Выбор каталога
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Николаева, Е. И. (доктор биологических наук; профессор; заведующая кафедрой; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Кафедра возрастной психологии и педагогики семьи (Санкт-Петербург)).
Эпигенетические особенности детей с разным опытом институализации / Е. И. Николаева, Е. А. Дыденкова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 1. – С. 127–139. – ISSN 0042-8841. – Ref.: p. 136–139 (69 names).
Авторы: Николаева, Е. И., Дыденкова, Е. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Детская психология
Ключевые слова: дети, детские дома, длина теломер, институализация, материнская забота, метилирование генов, неблагополучные семьи, приемные семьи, социальная среда, стресс, теломеры, усыновление, эпигенетика, эпигенетические особенности
Подробнее
Аннотация: Эпигенетические особенности - наличие специфических изменений, проявляющиеся в изменении состояния гена, которые являются следствием конкретных условий развития ребенка в критический период онтогенеза. Обзор посвящен описанию особенностей детей, обусловленных институализацией - их пребыванием вне семьи в тех или иных государственных учреждениях в ранний период развития. Сравниваются исследования, проведенные на детях, имеющих такой опыт, с работами, осуществленными на животных в особых экспериментальных ситуациях, в которых варьируются особенности материнской заботы. Описываются наиболее распространенные изменения состояния генов, обусловленные их активацией и деактивацией в результате метилирования и деметилирования в зависимости от социальных условий, в которых развивается ребенок. Показано, что у детей, имеющих опыт институализации, в наибольшей мере эти явления отмечаются в генах, ответственных за развитие мозга ребенка, генах, отвечающих за реагирование на стресс, и генах, связанных с активностью иммунной системы. У детей с опытом институализации выявлены более короткие теломеры (концевые участки хромосом), чем у детей, не имевших такого опыта. Известно, что длина теломер определяет некоторые аспекты состояния здоровья ребенка. Для психологов предлагается ряд возможных подходов в работе с детьми, имеющими опыт институализации.
2. Статья из журнала
bookCover
Титова, О. И. (кандидат психологических наук; доцент; Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева. Кафедра психологии).
Эмпирическая разработка гендерного типа личности / О. И. Титова, В. П. Позняков. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 1. – С. 64–74. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 73–74 (17 назв.). – Ref.: p. 74 (8 names). – a-табл.
Авторы: Титова, О. И., Позняков, В. П.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология личности
Ключевые слова: гендер, гендерные типы личности, гендерные установки, матриархально-маскулинный тип, матриархально-эгалитарный тип, патриархально-маскулинный тип, патриархально-эгалитарный тип, социальный статус, типы личности
Подробнее
Аннотация: Статья посвящена разработке теоретической модели гендерного типа личности и ее эмпирической верификации. С помощью дискриминантного анализа определено, по каким гендерным установкам наиболее существенно отличаются между собой выделенные типы, дана их характеристика. Выборку составили 456 русскоязычных респондентов в возрасте от 18 до 70 лет. Был использован авторский опросник изучения гендерных установок. При построении теоретической модели учтены результаты конфирматорного факторного анализа. Теоретически и эмпирически определены гендерные типы личности: патриархально-маскулинный, патриархально-эгалитарный, матриархально-маскулинный, матриархально-эгалитарный. Доказано, что представители гендерных типов различаются своими установками относительно семейного уклада, проявления эмоций, чувств, заботы и амбиций у мужчин и женщин, а также допустимости участия женщин в политике. Установлено, что последняя из обозначенных установок наиболее сильно обусловливает гендерный тип личности. Сочетание и выраженность факторов "социальный статус женщин" и "сходство между мужчинами и женщинами" в системе гендерных установок образуют гендерный тип личности.
3. Статья из журнала
bookCover
Коженевская, Е. Ю. (аспирантка; Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка. Институт психологии. Кафедра социальной и семейной психологии).
Супружеские и сиблинговые отношения в семьях, воспитывающих ребенка с особенностями психофизического развития / Е. Ю. Коженевская. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 1. – С. 53–63. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 62–63 (21 назв.). – Ref.: p. 63 (19 names). – a-табл.
Авторы: Коженевская, Е. Ю.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Социальная психология
Ключевые слова: взаимоориентированные семьи, воспитательная конфронтация, гибкие семьи, дети с особенностями психофизического развития, рассогласованные семьи, родительские мотивации, семьи, сиблинги, сиблинговые отношения, супружеские отношения
Подробнее
Аннотация: В статье рассматривается проблема изменений, возникающих в семье в ответ на рождение ребенка с особенностями психофизического развития. Особое внимание обращено на реакцию со стороны супружеской подсистемы. Подчеркиваются различия в обычном протекании материнской и отцовской реакций, приводящие к определенным типам деформации семьи. Выдвигается предположение о том, что характер отношения нормотипичного ребенка к сиблингу с особенностями развития может быть связан с параметрами супружеского благополучия родителей. Приводятся данные исследования, проведенного на выборке семей, имеющих ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нормотипичного ребенка. Результаты исследования свидетельствуют о том, что сугубо эмоциональный компонент отношений, представленный как внутреннее переживание притяжения к объекту или отторжения его, остается независимым. Связь между характеристиками супружеской и сиблинговой подсистем обнаруживается на уровне проявленных отношений: озвучиваемых установок и поведенческих реакций. Делается вывод о том, что характер отношений в супружеской подсистеме задает тон общения и в подсистеме сиблингов. При сплоченности и согласованности между супругами, независимо от наличия между ними привязанности, нормотипичные дети склонны демонстрировать доброжелательность и заботиться о сиблингах с особенностями развития, при этом не имеет значения, является ли такое отношение искренним. Согласно способу организации взаимодействия внутри супружеской подсистемы выделены типы семей, воспитывающих ребенка с особенностями психофизического развития и нормотипичного ребенка, которые мы условно назвали "взаимоориентировнные", "гибкие" и "рассогласованные". Описаны их характеристики в случае наличия низкой или высокой эмоциональной привлекательности супруга. Полученные результаты могут быть использованы при работе психологов и социальных работников с семьями, воспитывающими детей с особенностями развития и нормотипичных детей, которые имеют проблемы в отношениях между собой.
4. Статья из журнала
bookCover
Федянин, Д. Н. (научный сотрудник; Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики". Международная лаборатория логики, лингвистики и формальной философии).
Практикум мышления: игра "Подарки" на рефлексивные рассуждения с нетранзитивным взаимодействием участников / Д. Н. Федянин. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 1. – С. 110–113. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 113 (3 назв.). – Ref.: p. 113 (3 names). – a-табл.
Авторы: Федянин, Д. Н.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психические процессы и состояния
Ключевые слова: доверие, игры, информированность, многофакторные взаимодействия, мышление, нетранзитивные отношения, рефлексивные рассуждения, рефлексия
Подробнее
Аннотация: В статье представлена методика игры "Подарки" с нетранзитивными взаимодействиями участников. Игра затрагивает вопросы построения доверия и нетранзитивных отношений между людьми. В игре участники могут без каких-либо ограничений в любое время сообщать что-то другим участникам, например, делиться информацией, однако есть действия, которые участники игры могут совершать только в строгом пошаговом режиме. Информированность игроков в игре в общем случае не симметрична, а распределена вначале следующим образом: каждый игрок обладает некоторой информацией, доступной только ему и его соседу слева. Задача игроков заключается в том, чтобы угадать неизвестную им информацию своих соседей справа. Игра заканчивается, когда вся информация у одного из игроков разгадана, при этом выигрыш каждого равен количеству угаданной им информации. Предварительные результаты следующие. Все участники пользовались возможностью подсказать. Кто-то сообщал не конкретные числа, а их ограничения, снижая неопределенность, но не ликвидируя ее. Отдельные игроки договаривались сообщать все большее количество подсказок на каждом шаге. При близости к завершению игры некоторые игроки говорили правду в надежде, что соперники решат, будто это ложь (но соперник догадывался об уловке или просто верил и этим разрушал замысел). Отдельные игроки объединялись в коалиции против побеждающего. Некоторые меняли коалиции (в том числе в ущерб предыдущей коалиции), чтобы лично получить хотя бы второй по величине выигрыш вместо кажущегося неизбежным наименьшего. В серии нескольких игр равномерного распределения среднего выигрыша не встречалось. В игре были явные стабильные лидеры и явные стабильнo проигрывающие. Лучшие из победителей не стали рассказывать о своих стратегиях, сохранив их в секрете. В целом игроки принимали активное участие в игре, вели себя оживленно и проявляли положительные эмоции.
5. Статья из журнала
bookCover
Кисляков, П. А. (доктор психологических наук; доцент; профессор; Российский государственный социальный университет. Кафедра психологии и конфликтологии).
Первичная апробация методики "Опросник отношения к принятию моральных решений в спорте" на выборке российских спортсменов = Бланк опросника / П. А. Кисляков, М. С. Белов, О. А. Силаева. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 1. – С. 114–126. – ISSN 0042-8841. – Прил. – Библиогр.: с. 124–125 (29 назв.). – Ref.: p. 125 (5 names). – a-табл.
Авторы: Кисляков, П. А., Белов, М. С., Силаева, О. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология спорта
Ключевые слова: моральное сознание, моральные решения, мотивации, опросники, российские спортсмены, социальные нормы, социальные ценности, спортивная мотивация, спортивное поведение
Подробнее
Аннотация: Спортивная деятельность считается важным средством не только для физического развития и совершенствования, отдыха и укрепления здоровья, но также для социализации. Представлен обзор зарубежных исследований, направленных на изучение морального сознания спортсменов с использованием психодиагностических методик. В сфере российского спорта подобный диагностический инструментарий отсутствует. В связи с этим основной целью работы стала апробация на российской выборке методики "Опросник отношения к принятию моральных решений в спорте", разработанной британскими исследователями и получившей широкое распространение в мире. Опросник состоит из 20 пунктов и включает три шкалы: неприятие обмана, ориентация на честную победу, неприятие агрессивного поведения. Апробация русскоязычной версии опросника была проведена на выборке 158 спортсменов в возрасте от 15 до 30 лет. Результаты апробации подтвердили трехфакторную структуру этой методики, ее надежность и согласованность. Помимо этого, выявлено, что спортсмены, ориентированные на задачу (приобретение новых навыков и спортивное совершенствование), в спорте в большей степени демонстрируют готовность принимать решения, соответствующие моральным нормам. У тех же спортсменов, кому важна эго-ориентация (желание показать превосходство над соперником), уровень развития морального сознания можно охарактеризовать как низкий. Подтверждено, что спортсмены командных видов спорта, а также с большим спортивным стажем демонстрируют более низкие баллы по шкалам и методике в целом.
6. Статья из журнала
bookCover
Яньшин, П. В. (доктор психологических наук; заведующий отделом; Академия для одаренных детей (Наяновой). Отдел психолого-педагогического сопровождения (Самара)).
Объективные имплицитные измерительные процедуры: видовые признаки, преимущества, механизмы, сфера приложения / П. В. Яньшин. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 1. – С. 3–18. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 16–17 (43 назв.). – Ref.: p. 17–18 (18 names).
Авторы: Яньшин, П. В.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психические процессы и состояния
Ключевые слова: автоматизированные психические процессы, аффективный прайминг, имплицитные детерминанты поведения, имплицитные измерения, исследовательские техники, объективные имплицитные измерительные методы, оценочный прайминг, психологические исследования, тест имплицитных ассоциаций
Подробнее
Аннотация: Статья посвящена обзору перспективной экспериментальной и психодиагностической методологии - объективным имплицитным измерительным техникам. Они основаны на регистрации скорости реакции и анализе ошибок при различных комбинациях стимуляции в субоптимальных условиях выполнения заданий. Эта методология возникла на основе современных когнитивных исследований последней четверти ХХ в. и развивается в сфере изучения социальных взаимодействий (социальных установок, стереотипов, отношений) с использованием компьютерных технологий. По ряду существенных признаков имплицитные измерительные техники относятся к разряду объективных психодиагностических процедур. В настоящее время насчитывается более двадцати их модификаций.
7. Статья из журнала
bookCover
Корсакова, Н. К. (кандидат психологических наук; доцент; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии. Кафедра нейро- и патопсихологии).
Нейропсихология памяти как образовательная дисциплина: создание дискурса / Н. К. Корсакова, Е. Ю. Балашова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 1. – С. 19–26. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 25–26 (18 назв.). – Ref.: p. 26 (18 names).
Авторы: Корсакова, Н. К., Балашова, Е. Ю.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психические процессы и состояния
Ключевые слова: механизмы забывания, нарушения памяти, нейропсихология, память, психическая деятельность, психические функции, хронотоп
Подробнее
Аннотация: Рассматриваются различные аспекты становления отечественной нейропсихологии памяти как образовательной дисциплины. Подробно описываются структура и последовательность изложения учебного материала, основные проблемы нейропсихологии памяти. Анализируются история формирования этой области знания, развитие диагностических и экспериментальных методов исследования памяти, борьба идей и подходов к изучению ее в норме и патологии. Авторы анализируют возможности понимания памяти не только как психической функции, но и как психической деятельности, а также как особого хронотопа, развертывающегося во времени и пространстве мозга и психики. Значительное внимание уделяется различным вариантам нарушений памяти при локальных поражениях мозга. Эти исследования потребовали создания особого комплекса нейропсихологических диагностических методик, позволивших изучать запоминание и воспроизведение материала различных модальностей и разной степени смысловой организации в условиях наличия или отсутствия интерферирующей деятельности. В результате их проведения были выявлены такие механизмы мнестических расстройств, как патологическая тормозимость следов памяти интерферирующими воздействиями, нарушения избирательной актуализации материала, слабость консолидации мнемических следов. Кроме того, удалось установить иерархию этих механизмов в разных нейропсихологических синдромах. Благодаря осмыслению и обобщению огромного массива клинических и экспериментальных данных была создана оригинальная классификация расстройств памяти, включающая модально-неспецифические и модально-специфические нарушения, а также нарушения памяти как мнестической деятельности; установлена связь этих расстройств с дисфункциями трех структурно-функциональных блоков мозга.
8. Статья из журнала
bookCover
Сухих, В. Л. (младший научный сотрудник; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии. Кафедра психологии образования и педагогики).
Какие игрушки нужны дошкольникам? Результаты эмпирических исследований и теоретические основания для оценки развивающего потенциала игрушек = Результаты эмпирических исследований и теоретические основания для оценки развивающего потенциала игрушек / В. Л. Сухих, Н. Е. Веракса, М. Н. Гаврилова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 1. – С. 75–91. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 87–90 (73 назв.). – Ref.: p. 91 (19 names). – a-рис.
Авторы: Сухих, В. Л., Веракса, Н. Е., Гаврилова, М. Н.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Детская психология
Ключевые слова: Монтессори игрушки, дошкольники, дошкольный возраст, игрушки, игрушки Монтессори, культурно-исторический подход, переходные объекты, развивающие игрушки, развивающий потенциал, реальные объекты, смарт-игрушки, эмпирические исследования
Подробнее
Аннотация: Статья посвящена анализу теоретических подходов к изучению роли игрушек в развитии детей дошкольного возраста, а также результатов эмпирических исследований этого вопроса. Рынок игрушек стремительно растет, на них существует своя мода, они окружают детей и дома, и в образовательных учреждениях. Большую популярность приобретают интерактивные смарт-игрушки, которые позиционируются производителями как необходимые для развития и обучения дошкольников. Однако исследований, которые показывали бы, какие игрушки являются действительно развивающими, мало. Также не существует единой методологии проведения их психологической экспертизы, с помощью которой можно было бы оценить их развивающий потенциал. Авторами рассмотрены четыре подхода к пониманию роли игрушек (психоаналитический подход, педагогические идеи М. Монтессори, "развлекательное обучение" с помощью современных интерактивных игрушек и культурно-исторический подход), проанализированы данные эмпирических исследований, проведенных в рамках этих подходов, и выделены характеристики игрушек, которые в каждом из них выделяются как потенциально развивающие. Показано, что именно культурно-исторический подход может рассматриваться как наиболее целостный теоретический фундамент для анализа их развивающего потенциала.
9. Статья из журнала
bookCover
Пугачевский, О. О. (кандидат психологических наук; доцент; Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Кафедра психологии).
Дефициты психологической компетентности в профессионально-педагогической сфере / О. О. Пугачевский. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 1. – С. 40–52. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 51–52 (17 назв.). – Ref.: p. 52 (17 names). – a-табл.
Авторы: Пугачевский, О. О.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология деятельности
Ключевые слова: педагоги, педагогическая деятельность, педагогический процесс, профессиональная компетентность, профессионально-личностные ресурсы, профессиональный дефицит, психологическая компетентность, самоэффективность
Подробнее
Аннотация: Раскрываются теоретико-методические основы изучения дефицитов психологической компетентности в профессионально-педагогической сфере как факторов неготовности к психологическому обеспечению педагогического процесса. Определяется возможность субъектно-деятельностного подхода к выделению дефицитов психологической компетентности педагогов с точки зрения включения в анализ, с одной стороны, психологической самоэффективности в различных направлениях педагогической деятельности, а с другой стороны - нормативных психологических критериев для оценки профессионально значимых качеств педагога. На основе исследования самооценки психологической компетентности педагогов в структуре профессиональной готовности определены три вида дефицитных ресурсов по различным направлениям профессиональной деятельности, связанных с недостатком или неполнотой использования профессионально значимых психологических качеств и умений. Организационно-деятельностные дефициты характеризуются нехваткой функциональных психологических навыков, единых представлений о нормативно заданном содержании психолого-педагогической компетентности в контексте инклюзивного образования, профессиональной самопрезентации и проектирования развития собственной психологической компетентности. Когнитивные дефициты связаны с научной неадекватностью системы понятий в области практической психологии образования, недооценкой значения психологии воспитания и развития личности в организации педагогического процесса. К мотивационно-смысловым дефицитам относятся недостаток гуманистической направленности, незаинтересованность в педагогической работе, связанной с тем, что установление диалогических отношений является вынужденной необходимостью. Выделены два противоположных типа дефицитарной психологической компетентности педагогов: конформный и манипулятивный. Данные типы различаются соотношением наличных ресурсов: при конформном типе дефицит критического мышления в области познания психологических закономерностей компенсируется устойчивыми психологическими навыками, надежностью использования психологических технологий, просоциальными установками; при манипулятивном типе эгоцентрическая направленность деятельности и отклонения от норм использования психологических технологий сочетаются с готовностью при решении педагогических проблем учитывать психологические факторы. Выраженность данных типов дефицитарной компетентности зависит от предметного содержания решаемых педагогом задач, уровня и адекватности психологической самоэффективности.
10. Статья из журнала
bookCover
Нуркова, В. В. (доктор психологических наук; доцент; профессор; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии. Кафедра общей психологии).
Гедонистический потенциал негативных воспоминаний: сюжет и когнитивные стратегии саморегуляции эмоций / В. В. Нуркова, У Шэнлунь, А. А. Корнеев. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 1. – С. 92–109. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 106–108 (60 назв.). – Ref.: p. 108–109 (12 names). – a-граф.
Авторы: Нуркова, В. В., У Шэнлунь, Корнеев, А. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психические процессы и состояния
Ключевые слова: автобиографическая память, автобиографические воспоминания, когнитивные стратегии, негативные воспоминания, отрицательные аффекты, позитивные аффекты, регуляция эмоций, саморегуляция эмоций
Подробнее
Аннотация: Целью исследования стало уточнение полученных ранее данных о спонтанном саморегуляционном потенциале негативных автобиографических воспоминаний. Исследование включало учет когнитивных стратегий регуляции эмоций, а также варьирование сочетания негативных и позитивных компонентов в сюжете воспоминаний. Для преодоления редукции прагматики негативных автобиографических воспоминаний к извлечению жизненных уроков была выдвинута гипотеза о стратегии сопоставления негативного эпизода прошлого с более благополучной ситуацией сегодняшнего дня. Предполагалось, что аналогично логике описанного в социальной психологии феномена нисходящих социальных сравнений процедура ретроспективных нисходящих автобиографических сравнений способна вызывать положительный эффект. В результате косвенного измерения динамики позитивного и негативного компонентов эмоционального состояния на выборке из 547 человек до и после извлечения из памяти негативных автобиографических воспоминаний с сюжетной структурой "восходящего" или "двойного нисходящего" типов в целом по выборке было зафиксировано улучшение настроения после воспоминаний с "восходящим" сюжетом и ухудшение настроения после воспоминаний с "двойным нисходящим". Вопреки гипотезе, не было выявлено вклада приверженности когнитивной стратегии регуляции эмоций "рассмотрение в перспективе" в повышение функциональности автобиографических воспоминаний с "двойным нисходящим" сюжетом. Однако часть участников, вспоминавших эпизоды с "двойным нисходящим" сюжетом, вопреки общей тенденции, улучшали свое настроение. Отличительным свойством таких участников были высокие показатели по самоотчетной шкале когнитивной стратегии регуляции эмоций принятие, в то время как участники с обратной эмоциональной динамикой демонстрировали низкие показатели по данной шкале.
11. Статья из журнала
bookCover
Миронова, К. В. (кандидат психологических наук; научный сотрудник; Психологический институт РАО).
Возрастная динамика понимания текста подростками 11-16 лет в процессе смыслового чтения с экрана и с листа / К. В. Миронова, Н. А. Борисенко, С. В. Шишкова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2023. – № 1. – С. 27–39. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 37–39 (30 назв.). – Ref.: p. 39 (20 names). – a-табл.
Авторы: Миронова, К. В., Борисенко, Н. А., Шишкова, С. В.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология чтения и психология библиотечной работы
Ключевые слова: анкетирование, возрастная динамика, концептуальная информация, повествовательные тексты, подростки, понимание текста, фактуальная информация, читательская грамотность, чтение с листа, чтение с экрана
Подробнее
Аннотация: Представлены результаты сравнительного исследования возрастной динамики понимания школьниками 11-16 лет бумажных и электронных текстов в процессе смыслового чтения. Выборку составили 712 учащихся V–IX классов шести российских общеобразовательных организаций. В ходе эксперимента участники заполняли анкету, касающуюся чтения с экрана и с листа, и выполняли задания письменной диагностики на понимание повествовательного текста. Как показали результаты анкетирования, у школьников, проходивших опрос, не наблюдается ярко выраженного предпочтения бумажного или цифрового формата, хотя пятиклассники чаще, чем учащиеся из других параллелей, выбирали вариант "чтение с листа". Выявлена планомерная положительная динамика в уровне понимания текста при переходе в более старшие классы. Однако во всех параллелях преобладает поверхностное понимание, о чем свидетельствуют проблемы с определением и формулированием концепта текста (главного показателя понимания). Подростки значимо лучше справлялись с заданиями на фактуальную информацию, чем на концептуальную. В целом по выборке различия между читавшими с экрана и с листа были незначимыми. Единственные значимые различия были обнаружены в V–VI классах: многие учащиеся лучше выделяли фактуальную информацию при работе с электронным текстом. Полученные данные позволяют заключить, что, хотя современные подростки достаточно успешно адаптируются к обоим форматам чтения, у большинства из них имеются серьезные проблемы в области читательской грамотности, относящиеся как к традиционному бумажному, так и к цифровому чтению, а это, в свою очередь, неизбежно отрицательно сказывается на учебно-познавательной деятельности на всех ступенях образования.