались формализованная методика самооценки волевых качеств личности. Результаты факторного анализа самооценок волевых качеств показали наличие четырех факторов: "Управление эмоциями", "Управление мотивацией", "Управление действиями", "Управление энергетическим обеспечением деятельности". По всем этим показателям сельские жители превосходили городских. Была выдвинута гипотеза, что эти различия опосредствованы изменениями смысловой сферы респондентов. Результаты ковариационного анализа подтвердили эту гипотезу в отношении фактора «Управление действиями». В целом полученные результаты расширяют представления о смысловых механизмах волевой регуляции как высшей психической функции. В процессе трансформации традиционного общества возрастает необходимость обращаться к волевому самоконтролю в повседневной жизнедеятельности. Эти изменения связаны в первую очередь с трансформацией смысловых отношений человека с миром.
7. Статья из журнала
Представления о болезни и субъективное благополучие у пациентов с сахарным диабетом / Л. В. Есина, Е. И. Рассказова, М. Ф. Калашникова, А. В. Шатило. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 4. – С. 86–96. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 94–95 (32 назв.). – References in Russian: p. 95–96 (10 names). – a-табл.
// Вопросы психологии. – 2023. – № 4. – С. 86–96. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 94–95 (32 назв.). – References in Russian: p. 95–96 (10 names). – a-табл.
Авторы: Есина, Л. В., Рассказова, Е. И., Калашникова, М. Ф., Шатило, А. В.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Медицинская психология
Ключевые слова: больные ишемической болезнью сердца, больные сахарным диабетом, негативные эмоции, позитивные эмоции, представления о болезни, психосоматика, самоэффективность, субъективное благополучие, удовлетворенность жизнью, удовлетворенность физическим здоровьем
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/doc/95179592/ - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Изучение факторов, снижающих субъективное благополучие, необходимо для повышения качества социального функционирования пациента и эффективности лечения при хронических соматических заболеваниях. Авторами изучались связи представлений о болезни и субъективного благополучия у пациентов с сахарным диабетом и с ишемической болезнью сердца. Выяснилось, что пациенты с сахарным диабетом второго типа (СД2) и с ишемической болезнью сердца (ИБС) больше нуждаются в помощи, направленной на повышение уровня субъективного благополучия, чем пациенты с сахарным диабетом первого типа (СД1). Согласно результатам анализа модерации во всех группах пациенты более старшего, возраста в меньшей степени испытывали негативные эмоции. Пациенты с СД1, в отличие от пациентов с СД2, были более удовлетворены своим физическим здоровьем. Пациенты с СД1 чаще испытывали позитивные эмоции, чем пациенты с ИБС. При этом у пациентов с СД2, в отличие от пациентов с СД1, худшее понимание различных аспектов болезни, и существующие у них представления о том, что заболевание циклично и нестабильно, сильнее связаны с худшей оценкой собственного физического здоровья. У последних снижение общей удовлетворенности жизнью в большей степени связано с низким уровнем самоэффективности. На основании полученных результатов были сделаны выводы о том, что психологическая работа с пациентами, имеющими хронические заболевания, должна быть направлена на формирование у них представлений о цикличности и последствиях болезни, контроле лечения и самоэффективности пациента в отношении лечения, соответствующих действительности, а также коррекцию эмоциональных репрезентаций. У пациентов с сахарным диабетом первого типа особое значение для оценки благополучия имеет уровень самоэффективности, а у пациентов с сахарным диабетом второго типа - степень понимания различных аспектов болезни и представления о ее цикличности/стабильности.
8. Статья из журнала
Знаков, В. В. (доктор психологических наук; профессор; главный научный сотрудник; Институт психологии РАН).
Понимание прошлого и будущего / В. В. Знаков. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 4. – С. 3–15. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 13–14 (41 назв.). – References in Russian: p. 14–15 (28 names).
Понимание прошлого и будущего / В. В. Знаков. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 4. – С. 3–15. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 13–14 (41 назв.). – References in Russian: p. 14–15 (28 names).
Авторы: Знаков, В. В.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психические процессы и состояния
Ключевые слова: будущее, возможное, возможностное, возможностное мышление, контрфактическое мышление, настоящее, прогнозирование, прогностическое мышление, прошлое, ретроспекция
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/doc/95179585/ - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Проанализировано соотношение прошлого, настоящего и будущего, основанное на двух видах возможностного мышления: ретроспективного контрфактического и проспективного прогностического. Сделан вывод, что в психологической науке уже есть большой массив исследований того, как человек понимает настоящее, т. е. актуальные явления, события, ситуации. В статье представлен анализ характеристик понимания прошлого и будущего. Обосновывается, что понимание прошлого основано на ретроспективном контрфактическом мышлении, переосмыслении произошедшего по принципу "Что было бы, если..? ". Контрфактические аргументы открывают перед людьми возможности, которые без них были бы проигнорированы. Понимание будущего осуществляется посредством проспективного прогностического возможностного мышления, направленного на ответ на вопрос: "Что будет, если…? ". Возможностное мышление актуализируется тогда, когда без направленности на варианты изменения познавательной или коммуникативной ситуации нельзя понять ее наличное состояние, а также потенциал возможного. В этих случаях внешние обстоятельства подталкивают познающего субъекта к переходу от анализа действительного к изучению возможного будущего. Для психологии возможного принципиальным является понимание нетождественности возможного и возможностного. Возможное - это то, что реально может произойти или могло быть, возможностное же относится не к фактам действительности, а к разным фокусам их рассмотрения, точкам зрения на них. Возможное - это онтология познания, а возможностное - гносеология.
9. Статья из журнала
Хасин, Л. А. (кандидат педагогических наук; доцент; директор; Московская государственная академия физической культуры. Научно-исследовательский институт информационных технологий).
Оценивание и совершенствование простой двигательной реакции и чувства времени у тяжелоатлетов / Л. А. Хасин, С. В. Леонов, О. В. Петровская. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 4. – С. 107–119. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 119 (9 назв.). – References in Russian: p. 119 (8 names).
Оценивание и совершенствование простой двигательной реакции и чувства времени у тяжелоатлетов / Л. А. Хасин, С. В. Леонов, О. В. Петровская. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 4. – С. 107–119. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 119 (9 назв.). – References in Russian: p. 119 (8 names).
Авторы: Хасин, Л. А., Леонов, С. В., Петровская, О. В.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология спорта
Ключевые слова: воспроизведение промежутков времени, двигательные реакции, оценка времени реакций, программно-аппаратные комплексы, пространственные характеристики, реакции на звук, реакции на свет, спортивные упражнения, тяжелоатлеты, хронотопы, чувство времени
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/doc/95179594/ - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: В теории спорта одной из основных задач является разработка методики анализа и свершенствования техники выполнения спортивных упражнений. Для ее решения необходимо комплексное оценивание пространственно-временных характеристик движения. В Научно-исследовательском институте информационных технологий в 2021-2023 гг. проводился эксперимент по тренировке и совершенствованию времени простой двигательной реакции и чувства времени квалифицированных тяжелоатлетов по методике С. Г. Геллерштейна. Был разработан хронотоп - программно-аппаратный комплекс, позволяющий предъявлять испытуемым различные стимулы: звук, свет (фронтальный и периферический), и измерять время от момента появления стимула до реакции испытуемого в виде нажатия на кнопку на специально созданном приборе. Исследования показали, что среднее время реакции в каждой четверти тренировки (25 нажатий) не имеет значимых отличий от среднего времени реакции в любой другой четверти. На протяжении всего эксперимента время простой двигательной реакции испытуемых уменьшалось. Сравнения времени реакции на свет и звук показали, что у всех исследуемых на звук оно меньше, чем на свет. Время реакции на фронтальный световой стимул меньше, чем на периферический. Приведены результаты тренировок, направленных на совершенствование оценки спортсменами времени своей реакции. Среднее число оценок с заданной точностью в процентах выросло, при расчетах не учитывалось, что иногда испытуемые в процессе выполнения задания отвлекались. Большая концентрация внимания может повышать количество правильных оценок до 95 %. Проводились тренировки по воспроизведению интервалов времени, численно заданных экспериментатором. Спортсмены, имеющие высокую мотивацию, более чем в 90 % случаев воспроизводили заданные интервалы с точностью до 0, 03 с.
10. Статья из журнала
Веракса, Н. Е. (доктор психологических наук; профессор; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии).
Механизмы влияния игры на когнитивное развитие детей дошкольного возраста / Н. Е. Веракса. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 4. – С. 40–50. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 49–50 (31 назв.). – References in Russian: p. 50 (6 names).
Механизмы влияния игры на когнитивное развитие детей дошкольного возраста / Н. Е. Веракса. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 4. – С. 40–50. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 49–50 (31 назв.). – References in Russian: p. 50 (6 names).
Авторы: Веракса, Н. Е.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Детская психология
Ключевые слова: воображение, дошкольники, игровая деятельность, игры, механизмы влияния, мыслительная деятельность, психическое развитие
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/doc/95179588/ - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: В статье рассматриваются механизмы, с помощью которых игровая деятельность оказывает влияние на психическое развитие ребенка дошкольного возраста. Отмечается, что в большинстве современных исследований доказывается позитивное влияние игры на развитие его общения со сверстниками и взрослыми, его воображения, интеллекта, регуляторных функций и академических достижений при переходе к школьному обучению. Проблема состоит в том, что механизмы такого влияния изучаются крайне недостаточно. Известно небольшое число подходов к их исследованию. Успешное изучение механизмов влияния игры на детское развитие было проведено в рамках культурно-исторической теории Л. С. Выготским. Механизмом влияния игровой деятельности он считал принятие ребенком на себя игровой роли и связанных с ней игровых правил в мнимой ситуации. В этом случае следование игровым правилам развивает высшие психические функции за счет перехода организации поведения на основе не видимого, а смыслового поля. В теории деятельности механизм влияния игры на развитие дошкольников определяется расхождением между значениями и смыслами игровых действий и операций. В концепции игровых миров в качестве механизмов влияния игры на детское развитие могут рассматриваться проживание детьми норм и правил в диалоге со взрослым, а также высокая мотивация и активизация мыслительной деятельности детей. Автор статьи предлагает еще один механизм влияния игры на детское развитие, связанный с ролью воображения как инструмента построения операций игровой деятельности.
11. Статья из журнала
Белянин, А. В. (старший научный сотрудник; Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"; Алматинский университет менеджмента).
Методика исследования предпочтений при принятии интерактивных экономических решений / А. В. Белянин. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 4. – С. 134–139. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 139 (9 назв.). – References in Russian: p. 139 (1 names).
Методика исследования предпочтений при принятии интерактивных экономических решений / А. В. Белянин. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 4. – С. 134–139. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 139 (9 назв.). – References in Russian: p. 139 (1 names).
Авторы: Белянин, А. В.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психические процессы и состояния
Ключевые слова: анонимность решений, двухсторонние риски, индивидуальные предпочтения, интерактивные решения, мотивы поведения, нечестное поведение, поведение партнеров, соблюдение правил, социальные предпочтения, стратегическое взаимодействие, физические устройства, честность, экономические решения, экономические эксперименты
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/doc/95179596/ - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: В статье рассматривается методика использования физического устройства для анонимизации принятия решений в процессе двусторонних взаимодействий теоретико-игрового характера. Для понимания истинной мотивации участников таких взаимодействий принципиально обеспечить достоверность экспериментальных условий с точки зрения самих этих участников: в частности, обеспечить не просто анонимность принимаемых ими решений, но и их внутреннее убеждение в том, что их решения действительно анонимны, и не наблюдаются никем, кроме, может быть, партнера по взаимодействию, в тех случаях, когда это предусмотрено правилами. Разработанное физическое устройство позволяет решить эту задачу и, как следствие, изучать весь спектр мотивов поведения участников в условиях, когда анонимность их решений очевидна для них самих.
12. Статья из журнала
Лобанов, А. П. (доктор психологических наук; профессор; Белорусский государственный университет. Институт психологии).
Имплицитный и эксплицитный подходы к исследованию когнитивных стилей / А. П. Лобанов, А. Н. Певнева. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 4. – С. 75–85. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 84 (24 назв.). – References in Russian: p. 85 (17 names). – a-табл.
Имплицитный и эксплицитный подходы к исследованию когнитивных стилей / А. П. Лобанов, А. Н. Певнева. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 4. – С. 75–85. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 84 (24 назв.). – References in Russian: p. 85 (17 names). – a-табл.
Авторы: Лобанов, А. П., Певнева, А. Н.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология деятельности
Ключевые слова: гибкость, имплицитный подход, импульсивность, когнитивные стили, конкретная концептуализация, полезависимость, поленезависимость, рефлексивность, толерантность к неопределенности, эксплицитный подход
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/doc/95179591/ - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Цель работы состоит в сопоставлении эксплицитного и имплицитного подходов к изучению когнитивных стилей. Верифицируется гипотеза о сходстве, а также различии функционирования имплицитных и эксплицитных когнитивных стилей. В исследовании участвовали 134 респондента из них 24 студента. Сравнительный анализ данных выявил достоверно значимые различия между показателями всех переменных, отражающих когнитивные стили, вариабельность минимальных оценок их полюсов, по сравнению с максимальными, обратно-пропорциональную когерентность между этими полюсами. Установлено, что отрицательная корреляция между полюсами имплицитно выявленного когнитивного стиля "ригидный/гибкий познавательный контроль" достигает уровня статистической значимости. В определенной с помощью имплицитного метода стилевой иерархии доминирующую позицию занимает полюс поленезависимости, так как он статистически значимо положительно коррелирует со всеми другими полюсами когнитивных стилей. Достоверных связей между показателями личностного опросника и объективных тестов, а следовательно, и между имплицитно и эксплицитно диагностируемыми когнитивными стилями не обнаружено. Имплицитно диагностируемая организация когнитивных стилей в целом согласуется с теорией метастилей В. Колги и в то же время свидетельствует о слабой их дифференциации в континууме "когнитивный/аффективный". Результаты кластерного анализа указывают на отсутствие сформированных способов организации информации у студентов при наличии потенциальной возможности ее переработки на разных уровнях: перцептивного и собственно когнитивного анализа, а также контроля. Диагностируемые эксплицитно и имплицитно когнитивные стили не входят в общие факторы, и противоположные полюсы не всех описанных континуумов при их имплицитной оценке демонстрируют наличие отрицательной корреляции.