Выбор каталога
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Братусь, Б. С. (доктор психологических наук; профессор; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии).
Феномен Зейгарник и Б. В. Зейгарник как феномен / Б. С. Братусь. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 3. – С. 113–125. – ISSN 0042-8841.
Авторы: Братусь, Б. С.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; История психологии
Ключевые слова: биографии, личность ученого, научная деятельность, патопсихология, психология научного поиска
Подробнее
Аннотация: Этапы биографии основоположницы отечественной патопсихологии профессора Б. В. Зейгарник рассмотрены в тесном взаимодействии научной и жизненной сторон на культурно-историческом фоне XX в. Показано, что до 1930-х гг. российская психология составляла важную и неотъемлемую часть европейской психологии, так что переезд Б. В. Зейгарник из Берлина в Москву был значимым звеном такого сотрудничества, в частности, благодаря привнесению методологии школы Курта Левина в практику отечественных патопсихологических исследований. Многолетнее сотрудничество с Б. В. Зейгарник позволило автору публикуемой статьи, помимо известных биографических данных, добавить новые штрихи к портрету выдающегося ученого и человека.
2. Статья из журнала
bookCover
Факторы, влияющие на макро- и микроструктуру нарративов у дошкольников билингвальных регионов России / Н. А. Картушина, М. С. Ковязина, Е. С. Ощепкова, А. Н. Шатская. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 3. – С. 35–47. – ISSN 0042-8841.
Авторы: Картушина, Н. А., Ковязина, М. С., Ощепкова, Е. С., Шатская, А. Н.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Детская психология
Ключевые слова: билингвизм, дети-билингвы, дети-монолингвы, дошкольники, макроструктура нарратива, микроструктура нарратива, нарративы, регионы РФ, регуляторные функции, речевое развитие, речь
Подробнее
Аннотация: Статья посвящена изучению уровня развития связной монологической речи у дошкольников, проживающих в билингвальных регионах Российской Федерации. Рассмотрены факторы, которые могут влиять на особенности построения нарративов у детей старшего дошкольного возраста. Среди них особое внимание уделялось факторам билингвизма и словарного запаса ребенка. В исследовании приняли участие 254 дошкольника из детских садов Республики Татарстан и Республики Саха. У всех участников были продиагностированы показатели речевого развития, а также развитие регуляторных функций. В ходе анкетирования воспитателей и краткого языкового теста детей выборка была разделена на две группы: билингвы и монолингвы. Были построены общие линейные модели для таких показателей связной устной монологической речи, как макро- и микроструктура нарратива. Было обнаружено, что билингвизм не оказывает значимого влияния на макро- и микроструктуру нарратива при наличии других значимых предикторов, несмотря на то, что имелись значимые различия по микроструктуре нарратива, которая у монолингвов оказалась развита лучше. Различий по макроструктуре между билингвами и монолингвами выявлено не было. Наиболее значимыми предикторами для нарративных показателей в обеих моделях оказались фактор региона и уровень развития активного словарного запаса ребенка. Также было показано, что существуют значимые различия между дошкольниками Татарстана и Якутии по некоторым компонентам регуляторных функций, а также по речевым параметрам.
3. Статья из журнала
bookCover
Ениколопов, С. Н. (кандидат психологических наук; заведующий отделом; Научный центр психологического здоровья. Отдел клинической психологии).
Травля в школьных стенах: результаты социопсихологического опроса / С. Н. Ениколопов, В. Л. Назаров, М. Е. М. Зиновьева. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 3. – С. 26–34. – ISSN 0042-8841.
Авторы: Ениколопов, С. Н., Назаров, В. Л., Зиновьева, М. Е. М.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Детская психология
Ключевые слова: буллинг, детская агрессия, опросы, учащиеся колледжей, учащиеся школ, школьная травля, школьный буллинг
Подробнее
Аннотация: Приводятся результаты социопсихологического опроса по теме школьной травли. Основной целью работы является освещение симптоматики буллинга, а также поиск его процессуальной составляющей. Ни одна травля не начинается без причины, однако на данный момент в российских школах не существует единой системы выявления, предупреждения и работы с буллингом, что может в крайних случаях привести к трагедии. Представлены материалы исследования, проведенного на выборке учащихся школ и учреждений среднего профессионального образования Свердловской области. Полученные результаты демонстрируют распространенность феномена буллинга в школах и показывают, что буллинг - это процесс, направленный на создание иерархии. Он начинается с определения "лидера" и "аутсайдера", а затем внедряет окружающих в созданную систему. "Преследователи" инициируют буллинг в школе, руководствуясь собственной неприязнью к "жертве" или же обвиняют "жертву" в виктимном поведении. Также было продемонстрировано, что основной стратегией "жертв" и "свидетелей" является бездействие.
4. Статья из журнала
bookCover
Суслов, Ю. Е. (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник; НИИ Федеральной службы исполнения наказаний; Российский государственный социальный университет).
Сроки лишения свободы и их адекватность совершенному преступлению / Ю. Е. Суслов, М. И. Мухин, А. Ф. Федоров. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 3. – С. 82–92. – ISSN 0042-8841.
Авторы: Суслов, Ю. Е., Мухин, М. И., Федоров, А. Ф.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Социальная психология
Ключевые слова: исправление осужденных, наказания, направления работы с осужденными, осужденные, представления об исправлении, преемственность в представлениях, преступность, сотрудники исправительных учреждений, сроки лишения свободы, стаж службы, уголовно-исполнительная система
Подробнее
Аннотация: Реализация процесса исправления осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в конечном итоге преломляется через психологическую призму мировосприятия сотрудников данной системы. Поэтому так важно, чтобы психологическая направленность сотрудников была ориентирована на одно и то же, как и общий вектор развития пенитенциарной системы. Приводятся результаты изучения отношения сотрудников исправительных учреждений к проблеме наказаний и к срокам их адекватности совершенному преступлению, а также к организации воздействия на осужденных на длительное лишение свободы. В ходе анализа полученных эмпирическим путем данных было установлено, что стаж службы сотрудников практически не влияет на их представления об организации исправительного воздействия на осужденных к длительному сроку лишения свободы. Предположение о том, что существует связь преставлений сотрудников пенитенциарной системы о проблемах организации и процессе исправления со стажем службы не подтвердилось. Причины в том, что вероятно, имеется сильная преемственность в представлениях, взглядах, идеях, оценках от сотрудников с большим стажем службы к менее опытным сотрудникам; что сформировавшаяся система профессионального отбора пропускает людей, близких друг к другу по мировосприятию, в связи с чем представления и оценки у них в основном схожи.
5. Статья из журнала
bookCover
Распределение когнитивных ресурсов в рабочей памяти при вербальной и зрительно-пространственной когнитивной нагрузке / А. В. Бармин, А. И. Измалкова, Б. Б. Величковский [и др.]. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 3. – С. 148–156. – ISSN 0042-8841.
Авторы: Бармин, А. В., Измалкова, А. И., Величковский, Б. Б., Прутько, Г. В., Чистяков, И. М.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психические процессы и состояния
Ключевые слова: вербальные нагрузки, зрительно-пространственные нагрузки, когнитивные ресурсы, концентрическая модель, модально-специфические ресурсы, объем рабочей памяти, рабочая память, регион прямого доступа
Подробнее
Аннотация: Исследование посвящено установлению характера распределения доменно-неспецифических и доменно-специфических когнитивных ресурсов в системе рабочей памяти. Использовались данные об эффективности выполнения задач, требующих активизации доменно-специфических компонентов рабочей памяти при разных видах когнитивной нагрузки. Испытуемые выполняли задачи на измерение объема рабочей памяти, требующие одновременного решения двух задач: основной и интерферирующей. В качестве двойных использовались задача "Объем симметрии", направленная на активизацию зрительно-пространственного компонента рабочей памяти, и задача "Объем чтения букв", направленная на активизацию вербального компонента рабочей памяти. В задаче "Объем симметрии" требовалось воспроизвести расположение точек в матрицах 3? 3 в правильной последовательности (основная задача) и определить симметричность расположения точек в матрицах 9? 9 (интерферирующая задача). В задаче "Объем чтения букв" требовалось воспроизвести цифры в правильной последовательности (основная задача) и определить, является буква гласной или согласной (интерферирующая задача). Выполнение перечисленных задач осуществлялось в условиях зрительно-пространственной когнитивной нагрузки (тэппинг) и вербальной когнитивной нагрузки (проговаривание), направленных на привлечение когнитивных ресурсов для обеспечения компонентов рабочей памяти соответствующих модальностей. Представленные данные рассматриваются в рамках концентрической модели, предполагающей вхождение в состав рабочей памяти фокуса внимания, региона прямого доступа и активированной долговременной памяти. Полученные результаты свидетельствуют в пользу наличия в системе рабочей памяти модально-неспецифических когнитивных ресурсов, содержащихся в регионе прямого доступа (до четырех элементов), и подтверждают наличие модально-специфических когнитивных ресурсов в случае превышения оптимального количества элементов в регионе прямого доступа (более четырех элементов). Также была продемонстрирована бoльшая восприимчивость вербального компонента рабочей памяти к когнитивной нагрузке по сравнению со зрительно-пространственным. Полученные результаты сопоставляются с данными предыдущих исследований функциональной организации рабочей памяти, состава ее компонентов и их взаимодействия при решении познавательных задач.
6. Статья из журнала
bookCover
Вовенко, Д. С. (магистрант; Московский государственный психолого-педагогический университет).
Представления о своих жизненных перспективах у подростков с хронической почечной недостаточностью до и после трансплантации почки / Д. С. Вовенко, Ю. Е. Куртанова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 3. – С. 48–58. – ISSN 0042-8841.
Авторы: Вовенко, Д. С., Куртанова, Ю. Е.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Детская психология
Ключевые слова: жизненные перспективы, пересадка почек, подростки, профориентационные занятия, психолого-педагогическое сопровождение, самооценка, трансплантация органов, хроническая почечная недостаточность
Подробнее
Аннотация: Статья посвящена исследованию представлений о своих жизненных перспективах у подростков с хронической почечной недостаточностью до и после операции по пересадке почки в сравнении с подростками, не имеющими хронических соматических заболеваний. В исследовании, осуществленном на флагманской площадке проекта госпитальных школ России "УчимЗнаем", приняли участие 36 подростков 13-17 лет. Эмпирическое исследование показало различия образов будущего у исследуемых групп подростков: в их отношении к нему, в уровне самооценки и уровне притязаний. Выявлены особенности мотивационно-потребностной сферы, заключающиеся в желании улучшить состояние здоровья и воссоединиться с семьей у детей, ожидающих операцию по пересадке почки, а также потребности в увеличении количества и повышении качества социальных контактов у детей, уже перенесших такую операцию. На основании проведенной работы были составлены рекомендации для специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей с хронической почечной недостаточностью.
7. Статья из журнала
bookCover
Разумникова, О. М. (доктор биологических наук; профессор; Новосибирский государственный технический университет).
Особенности связи показателей эмоционального статуса и самооценки качества жизни при ишемической болезни сердца / О. М. Разумникова, И. В. Тарасова, О. А. Трубникова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 3. – С. 104–112. – ISSN 0042-8841.
Авторы: Разумникова, О. М., Тарасова, И. В., Трубникова, О. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Медицинская психология
Ключевые слова: больные, ишемическая болезнь сердца, качество жизни, отрицательные эмоции, оценка собственного здоровья, показатели тревожности, положительные эмоции, сердечно-сосудистые заболевания, тревожность, эмоциональный интеллект
Подробнее
Аннотация: Нарушения эмоциональной регуляции играют патогенную роль в развитии сердечно-сосудистых заболеваний и могут влиять на динамику качества жизни больных. Способность понимать и избегать негативных эмоций, индуцирующих стресс, рассматривается как составляющая эмоционального интеллекта. В связи с этим рассмотрено соотношение компонентов эмоционального интеллекта, тревожности и оценки состояния своего здоровья пациентами кардиологической клиники. Установлено, что более высокой самооценке качества жизни соответствует доминирование положительных эмоций как по показателю эмоциональной экспрессии, так и по соотношению положительных и отрицательных эмоций при их восприятии, а ее ухудшению - повышение показателей некоторых составляющих эмоционального интеллекта: негативной экспрессии, эмпатии и сопереживания несчастья. Положительная связь этих компонентов с уровнем тревожности и при этом отрицательная - с проявлением положительных эмоций у лиц с ишемической болезнью сердца - свидетельствуют об однонаправленном негативном влиянии на состояние здоровья личностных особенностей, которые проявляются в повышенной эмоциональной реактивности на жизненные события при склонности к их негативной эмоциональной оценке.
8. Статья из журнала
bookCover
Первушина, О. Н. (кандидат психологических наук; доцент; заместитель директора; Новосибирский государственный университет. Институт медицины и психологии В. Зельмана).
Личностные особенности жертв телефонного мошенничества / О. Н. Первушина, А. А. Федоров. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 3. – С. 92–103. – ISSN 0042-8841.
Авторы: Первушина, О. Н., Федоров, А. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология личности
Ключевые слова: вишинг, внушаемость, доверчивость, жертвы мошенничества, кибермошенничество, личностные особенности, телефонное мошенничество, эмоциональная нестабильность
Подробнее
Аннотация: В статье представлены результаты исследования, посвященного изучению личностных особенностей жертв телефонного мошенничества (вишинга). В нем приняли участие 374 человека. Приблизительно 321 участник исследования сталкивался с попытками мошенничества, из них мошенникам удалось обмануть 57 человек. Установлено, что по сравнению с теми, кому удалось избежать обмана, жертвы вишинга характеризуются более высокими уровнями доброжелательности, доверчивости и внушаемости, а также менее высоким уровнем эмоциональной стабильности. Хотя эти же личностные особенности более характерны для женщин, чем для мужчин, тем не менее процент обманутых среди женщин статистически значимо не отличается от процента обманутых среди мужчин. Возрастные различия между теми, кто стал жертвой мошенников, и теми, кому удалось избежать обмана, также отсутствуют. При этом чем старше люди, тем в большей степени они уверены: человек сам виноват в том, что его обманули. В рамках построенной авторами модели значимыми для предсказания возможности быть обманутым оказались доброжелательность и доверчивость. Данная модель характеризуется высокой специфичностью, но низкой чувствительностью, а это не позволяет рассматривать указанные личностные особенности в качестве предикторов того, что человека действительно обманут. Скорее низкие уровни доверчивости и доброжелательность снижают риск быть обманутым. Делается вывод о том, что важным аспектом работы с потенциальными жертвами вишинга является повышение финансовой грамотности и развитие поведенческих навыков, уменьшающих риск стать объектом манипуляций кибермошенников.
9. Статья из журнала
bookCover
Степанов, С. Ю. (доктор психологических наук; профессор; Московский городской педагогический университет. Институт педагогики и психологии образования).
К построению теории и практики психологии бессмертия: рефлексивно-экзистенциальный подход / С. Ю. Степанов. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 3. – С. 3–15. – ISSN 0042-8841.
Авторы: Степанов, С. Ю.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология личности
Ключевые слова: бессмертие, жизневоспроизводство, жизнеисчерпание, жизненное шествие, жизнепорождение, жизнетворчество, психологическое бессмертие, рефлексия, экзистенциальные стратегии
Подробнее
Аннотация: В статье описываются имплицитные и эксплицитные концепции бессмертия человека: теософская, биогенетическая, социокультурная, информационная, цифровая, андроидная. Анализ аксиологических и методологических ограничений этих концепций приводит автора к выводу, что необходима психологическая концепция бессмертия. Возможность построения такой концепции основывается на достижениях рефлексивной психологии творчества. Отвечая на вопрос о том, может ли творчество быть ключом к бессмертию, автор описывает четыре экзистенциальные стратегии жизненного шествия человека. Первая стратегия - "жизнепорождение" - присуща, как правило, начальному этапу человеческой жизни, когда с помощью социальных и в первую очередь образовательных институтов происходит освоение ребенком опыта прежних поколений людей. Вторая стратегия, по сути, противоположная первой, связана с "жизнеисчерпанием", когда человек, реализуя свои потребности, только расходует имеющиеся у него физические и душевные ресурсы, накопленные ранее. Третья стратегия жизненного шествия - "жизневоспроизводство" - является суммой поочередно сменяющихся циклов первой и второй стратегий. И только четвертая стратегия - "жизнетворчество" - позволяет человеку преодолеть рутинность и однообразие каждодневного бытия, а также разомкнуть "порочный круг" первых трех стратегий. Рефлексивно-творческие усилия человека, одухотворяя его, уплотняя и наполняя жизнь уникальной событийностью и экзистенциальным смыслом, делают возможным проживание им собственной жизни психологически бесконечным. Именно эта стратегия, по мнению автора статьи, и является возможным решением проблемы человеческого бессмертия. При этом психология, в лоне которой вызрели основания для такого решения, из описательно-сциентистской науки превращается в мировоззренческую - культуродигмальную - науку, задающую новые горизонты человеческого бытия и новые возможности для образовательных и управленческих практик.
10. Статья из журнала
bookCover
Мисиюк, Ю. В. (младший научный сотрудник; Костромской государственный университет).
Интенсивное материнство в контексте родительского стресса / Ю. В. Мисиюк, И. В. Тихонова, С. А. Хазова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 3. – С. 71–81. – ISSN 0042-8841.
Авторы: Мисиюк, Ю. В., Тихонова, И. В., Хазова, С. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Социальная психология
Ключевые слова: интенсивное материнство, неинтенсивное материнство, родительский стресс, родительство, удовлетворенность ролью родителя
Подробнее
Аннотация: В статье представлены результаты исследования установок современных матерей на интенсивное родительство, под которым понимают максимальное вложение ресурсов в развитие ребенка, становящееся жизненным проектом. Изучаются данные установки в контексте родительского стресса и удовлетворенности родительством. В исследовании приняли участие 143 женщины. В соответствии со спецификой родительских установок, удовлетворенности и уровнем стресса выделены два варианта интенсивного материнства. Первый вариант - "материнство как самореализация через родительский труд" - характеризуется родительским детерминизмом, высокой значимостью роли матери, стремлением соответствовать стандартам "хорошего родительства", умеренным уровнем родительского стресса, сочетающимся с установкой на необходимость усилий и труда. Для второго варианта - "материнство как удовольствие" - типичны сравнительно низкий уровень родительского стресса, высокая эмоциональная оценка родительства, активность в стимуляции ребенка. "Неинтенсивному" типу материнства свойственны наименьшая удовлетворенность ролью матери и наивысший уровень стресса. Характерно противоречие в виде наличия установки на высокую значимость роли матери в воспитании ребенка, но неготовности проявлять активность. Матери, ориентированные на "интенсивную" модель, имеют меньший уровень родительского стресса и более высокий уровень удовлетворенности родительской ролью, чем женщины с "неинтенсивной" воспитательной направленностью. Главные установки интенсивного родительства: стимуляция, эссенциализм, детоцентричность - не связаны с уровнем родительского стресса у матерей. Однако наличие установок на эмоциональное вознаграждение и трудозатратность имеет влияние на родительскую напряженность.
11. Статья из журнала
bookCover
Розов, Н. С. (доктор философских наук; профессор; главный научный сотрудник; Институт философии и права СО РАН; Новосибирский государственный университет).
Драйверы когнитивной эволюции в антропогенезе: приспособление или преодоление? / Н. С. Розов. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 3. – С. 16–25. – ISSN 0042-8841.
Авторы: Розов, Н. С.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология личности
Ключевые слова: глоттогенез, знаковые структуры, интерактивный ритуал, интериоризация, коммуникативные заботы, коэволюция забот, коэволюция структур, культурно-исторический подход, надситуативная активность, палеопсихология, происхождение языка, протослова, протоязык, социальные взаимодействия
Подробнее
Аннотация: Культурно-исторический подход Выготского-Лурии применяется для реконструкции основных этапов развития членораздельной речи, языка и сознания в антропогенезе. Поскольку в основе подхода лежат идеи интериоризации накопленного в культуре опыта через межсубъектные взаимодействия, обновление социальных порядков трактуется как главный драйвер когнитивной эволюции. С учетом ступеней развития понятий в онтогенезе по Выготскому, результатов реконструкции глоттогенеза в современных исследованиях, сформулированы правила и уточнены этапы роста языковой сложности: от отдельных холофраз - к сложным синтаксису и грамматике. Особое внимание уделено механизму превращения протослов в полноценные слова. Намечен ряд способностей сознания, которые появлялись в тесном сопряжении с ростом языковой сложности. Обсуждается соотношение адаптивного поведения, направленного на восстановление гомеостазиса, и надситуативной активности, преадаптации к неопределенности как источника социальных, культурных, языковых новшеств. Показано, что сочетание концептов множественности установок, интерактивных ритуалов, внешних и внутренних конфликтов, вызовов и ответов, рефрейминга и поисковой активности позволяет вполне рационально описать природу надситуативной активности. При этом не отвергаются, а дополняются и уточняются общие функционалистские и эволюционные принципы складывания, приспособления структур (в том числе языка и сознания) для ответов на вызовы и для обеспечения забот (коммуникативных, познавательных, экзистенциальных и др. ).
12. Статья из журнала
bookCover
Бардышевская, М. К. (кандидат психологических наук; доцент; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии).
Деструктивные факторы в развитии младших школьников с социально опасной агрессией / М. К. Бардышевская. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 3. – С. 59–70. – ISSN 0042-8841.
Авторы: Бардышевская, М. К.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Детская психология
Ключевые слова: аффективно-поведенческие комплексы, деструктивные факторы, дети, интеллектуальное развитие, младшие школьники, поведение детей, психологическое состояние, разрушительные события, социально опасная агрессия, условия развития детей
Подробнее
Аннотация: Представлены и проанализированы данные наблюдений за развитием пяти мальчиков 8-11 лет, госпитализированных в Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г. Е. Сухаревой в Москве в 2018-2022 гг. в связи с проявлением социально опасной агрессии. Критерием включения в группу были экстренная госпитализация, оценка лечащим врачом риска социально опасной агрессии как высокого, заинтересованность родителей и опекунов в исследовании. Велось систематическое включенное наблюдение за поведением детей с видеозаписью во время консультаций ребенка и родителя (опекуна), психологических занятий (индивидуальных и в минигруппах). В доподростковом возрасте агрессия, как правило, не достигает психотического уровня и имеет очевидные социально-психологические корни. Описаны деструктивные факторы в развитии этих детей. Социально опасная агрессия рассматривается как вынужденная форма приспособления детей к аномальной социальной среде (отсутствие систематического школьного обучения, внезапные переезды, жестокое обращение в семьях) и как форма протеста против агрессии взрослых, неустроенности, повторяющихся потерь привычных устоев жизни, эмоциональных связей. Для всех обследованных детей типичной в условиях требований взрослых являются замена нормальных паттернов привязанности к близким (протест против разлуки, регуляция поведения по признаку "свой/чужой", следование за своими, социальная референция) на агрессивные паттерны, инструментальное использование близких (подарки), уход от систематических занятий (самоизоляция в укрытиях, бродяжничество, одиночные формы активности) и аутоагрессию. Проанализированы особенности аффективно-поведенческого развития детей-агрессоров с учетом всего груза социальных и эмоциональных деструктивных факторов. Наиболее чувствительные к нагрузкам и наиболее нарушенные виды поведения: привязанность, исследовательское и территориальное поведение - характеризуются вектором развития от искажения к повреждению, что согласуется с психиатрической оценкой состояния этих детей как пограничного расстройства с психотическими состояниями (в четырех из пяти случаях).
13. Статья из журнала
bookCover
Готовность делиться ограниченными ресурсами с друзьями и незнакомцами у тувинских детей и подростков / М. Л. Бутовская, Ю. И. Адам, П. Р. Бутовская, О. Е. Лазебный. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 3. – С. 136–147. – ISSN 0042-8841.
Авторы: Бутовская, М. Л., Адам, Ю. И., Бутовская, П. Р., Лазебный, О. Е.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Детская психология
Ключевые слова: rs53576 гена OXTR, альтруистическая стратегия, возраст, пол, распределение ограниченных ресурсов, смешанная стратегия, стратегии распределения ресурсов, тувинские дети, эгалитарная стратегия, эгоистическая стратегия
Подробнее
Аннотация: В статье оценивается склонность к просоциальному поведению у тувинских детей и подростков в зависимости от возраста, пола и полиморфизма rs53576 гена рецептора окситоцина. В ходе экспериментального исследования была изучена связь между использованием одной из четырех основных стратегий (эгоистическая, смешанная, эгалитарная и эгоистическая) в играх на распределение ограниченных ценных ресурсов между друзьями и незнакомцами у детей и подростков от 5 до 17 лет (435). Различий в процентном соотношении применяемых игроками разного пола стратегий распределения ограниченных ресурсов в играх с друзьями выявлено не было: девочки и мальчики в равной мере предпочитали просоциальное поведение. В играх с воображаемыми незнакомыми сверстниками гендерные различия в процентном распределении игроков, практикующих одну из четырех стратегий, были достоверно выражены. Готовность делиться ресурсами с незнакомцами наблюдалась у меньшего процента участников эксперимента мужского пола (39 %) по сравнению с женским (51 %). Выбор стратегий распределения ограниченных ресурсов зависел также от возраста игроков в сценариях как с друзьями, так и с незнакомцами. Выявлена достоверная положительная корреляция между склонностью к просоциальному поведению и возрастом; наибольшая частота применения эгоистической стратегии наблюдалось в младшей возрастной группе (5-11 лет). Не найдены ассоциации между полиморфизмом гена rs53576 OXTR и альтруистическими или эгоистическими стратегиями распределения ограниченных ресурсов.
14. Статья из журнала
bookCover
Рассказова, Е. И. (кандидат психологических наук; доцент; старший научный сотрудник; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии; Научный центр психического здоровья).
Апробация Шкалы способов заботы о здоровье: возможности дифференциальной диагностики представлений и поведения / Е. И. Рассказова, А. Ш. Тхостов. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 3. – С. 157–171. – ISSN 0042-8841.
Авторы: Рассказова, Е. И., Тхостов, А. Ш.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Медицинская психология
Ключевые слова: дифференциальная диагностики, забота о здоровье, здоровый образ жизни, ипохондрический дискурс, комплаентное поведение, представления о здоровье, применение средств народной медицины, проактивный мониторинг здоровья, связанное со здоровьем поведение
Подробнее
Аннотация: Проблема выраженного расхождения между представлениями человека о здоровье и его поведением, связанным со здоровьем, настолько велика, что требует дифференциальной диагностики. В статье апробируется скрининговая Шкалы способов заботы о здоровье. Эта шкала позволяет сопоставить субъективную важность представлений о здоровье и связанное с ним поведение. 459 человек в возрасте от 18 до 77 лет заполняли опросник Шкалы способов заботы о здоровье. Шкала способов заботы о здоровье обладает факторной валидностью, позволяя развести представления, касающиеся важности способов заботы о здоровье, и поведение в отношении здоровья. В ней выделяются четыре внутренне согласованных субшкалы таких представлений (проактивный мониторинг здоровья, активный и здоровый образ жизни, применение средств народной и альтернативной медицины, комплаентное поведение). Представления о важности определенных способов заботы о здоровье в средней степени связаны с соответствующим поведением. В подтверждение внешней валидности методики комплаентное поведение оказалось связано с субъективной оценкой частоты соблюдений рекомендаций врачей. Представления о важности различных моделей "ипохондрического дискурса" сопряжены с субъективной важностью различных способов заботы о здоровье, а часто возникающие мысли об этих способах - с соответствующими действиями. Лечение с помощью народной медицины обычно выбирают люди, которых наиболее регулярно посещают мысли, связанные с "ипохондрическим дискурсом" оздоровления средствами альтернативной медицины. Шкала может применяться в исследованиях для дифференциации представлений относительно способов заботы о здоровье и соответствующих действий, о которых сообщили респонденты.
15. Статья из журнала
bookCover
Егорова, П. А. (стажер-исследователь; Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики").
Адаптивные функции мечты и процессов мечтания / П. А. Егорова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2022. – № 3. – С. 126–135. – ISSN 0042-8841.
Авторы: Егорова, П. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психические процессы и состояния
Ключевые слова: адаптивные функции, блуждание внимания, дисфорическое мечтание, мечтания, мечты, планирование будущего, поддержка творчества, позитивное мечтание, процессы воображения, рассеянность
Подробнее
Аннотация: Один из важных вопросов изучения мечты и процессов мечтания - это вопрос об их адаптивной или дезадаптивной роли. Появляется все больше данных, указывающих на важную роль мечты и мечтания в процессе саморегуляции. Статья посвящена обзору экспериментальных исследований адаптивных функций мечты и мечтания. Анализ данных позволяет заключить, что мечтание не является однородным феноменом, а последствия мечтания зависят от характера его протекания и содержания. Наряду с описанием основных подходов к изучению мечты и мечтания в статье сформулировано понимание конструктивной мечты, важная функция которой - формирование перспективы будущего. В работе подробно обсуждаются функции этого типа мечтания: предвосхищение будущего, планирование и реализация долгосрочных целей, эмоциональная регуляция, осмысление опыта, развитие творчества, рефлексии, эмпатии, улучшение обучения. Результаты дают основания полагать, что наличие целостного образа мечты и конструктивное мечтание могут выступать критериями личностной зрелости.