Найдено документов - 13 | Статьи из номера журнала: Вопросы психологии : научный журнал. Том 68, № 5. – Москва : Вопросы психологии, 2022. | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья из журнала
Карпов, А. Б. (кандидат психологических наук; директор по персоналу и организационному развитию; OOO "Джи Эл Эс фармасьютикалз" (Москва)).
Универсальная модель трудовой мотивации современного работника / А. Б. Карпов, С. Ю. Львов. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 5. – С. 95–108. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 107 (21 назв.). – Ref.: p. 107–108 (18 names). – a-табл.
Универсальная модель трудовой мотивации современного работника / А. Б. Карпов, С. Ю. Львов. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 5. – С. 95–108. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 107 (21 назв.). – Ref.: p. 107–108 (18 names). – a-табл.
Авторы: Карпов, А. Б., Львов, С. Ю.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология труда
Ключевые слова: вовлеченность в работу, организационная психология, производительность труда, типы трудового поведения, трудовая мотивация, трудовое поведение, универсальная модель мотивации
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/11502502/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Обсуждается проблема отсутствия единого подхода к оценке и управлению трудовой мотивацией сотрудников. Исследователи отмечают, что несмотря на существование множества концепций трудовой мотивации, до сих пор не сформулировано единой универсальной системы, объединяющей разные теории и объясняющей связь результативности деятельности и мотивации личности, а также трансформацию трудовой мотивации в производительность труда. Подчеркивается особая актуальность данной проблемы в последнее время, поскольку современные организации с новыми форматами работы ставят серьезные мотивационные вызовы перед работниками, а наличие корпоративной практики управления мотивацией сотрудников становится ключевым преимуществом на рынке труда. В статье представлено одно из самых масштабных исследований, объединившее корпоративные опросы вовлеченности сотрудников 16 современных российских компаний семи различных отраслей. Его результаты показали, что поведенческие проявления трудовой мотивации зависят от удовлетворенности каждым ее фактором, а связи этих факторов с вовлеченностью могут быть систематизированы в универсальной модели трудовой мотивации. Систематизация и объединение результатов, предложенные в статье, дают возможность совместить принципы содержательных и процессуальных подходов к трудовой мотивации, создать единую универсальную модель, применимую для сотрудников любых организаций. Такая модель позволяет оценить силу мотивации к достижению поставленных рабочих задач, а также выявить параметры, воздействуя на которые можно управлять трудовой мотивацией сотрудников, их вовлеченностью в работу и таким образом производительностью труда в организации в целом.
2. Статья из журнала
Тихомирова, Т. Н. (доктор психологических наук; академик РАО; ведущий научный сотрудник; Психологический институт РАО. Лаборатория возрастной генетики (Москва)).
Точность оценки старшеклассниками количественной информации в символическом, несимволическом и смешанном форматах / Т. Н. Тихомирова, А. С. Малых. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 5. – С. 19–31. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 30–31 (26 назв.). – Ref.: p. 31 (5 names). – a-табл.
Точность оценки старшеклассниками количественной информации в символическом, несимволическом и смешанном форматах / Т. Н. Тихомирова, А. С. Малых. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 5. – С. 19–31. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 30–31 (26 назв.). – Ref.: p. 31 (5 names). – a-табл.
Авторы: Тихомирова, Т. Н., Малых, А. С.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Детская психология
Ключевые слова: восприятие количественной информации, индивидуальные различия, количественная информация, несимволический формат, символический формат, смешанный формат, старшеклассники, точность оценки, форматы предъявления
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/11502502/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: В статье анализируется проблема индивидуальных различий в восприятии количественной информации. Были выявлены и проанализированы связи между показателями точности оценки количественной информации, выраженной в различных форматах: символическом (с числами), несимволическом (с объектами) и смешанном (с числами и объектами). Выборку составили 793 ученика. Все участники исследования выполнили компьютеризированные тестовые задания, направленные на: определение позиции числа на числовой линии ("Числовая линия"), сравнение несимволически выраженных множеств ("Чувство числа"), соотнесение несимволически выраженных множеств с их символьным эквивалентом ("Точки и числа"). Согласно исследованию, соотношение показателей точности оценки количественной информации в символическом, несимволическом и смешанном форматах характеризуется слабыми и умеренными связями. Существуют различия между школьниками, обучающимися в IX, X и XI классах, только по одному из этих показателей - способности сравнивать несимволически выраженные количества. Не обнаружено различий в точности восприятия количеств, предъявляемых в символическом и смешанном виде. Диапазон вариативности двух показателей точности оценки количественной информации с применением числового материала сужается по мере обучения даже в старшем школьном возрасте, свидетельствуя о компенсаторной форме изменений. При этом вариативность точности оценки несимволически выраженных количеств остается стабильной. Вклад точности оценки символически и несимволически выраженных количеств в индивидуальные различия при выполнении заданий смешанного формата варьируется в зависимости от года школьного обучения. Сообщается, что различия в структуре связей между тремя показателями оценки количественной информации разных форматов и прогностической силе каждого из них свидетельствуют в пользу существования автономных систем обработки символической и несимволической количественной информации.
3. Статья из журнала
Иванов, Д. И. (кандидат филологических наук; доцент; профессор; Сианьский университет иностранных языков. Институт русского языка (КНР)).
Теория когнитивно-прагматических программ в контексте системно-деятельностного подхода / Д. И. Иванов, Д. Л. Лакербай. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 5. – С. 3–18. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 16–17 (34 назв.). – Ref.: p. 17–18 (26 names).
Теория когнитивно-прагматических программ в контексте системно-деятельностного подхода / Д. И. Иванов, Д. Л. Лакербай. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 5. – С. 3–18. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 16–17 (34 назв.). – Ref.: p. 17–18 (26 names).
Авторы: Иванов, Д. И., Лакербай, Д. Л.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология деятельности
Ключевые слова: КПП, деятельность, интенциональность, когнитивно-прагматические программы, когнитивно-прагматические установки, коммуникативное сознание, личность, метадисциплинарность, объяснительный принцип, синтетическая языковая личность, системно-деятельностный подход, субъект-интерпретаторы, субъект-источники, язык, языковое сознание
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/11502502/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Статья посвящена концептуализации психологического аспекта метадисциплинарной авторской теории когнитивно-прагматических программ (КПП). Возникшая как плод встречного движения ряда гуманитарных наук теория КПП имеет множественные пересечения с системно-деятельностным подходом в психологии как в базовых положениях, так и в проблемных вопросах. На примере генезиса теории КПП показывается необходимость и возможность возникновения метадисциплинарной методологии, изначально адаптивной к сложным объектам на основе теоретического осмысленного внутреннего родства их составляющих. Поскольку общий план теории КПП - это моделирование целенаправленной деятельности, конституирующей личность, а компоненты КПП представляют собой переосмысленные установки в традиции Д. Н. Узнадзе, соотнесенные с общей моделью деятельности, возникает возможность рассмотрения вопросов системно-деятельностного подхода с новой точки зрения. Например, взятая в деятельностном аспекте как объяснительный принцип теория КПП дает развернутое обоснование включенности целей и мотивации деятельности в ее состав. В области психологии творчества КПП вбирает в себя всю уникальность установок творческой личности, показывая, как создается и функционирует "проект" творчества и судьбы художника. Типы когнитивно-прагматических установок представляют собой специфическую модельную конкретизацию аспектов деятельности, выделяемых в культурно-деятельностной психологии через методологические планы анализа. Концепция КПП позволяет органично соединить подходы Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева: в процессе развертывания той или иной когнитивно-прагматической программы ее субъект-источник превращает "слово" в "дело", а "дело" - в "слово", мысль в реальный практический шаг, и наоборот, т. е. "орудийность" и "знаковость" в процессе деятельности моделируются одновременно. Понятие КПП позволяет проводить ценностно-смысловой анализ языкового и коммуникативного сознания, охватывающий все сферы актуализации когнитивно-прагматических интенций. При всей своей когнитивно-семиотической "модельности" концепция КПП воплощает реальный "образ деятельности" реальных людей во всем богатстве его внутренних мотивировок.
4. Статья из журнала
Учаев, А. В. (аспирант; Институт психологии РАН).
Соотношение вербализаций и динамики сердечного ритма у индивидов, передающих ложное сообщение / А. В. Учаев, В. Н. Носуленко, Ю. И. Александров. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 5. – С. 119–133. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 131–132 (42 назв.). – Ref.: p. 133 (25 names). – a-табл.
Соотношение вербализаций и динамики сердечного ритма у индивидов, передающих ложное сообщение / А. В. Учаев, В. Н. Носуленко, Ю. И. Александров. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 5. – С. 119–133. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 131–132 (42 назв.). – Ref.: p. 133 (25 names). – a-табл.
Авторы: Учаев, А. В., Носуленко, В. Н., Александров, Ю. И.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психические процессы и состояния
Ключевые слова: вербализации, воспринимаемое качество, динамика сердечного ритма, индивидуальный опыт, интегративные методы, ложь, проверка на полиграфе, сердечный ритм, системно-эволюционный подход
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/11502502/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: В проведенном исследовании состояние участников эксперимента при сообщении ими правдивой и ложной информации было изучено путем совокупного анализа вербализаций и характеристик сердечного ритма. Было обнаружено, что в ситуации сокрытия информации происходит достоверное увеличение количества продуцируемых субъектом вербальных единиц, а также снижение энтропии сердечного ритма, сопряженное с уменьшением детальности описания, и увеличение выраженности стресса. Использованный подход, в сочетании с интегративными методами, позволил оценить и сопоставить динамику актуализации субъективного опыта в процессе произнесения правды и лжи. Использование интегративных методов способствовало более комплексному анализу процесса сознательного сокрытия информации.
5. Статья из журнала
Сидоренков, А. В. (доктор психологических наук; профессор; Южный федеральный университет. Кафедра психологии управления и юридической психологии (Ростов-на-Дону)).
Связь вклада сотрудников в групповую активность со сплоченностью и эффективностью малых групп в организации / А. В. Сидоренков. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 5. – С. 75–84. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 83–84 (25 назв.). – Ref.: p. 84 (4 names). – a-табл.
Связь вклада сотрудников в групповую активность со сплоченностью и эффективностью малых групп в организации / А. В. Сидоренков. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 5. – С. 75–84. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 83–84 (25 назв.). – Ref.: p. 84 (4 names). – a-табл.
Авторы: Сидоренков, А. В.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология труда
Ключевые слова: групповая активность, малые группы, неформальные подгруппы, организационное гражданское поведение, предметно-деятельностная эффективность, психологический комфорт, социально-психологическая эффективность, сплоченность, степень вклада, трудовые коллективы
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/11502502/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Изложены результаты исследования, в котором прослежена связь вклада членов группы в организационную активность (как разновидность организационного гражданского поведения) со сплоченностью, социально-психологической эффективностью (удовлетворенностью членов группой, психологическим комфортом членов в группе) и предметно-деятельностной эффективностью (выполнением плана и текущих задач, успешностью деятельности в трудных условиях) малых групп. Исследование проведено в 32 трудовых коллективах с относительно низкой взаимозависимостью задач. Сбор эмпирических данных осуществлялся в компьютерном формате посредством четырех опросников и алгоритма выделения неформальных подгрупп в программе "Групповой профиль - Универсал". Не обнаружено значимых связей вклада совокупности всех членов в групповую активность ни со сплоченностью, ни с одним индикатором предметно-деятельностной и социально-психологической эффективности группы. Показано, что связь между вкладом членов, с одной стороны, сплоченностью и социально-психологической эффективностью группы - с другой - зависит от включенности/не включенности членов в неформальные подгруппы. Вклад членов неформальных подгрупп в групповую активность, по сравнению с вкладом не включенных в подгруппы членов, позитивно и более сильно связан со сплоченностью группы и психологическим комфортом членов в группе. Связь вклада членов неформальных подгрупп в групповую активность со сплоченностью группы опосредована психологическим комфортом членов в группе. Обсуждены результаты и указаны перспективы исследования.
6. Статья из журнала
Дорохов, Е. А. (аспирант; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии).
Психологический анализ роли мобильного устройства в жизни человека: подходы к исследованию / Е. А. Дорохов, А. Н. Гусев. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 5. – С. 44–53. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 51–53 (34 назв.). – Ref.: p. 53 (13 names).
Психологический анализ роли мобильного устройства в жизни человека: подходы к исследованию / Е. А. Дорохов, А. Н. Гусев. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 5. – С. 44–53. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 51–53 (34 назв.). – Ref.: p. 53 (13 names).
Авторы: Дорохов, Е. А., Гусев, А. Н.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Социальная психология
Ключевые слова: использование мобильных устройств, культурно-деятельностный подход, мобильные устройства, орудие деятельности, психические функции пользователей, расширение возможностей, технофилия, технофобия, тревожные расстройства
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/11502502/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: С появлением мобильных устройств получили развитие несколько направлений исследований: в рамках подхода к пониманию этого средства коммуникации как посредника в исследовании трансформации психических функций пользователей; в других работах исследуются установки по отношению к мобильному устройству, например выраженность технофобии/ технофилии. В статье описаны его характерные свойства как технического устройства и проведен обзор направлений психологических исследований его роли в жизни человека. Проанализирована возможность применения культурно-деятельностного подхода к изучению мобильного устройства, при котором оно предстает как многофункциональное орудие, и поэтому предметом исследования становятся не только последствия использования его человеком при решении какого-либо типа задач, но и взаимосвязь его функций, а также их взаимное влияние друг на друга в деятельности пользователя. Описаны возможные направления изучения последствий освоения человеком мобильного устройства в культурно-деятельностной парадигме.
7. Статья из журнала
Мельникова, О. Т. (доктор психологических наук; профессор; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии).
Проективные методы в исследовании социальных представлений (на примере изучения социальных представлений о мужчинах) / О. Т. Мельникова, Д. Д. Савенков. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 5. – С. 54–64. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 63–64 (18 назв.). – Ref.: p. 64 (7 names). – a-табл.
Проективные методы в исследовании социальных представлений (на примере изучения социальных представлений о мужчинах) / О. Т. Мельникова, Д. Д. Савенков. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 5. – С. 54–64. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 63–64 (18 назв.). – Ref.: p. 64 (7 names). – a-табл.
Авторы: Мельникова, О. Т., Савенков, Д. Д.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Социальная психология
Ключевые слова: концепция матричного ядра, методика образных ассоциаций, методика психологического рисунка, методика свободных ассоциаций, представления о мужчинах, проективные методы, социальные представления, теория центрального ядра
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/11502502/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: В статье представлены проективные методы в качественном исследовании социальных представлений, такие как свободные ассоциации, психологический рисунок и образные ассоциации при изучении структуры и содержания социальных представлений. Рассматривается возможность систематически и комплексно использовать проективные методики, сравниваются их преимущества и ограничения. В большей степени внимание уделяется сопоставлению вербальных методик с визуальными (свободные ассоциации и психологический рисунок), а также методическим приемам их структурированного анализа. В качестве методологической основы анализа полученных данных используется теория центрального ядра и периферической системы социальных представлений Ж. -К. Абрика, а также концепция матричного ядра П. Молинера. В работе обсуждаются возможность объективного и структурированного анализа данных рисуночной методики по адаптированной схеме П. Вержеса, а также качественный взгляд на ранговый подход в визуальных методах. В качестве дополнительного метода сбора данных предлагается методика образных ассоциаций как прием совмещения вербальных и невербальных эмпирических данных. Полученные результаты позволяют описать содержание и структуру социальных представлений на примере социальных представлений о мужчинах. Предложены способы интерпретации методик психологического рисунка и образных ассоциаций, а также проведен сравнительный анализ вербального и визуального методического инструментария, в результате которого обозначен исследовательский потенциал каждой методики, их возможности, ограничения и сочетание друг с другом при работе с социальными представлениями.
8. Статья из журнала
Андреева, И. Н. (доктор психологических наук; доцент; профессор; Полоцкий государственный университет (Беларусь)).
Половозрастные особенности эмоциональной креативности, эмоционального интеллекта и других интеллектуальных свойств личности / И. Н. Андреева. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 5. – С. 85–94. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 93–94 (27 назв.). – Ref.: p. 94 (18 names). – a-табл.
Половозрастные особенности эмоциональной креативности, эмоционального интеллекта и других интеллектуальных свойств личности / И. Н. Андреева. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 5. – С. 85–94. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 93–94 (27 назв.). – Ref.: p. 94 (18 names). – a-табл.
Авторы: Андреева, И. Н.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология личности
Ключевые слова: инструментальная креативность, интеллектуальные свойства личности, интеллектуальные факторы, половозрастные особенности, рефлексивная креативность, студенты, эмоциональная креативность, эмоциональный интеллект
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/11502502/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Представлены результаты группировки посредством кластерного анализа показателей эмоциональной креативности, эмоционального интеллекта, а также интеллектуальных свойств личности по Р. Кеттеллу у студентов и специалистов мужского и женского пола. В качестве интеллектуальных свойств рассматриваются интеллектуальность, мечтательность, дипломатичность и радикализм. В результате обработки данных с использованием кластерного анализа обнаружено, что у юношей и девушек эмоциональный интеллект, эмоциональная креативность и интеллектуальные свойства личности образуют два кластера, которые у этих групп респондентов по компонентному составу не различаются: интегративный эмоционально-интеллектуальный и эмоционально-креативно-личностный. Анализ состава кластеров у женщин позволил установить: четкое разделение рефлексивного и инструментального эмоционального интеллекта; сближение рефлексивной и инструментальной креативности, а у мужчин - выделение интеллектуальности как свойства личности из состава интегративного эмоционально-интеллектуального кластера и сближение ее с эмоциональной креативностью путем включения в эмоционально-креативно-личностный кластер; отдаление рефлексивной и инструментальной креативности.
9. Статья из журнала
Особенности ролевого поведения старших дошкольников в играх с различным сюжетным содержанием / Е. Е. Клопотова, И. А. Самкова, Е. К. Ягловская, С. Ю. Смирнова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 5. – С. 32–43. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 41–42 (23 назв.). – Ref.: p. 42–43 (18 names). – a-табл.
// Вопросы психологии. – 2022. – № 5. – С. 32–43. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 41–42 (23 назв.). – Ref.: p. 42–43 (18 names). – a-табл.
Авторы: Клопотова, Е. Е., Самкова, И. А., Ягловская, Е. К., Смирнова, С. Ю.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Детская психология
Ключевые слова: видеоигры, игры, игры на бытовых сюжетах, мультфильмы, ролевое поведение, старшие дошкольники, сюжетно-ролевые игры, эмпирические исследования
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/11502502/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Представленное исследование направлено на выявление особенностей игры дошкольников в современных условиях. Проведенный теоретический анализ показал, что в настоящее время ряд отечественных и зарубежных исследователей связывают происходящие изменения с доступным детям медиаконтентом, который привносит новое в содержание сюжетов игр. В рамках эмпирического исследования изучалась связь особенностей игры детей старшего дошкольного возраста с этим содержанием (бытовые сюжеты, видеоигры и мультфильмы). Учитывая, что роль является единицей анализа игры, ее уровень определяется особенностями ролевого поведения, для их выявления было разработано пять критериев наблюдения. Полученные результаты позволили выдвинуть предположение о том, что чрезмерная персонифицированность героев многих современных мультфильмов и видеоигр затрудняет обобщение их действий, а вслед за этим и образов самих персонажей, что, по всей видимости, не позволяет детям реализовывать в основанных на этом материале играх ролевое поведение высокого уровня, которое они демонстрируют в играх, базирующихся на бытовых сюжетах. Делается вывод о том, что последние являются оптимальной базой для спонтанного развития игровой деятельности старших дошкольников. Вместе с тем эти игры не популярны среди современных детей, а их содержание часто ограничено обыденными ситуациями. Возникло предположение, что мультфильмы, сюжеты которых в большей степени привлекают детей, при целенаправленной работе по развитию игровой деятельности могут преодолеть такую ограниченность, поскольку их содержание имеет возможности для моделирования более широкого контекста, выходящего за рамки повседневности.
10. Статья из журнала
Краткий опросник религиозного совладания B-RCOPE: русскоязычная адаптация на клинической и популяционной выборках / Ф. М. Шаньков, А. А. Золотарева, Е. В. Гедевани [и др.]. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 5. – С. 143–154. – ISSN 0042-8841. – Прил. – Библиогр.: с. 152–153 (32 назв.). – Ref.: p. 153 (7 names). – a-табл.
// Вопросы психологии. – 2022. – № 5. – С. 143–154. – ISSN 0042-8841. – Прил. – Библиогр.: с. 152–153 (32 назв.). – Ref.: p. 153 (7 names). – a-табл.
Авторы: Шаньков, Ф. М., Золотарева, А. А., Гедевани, Е. В., Борисова, О. А., Витко, Ю. С., Лебедева, А. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Социальная психология
Ключевые слова: негативное религиозное совладание, опросники, позитивное религиозное совладание, религиозное совладание, религиозность, русскоязычные версии опросников
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/11502502/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Последние десятилетия растет исследовательский интерес к влиянию культуры и социального контекста на процесс переживания человеком критических ситуаций. Одно из наиболее зрелых направлений данной области - исследования религиозного и духовного совладания с критическими ситуациями. В русскоязычном пространстве наблюдается острый дефицит надежных инструментов оценки данного параметра как стратегии совладания и аспекта религиозности. Целью настоящего исследования являлась адаптация на русскоязычной выборке наиболее часто используемой в этой области методики - Краткого опросника религиозного совладания (B-RCOPE). Оценка психометрических свойств B-RCOPE проводилась на смешанной выборке, участвовали пациенты с психической патологией и здоровые респонденты. Все участники исследования заполнили Краткий опросник религиозного совладания B-RCOPE и Шкалу центральности религиозности (CRS). В процессе выполнения конфирматорного факторного анализа была проведена модификация Шкалы, в результате которой русскоязычная версия B-RCOPE была сокращена до 13 тестовых пунктов. Субшкалы позитивного и негативного религиозного совладания показали высокие значения а-Кронбаха на клинической и популяционной выборках, что свидетельствует в пользу внутренней надежности Шкалы. Кроме того, наличием связей между субшкалами негативного и позитивного религиозного совладания и субшкалами CRS была подтверждена ее конвергентная валидность. Таким образом, проведенная оценка психометрических свойств русскоязычной версии B-RCOPE позволяет рекомендовать данный инструмент для оценки религиозного совладания у русскоязычных респондентов, в том числе у лиц с психическими расстройствами.
11. Статья из журнала
Яновский, М. И. (кандидат психологических наук; доцент; Донецкий национальный университет).
Концепт "Подпсихическая реальность" Д. Н. Узнадзе как попытка решения психофизической проблемы / М. И. Яновский. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 5. – С. 109–118. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 117 (20 назв.). – Ref.: p. 118 (20 names).
Концепт "Подпсихическая реальность" Д. Н. Узнадзе как попытка решения психофизической проблемы / М. И. Яновский. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 5. – С. 109–118. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 117 (20 назв.). – Ref.: p. 118 (20 names).
Авторы: Яновский, М. И.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Общая психология
Ключевые слова: непосредственный опыт, подпсихическая реальность, психика, психологическая теория деятельности, психофизическая проблема, теория установки, физическая реальность
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/11502502/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Психофизическая проблема - проблема соотношения сознания и материи - до сих пор не решенный вопрос науки и философии. Автор ставит задачу наметить вариант реконструкции решения психофизической проблемы, которого, возможно, придерживался Д. Н. Узнадзе. Непредвзятого подхода требует такой аспект теории установки, как ее психо-физический характер, а не чисто психологический: данная теория сформировалась в процессе поиска опосредующего звена между психикой и физическим миром. Очевидно, что такое звено не может быть исключительно психологическим. В этом смысл понятия "подпсихическая реальность", использовавшегося Д. Н. Узнадзе в ряде работ и затем замененного им на понятие "установка". Прослежена связь указанного понятия с понятием "непосредственный опыт" Э. Маха, которое тоже использовалось как обозначение сферы психо-физических феноменов. Понятие "подпсихическая реальность" Д. Н. Узнадзе трактуется как гипотеза о существовании макропространства с определенным набором свойств (непроявленность, "пред-знание", "живость"). Психическое и физическое в нем - равноправные компоненты, которые могут взаимодействовать в едином поле этого пространства. Проанализирован подход к трактовке теории Д. Н. Узнадзе, предложенный А. Г. Асмоловым. Взгляд на теорию Д. Н. Узнадзе с позиций психологической теории деятельности наряду с сильными сторонами имеет и слабые, поскольку не охватывает выходящие за рамки психологии аспекты теории Д. Н. Узнадзе.
12. Статья из журнала
Тхостов, А. Ш. (доктор психологических наук; профессор; заведующий кафедрой; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии. Кафедра нейро- и патопсихологии).
Исследование гипотетических действий здоровых людей для оценки их поведения в ситуации болезни / А. Ш. Тхостов, А. С. Нелюбина. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 5. – С. 134–142. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 141–142 (17 назв.). – Ref.: p. 142 (5 names). – a-табл.
Исследование гипотетических действий здоровых людей для оценки их поведения в ситуации болезни / А. Ш. Тхостов, А. С. Нелюбина. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 5. – С. 134–142. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 141–142 (17 назв.). – Ref.: p. 142 (5 names). – a-табл.
Авторы: Тхостов, А. Ш., Нелюбина, А. С.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Медицинская психология
Ключевые слова: гипотетические действия, медицинское поведение, неопределенность, поведение больного, психология здоровья, ситуации болезни
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/11502502/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Работа посвящена описанию исследования гипотетических действий условно здоровых людей для оценки их возможного поведения в ситуации болезни. Изучение таких действий и представлений о заболеваниях у здоровых людей используется для прогнозирования их возможного поведения, построения программ первичной профилактики и повышения медицинской грамотности населения. Участники исследования помещались в гипотетическую ситуацию неопределенности, связанную с их телесным неблагополучием без уточнения симптомов. От них требовалось сообщать, какие действия они совершали бы в такой ситуации. Любые предложенные ими действия, по инструкции, не приводили к улучшению или ухудшению состояния, т. е. участники исследования продолжали оставаться "больными". Было также запрещено самостоятельно выходить из экспериментальной ситуации ("выздоравливать" или "умирать"). Исследование заканчивалось, когда участник не мог предложить какого-либо другого решения или нарушал инструкцию, самостоятельно прерывая эксперимент. Изучалось число таких гипотетических действий и их содержание. Они были подразделены на четыре типа: самостоятельные действия по разрешению ситуации, бездействие, действия для снижения неопределенности и поиск социальной поддержки. Найдены статистически значимые связи между длиной цепочки гипотетических действий и числом неповторяющихся действий, и числом самостоятельных действий, а также числом отказов от действия (бездействием). Авторы предполагают, что выявленные феномены могут быть связаны с уровнем интолерантности к неопределенности, а также с эффективностью копинг-стратегий, и считают, что изучение этих феноменов должно быть продолжено.
13. Статья из журнала
Халутина, Ю. А. (аспирант; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии).
Влияние долгосрочного систематического опыта осознанной медитации на саморегуляцию / Ю. А. Халутина. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 5. – С. 65–74. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 72–74 (31 назв.). – Ref.: p. 74 (8 names). – a-табл.
Влияние долгосрочного систематического опыта осознанной медитации на саморегуляцию / Ю. А. Халутина. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 5. – С. 65–74. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 72–74 (31 назв.). – Ref.: p. 74 (8 names). – a-табл.
Авторы: Халутина, Ю. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психические процессы и состояния
Ключевые слова: долгосрочный опыт, осознанная медитация, рефлексия, самоконтроль, саморегуляция, эмоциональное состояние
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/11502502/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: В статье представлены результаты исследования того, как долгосрочная систематическая практика осознанной медитации влияет на характеристики саморегуляции. Авторы предположили, что эффекты длительной практики (более полугода) проявятся в улучшении эмоционального состояния, развитии навыков самоконтроля и саморегуляции, повышении склонности к положительному типу рефлексии и снижении склонности к негативным типам. Исследование проведено среди участников трехнедельной поддерживающей онлайн программы по обучению осознанной медитации, которые практикуют не менее полугода и проходят до этого специальный курс ее базовых техник. В качестве контрольной выборки использованы результаты респондентов, только начинающих знакомство с медитативными практиками. Различий между медитирующими от полугода до двух лет и медитирующими более двух лет не обнаружено. Однако сравнение результатов этих респондентов с теми, кто только начинает свой путь в медитации, выявило, что у первых более низкие значения показателей непродуктивных форм рефлексии (квазирефлексии и интроспеции), а более высокие - по самоконтролю и саморегуляции (саморелаксации, способности к концентрации, конгруэнтности собственным чувствам, ориентации на действие при неудаче), а также по продуктивной (системной) рефлексии, гармонии и осознанному присутствию. Таким образом, респондентов, уже имеющих долгосрочный опыт медитации, отличает способность находиться в непрерывном контакте с собой и окружающей действительностью и гибко маневрировать, перестраивать свою деятельность, контролировать реакции в условиях постоянно меняющегося мира.