Найдено документов - 10 | Статьи из номера журнала: Вопросы психологии : научный журнал. Том 68, № 6. – Москва : Вопросы психологии, 2022. | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья из журнала
Величковский, Б. Б. (доктор психологических наук; профессор; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии).
Человек-оператор и управление беспилотными летательными аппаратами в "умном городе" / Б. Б. Величковский, Д. Н. Соколова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 6. – С. 46–50. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 50 (10 назв.). – Ref.: p. 50 (4 names).
Человек-оператор и управление беспилотными летательными аппаратами в "умном городе" / Б. Б. Величковский, Д. Н. Соколова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 6. – С. 46–50. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 50 (10 назв.). – Ref.: p. 50 (4 names).
Авторы: Величковский, Б. Б., Соколова, Д. Н.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология деятельности
Ключевые слова: беспилотные летательные аппараты, люди-операторы, обратная связь, особенности поведения, умные города, управление беспилотниками, управление роями роботов, человеческий фактор, эргономика
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/11907862/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Сегодня в связи с широким распространением беспилотных летательных аппаратов обсуждаются возможности их применения в "умном городе", например для доставки товаров или обеспечения беспроводной связи. С целью контроля за такими системами будут привлекаться люди-операторы, работающие на контрольных станциях. В статье рассматриваются проблемы, которые могут возникнуть в работе таких операторов. Среди этих проблем особое внимание уделяется недостатку сенсорной информации, трудностям работы со сложной автоматизацией, нарушениям режима работы людей-операторов и, как следствию, когнитивным изменениям. Описываются стрессовые факторы работы на контрольных станциях, а также связанные с этим когнитивные нарушения, которые возникают при появлении события, требующего немедленного вмешательства человека. Рассматривается влияние уровня ситуационной осведомленности на успешность решения задач, связанных с человеческим фактором, а также степень разработанности методов ее оценки у операторов беспилотных летательных аппаратов. Предлагаются направления разработки человеко-машинных интерфейсов, которые могут снизить вероятность ошибок, создаваемых в таких системах человеческим фактором. Среди проблем создания подобных интерфейсов подробно рассматриваются две, связанные с визуализацией множества роботов (роя роботов) и с получением обратной связи от отдельных роботов. При поиске их решения необходимо учитывать ограничения внимания человека, а также проблему доверия человека технике. Особое внимание уделяется возможности внедрения предиктивных дисплеев, которые смогут облегчить нагрузку на людей-операторов, а также на системы, которые будут фильтровать и интегрировать сообщения, поступающие от беспилотных летательных аппаратов.
2. Статья из журнала
Социально-психологические факторы делинквентности в подростковом возрасте / О. А. Беляева, Т. В. Бугайчук, А. Э. Цымбалюк, М. А. Юферова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 6. – С. 3–13. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 12–13 (21 назв.). – Ref.: p. 13 (15 names). – a-табл.
// Вопросы психологии. – 2022. – № 6. – С. 3–13. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 12–13 (21 назв.). – Ref.: p. 13 (15 names). – a-табл.
Авторы: Беляева, О. А., Бугайчук, Т. В., Цымбалюк, А. Э., Юферова, М. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Детская психология
Ключевые слова: делинквентное поведение, делинквентность, личностные особенности, подростки, подростковый возраст, противоправное поведение, психологическая безопасность, факторы делинквентности
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/11907862/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Статья посвящена проблеме комплексной оценки факторов делинквентного поведения в подростковом возрасте как полидетерминированного социального феномена. Социализация современных подростков проходит в условиях выраженного ценностно-нормативного кризиса общества, личностной неопределенности, непредсказуемости будущего - все это порождает деформацию и девальвацию социальных норм в их сознании, что в свою очередь может стать предиктором делинквентности. Обосновывается целесообразность системного анализа факторов, влияющих на ее формирование в течение рассматриваемого возрастного периода. Выявляются и конкретизируются эндогенные и экзогенные факторы делинквентности современных подростков. На основании качественного и количественного анализа результатов были определены социально-психологические особенности субъективного восприятия подростками с признаками делинквентного поведения своей ситуации в ближайшем социальном окружении, семье и школе, а также наиболее значимые личностные особенности, отличающие их от сверстников с нормативным поведением. Определена специфика этих особенностей в зависимости от пола. При сравнении двух выборок респондентов выяснено, что делинквентные мальчики-подростки более независимы от группы и испытывают большую степень внутреннего напряжения, активны и нетерпеливы, а для делинквентных девочек более характерны импульсивность, меньшая осмотрительность в поведении. Эти черты выступают эндогенными психологическими факторами делинквентности. Подчеркивается важность восприятия подростками значимых экзогенных факторов: взаимоотношений в семье и психологической безопасности образовательной среды. Показана тенденция формирования у подростков, склонных к противоправному поведению, чувства вины и высокого уровня тревоги в отношении семьи, ощущения беспомощности. Несмотря на то, что образовательная среда оценивается ими как комфортная, таких подростков характеризует большее переживание психологической незащищенности. Представленные в статье тенденции обозначают перспективы разработки стратегий психолого-педагогического сопровождения и адресной помощи детям, демонстрирующим делинквентное поведение, а также их семьям.
3. Статья из журнала
Ларина, Е. В. (аспирантка; Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики". Аспирантская школа по психологии).
Связь экзистенциальной исполненности личности и удовлетворенности отношениями с родителями и с романтическим партнером у женщин / Е. В. Ларина. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 6. – С. 51–63. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 62–63 (37 назв.). – Ref.: p. 63 (5 names). – a-табл.
Связь экзистенциальной исполненности личности и удовлетворенности отношениями с родителями и с романтическим партнером у женщин / Е. В. Ларина. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 6. – С. 51–63. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 62–63 (37 назв.). – Ref.: p. 63 (5 names). – a-табл.
Авторы: Ларина, Е. В.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология личности
Ключевые слова: благополучие личности, детско-родительские отношения, женщины, романтические отношения, семантические образы, удовлетворенность отношениями, экзистенциальная исполненность, экзистенциальная исполненность в отношениях
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/11907862/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Детско-родительские отношения являются первыми отношениями человека и вносят значимый вклад в развитие, становление и благополучие личности. Статья содержит краткий обзор публикаций, посвященных вкладу качества отношений с родителями и экзистенциальной исполненности в отношениях с романтическим партнером в экзистенциальную исполненность личности, а также взаимосвязи детско-родительских взаимоотношений и благополучия личности. Описаны фундаментальные экзистенциальные мотивации в контексте отношений детей и родителей. Представлено проведенное автором исследование, направленное на уточнение роли детско-родительских отношений и отношений с романтическим партнером в субъективном благополучии личности.
4. Статья из журнала
Работа студентов с текстом как основа развития его понимания / Т. В. Борзова, Н. А. Калугина, Т. Х. Невструева [и др.]. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 6. – С. 37–45. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 44–45 (21 назв.). – Ref.: p. 45 (16 names). – a-табл.
// Вопросы психологии. – 2022. – № 6. – С. 37–45. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 44–45 (21 назв.). – Ref.: p. 45 (16 names). – a-табл.
Авторы: Борзова, Т. В., Калугина, Н. А., Невструева, Т. Х., Герасимова, Т. М., Каменева-Любавская, Е. Н.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психические процессы и состояния
Ключевые слова: методологические тексты, нарративные тексты, научные тексты, понимание, понимание текста, процесс обучения, психология обучения, студенты
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/11907862/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Статья посвящена выявлению параметров развития одной из важных составляющих обучения - пониманию текста. Выделены особенности работы с текстами, требующие включения различных способов их понимания в процессе обучения студентов. В соответствии с направленностью текстов определены специфические способы такой работы: для методологического текста - определение доминирующей темы, составление вторичного текста и синквейна (пятистрочная стихотворная форма), формулировка гипотез в условиях их отсутствия, выявление связи содержания текста с обучением; для нарративного текста - выявление неявной, скрытой информации, конструирование новых представлений и идей, фиксирование чувствительности к контексту, осуществление варьирующих и альтернативных интерпретаций, готовность порождать контексты в условиях их отсутствия, выявление неочевидных закономерностей; для научных - аллегоризация/деаллегоризация, формулирование категориального аппарата, сочетание социального контекста с индивидуально-личностным, анализ, интерпретация японской поэзии (хокку, танка). В ходе эксперимента, в котором приняли участие 169 студентов, способы работы с текстами разной направленности были включены в процесс обучения. Были выявлены статистически значимые различия в понимании текстов между экспериментальной группой, в которой было проведено специально организованное обучение, и контрольной. На основе учета психолого-педагогических закономерностей обучения был реализован субъектный подход к развитию понимания текста, определены способы работы с текстами разной функциональной и содержательной направленности, представлены новые диагностические приемы выявления понимания как процесса и как результата деятельности. Разработанные способы работы могут быть положены в основу психологически обоснованных дидактических моделей развития понимания в процессе обучения студентов в вузе.
5. Статья из журнала
Бардышевская, М. К. (кандидат психологических наук; доцент; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии. Кафедра нейро- и патопсихологии).
Психологический анализ аффективно-поведенческого развития младших школьников с социально опасной агрессией / М. К. Бардышевская. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 6. – С. 14–36. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 36 (5 назв.). – Ref.: p. 36 (5 names). – a-рис.
Психологический анализ аффективно-поведенческого развития младших школьников с социально опасной агрессией / М. К. Бардышевская. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 6. – С. 14–36. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 36 (5 назв.). – Ref.: p. 36 (5 names). – a-рис.
Авторы: Бардышевская, М. К.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Детская психология
Ключевые слова: агрессия, аффективно-поведенческие комплексы, дети, младшие школьники, направленность агрессии, психологический анализ, регуляция эмоций, рисунки, социально опасная агрессия, характер агрессии
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/11907862/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Представлен материал анализа развития пяти мальчиков 8-11 лет с социально опасной агрессией. Наблюдение с терапевтическими воздействиями за особенностями эмоций, поведения, символической активности, коммуникации с психологом, близкими, другими детьми проводилось в ходе совместных психологических консультаций ребенка и его родителей, а также на занятиях в парах и тройках детей. Велась видеосъемка, составлялись протоколы и проводился анализ развития аффективно-поведенческих комплексов. Диагностика аффективно-поведенческого развития выявила нарушения в связанных с агрессией видах поведения. С ориентировкой на них описаны индикаторы социально опасной агрессии, позволяющие, если она маскируется, диагностировать ее уровень косвенно. Накапливающийся опыт агрессивных взаимодействий в условиях хронического отвержения, социальной изоляции, родительской и школьной депривации, жестокого обращения в семье рассматривается как фактор, повреждающий развитие ребенка изнутри. Агрессия замещает отсутствие привязанностей, разрушает его связи с детьми и взрослыми. Преобладающие типы связей, которые отражены в представленных в статье рисунках детей, свидетельствуют о хронических нарушениях базовых аффективно-поведенческих комплексов. Развитие протекает аномально. Возможности его компенсации путем изменения внешней социальной ситуации к 11-12 годам ограничены. Описано несколько механизмов совладания с собственной агрессией, которые действуют совместно и разнонаправленно, искажая развитие. Даны рекомендации по организации психологической работы с детьми с социально опасной агрессией.
6. Статья из журнала
К 75-летию А. О. Прохорова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 6. – С. 135–137. – ISSN 0042-8841.
// Вопросы психологии. – 2022. – № 6. – С. 135–137. – ISSN 0042-8841.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Общая психология
Ключевые слова: биографии, научная деятельность, педагогическая деятельность, психологи, ученые-психологи, юбилеи
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/11907862/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Исполнилось 75 лет Александру Октябриновичу Прохорову, доктору психологических наук, профессору кафедры общей психологии Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета.
7. Статья из журнала
Долганов, Д. Н. (доктор психологических наук; доцент; Тюменский государственный университет).
Исследование продолжительности отношений в паре / Д. Н. Долганов. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 6. – С. 80–98. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 96–97 (29 назв.). – Ref.: p. 97–98 (15 names). – a-граф.
Исследование продолжительности отношений в паре / Д. Н. Долганов. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 6. – С. 80–98. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 96–97 (29 назв.). – Ref.: p. 97–98 (15 names). – a-граф.
Авторы: Долганов, Д. Н.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Социальная психология
Ключевые слова: браки, диалогичность, межличностные отношения, продолжительность отношений, разводы, семейные отношения, способы знакомств, уровень счастья
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/11907862/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Рассматривается вопрос о связи социально-психологических факторов и продолжительности отношений мужчины и женщины, находящихся в браке или имеющих незарегистрированные отношения. Выявлено, что знакомство через службы или специализированные сайты сопряжено с меньшей продолжительностью отношений; чем меньше период предбрачных встреч, тем меньше продолжительность; ее связь с уровнем доходов нелинейна; наличие детей имеет прямую связь с продолжительностью; время, уделяемое общению между партнерами и оценка ими качества сексуальных отношений также имеют прямую связь с длительностью отношений в целом; страх разрыва отношений в парах с небольшим стажем выступает отрицательным фактором их сохранения, но со временем этот параметр утрачивает свою силу; уровень диалогичности в отношениях имеет прямую связь с их продолжительностью; чем выше уровень созависимости, тем меньше длительность отношений; чем выше степень сходства профилей оценок себя и партнера, тем более продолжительными являются отношения. Обобщенный анализ связи некоторых переменных и продолжительности отношений позволил сделать следующие выводы. Число детей и продолжительность отношений имеют прямую связь, но дополнительно на эти переменные оказывает влияние уровень счастья партнера. Одним из источников уровня счастья выступает уровень диалогичности в отношениях.
8. Статья из журнала
Доценко, Е. Л. (доктор психологических наук; профессор; Тюменский государственный университет. Институт психологии и педагогики).
Диалогическая природа поступка: оценка возможностей исследовательской методики / Е. Л. Доценко, В. А. Старцева, О. В. Пчелина. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 6. – С. 123–134. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 133–134 (24 назв.). – Ref.: p. 134 (14 names).
Диалогическая природа поступка: оценка возможностей исследовательской методики / Е. Л. Доценко, В. А. Старцева, О. В. Пчелина. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 6. – С. 123–134. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 133–134 (24 назв.). – Ref.: p. 134 (14 names).
Авторы: Доценко, Е. Л., Старцева, В. А., Пчелина, О. В.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология личности
Ключевые слова: антропогенез поступка, внутренний диалог, диалогичность личности, диалогичность поступка, зрелость поступков, исследовательские методики, онтогенез поступка, поступки, принятие решений
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/11907862/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: В статье поставлена проблема диалогичности поступка и предложено ее теоретическое и методическое решение. Описано формирование поступка в антропогенезе как культурно-исторического феномена и в онтогенезе как интериоризированной формы совместного (социального) принятия решений. Показано, что структура, динамика и функция совместного принятия общественно важных решений (на примере вече) и индивидуального принятия решения в задаче на совершение поступка отдельной личностью совпадают. Дано теоретическое объяснение того, что поступок по природе диалогичен, при этом диалог протекает на двух уровнях: эксплицитном и имплицитном. С целью решения проблемы внутренней организации поступка как диалогического процесса представлена авторская методика исследования совершения поступка в результате внутреннего диалога. Стимульный материал представляет собой набор из пяти ситуаций с задачей на совершение поступка, в которых испытуемым нужно принять решение. Методика апробирована на выборке в 300 человек (четыре возрастные группы: младший школьный, подростковый, юношеский и зрелый). Показано, что методика позволяет эмпирически фиксировать эффекты разных видов диалогов и несет в себе исследовательский и психотехнический потенциал.
9. Статья из журнала
Пляскина, А. С. (ведущий психолог; Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики". Центр психологического консультирования).
Визуальные репрезентации "проблемы вагонетки" в интернет-мемах: политекстуальный тематический анализ / А. С. Пляскина, А. Н. Поддьяков. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 6. – С. 64–79. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 78–79 (37 назв.). – Ref.: p. 79 (26 names). – a-рис.
Визуальные репрезентации "проблемы вагонетки" в интернет-мемах: политекстуальный тематический анализ / А. С. Пляскина, А. Н. Поддьяков. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 6. – С. 64–79. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 78–79 (37 назв.). – Ref.: p. 79 (26 names). – a-рис.
Авторы: Пляскина, А. С., Поддьяков, А. Н.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология личности
Ключевые слова: интернет-мемы, мемы, моральные дилеммы, образные выразительные средства, политекстуальный тематический анализ, проблема вагонетки, разнообразие слыслов, символы, субъекты морального выбора
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/11907862/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: В статье исследуются интернет-мемы, посвященные "проблеме вагонетки" - моральной дилемме, впервые сформулированной в 1967 г. Ф. Фут. Моральные дилеммы, и задача о вагонетке в их числе, перестают быть чем-то теоретическим, гипотетическим, выходят за рамки собственно научного обсуждения и становятся все "ближе" к каждому думающему, чувствующему человеку, включаются в повседневную реальность в том числе благодаря своему воплощению в различных культурных артефактах - фильмах, играх, картинках, мемах, в том числе интернет-мемах. В исследовании реконструируется и систематизируется часть разнообразия смыслов, заложенных в задачи такого типа и выражаемых с помощью визуальных образных средств - интернет-мемов. Создание мема по той или иной моральной дилемме - это проявление субъектности человека. Изображая моральную дилемму в виде мема, создавая этот сложный символ, человек стремится выявить некое противоречие и пытается объединить противоречивые мысли, чувства, переживания, состояния. Автор мема, будучи субъектом - социальным актором, предполагает и субъектность тех, кто будет мем рассматривать, распространять, комментировать. Различные визуализации моральных дилемм, в том числе в форме мемов, можно рассматривать как направление инициативной цивилизационной работы над проблематизацией и осмыслением экзистенциальных проблем в сложном, противоречивом мире и места в нем субъектов морального выбора.
10. Статья из журнала
Первичко, Е. И. (доктор психологических наук; доцент; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии).
Апробация русскоязычной версии методики "Краткий опросник тревоги о здоровье" на выборке детей школьного возраста = Краткий опросник тревоги о здоровье (вариант для детей и подростков) = Краткий опросник тревоги о здоровье (сокращенный вариант) / Е. И. Первичко, О. В. Митина, И. М. Шишкова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 6. – С. 99–122. – ISSN 0042-8841. – 2 прил.: с. 118-122. – Библиогр.: с. 115–117 (61 назв.). – Ref.: p. 117–118 (26 names).
Апробация русскоязычной версии методики "Краткий опросник тревоги о здоровье" на выборке детей школьного возраста = Краткий опросник тревоги о здоровье (вариант для детей и подростков) = Краткий опросник тревоги о здоровье (сокращенный вариант) / Е. И. Первичко, О. В. Митина, И. М. Шишкова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 6. – С. 99–122. – ISSN 0042-8841. – 2 прил.: с. 118-122. – Библиогр.: с. 115–117 (61 назв.). – Ref.: p. 117–118 (26 names).
Авторы: Первичко, Е. И., Митина, О. В., Шишкова, И. М.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Медицинская психология
Ключевые слова: внутренняя картина здоровья, дети школьного возраста, опросники, психология здоровья, тревога о здоровье
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/11907862/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: В статье представлены результаты апробации русскоязычной версии методики "Краткий опросник тревоги о здоровье" на выборке условно здоровых детей школьного возраста. Выборку составили 269 респондентов - условно здоровые дети и подростки в возрасте от 9 до 17 лет. Подготовленная русскоязычная версия Краткого опросника тревоги о здоровье показала достаточную внутреннюю согласованность, высокую ретестовую надежность, дискриминативность, внешнюю и конструктную валидность. Была подтверждена оригинальная двухкомпонентная структура опросника. Авторы данной статьи сократили число пунктов опросника до 11, при этом последние образуют три шкалы: страх заболеть, бдительность в отношении телесных ощущений и страх негативных последствий заболевания. Полученные результаты свидетельствуют о возможности применения русскоязычной версии данного опросника, причем как в полном, так и в сокращенном вариантах для изучения тревоги о здоровье у детей в связи с ее удовлетворительными психометрическими характеристиками, простотой и удобством в применении.