Найдено документов - 12 | Статьи из номера журнала: Вопросы психологии : научный журнал. Том 68, № 4. – Москва : Вопросы психологии, 2022. | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья из журнала
Розин, В. М. (доктор философских наук; профессор; главный научный сотрудник; Институт философии РАН).
Этапы становления европейской субъективности и личности в социо- и персоногенезе / В. М. Розин. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 4. – С. 14–24. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 23–24 (17 назв.). – Ref.: p. 24 (17 names).
Этапы становления европейской субъективности и личности в социо- и персоногенезе / В. М. Розин. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 4. – С. 14–24. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 23–24 (17 назв.). – Ref.: p. 24 (17 names).
Авторы: Розин, В. М.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология личности
Ключевые слова: Я, детская психика, европейская субъективность, личность, новоевропейская культура, новоевропейская личность, персоногенез, популятивная личность, самостоятельность, свобода личности, социогенез, средневековая культура, становление личности, субъективность, формирование личности ребенка, христианская личность
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/11039762/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Субъективность рассматривается автором как предельная рамка и онтология. Намечаются два основные этапа становления европейской субъективности: становление "Я" и формирование личности, которая в средневековой и новоевропейской культурах конституируется в разные типы. Автор реализует в статье методологию исследования, включающую культурно-историческую реконструкцию и метод аналогий социо- и персоногенеза. Намечается следующая схема становления инстанции "Я": разрозненная телесность индивида собирается с помощью семиотических схем в единое целое в рамках "пра-мы" (Л. С. Выготский). Второе необходимое условие формирования инстанции "Я" - разграничение реальностей детской психики (сновидений и бодрствования, обычной жизни и искусства) ; при этом разграничение, как можно понять из примеров, предполагает одновременно установление отношений между этими реальностями. Личность складывается при переходе к самостоятельному поведению, которое в плане сознания обеспечивается смыслообразованием - построением схем, задающих новое понимание мира и себя в этом мире. Намечаются два этапа становления античной личности: в первом она осознает себя еще синкретично, во втором создается смысловая конструкция, в которой соединяется "Я", внутренний мир человека и внешний мир, причем "Я" нагружается функцией управления поведением и деятельностью. Если средневековая субъективность ограничивает самостоятельное поведение личности Священным писанием и христианской верой, то новоевропейская решает сложную проблему взаимоотношений "Я" и общества. В результате складывается популятивная (множественная) личность модерна. На одном полюсе здесь - решение И. Канта, предлагающего подчинить свободу личности морали и долгу, на другом - З. Фрейда, фактически лишающего личность свободы.
2. Статья из журнала
Яньшин, П. В. (доктор психологических наук; заведующий отделом; Академия для одаренных детей (Наяновой). Отдел психолого-педагогического сопровождения).
Эмпирическая верификация шкальной структуры Единой методики социально-психологического тестирования / П. В. Яньшин. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 4. – С. 139–154. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 153 (12 назв.). – Ref.: p. 153–154 (12 names).
Эмпирическая верификация шкальной структуры Единой методики социально-психологического тестирования / П. В. Яньшин. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 4. – С. 139–154. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 153 (12 назв.). – Ref.: p. 153–154 (12 names).
Авторы: Яньшин, П. В.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Детская психология
Ключевые слова: валидность, методики исследования, наркопотребление, недостоверность результатов, потребность в одобрении, согласованность, социально-психологическое обследование, социально-психологическое тестирование, учащиеся, факторы риска
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/11039762/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Профилактика вовлечения в раннее наркопотребление учащихся имеет огромную общественную значимость. В России проводится социально-психологическое тестирование учащихся, направленное на раннее выявление вовлечения подростков в незаконное употребление наркотических средств и психотропных веществ. Анкетирование проводится посредством Единой методики и является обязательным для образовательных организаций всех субъектов РФ. На материале опроса 27711 респондентов в возрасте от 13 до 18 лет проведена верификация шкальной структуры Единой методики социально-психологического обследования с целью установления истинной структуры ее шкал. Проанализированы ключи обработки результатов, а структура шкал исследована посредством факторного и корреляционного анализа. Выявлена эмпирическая структура шкал Единой методики, не вполне совпадающая с заявленной ее авторами. Обнаружена внутренняя несогласованность интегральной шкалы "фактор риска". Неверная интерпретация психологического смысла шкалы "потребность в одобрении" авторами Единой методики ставит под сомнение правильность оценки ею группы риска и факта достоверности / недостоверности результатов. Общий вывод проделанного исследования состоит в том, что в сочетании с предложенным авторами Единой методики способом ее обработки, она не может быть рекомендована в качестве психодиагностического метода, поскольку не обладает необходимыми для этого признаками валидности и внутренней согласованности шкальной структуры.
3. Статья из журнала
Гусельцева, М. С. (доктор психологических наук; доцент; ведущий научный сотрудник; Психологический институт РАО).
Социально-психологические идеи в трудах нидерландского антрополога Антона Блока / М. С. Гусельцева. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 4. – С. 62–72. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 72 (18 назв.). – Ref.: p. 72 (8 names).
Социально-психологические идеи в трудах нидерландского антрополога Антона Блока / М. С. Гусельцева. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 4. – С. 62–72. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 72 (18 назв.). – Ref.: p. 72 (8 names).
Авторы: Гусельцева, М. С.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Социальная психология
Ключевые слова: антропологи, антропология, аутсайдерство, инновации, контингентность, личность, методология инноваций, насилие, радикальное новаторство, социализация личности, социальные действия, честь
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/11039762/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Представлен обзор научного творчества нидерландского антрополога Антона Блока, труды которого отличаются трансдисциплинарностью, затрагивают вопросы истории науки, методологии, антропологии, социальной и когнитивной психологии, исследований культуры. Развиваемый им подход содержит две имплицитные парадигмы. Одна из них - теоретическая - касается совершения субъектом социальных действий в контекстах истории и культуры. Другая - методологическая - выводит на передний план в анализе социальной реальности факторы случайности и контингентности. Контингентность есть противоположность необходимости, но не вполне случайность; она проявляется как непредсказуемость, как возможность феномена оказаться чем-то иным; при этом она не сводится ко всем этим терминам. А. Блок подчеркивает, что социальные взаимодействия формируются силами, ускользающими от понимания и контроля участников событий. Парадоксальность человеческого существования заключена в том, что субъект социального действия одновременно является участником слепой игры социальных сил, обладателем свободы воли и продуктом своего времени. Сквозь все труды А. Блока красной нитью проходит мысль о непрозрачности социальной реальности и парадоксальности социальных действий. Эти идеи реализованы им в фундаментальных исследованиях насилия как социального феномена («Honour and Violence») и рождения в истории культуры инноваций («Radical innovators»). На протяжении десяти лет ученый скрупулезно изучал биографии пионеров науки и искусства, проживавших в Европе и Северной Америке в исторический период от 1500 до 2000 г. Он стремился обнаружить общие факторы, определившие способность этих личностей создавать инновации. Он ввел конструкт "радикальные новаторы" и доказывал, что инновации невозможно запланировать. Инновации возникают непреднамеренно, являясь чаще всего побочным продуктом деятельности аутсайдеров. Личности, создающие инновации, характеризуются неординарными путями социализации. Их идентичность формируется не в принадлежности к тому или иному сообществу, но в качестве субъекта саморазвития, преодолевающего жизненные невзгоды, испытывающего социальное отчуждение, избирательного в общении, склоняющегося к одиночеству, творящего собственный образ жизни, интуитивно прозорливого и восприимчивого к тем шансам, которые предоставляет судьба. При этом А. Блок сравнивает социально-психологический феномен аутсайдерства с профессиональными компетенциями антрополога.
4. Статья из журнала
Ростовцева, Л. И. (доктор социологических наук; доцент; профессор; Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова. Тульский филиал. Кафедра гуманитарных дисциплин).
Современный интерес к жизни и деятельности Б. М. Теплова / Л. И. Ростовцева, Е. С. Зотова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 4. – С. 92–104. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 102–103 (21 назв.). – Ref.: p. 103–104 (21 names).
Современный интерес к жизни и деятельности Б. М. Теплова / Л. И. Ростовцева, Е. С. Зотова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 4. – С. 92–104. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 102–103 (21 назв.). – Ref.: p. 103–104 (21 names).
Авторы: Ростовцева, Л. И., Зотова, Е. С.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; История психологии
Ключевые слова: биографии, московский период, научная деятельность, психологи, тульский период
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/11039762/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Приводятся новые и малоизвестные факты о происхождении видного отечественного психолога Б. М. Теплова, его детских и юношеских годах, проведенных в Туле. Эти факты позволяют исправить биографические неточности, имеющиеся в научной литературе. Анализ афиши литературно-музыкального вечера в Мужской гимназии тульского дворянства 30. 01. 1911 г., в котором участвовал пятиклассник Борис Теплов, позволяет сделать выводы о влиянии гимназического обучения и воспитания на его последующие научные интересы и объяснить некоторые поступки, совершенные им в зрелом возрасте. Хорошее знание иностранных языков, его интерес к музыке и театру, к истории обусловлены семейным воспитанием и гимназическим образованием. Воспоминания его жены и племянников свидетельствуют о широте души и незаурядности личности Б. М. Теплова. Показывается актуальность творческого наследия ученого для духовно-нравственного и патриотического воспитания.
5. Статья из журнала
Штрауб, Ю. (доктор психологии; профессор; Рурский университет (Бохум, Германия)).
Работа над понятиями и чувствами. Культурная психология: идентичность и чуждость как психосоциальная область / Ю. Штрауб ; беседовала С. Сабева ; перевод с немецкого: А. Линченко, А. Буллер. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 4. – С. 43–61. – ISSN 0042-8841. – Ref.: p. 61 (18 names).
Работа над понятиями и чувствами. Культурная психология: идентичность и чуждость как психосоциальная область / Ю. Штрауб ; беседовала С. Сабева ; перевод с немецкого: А. Линченко, А. Буллер. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 4. – С. 43–61. – ISSN 0042-8841. – Ref.: p. 61 (18 names).
Авторы: Штрауб, Ю.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Социальная психология
Ключевые слова: герменевтика, идентичность, интервью, коллективно-травматические отношения, контингентность, культурная психология, межкультурные коммуникации, нарративная психология, психологи, самопонимание, самосознание, чуждость
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/11039762/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: В публикации представлено интервью, которое было взято в декабре 2017 г. у Юргена Штрауба - известного психолога, социолога и культуролога, доктора психологии, профессора Рурского университета города Бохум (Германия). В интервью обсуждаются современные интерпретации понятий "идентичность", "чуждость", "самосознание", "самопонимание" в контексте актуальных тенденций нарративной и культурной психологии. Особое место уделяется концепции "коллективно-травматических отношений" Ю. Штрауба. В интервью затрагиваются вопросы статуса и перспектив культурной психологии в ситуации роста межкультурных контактов в современных обществах.
6. Статья из журнала
Марцинковская, Т. Д. (доктор психологических наук; профессор; заведующая лабораторией; научный руководитель; Психологический институт РАО; Институт психологии им. Л. С. Выготского РГГУ).
Психологические характеристики пользователей сети DarkNet: причины "ухода в тень" / Т. Д. Марцинковская, Ю. Ю. Толстопятов. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 4. – С. 33–42. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 41–42 (13 назв.). – Ref.: p. 42 (11 names).
Психологические характеристики пользователей сети DarkNet: причины "ухода в тень" / Т. Д. Марцинковская, Ю. Ю. Толстопятов. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 4. – С. 33–42. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 41–42 (13 назв.). – Ref.: p. 42 (11 names).
Авторы: Марцинковская, Т. Д., Толстопятов, Ю. Ю.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология личности
Ключевые слова: Интернет-пространство, личностные особенности, маккиавеллизм, нарративное интервью, нарциссизм, пользователи сети, психопатия, стереотипизация, стигматизация, стигматизированная идентичность, теневой нтернет, экзистенциальные кризисы
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/11039762/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Рассматривается современное интернет-пространство, акцентируется внимание на содержании и структуре сети DarkNet, мало изученной до настоящего времени как в России, так и за рубежом. Анализируются причины ухода пользователей "в тень", прежде всего экзистенциальные кризисы и кризисы идентичности. На основании проведенного анализа предлагаются критерии принадлежности интернет-сайтов к сети DarkNet, показываются сегменты этой сети, в которой выделяются разные по степени закрытости уровни и имеющие различные цели сообщества: от легитимных и открытых до полностью закрытых криминальных и стигматизированных. Представлены результаты эмпирического исследования наиболее выраженных негативных качеств (маккиавеллизм, нарциссизм, психопатия). Полученные данные убедительно показывают, что среди мужчин самым высоким из исследованных показателей является макиавеллизм, в то время как для женщин в большей степени характерен нарциссизм. Показатели мужчин статистически значимо отличаются от женских и, более того, их значения намного выше. Кроме того, в пространстве DarkNet мужчин значительно больше, и они гораздо более активны. При этом показатель неклинической психопатии и для мужчин, и для женщин значительно выше нормы. Анализ материалов нарративных интервью показывает, что большинство респондентов осознают табуированность своей принадлежности к анонимной сети DarkNet, при этом стигматизированность ощущается ими как результат негативного прохождения личностного кризиса и слома позитивной идентичности, отказа от принятия себя, разрушения привычного уклада жизни, отношений с близкими, прежде всего с родителями. Этот кризис часто связан с фактом предательства. Невозможность преодолеть его и становится причиной "ухода в тень", поэтому в содержании рассказов респондентов акцент делается на прошлом и настоящем, в то время как будущее видится крайне неотчетливо и неструктурированно. Стремление к преодолению кризиса, восстановлению связи с окружающими может стать важным мотивом "выхода из тени".
7. Статья из журнала
Бриллиантова, А. А. (аспирантка; Московский государственный психолого-педагогический университет. Факультет "Клиническая и специальная психология").
Околосмертные переживания и их влияние на личностное развитие детей и подростов, перенесших состояние комы / А. А. Бриллиантова, Ю. Е. Куртанова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 4. – С. 105–112. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 111–112 (22 назв.). – Ref.: p. 112 (5 names).
Околосмертные переживания и их влияние на личностное развитие детей и подростов, перенесших состояние комы / А. А. Бриллиантова, Ю. Е. Куртанова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 4. – С. 105–112. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 111–112 (22 назв.). – Ref.: p. 112 (5 names).
Авторы: Бриллиантова, А. А., Куртанова, Ю. Е.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Детская психология
Ключевые слова: дети, личностное развитие, личностные особенности, обзоры исследований, околосмертные переживания, подростки, состояние комы, эмоциональное развитие
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/11039762/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Представлен литературный обзор зарубежных и отечественных научных исследований по проблеме околосмертных переживаний пациентов, перенесших состояние комы. Раскрыто и проанализировано понятие "околосмертные переживания", дано его феноменологическое описание. Освещены попытки изучения вопроса о причинах возникновения подобных переживаний с точки зрения медицины, психологии и нейрофизиологии. Описано влияние наличия околосмертного опыта на эмоциональные и личностные особенности пациентов, переживших кому. Выявлены специфика переживания такого опыта в детском и подростковом возрасте, а также его влияние на эмоциональное и личностное развитие, на социализацию в современном обществе. Представленные в статье исследования делают акцент на возможных проблемах в коммуникации, социализации, а также на переживаниях родителей и педагогов, которые возникают из-за личностных изменений у детей, перенесших состояние комы. Проведен сравнительный анализ результатов исследований околосмертных переживаний и их влияния на изменение личностных особенностей взрослых пациентов и пациентов детского и подросткового возраста. Описаны перспективы и возможности применения результатов психологических исследований при проектировании комплексных реабилитационных программ и создании психологических рекомендаций для пациентов, перенесших состояние комы, их родственников, для медицинских работников, психологов, педагогов и других специалистов помогающих профессий.
8. Статья из журнала
Ениколопов, С. Н. (кандидат психологических наук; ведущий научный сотрудник; заведующий отделом; МГУ им. М. В. Ломоносова; Научный центр психологического здоровья. Отдел клинической психологии).
Кибербуллинг в школьной среде: результаты социально-психологического опроса / С. Н. Ениколопов, В. Л. Назаров, М. Е. М. Зиновьева. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 4. – С. 25–32. – ISSN 0042-8841. – Продолж. Начало: № 3. – Библиогр.: с. 32 (14 назв.). – Ref.: p. 32 (6 names).
Кибербуллинг в школьной среде: результаты социально-психологического опроса / С. Н. Ениколопов, В. Л. Назаров, М. Е. М. Зиновьева. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 4. – С. 25–32. – ISSN 0042-8841. – Продолж. Начало: № 3. – Библиогр.: с. 32 (14 назв.). – Ref.: p. 32 (6 names).
Авторы: Ениколопов, С. Н., Назаров, В. Л., Зиновьева, М. Е. М.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Детская психология
Ключевые слова: агрессия, буллинг, гриферство, кибербуллинг, киберталкинг, мошенничество, опросы, остракизм, распространение клеветы, секстинг, травля в интернете, троллинг, учащиеся колледжей, флейминг, харассмент, школьная травля, школьники
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/11039762/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: В статье исследуется школьная травля, в основе исследования лежит проведенный авторами социально-психологический опрос. Основной целью является восполнение научного знания о частоте встречаемости травли, перешедшей из школ в пространство интернета, и кибербуллинга в целом. Если раньше травля происходила только в "живом" пространстве, то сегодня буллеру (преследователю) дана возможность настигнуть жертву и в виртуальном мире. Появление интернета наделило людей новыми инструментами взаимодействия друг с другом и привело к изменениям в структуре общения. В статье представлены материалы исследования, проведенного на выборке учащихся школ и учреждений средне-профессионального образования Свердловской области (1762). Полученные результаты демонстрируют, что жертвами кибербуллинга (особенно игнорирования), перешедшего из школьной среды, хотя бы раз в жизни становились 20, 4 % респондентов, при этом инициировали травлю своих одноклассников в интернете 4, 7 % опрашиваемых, а присоединялись к уже организованной травле - 6, 4 %. Жертвами кибербуллинга как такового, не связанного со школьной средой, хотя бы раз в жизни становились 10 % респондентов, при этом инициировали травлю в интернете 7, 1 % опрашиваемых, присоединялись к уже организованной травле 4, 4 %, становились свидетелями 13, 7 %. Выяснено, что кибербуллинг зачастую инициируется ради веселья. Это сообщают как преследователи-инициаторы, так и те, кто присоединяется за компанию. А основной стратегией совладания у жертв и свидетелей так же, как и в случае с травлей офлайн, является молчание.
9. Статья из журнала
Николаев, Д. Е. (заместитель директора; Исследовательский центр "Аналитик" (Екатеринбург)).
Интеграция психологического знания - эликсир от кризиса или методологический мираж? / Д. Е. Николаев. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 4. – С. 3–13. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 10–12 (70 назв.). – Ref.: p. 12–13 (36 names).
Интеграция психологического знания - эликсир от кризиса или методологический мираж? / Д. Е. Николаев. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 4. – С. 3–13. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 10–12 (70 назв.). – Ref.: p. 12–13 (36 names).
Авторы: Николаев, Д. Е.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Общая психология
Ключевые слова: интеграция научного знания, кризис психологии, методология психологии, научные парадигмы, теории всего
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/11039762/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Ключевым признаком и причиной перманентного кризиса психологической науки многие исследователи называют разобщенность и фрагментарность психологического знания. В этой связи поиск путей интеграции различных подходов и школ находится в центре внимания современной методологии психологии. В статье рассматривается проблема интеграции с позиций тех областей знания, которые являются образцами для исследователей при создании психологической науки. В ходе анализа современной ситуации в методологии психологии, математики и физики показано, что разобщенность и фрагментарность научного знания характерны для современного состояния науки. Представление о единстве и полноте научного знания в "зрелых" науках является установкой психологов, отвечающей реалиям XIX в., но совершенно не адекватной современным тенденциям. Дальнейшее развитие науки связано с преодолением разобщенности, даже с формированием трансдисциплинарных "теорий всего", но на данном этапе преждевременно говорить о том, что интеграция знания не является своего рода методологическим миражом, и тем более о том, что незамедлительное решение проблемы формирования единой парадигмы является условием выживания какой-то из наук.
10. Статья из журнала
Степанова, М. А. (кандидат психологических наук; доцент; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии).
Заслуженный собеседник П. Я. Гальперин : (к 120-летию со дня рождения) / М. А. Степанова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 4. – С. 73–91. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 90–91 (17 назв.). – Ref.: p. 91 (17 names).
Заслуженный собеседник П. Я. Гальперин : (к 120-летию со дня рождения) / М. А. Степанова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 4. – С. 73–91. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 90–91 (17 назв.). – Ref.: p. 91 (17 names).
Авторы: Степанова, М. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Общая психология
Ключевые слова: биографии, действие, интериоризация, научная деятельность, обучение, ориентировочное действие, психика, психологи, психология мышления, умственное развитие, формирование действия
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/11039762/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Данные материалы приурочены к 120-летнему юбилею П. Я. Гальперина - известного отечественного психолога, создателя нового научного направления и научной школы, автора имеющих непреходящее значение публикаций по фундаментальным проблемам психологии. Работы П. Я. Гальперина могут быть названы достоянием современной российской культуры, поскольку учение об ориентировочной природе и функции психики оказалось созвучно нашему времени, а сделанные на его основе практические выводы доказали свою продуктивность в образовании, в первую очередь, в школьном обучении. П. Я. Гальперин - автор ярких оригинальных статей, увидевших свет на страницах журнала «Вопросы психологии», многие из которых в настоящее время стали библиографической редкостью. Полемический характер выступлений П. Я. Гальперина привлекал к себе внимание читателей, придерживавшихся различных профессиональных позиций. Не так много психологов, которые могут похвастаться тем, что являются учениками П. Я. Гальперина, но при этом он стал Учителем (и продолжает оставаться таковым) для нескольких поколений психологов. Выбранный автором данной публикации жанр заочного интервью позволяет задать Учителю вопросы и получить на них ответы с опорой на публикации П. Я. Гальперина.
11. Статья из журнала
Петухова, А. В. (соискатель; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии).
Вербально-логическое мышление у пациентов с инсультом в молодом возрасте (анализ выполнения методики Выготского-Сахарова) / А. В. Петухова, М. С. Ковязина. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 4. – С. 113–124. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 123 (18 назв.). – Ref.: p. 123–124 (16 names).
Вербально-логическое мышление у пациентов с инсультом в молодом возрасте (анализ выполнения методики Выготского-Сахарова) / А. В. Петухова, М. С. Ковязина. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 4. – С. 113–124. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 123 (18 назв.). – Ref.: p. 123–124 (16 names).
Авторы: Петухова, А. В., Ковязина, М. С.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Медицинская психология
Ключевые слова: вербально-логическое мышление, инсульты, методики исследований, молодые люди, нарушения понятийного мышления, нейропсихологическая диагностика, понятийное мышление, реабилитация
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/11039762/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Число случаев инсульта в молодом возрасте существенно увеличивается в последние годы. Для пациентов столь активного возраста первостепенной задачей в рамках реабилитации является возвращение к прежнему социальному взаимодействию и трудовой деятельности. Для этого необходим достаточный уровень функционирования понятийного мышления. Понятие - это основной структурный элемент вербально-логического мышления, которое определяет возможность понимания сущности связей между объектами, мировоззрение человека и его критичность. Основной метод исследования процесса формирования понятий - эксперимент по созданию искусственных понятий. В работе используется методика Выготского-Сахарова, позволяющая оценить этот процесс и увидеть используемые допонятийные уровни развития мышления. В статье содержатся результаты количественного и качественного анализа выполнения методики 50 пациентами с инсультом в молодом возрасте и 150 условно здоровыми участниками в возрасте от 18 до 45 лет. Оценка состояния понятийного мышления проводится по таким параметрам, как время выполнения поставленной задачи, количество сделанных ходов, число гипотез, наличие повторных гипотез и используемые допонятийные формы мышления. Полученные результаты отражают состояние нейродинамической, регуляторной и операциональной составляющих понятийного мышления. Показано, что при инсульте в молодом возрасте все они страдают, а также что существуют значимые различия как между контрольной и экспериментальной группами, так и между решившими и не решившими поставленную задачу пациентами с инсультом. Делаются выводы о возможности выделения критериев для нейропсихологической диагностики нарушений понятийного мышления.
12. Статья из журнала
Адаптация русскоязычной версии шкалы духовного смысла Н. Маскаро / Ю. С. Витко, А. А. Золотарева, А. А. Лебедева, М. Ф. Линч. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 4. – С. 125–138. – ISSN 0042-8841. – Прил. – Библиогр.: с. 134–136 (58 назв.). – Ref.: p. 137–138 (23 names).
// Вопросы психологии. – 2022. – № 4. – С. 125–138. – ISSN 0042-8841. – Прил. – Библиогр.: с. 134–136 (58 назв.). – Ref.: p. 137–138 (23 names).
Авторы: Витко, Ю. С., Золотарева, А. А., Лебедева, А. А., Линч, М. Ф.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология личности
Ключевые слова: верующие, духовность, духовный смысл, методики исследований, неверующие, призвание, психометрический анализ, русскоязычные версии методик, смысл жизни
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/11039762/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Шкала духовного смысла (Spiritual Meaning Scale, SMS) Н. Маскаро предназначена для измерения индивидуальных различий в уровне духовной осмысленности. Целью исследования стала адаптация русскоязычной версии SMS. Психометрические показатели русскоязычной версии SMS были проанализированы на выборке, состоящей из 407 добровольцев-представителей различных религиозных конфессий, неверующих или не относящих себя к какому-либо вероисповеданию. В результате проведения конфирматорного факторного анализа была выявлена факторная неоднородность SMS на русскоязычной выборке, вследствие чего были выделены две коррелирующие между собой субшкалы: осмысленность и призвание. Показатели внутренней надежности и валидности русскоязычной версии SMS свидетельствуют в пользу психометрической состоятельности адаптированного инструмента. Показатель духовной осмысленности продемонстрировал значимые положительные корреляции с феноменами, связанными с субъективным благополучием (оптимизмом, надеждой, субъективным здоровьем и др). Кроме того, были получены отрицательные связи с феноменологически противоположными конструктами: апатией и отчуждением. С помощью адаптированной Шкалы были обнаружены статистические различия между разными возрастными группами, а также между верующими и неверующими респондентами. Сделан вывод о том, что русскоязычная версия SMS надежна, валидна и может быть рекомендована для оценки уровня духовной осмысленности у русскоязычных респондентов.