Выбор каталога
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Гасанова, С. А. (старший преподаватель; Дагестанский государственный университет. Кафедра общей и социальной психологии).
Различия в ценностно-смысловой направленности у молодых дагестанцев / С. А. Гасанова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 2. – С. 61–67. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 66–67 (22 назв.). – References in Russian: p. 67 (13 names). – a-табл.
Авторы: Гасанова, С. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Социальная психология
Ключевые слова: гендерные различия, гендерные роли, дагестанцы, личностные смыслы, молодежь, ценности, ценностные ориентации, этносы
Подробнее
Аннотация: Статья посвящена анализу проблемы гендерных различий в содержании ценностно-смысловой сферы молодых людей, имеющих различную этническую принадлежность и проживающих в общем территориальном пространстве. Гендерные особенности, составляющие основу гендерных ролей, определяются влиянием господствующей культуры и выработанных социумом ценностей и ценностных ориентаций. Общество посредством норм, морали, этики, идеалов, установок, предпочтений задает стандарты поведения мужчин и женщин в современных условиях. Юношеский возраст является плацдармом для отработки и реализации моделей поведения, связанных с гендерной принадлежностью. Молодые люди претерпевают процесс полоролевой идентификации, в ходе которого происходит закрепление ценностей и правил поведения. Таким образом, значимость изучения гендерных особенностей обусловлена социальными ожиданиями по отношению к мужчинам и женщинам, а также глобальными изменениями гендерных ролей в современном обществе. Целью исследования было изучение гендерных особенностей в ценностно-смысловой сфере молодых дагестанцев. Основная гипотеза исследования состояла в предположении о том, что в ценностно-смысловой сфере юношей и девушек пяти основных этносов Дагестана существуют достоверно значимые различия. Представлены результаты эмпирического исследования, в котором принимали участие студенты аварской, даргинской, кумыкской, лакской и лезгинской национальностей, проживающие в республике Дагестан. По результатам исследования определено, что у юношей и девушек кавказских национальностей существуют различия в ценностных ориентациях. Каждый значимый для исследования этнос также имеет свою специфику гендерных различий в ценностной направленности молодых людей.
2. Статья из журнала
bookCover
Буланова, И. С. (кандидат психологических наук; доцент; Московский городской педагогический университет. Департамент психологии).
Психологизация современной городской молодежи: дискурсивный подход к исследованию / И. С. Буланова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 2. – С. 49–60. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 58–59 (28 назв.). – References in Russian: p. 59–60 (20 names). – a-табл.
Авторы: Буланова, И. С.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Социальная психология
Ключевые слова: городская молодежь, дискурс-анализ, инструментальная функция, интерпретативные репертуары, копинг, личные переживания, мемы, молодежь, нормативная функция, поколенческая идентичность, психологизация, психологические проблемы, психологические термины, психологический дискурс, функция социальной идентичности
Подробнее
Аннотация: В статье представлено исследование психологизации современной городской молодежи. В самом общем виде под психологизацией понимается осмысление явлений общественной жизни и личного опыта с помощью психологических конструктов, а также использование психологических понятий в выстраивании отношений и построении собственной идентичности. Дискурсивный подход к психологизации позволил операционализировать ее в качестве обыденного психологического дискурса, т. е. как различные языковые практики применения психологических понятий, терминов и концепций, которые современные молодые люди используют в повседневной жизни. Выявленные функции психологического дискурса позволили приблизиться к пониманию того, каким образом он помогает молодежи упорядочивать и осмысливать свой опыт, а значит конструирует их реальность. В результате проведенной серии фокус-групп было выявлено, что психологический дискурс молодых людей образован двумя интерпретативными репертуарами: "серьезные психологические проблемы" и "мем". Решаемые данными репертуарами задачи образуют функции психологического дискурса: функция копинга, нормативная функция, инструментальная функция и функция социальной идентичности. Прежде всего, для молодых людей психологический дискурс является формой описания личных переживаний и опыта, попыткой осмыслить то, что происходит во внутреннем мире и в отношениях с другими людьми. Нормативная функция состоит в том, что психологический дискурс снабжает устойчивыми эталонами и стандартами поведения в обществе. Психологические термины в активном словаре молодых людей имеют также функцию инструментов регуляции взаимодействия. Кроме того, дискурс позволяет дифференцировать возрастные и поколенческие различия и определить собственную поколенческую идентичность. В исследовании также определены точки напряжения дискурса, которые могут говорить о динамическом, гибком и развивающемся характере психологизации современной городской молодежи.
3. Статья из журнала
bookCover
Розов, Н. С. (доктор философских наук; профессор; главный научный сотрудник; Институт философии и права СО РАН; Новосибирский государственный университет).
Происхождение человеческой мимики: опыт теоретической палеопсихологии / Н. С. Розов. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 2. – С. 26–34. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 33–34 (30 назв.). – References in Russian: p. 34 (11 names).
Авторы: Розов, Н. С.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психические процессы и состояния
Ключевые слова: базовые эмоции, выражение эмоций, групповой отбор, индивидуальный отбор, интерактивные ритуалы, интериоризация, коммуникативные заботы, мимика, палеопсихология, половой отбор, социальные взаимодействия, человеческая мимика, эмпатия
Подробнее
Аннотация: Представлена концепция происхождения тонкой мимики, специфической для человека, в сравнении с относительно грубой мимикой других приматов. Показана ложность дилеммы между двумя главными объяснительными парадигмами в научном понимании природы мимики: выражение эмоций и коммуникативный сигнал. Эмоции и экстравербальное, в том числе мимическое, поведение являются тесно спаянными компонентами взаимодействий в ситуациях ультрамикро (здесь-и-сейчас), как правило, имеющих черты интерактивных ритуалов. Такие ритуалы сопровождали повседневную жизнь на протяжении всей дописьменной истории и антропогенеза, когда параллельно, точнее, в тесном взаимном сопряжении формировались специфические человеческие черты: язык, сознание с мышлением, эмоции, мимика, а также обеспечивающие их мозговые, анатомические, физиологические механизмы, генные задатки. Мимика, подобно речевым и когнитивным способностям, усложнялась как обеспечивающая структура для множившихся и усложнявшихся забот социального взаимодействия. Среди последних особо выделено достижение эмоционального понимания, сочувствия, доверия и поддержки во внутригрупповых взаимодействиях гоминид, затем протосапиенсов и сапиенсов. Свою роль всегда играли заботы привлечения партнеров в сексуальной сфере. Показана разная роль мимики в индивидуальном и половом отборе женщин и мужчин. Забота достижения доверия, соответствующие вербальные и невербальные средства поднялись на новую ступень развития, когда группы ранних сапиенсов были вынуждены объединяться в альянсы при росте демографической плотности и обострении борьбы за ресурсные территории.
4. Статья из журнала
bookCover
Гордеева, О. В. (кандидат психологических наук; доцент; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии).
Отражение модели околосмертного опыта в русской православной иконографии / О. В. Гордеева. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 2. – С. 82–95. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 93–94 (46 назв.). – References in Russian: p. 94–95 (36 names).
Авторы: Гордеева, О. В.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Особые состояния и явления психики
Ключевые слова: видение света, внетелесный опыт, измененное состояние сознания, обзор жизни, околосмертный опыт, православная иконография, представления об умирании
Подробнее
Аннотация: Сходство отчетов об околосмертном опыте россиян, живших в XIX в., с современными полагает существование в российской культуре прошлых веков «носителей» представлений о переживаниях умирающего, совокупность которых выступает порождающей моделью такого опыта у конкретного человека. Сделано предположение, что одним из таких «носителей» в прошлом выступали изображения, посвященные теме умирания и посмертного существования души. Поэтому был проведен анализ русской православной иконографии XIII-XIX вв., параметрами которого стали элементы современного околосмертного опыта. В результате были обнаружены следующие элементы: ряд компонентов внетелесного опыта (выход из тела, отделенность души от тела, движение вверх, обладание неким нефизическим телом), необычные слуховые ощущения в начале околосмертного опыта, понимание человеком того, что он умер, темный туннель, видение света, встреча с другими, видения иной реальности, светящееся существо и контакт с ним, обзор жизни, ощущение единства, трансцендентный характер переживаний, вторая граница (точка невозврата) ; часть элементов (ощущение мира и покоя, реалистичность опыта, изменение переживания времени) присутствует в православной иконографии имплицитно.
5. Статья из журнала
bookCover
Расторгуева, Е. Н. (кандидат психологических наук; доцент; Пермский Национальный исследовательский политехнический университет).
Новые экзистенциальные данности существования, конфронтация человека с ними и пути преодоления / Е. Н. Расторгуева. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 2. – С. 96–105. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 104–105 (24 назв.). – References in Russian: p. 105 (17 names).
Авторы: Расторгуева, Е. Н.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология личности
Ключевые слова: Неопределенность Я, Неопределенность мира, индивидуальность, неопределенность, ответственность, самопознание, свобода, смерть, смысл жизни, экзистенциальное одиночество, экзистенциальные мотивации, экзистенциальные факторы
Подробнее
Аннотация: Экзистенциальный подход широко распространен в современной психотерапии. В статье рассматривается базовое понятие экзистенциальной психотерапии, анализируются и дополняются предельные особенности человеческого существования. Обосновано уточнение одной из экзистенциальных данностей существования, согласно И. Ялому, и предложено новое ее название – Неопределенность смысла жизни. Вводятся две новые данности существования: Неопределенность Я и Неопределенность мира, которые включают все другие хорошо известные данности существования, по И. Ялому (Смерть, Свобода, Экзистенциальная изоляция, Бессмысленность), а также соотносятся с фундаментальными измерениями и мотивациями, по А. Лэнгле, что обосновывает их фундаментальность; при этом в них выделены и проанализированы новые самостоятельные и важные аспекты. Экзистенциальная психодинамика рассматривается с точки зрения связи экзистенциальных данностей друг с другом, с фундаментальными измерениями, а также с точки зрения некоторых клинических проявлений противостояния человека данностям существования и общих способов их преодоления. Рекомендации и направления решения экзистенциальных проблем могут быть использованы при любой форме психологической работы, включая индивидуальную и групповую психотерапию различных подходов. Связь между двумя основными системами и данностями неопределенна: что я должен делать в этом мире и с этим миром, свободен ли я, есть ли какой-то смысл существования (смысл у жизни), - это не определено. Следовательно, данности Свобода и Неопределенность смысла жизни могут рассматриваться на стыке двух систем - Я и Мира, как и экзистенциальные мотивации, по А. Лэнгле.
6. Статья из журнала
bookCover
Марцинковская, Т. Д. (доктор психологических наук; профессор; заведующая лабораторией; Психологический институт РАО).
Новая методология цифровой повседневности / Т. Д. Марцинковская. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 2. – С. 3–13. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 12 (15 назв.). – References in Russian: p. 12–13 (15 names).
Авторы: Марцинковская, Т. Д.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Общая психология
Ключевые слова: изменчивость, культурный капитал, методологические модели, методологический гештальт, неопределенность, психологический хронотоп, психология повседневности, трансдисциплинарный подход, цифровая повседневность
Подробнее
Аннотация: Рассматривается связь между психологией повседневности и психологией цифровой повседневности. Раскрываются особенности психологии обыденной жизни как стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями и в контексте культурного капитала. Показывается модификация обыденной жизни в цифровом обществе в цифровую повседневность, проникающую во все сферы жизни современных людей, в первую очередь молодежи. Подростки и молодые люди часто связывают воедино реальное и сетевое пространства, соединяя онлайн и oфлайн в единую повседневность. Эта цифровая повседневность проявляется не только в сетевых сообществах (FB, ВКонтакте, Instagram, Twitter, Telegram), но и на разных интернет-платформах (Zoom, Skype), в поисковых системах, в виртуальном и дополнительном пространствах. Практически постоянная коммуникация и оценки выложенной в сеть информации и фотографий имеют амбивалентное значение для эмоционального благополучия и личностного развития молодежи. Поэтому очень важно разрабатывать и диагностический инструментарий для оценки этого влияния и, что особенно важно на первых этапах исследования цифровой повседневности, адекватную методологию. Одним из вариантов модели цифровой повседневности может стать психологический хронотоп, в котором соединяются различные пространства с доминированием настоящего времени. Внутренняя форма психологического хронотопа позволяет исследовать отношение людей к своему статусу в разных пространствах: реальном и виртуальном. Исходя из этого, в статье предлагается подход к изучению межпредметных и междисциплинарных связей, основанный на синтезе гештальтов с открытыми границами. В содержании гештальтов выделяются ядро и периферии понятий, причем сами гештальты соединяются, исходя из возможных вариантов связи между периферийными областями понятий. В качестве возможного варианта методологии цифровой повседневности предлагается новая модель психологического хронотопа. Эта модель соединяется с концепцией знака и как информации, и как орудия ее переработки и интериоризации, в том числе при переходе деятельности в операцию (по А. Н. Леонтьеву).
7. Статья из журнала
bookCover
Корсакова, Н. К. (кандидат психологических наук; доцент; старший научный сотрудник; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии. Кафедра нейро- и патопсихологии).
Нейропсихология памяти: основные достижения и перспективы исследований / Н. К. Корсакова, Е. Ю. Балашова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 2. – С. 14–25. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 22–23 (40 назв.). – References in Russian: p. 23–25 (40 names).
Авторы: Корсакова, Н. К., Балашова, Е. Ю.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психические процессы и состояния
Ключевые слова: возрастные особенности, восстановление памяти, механизмы забывания, нарушения памяти, нейропсихологические исследования, нейропсихология, память, старение памяти, функциональная асимметрия
Подробнее
Аннотация: В статье рассматривается становление и развитие различных аспектов отечественной нейропсихологии памяти как образовательной дисциплины. Опираясь на фундаментальные работы А. Р. Лурии, посвященные различным вариантам нарушений памяти при локальных поражениях мозга, авторы анализируют сложную динамику нейропсихологических исследований мнестической функции, образование новых направлений изучения памяти. Такой анализ открывает дополнительные возможности понимания памяти как психической функции, психической деятельности и особого хронотопа, связывающего временные и пространственные характеристики работы мозга и психики. В статье подробно обсуждаются такие проблемы нейропсихологии памяти, как общие и особенные механизмы забывания при разных вариантах мнестических расстройств; ЭЭГ-корреляты степени выраженности нарушений памяти; соотношение нарушений памяти и сознания при мозговой патологии. Несомненный интерес представляет изучение межполушарной асимметрии процессов памяти, возрастных особенностей и нарушений мнестической функции в детстве и при старении, изменений памяти при психических и поведенческих расстройствах. Авторы формулируют перспективы развития нейропсихологии памяти. Не вызывает сомнения, что будут продолжены поиски так называемого следа памяти, ведущиеся учеными уже более 100 лет.
8. Статья из журнала
bookCover
ван Хааске, Л. А. (ассистент; Московский политехнический университет. Центр проектной деятельности).
Исследования паранормального опыта в психологии: обзор основных подходов / Л. А. ван Хааске. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 2. – С. 126–135. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 134–135 (35 назв.). – References in Russian: p. 135 (5 names).
Авторы: ван Хааске, Л. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психические процессы и состояния
Ключевые слова: внушенные состояния, зарубежные исследования, когнитивные ошибки, паранормальное, паранормальные явления, паранормальный опыт, перцептивные ошибки, психологические переживания, роль культуры, социальный консенсус
Подробнее
Аннотация: В статье представлены сложившиеся в зарубежной психологии подходы к исследованию веры в паранормальные явления. Автор проанализировал более 30 исследований, вышедших за последние 30 лет и выделил четыре основные группы публикаций, посвященные общим подходам к исследованию паранормального опыта, роли внушенных состояний в паранормальном опыте, а также психологическим и патопсихологическим факторам паранормального опыта. Анализируя работы зарубежных исследователей, автор показывает, что на данный момент в вопросах паранормального опыта и веры в паранормальные явления прослеживается ряд общих тенденций. Так, в качестве ведущих факторов паранормального опыта они выделяют следующие явления: внушенные состояния и внушаемость как психологический фактор, "социальный консенсус", допускающий существование паранормальных явлений, вовлеченность идеи паранормального в общий культурный пласт. Отдельное внимание исследователи уделяют вопросам когнитивных и перцептивных ошибок, которые могут становиться причинами формирования паранормального опыта.
9. Статья из журнала
bookCover
Шабалин, А. П. (младший научный сотрудник; старший преподаватель; Междисциплинарный центр прикладного анализа поведения; Новосибирский государственный университет. Институт медицины и психологии).
Интолерантность к неопределенности как ключ к пониманию расстройств аутистического спектра / А. П. Шабалин, О. Н. Первушина. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 2. – С. 106–115. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 114–115 (30 назв.). – References in Russian: p. 115 (4 names). – a-табл.
Авторы: Шабалин, А. П., Первушина, О. Н.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Особые состояния и явления психики
Ключевые слова: атипичные реакции, аутизм, интолерантность к неопределенности, коррекция интолерантности, межличностная коммуникация, неопределенность, переключение внимания, расстройства аутистического спектра
Подробнее
Аннотация: В статье анализируется связь интолерантности к неопределенности с выраженностью аутистических проявлений. На сегодняшний день интолерантность к неопределенности рассматривается в качестве одного из ключевых трансдиагностических факторов, обусловливающих развитие ряда психических расстройств, ее роль чрезвычайно велика и в случае расстройств аутистического спектра. Предполагается, что социально-коммуникативные и поведенческие нарушения у лиц с такими расстройствами оказываются связаны с присущей их обладателям нетерпимостью к новым и неопределенным ситуациям, обусловленной нарушениями в кодировании поступающей информации; дисфункциональные паттерны поведения выступают в качестве компенсаторного механизма, призванного снизить уровень хаотичности и непредсказуемости, создать своего рода островки определенности и безопасности. В рамках проведенной работы, оценивались связи выраженности аутистических проявлений в различных областях социально-коммуникативной и познавательной сфер и толерантности к неопределенности. Было установлено, что более высокий уровень выраженности аутистических тенденций статистически значимо связан с более высокой нетерпимостью к неопределенности как на уровне общих показателей, так и в случае частных шкал; по всей видимости, центральное положение в структуре отношения к неопределенности при наличии выраженных аутистических проявлений занимает ригидность познавательной сферы, находящая свое воплощение, в частности, в трудностях при переключении внимания. Полученные результаты имеют не только теоретическое, но и прикладное значение.
10. Статья из журнала
bookCover
Рябкова, И. А. (кандидат психологических наук; доцент; Московский государственный психолого-педагогическ. Факультет психологии образования).
Динамика проявления инициативы дошкольниками в специально организованных условиях детского сада / И. А. Рябкова, И. В. Созинова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 2. – С. 68–81. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 78–80 (50 назв.). – References in Russian: p. 80–81 (33 names). – a-граф.
Авторы: Рябкова, И. А., Созинова, И. В.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Детская психология
Ключевые слова: детские сады, дошкольники, инициатива, контрольные группы, проявление инициативы, психолого-педагогические условия развития, свободные игры, сюжетно-ролевые игры, экспериментальные группы
Подробнее
Аннотация: В статье представлено пилотажное исследование, направленное на изучение динамики проявления инициативы дошкольниками в специально созданных психолого-педагогических условиях детского сада. Оно включало три этапа: констатирующий (диагностический), на котором оценивались психолого-педагогические условия детских садов и инициатива детей; формирующий, на котором были созданы специальные психолого-педагогические условия, способствующие формированию инициативы дошкольников (выделение одного дня в неделю на игру, сопровождение игры обученными педагогами, реорганизованная предметно-пространственная среда для совместной игры детей от трех до семи лет) ; контрольный, на котором повторно измерялась инициатива детей. Для оценки психолого-педагогических условий использовалась специально созданная для данного исследования методика, в основе которой лежит представление Е. О. Смирновой о развивающих психолого-педагогических условиях в детском саду. Выборка составила 57 детей (27 девочек, 30 мальчиков), возраст испытуемых - от трех лет до шести лет восьми месяцев. Средний возраст детей в экспериментальной группе меньше, чем в контрольной. Исследование показало, что в экспериментальной группе творческая инициатива детей (проявляется в сюжетно-ролевой игре) выросла статистически значимо больше, чем в контрольной - несмотря на то, что в первой дети младше. Сравнительный анализ показал, что в экспериментальной группе и общий балл по инициативе, и баллы по инициативе в трех сферах - творческой, познавательной, коммуникативной - выросли значительно больше, чем в контрольной группе. Полученные результаты позволяют сделать предварительный вывод о положительной динамике детской инициативы в условиях поддержки детской игры.
11. Статья из журнала
bookCover
Знаков, В. В. (доктор психологических наук; профессор; главный научный сотрудник; Институт психологии РАН).
Диалоги о мышлении между А. В. Брушлинским и О. К. Тихомировым (к 90-летию со дня рождения) / В. В. Знаков. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 2. – С. 116–125. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 124 (19 назв.). – References in Russian: p. 124–125 (13 names).
Авторы: Знаков, В. В.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; История психологии
Ключевые слова: дискуссии, индивидуальное мышление, критическое мышление, мышление, предвидение, предвосхищение, прогнозирование, психические новообразования, психология возможного, психология мышления, репродуктивное мышление, творческое мышление
Подробнее
Аннотация: Анализируется предметное поле диалогических рассуждений двух выдающихся российских психологов о структуре и функциях мышления. Выделяются три ключевые проблемы. Первая - соотношение предвидения, предвосхищения и прогнозирования в мышлении. Обосновывается, что по этому вопросу у А. В. Брушлинского и О. К. Тихомирова были очень сходные научные позиции. Другая проблема - обсуждение психических новообразований, свидетельствующих о творческом характере мышления. Третья проблема - обсуждение вклада обоих ученых в формирование современной психологии возможного. Выявлены и дискуссионные вопросы. Один из них - утверждение О. К. Тихомирова о существовании репродуктивного мышления и несогласие с этим его оппонента. Другой дискуссионный вопрос - играет ли решающую роль в мышлении выбор альтернативных вариантов решения. А. В. Брушлинский считал, что выбор не характерен для творческого мышления, он возможен только в задачах об эмпирической реальности с четко заданным в условиях набором альтернатив. О. К. Тихомиров много усилий приложил к анализу психологических условий реализации выбора. Третий дискуссионный вопрос относился к наиболее обобщенному теоретико-методологическому расхождению между двумя психологами - структуре теории деятельности, восходящей к их учителям А. Н. Леонтьеву и С. Л. Рубинштейну. Различие заключается в признании разного удельного веса природных и социальных факторов, внутренних и внешних условий развития и формирования психики. Делается вывод, что ключевые идеи диалогов сегодня не потеряли своей актуальности, они являются значимыми, в частности, в контексте психологических исследований искусственного интеллекта.
12. Статья из журнала
bookCover
Солдатова, Г. У. (доктор психологических наук; профессор; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии).
Агрессивность и черты Темной триады как факторы распространения деструктивного онлайн-контента в подростковой и молодежной среде / Г. У. Солдатова, С. Н. Илюхина. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 2. – С. 35–48. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 46–48 (40 назв.). – References in Russian: p. 48 (13 names). – a-табл.
Авторы: Солдатова, Г. У., Илюхина, С. Н.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Детская психология
Ключевые слова: Темная триада, агрессия, деструктивный контент, молодежь, негативный контент, онлайн-контенты, подростки, цифровая компетентность, цифровая социализация
Подробнее
Аннотация: Рассматривается роль агрессии и черт Темной триады в создании, распространении среди сверстников и публичном одобрении деструктивного онлайн-контента подростками и молодежью, уделяется внимание причинам подобного цифрового поведения. Приведены результаты эмпирического исследования 827 подростков и представителей молодежи 15-25 лет. Сделаны выводы о возможном переходе агрессии из офлайн-пространства в онлайн, где более агрессивными подростками и представителями молодежи с выраженными чертами Темной триады неодобряемое в реальной жизни поведение может практиковаться чаще. На основе анализа его причин сделаны выводы о том, что распространители, создатели и одобряющие деструктивный контент в Сети могут в неполной мере осознавать последствия цифровой агрессии и склонны занижать тот ущерб, который она причиняет другим. Подчеркивается значимость изучения роли личностных особенностей в негативном онлайн-поведении для дальнейшей разработки эффективных мер профилактики деструктивных действий в Сети.
13. Статья из журнала
bookCover
А. И. Донцов = Донцов. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 2. – С. 136–138. – ISSN 0042-8841.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Общая психология
Ключевые слова: биографии, научная деятельность, некрологи, педагогическая деятельность, психологи, ученые-психологи
Подробнее
Аннотация: 8 марта 2023 г. ушел из жизни Александр Иванович Донцов - доктор психологических наук, академик РАО, заслуженный профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, талантливый ученый и педагог. А. И. Донцов - автор и соавтор более 250 научных, учебно-методических трудов по различным отраслям психологии. Важной стороной деятельности А. И. Донцова являлась педагогическая работа.