Найдено документов - 14 | Статьи из номера журнала: Вопросы психологии : научный журнал. Том 67, № 4. – Москва : Вопросы психологии, 2021. | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья из журнала
Величковский, Б. М. (доктор психологических наук; профессор; член-корреспондент РАН; член Европейской академии; главный научный сотрудник; Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт").
Эволюция статуса когнитивных исследований за 40 лет: от первоначального запрета к новой номенклатуре ВАК / Б. М. Величковский, В. Д. Соловьев. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 4. – С. 50–54. – ISSN 0042-8841. – 2 прил. – Библиогр.: с. 52 (3 назв.). – References in Russian: р. 52 (2 names).
Эволюция статуса когнитивных исследований за 40 лет: от первоначального запрета к новой номенклатуре ВАК / Б. М. Величковский, В. Д. Соловьев. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 4. – С. 50–54. – ISSN 0042-8841. – 2 прил. – Библиогр.: с. 52 (3 назв.). – References in Russian: р. 52 (2 names).
Авторы: Величковский, Б. М., Соловьев, В. Д.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Общая психология
Ключевые слова: защита диссертаций, искусственный интеллект, когнитивные исследования, междисциплинарные исследования, номенклатура специальностей, паспорта специальностей, присуждение ученых степеней
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/7887322/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: 24 февраля 2021 г. министр науки и высшего образования РФ В. Н. Фальков издал приказ № 118 "Об утверждении номенклатуры специальностей, по которым присуждаются ученые степени, и внесении изменений в Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. № 1093". В этом приказе впервые в нашей стране в число официально признанных групп наук были включены и когнитивные науки в составе новых специальностей: 5. 12. 1. Междисциплинарные исследования когнитивных процессов; 5. 12. 2. Междисциплинарные исследования мозга; 5. 12. 3. Междисциплинарные исследования языка; 5. 12. 4. Когнитивное моделирование. По каждой из этих специальностей предстояло подготовить соответствующие паспорта и после обсуждения утвердить их к марту-апрелю 2022 г. В данной статье представлены актуальные версии паспортов по специальностям 5. 12. 1 и 5. 12. 4 и их краткое обсуждение в контексте изменения статуса когнитивных исследований в отечественной науке за последние 40 лет.
2. Статья из журнала
Степанова, М. А. (кандидат психологических наук; доцент; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии).
Человек, творивший время : к 90-летию со дня рождения В. П. Зинченко / М. А. Степанова ; интервьюер З. Престес. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 4. – С. 65–79. – ISSN 0042-8841.
Человек, творивший время : к 90-летию со дня рождения В. П. Зинченко / М. А. Степанова ; интервьюер З. Престес. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 4. – С. 65–79. – ISSN 0042-8841.
Авторы: Степанова, М. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; История психологии
Ключевые слова: биографии, интервью, научная деятельность, психологи, юбилеи
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/7887322/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Данные материалы приурочены к 90-летнему юбилею В. П. Зинченко (1931-2014) - известного отечественного психолога, автора публикаций по широкому кругу вопросов в области психологии и философии. Работы В. П. Зинченко без преувеличения могут быть названы достоянием современной российской культуры, поскольку в них поднимаются проблемы, выходящие за узкие рамки собственно психологического знания. Его труды, выражаясь языком Л. С. Выготского, отмечены историческим значением. В. П. Зинченко - не только автор ярких оригинальных статей, увидевших свет на страницах журнала "Вопросы психологии", но идейный вдохновитель и справедливый критик, бессменный член редколлегии журнала. Осознать величие ученого можно не только по его книгам и статьям, но и по устным выступлениям, данным им интервью, а также воспоминаниям тех, кому посчастливилось знать В. П. Зинченко. В подборке материалов представлена краткая биографическая справка и интервью В. П. Зинченко своему коллеге, бразильскому психологу Зое Престес.
3. Статья из журнала
Битюцкая, Е. В. (кандидат психологических наук; доцент; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии).
Субъективное оценивание трудной жизненной ситуации: диагностика и структура / Е. В. Битюцкая, А. А. Корнеев. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 4. – С. 145–161. – ISSN 0042-8841. – Прил. – Библиогр.: с. 158–160 (34 назв.). – References in Russian: р. 160 (19 names).
Субъективное оценивание трудной жизненной ситуации: диагностика и структура / Е. В. Битюцкая, А. А. Корнеев. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 4. – С. 145–161. – ISSN 0042-8841. – Прил. – Библиогр.: с. 158–160 (34 назв.). – References in Russian: р. 160 (19 names).
Авторы: Битюцкая, Е. В., Корнеев, А. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология личности
Ключевые слова: когнитивное оценивание, опросники, психометрические показатели, совладание со стрессом, способы копинга, стрессогенные события, субъективное оценивание, трудные жизненные ситуации, эмоциональные реакции
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/7887322/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: В психологии совладания со стрессом и трудными ситуациями признается фундаментальная роль когнитивного оценивания для изучения стрессогенности событий. Это стало основой для трансактной теории стресса Р. Лазаруса, утвердившей когнитивное оценивание как детерминанту эмоциональной реакции. В опоре на этот концепт созданы известные опросники, измеряющие когнитивную оценку. В то же время рассмотрение оценивания как субъективного процесса построения образа трудной жизненной ситуации требует специального диагностического инструмента. Данное эмпирическое исследование посвящено анализу психометрических свойств опросника "Когнитивное оценивание трудной жизненной ситуации", который предназначен для диагностики критериев субъективной (воспринимаемой) трудности жизненной ситуации. Участниками исследования стали 818 взрослых людей в возрасте от 18 до 49 лет. Проверена структура опросника, включающая восемь шкал: 1) общие признаки трудных жизненных ситуаций, 2) неподконтрольность ситуации, 3) непонятность ситуации, 4) необходимость быстрого активного реагирования, 5) затруднения в принятии решения, 6) трудности прогнозирования ситуации, 7) отрицательные эмоции, 8) перспектива будущего. Анализ результатов подтверждает надежность, структурную и конструктную валидность опросника. Представлены показатели шкал, необходимые для разработки норм. Обсуждается важность рассмотрения конкретной ситуации при использовании данного опросника в исследованиях копинга. На основе полученных данных можно утверждать, что опросник обладает хорошими психометрическими показателями, соответствует представлениям русскоязычных респондентов о трудности жизненной ситуации, позволяет многомерно исследовать субъективное оценивание трудностей. Перспективы применения опросника связаны с выявлением специфики оценок ситуаций разных типов, а также разработкой комплексных моделей восприятия жизненных трудностей и совладания с ними.
4. Статья из журнала
Буркова, В. Н. (кандидат исторических наук; старший научный сотрудник; Институт этнологии и антропологии РАН).
Стратегии агрессивного и постконфликтного поведения, размеры тела и дистанция общения у детей / В. Н. Буркова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 4. – С. 38–49. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 48–49 (34 назв.). – References in Russian: р. 49 (6 names).
Стратегии агрессивного и постконфликтного поведения, размеры тела и дистанция общения у детей / В. Н. Буркова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 4. – С. 38–49. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 48–49 (34 назв.). – References in Russian: р. 49 (6 names).
Авторы: Буркова, В. Н.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Детская психология
Ключевые слова: агрессивное поведение, агрессия, дети 5-12 лет, дистанция, исследования, конфликты, московские дети, общение детей, постконфликтное поведение, примирение, размеры тела
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/7887322/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Представлены результаты исследования, проведенного с использованием прямого невключенного наблюдения на детских площадках Москвы. Был зафиксирован 141 конфликт (78 эпизодов между мальчиками, 26 - между девочками, 37 - в смешанных по полу парах) между детьми в возрасте от 5 до 12 лет. Цель работы - на основе непосредственного наблюдения за поведением московских детей в естественных условиях игрового взаимодействия проанализировать стратегии агрессии и примирения с учетом размеров тела участников конфликта и пространственного поведения. Анализ полученных данных выявил значимость морфологических (пол, размеры тела), психологических (используемые стратегии агрессии и примирения) и пространственных (расстояние участников друг от друга) характеристик человека для экспрессии агрессивного и постконфликтного поведения. Несмотря на многочисленные работы по связи размеров тела и агрессии с использованием психологических опросников, наши данные не подкрепляют ранее полученные результаты, а напротив, подтверждают идею дисбаланса сил между агрессором и жертвой и указывают на то, что в большинстве случаев обидчик выше и крупнее жертвы. Отмечен высокий примирительный потенциал детей: они быстро и активно примиряются в большинстве случаев, при этом чаще инициирует примирение агрессор, что указывает на понимание детьми важности поддержания целостности группы, равновесия и баланса в общении со сверстниками. Также исследована дистанция общения в начале конфликта и при примирении.
5. Статья из журнала
Разумникова, О. М. (доктор биологических наук; профессор; Омский государственный технический университет).
Соотношение креативности, интеллекта и успеваемости школьников 11–13 лет в зависимости от пола / О. М. Разумникова, В. А. Каган. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 4. – С. 135–144. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 142–144 (32 назв.). – References in Russian: р. 144 (3 names).
Соотношение креативности, интеллекта и успеваемости школьников 11–13 лет в зависимости от пола / О. М. Разумникова, В. А. Каган. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 4. – С. 135–144. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 142–144 (32 назв.). – References in Russian: р. 144 (3 names).
Авторы: Разумникова, О. М., Каган, В. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Детская психология
Ключевые слова: Равена матрицы, академическая успеваемость, интеллект, исследования, креативность, матрицы Равена, половые различия, школьники
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/7887322/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Представлены результаты исследования показателей креативности, интеллекта и академической успеваемости 155 школьников 5-7 классов средней общеобразовательной школы в зависимости от их пола. Для тестирования креативности использовали методики, включающие повторяющиеся или разнообразные вербальные и образные стимулы, для определения интеллекта - прогрессивные матрицы Равена; успешность обучения оценивали на основе средней успеваемости школьников по трем четвертям учебного года. Установлено, что для девочек характерна большая включенность вербальных функций при выполнении и вербальных, и невербальных креативных заданий, а также лучшая успеваемость в возрасте 11 и 12 лет и большая эффективность выполнения субтестов Равена в 13 лет по сравнению с теми же возрастными группами мальчиков. Согласно результатам кластерного анализа показателей креативности, интеллекта и успеваемости школьников выявлены разные стратегии поиска оригинальной идеи в зависимости от условий тестирования креативности: связь с интеллектом и успеваемостью отмечена при выполнении задания с предъявлением разнообразных стимулов (незавершенных фигур или составления предложений с использованием слов из отдаленных семантических категорий). Такая дифференциация стратегий в большей степени характерна для мальчиков, у девочек она представлена в более смешанном виде.
6. Статья из журнала
Асмолов, А. Г. (доктор психологических наук; профессор; академик РАО; заведующий кафедрой; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии).
Парадокс сосуществования адаптации и преадаптации в историко-эволюционном процессе / А. Г. Асмолов, Е. Д. Шехтер, А. М. Черноризов. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 4. – С. 3–20. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 16–18 (91 назв.). – References in Russian: р. 18–20 (80 names).
Парадокс сосуществования адаптации и преадаптации в историко-эволюционном процессе / А. Г. Асмолов, Е. Д. Шехтер, А. М. Черноризов. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 4. – С. 3–20. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 16–18 (91 назв.). – References in Russian: р. 18–20 (80 names).
Авторы: Асмолов, А. Г., Шехтер, Е. Д., Черноризов, А. М.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология личности
Ключевые слова: адаптация, адаптивная эволюция, антропологический поворот, избыточность, личностный потенциал, наука об изменениях, непредсказуемость, норма реакции, преадаптациогенез, преадаптация, профессиональное самоопределение, разнообразие, сложность, специализация, становление личности, универсализация, эволюционная пластичность, эволюционный процесс, эпигенез
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/7887322/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: В статье исследуются современные подходы к становлению личностного потенциала, профессионального самоопределения личности и принципы эволюции сложных систем. С этой целью с позиций историко-эволюционной методологии анализируется природа двух базовых типов приспособлений - адаптации и преадаптации. Внимание фокусируется на принципиальной разнице этих феноменов: если адаптации выступают как приспособления, основанные на уже приобретенном опыте, то преадаптации обеспечивают готовность к непредсказуемости будущего. Доказывается, что как адаптация, так и преадаптация несовместимы с унификацией. Однако если адаптация являет ограниченные возможности системы, то ресурс преадаптации, т. е. готовности к будущему, - это избыточное разнообразие форм, выходящее за границы адаптивной нормы. На примере эмпирических фактов проводится разделение "специализированной" и "универсальной" избыточности. Особое значение придается универсальным структурам, не скованным единственным предназначением и наделенным неограниченной свободой преобразований. Показывается, что универсальные структуры потенциально готовы "по требованию" приобрести любую специализацию из спектра возможных. Обосновывается, что адаптивная эволюция в "режиме трендов" и преадаптациогенез, т. е. скачкообразные качественные преобразования - две составляющие единого процесса эволюции живых систем, попеременно востребованные в периоды относительной стабильности и радикальных перемен. Методологические исследования парадокса сосуществования адаптации и преадаптации в историко-эволюционном процессе позволяют пролить свет на кардинальные трансформации рынков труда и форм занятости в условиях экологических вызовов сложности, неопределенности и разнообразия. Демонстрируется эвристичность метафоры "не человек для работы, а работа для человека" при изучении выбора субъектом профессий в условиях меняющихся рынков труда. Выдвигается гипотеза, согласно которой системообразующей характеристикой человека как Ноmo сomplexus является универсальная избыточность. Разработанные представления дают возможность выделить новое направление познания - трансдисциплинарную науку об изменениях.
7. Статья из журнала
Гани-заде, Д. С. (магистрант; Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики").
Мозговые механизмы восприятия лица: холистические и аналитические процессы / Д. С. Гани-заде, И. М. Захаров, Г. Я. Меньшикова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 4. – С. 121–134. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 130–134 (106 назв.). – References in Russian: р. 134 (5 names).
Мозговые механизмы восприятия лица: холистические и аналитические процессы / Д. С. Гани-заде, И. М. Захаров, Г. Я. Меньшикова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 4. – С. 121–134. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 130–134 (106 назв.). – References in Russian: р. 134 (5 names).
Авторы: Гани-заде, Д. С., Захаров, И. М., Меньшикова, Г. Я.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология личности
Ключевые слова: ФМРТ, ЭЭГ, аналитические процессы, восприятие лица, лицевые экспрессии, лицо, мозговая активность, мозговые механизмы, сетевой подход, функциональная магнитно-резонансная томография, холистические процессы, электроэнцефалография, эффект инверсии, эффективность опознания
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/7887322/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: В современной научной литературе активно обсуждается вопрос о взаимодействии двух базовых процессов восприятия лица и лицевой экспрессии: аналитического, основанного на анализе отдельных черт, и холистического, включающего процессы целостного восприятия всех черт. Однако применение различных психофизических экспериментальных парадигм выявило ряд противоречий, связанных с несогласованностью данных, полученных при их использовании. В последнее время для изучения холистических процессов все больше работ проводится с применением сочетаний психофизических и психофизиологических методов, что позволяет более эффективно изучать холистические процессы восприятия лица и лицевой экспрессии. Описаны результаты исследований мозговых механизмов восприятия лица за последние 20 лет. Особое внимание уделяется сетевому подходу, направленному на изучение характеристик связности мозга, полученных на основании ЭЭГ и фМРТ данных. Обсуждаются преимущества использования сетевого подхода для изучения аналитических и холистических процессов восприятия лица и лицевой экспрессии.
8. Статья из журнала
Братусь, Б. С. (доктор психологических наук; профессор; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии).
Личность ученого: субъективные заметки, посвященные 90-летию Владимира Петровича Зинченко (1931-2014) / Б. С. Братусь. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 4. – С. 80–87. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 87 (8 назв.). – References in Russian: р. 87 (8 names).
Личность ученого: субъективные заметки, посвященные 90-летию Владимира Петровича Зинченко (1931-2014) / Б. С. Братусь. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 4. – С. 80–87. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 87 (8 назв.). – References in Russian: р. 87 (8 names).
Авторы: Братусь, Б. С.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; История психологии
Ключевые слова: биографии, личность ученого, научная истина, нравственность, психологи, психология личности, свобода, юбилеи
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/7887322/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Автор анализирует свой опыт общения на протяжении ряда лет с выдающимся отечественным психологом В. П. Зинченко и его семьей, показывая на конкретных примерах специфическую роль и значение психологии личности ученого в поиске и отстаивании научной истины.
9. Статья из журнала
Шильманская, А. Е. (аспирантка; Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики". Департамент психологии).
Личностные изменения: новые подходы и перспективы / А. Е. Шильманская, Д. А. Леонтьев. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 4. – С. 111–120. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 118–120 (59 назв.). – References in Russian: р. 120 (8 names).
Личностные изменения: новые подходы и перспективы / А. Е. Шильманская, Д. А. Леонтьев. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 4. – С. 111–120. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 118–120 (59 назв.). – References in Russian: р. 120 (8 names).
Авторы: Шильманская, А. Е., Леонтьев, Д. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология личности
Ключевые слова: гедонистическая адаптация, достижение цели, жизненные обстоятельства, личностные изменения, неудовлетворенность жизнью, субъективное благополучие, цели, черты личности, эмпирические исследования
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/7887322/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Представление о том, что личность может изменяться, существует уже много десятилетий, но эмпирических исследований, которые бы изучали этот процесс, не так много. Недавно ученые предположили, что, помимо внешних факторов, таких как социальные роли, жизненные обстоятельства, опыт различных межличностных отношений, наличие у людей цели изменения собственной личности, может стать мощным предиктором личностных изменений, что впоследствии влияет на формирование новых когнитивных, аффективных и поведенческих схем в течение достаточного периода времени, необходимого для изменения личностной черты. При этом ошибки в восприятии того, как изменяются собственные черты, могут привести людей к неэффективным стратегиям достижения цели и подорвать эту цель. Субъективное благополучие во многих отношениях является результатом множественных изменений. Исследования показывают, что люди, недостаточно удовлетворенные какими-то аспектами своей жизни или даже жизнью в целом, более склонны стремиться изменить свои личные качества. Другими словами, раскрывается роль целеполагания в процессе личностных изменений, а также связь между субъективным благополучием и личностным изменением, что позволяет открыть новые перспективы в данной области исследований.
10. Статья из журнала
Качество жизни и особенности личности пациентов с эндокринной офтальмопатией / О. Н. Арестова, Я. О. Груша, Г. Д. Взорин [и др.]. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 4. – С. 55–64. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 62–64 (34 назв.)1. – References in Russian: р. 64 (24 names).
// Вопросы психологии. – 2021. – № 4. – С. 55–64. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 62–64 (34 назв.)1. – References in Russian: р. 64 (24 names).
Авторы: Арестова, О. Н., Груша, Я. О., Взорин, Г. Д., Малиновская, И. В., Колодина, А. С.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Медицинская психология
Ключевые слова: анкетирование, заболевания органов зрения, завышенные ожидания, зрение, качество жизни, личности пациентов, объективные результаты лечения, субъективные оценки, эндокринная офтальмопатия
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/7887322/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Проблема качества жизни при патологии зрения мало отражена в отечественных исследованиях, практически отсутствуют и соответствующие русскоязычные методики. Авторами статьи была разработана анкета, имеющая цель выявить качество жизни в аспекте его связи с заболеваниями органов зрения. Испытуемыми были пациенты с диагнозом "эндокринная офтальмопатия". Выявлены наиболее и наименее выраженные аспекты снижения качества жизни пациентов с этим диагнозом, их ожидания по поводу лечения и субъективная оценка его результатов. Как показало наше исследование, пациенты формируют завышенные ожидания, касающиеся лечения, что может приводить к недооценке его эффективности. Обнаружилась неадекватность мнений относительно состояния собственного зрения, особенно значительная в случае высокой его сохранности. Пациенты с серьезной потерей зрения более верно оценивают свое здоровье. Выявлены наиболее характерные личностные особенности больных эндокринной офтальмопатией: экзальтированность, эмотивность, гипертимность, – которые могут оказывать влияние на отношение пациентов к заболеванию и лечению. Люди, страдающие эндокринной офтальмопатией, имеют значительно и разносторонне сниженное качество жизни, которое повышается в результате лечения, однако это улучшение имеет неравномерный характер. Выявлено ухудшение самоотношения и общего эмоционального состояния как следствие улучшения зрения, что связано с характерными внешними проявлениями болезни.
11. Статья из журнала
К юбилею Т. Д. Марцинковской. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 4. – С. 165–166. – ISSN 0042-8841.
// Вопросы психологии. – 2021. – № 4. – С. 165–166. – ISSN 0042-8841.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Общая психология
Ключевые слова: биографии, научная деятельность, психологи, юбилеи
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/7887322/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: В 2021 году исполнилось 70 лет Татьяне Давидовне Марцинковской - доктору психологических наук, профессору, директору Института психологии имени Л. С. Выготского РГГУ, заведующей лабораторией психологии подростка Психологического института РАО, лауреату премии Правительства РФ, автору более 300 научных работ по истории и методологии современной психологии.
12. Статья из журнала
Грошев, И. В. (доктор психологических наук; доктор экономических наук; профессор; заместитель директора; Научно-исследовательский инстиут образования и науки (Москва)).
Гендерные различия ксенофобии в современном обществе / И. В. Грошев, Ю. А. Давыдова, Н. И. Пряникова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 4. – С. 88–110. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 108–109 (54 назв.). – References in Russian: р. 109–110 (24 names).
Гендерные различия ксенофобии в современном обществе / И. В. Грошев, Ю. А. Давыдова, Н. И. Пряникова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 4. – С. 88–110. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 108–109 (54 назв.). – References in Russian: р. 109–110 (24 names).
Авторы: Грошев, И. В., Давыдова, Ю. А., Пряникова, Н. И.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психические процессы и состояния
Ключевые слова: гендерные различия, зарубежные исследования, ксенофобия, неприязнь к иностранцам, нетерпимость к иностранному, фобии
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/7887322/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Рассматриваются результаты исследований ксенофобии через призму гендерных различий. Подчеркивается актуальность явления ксенофобии как объекта социально-психологического анализа, в основе которого - частотность использования слова "ксенофобия" на онтологическом поле современных исследований. Анализируются определения и понятия ксенофобии с учетом гендерного контекста, на основании чего делается вывод об отсутствии отечественных работ, исследующих гендерный аспект ксенофобии. В результате проведенного метаанализа более 40 зарубежных научных публикаций рассматривается выборка из почти 20 тысяч человек и выявляются гендерные разницы в склонности к фобиям ко всему иностранному, включая иностранцев. Сделано заключение о наличии гендерных особенностей в реакциях мужчин и женщин, которые связаны со страхом перед людьми другой этничности и с нетерпимостью ко всему иностранному.
13. Статья из журнала
Костромина, С. Н. (доктор психологических наук; профессор; Санкт-Петербургский государственный университет).
Возникающее как предмет исследования в психологии личности / С. Н. Костромина, Н. В. Гришина. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 4. – С. 21–37. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 35–36 (38 назв.). – References in Russian: р. 36–37 (27 names).
Возникающее как предмет исследования в психологии личности / С. Н. Костромина, Н. В. Гришина. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 4. – С. 21–37. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 35–36 (38 назв.). – References in Russian: р. 36–37 (27 names).
Авторы: Костромина, С. Н., Гришина, Н. В.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология личности
Ключевые слова: внутреннее время, возникающее, динамический подход, изменчивость, необратимость, неравновесность, процессуальная природа личности, психология возможного, психология изменений, существующее, теория нелинейных систем, устойчивость
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/7887322/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Обсуждаются теоретические и методологические вопросы изучения личности с учетом изменившейся реальности. В поиске новой методологии в современной психологии личности обозначаются потенциальные точки соприкосновения представлений о процессуальной природе личности на основе динамично развивающихся направлений: психологии изменения и психологии возможного. С опорой на динамический подход (К. Левин, С. Л. Рубинштейн, А. В. Брушлинский, Л. И. Анцыферова и другие) и теорию нелинейных систем (И. Р. Пригожин) обосновывается идея о необходимости изучения личности как непредсказуемо, необратимо и неопределенно изменяющейся системы. В связи с этим предметом исследования для понимания изменчивости личности должно выступать не существующее, а возникающее. В этом ракурсе будущее становится главным измерением, а возможные будущие события - значимым источником объяснения настоящего. Смещение фокуса внимания с существующего на возникающее дает возможность раскрыть процессы обретения личностью параметров нового порядка - событий, которые не имеют обратного движения, которые происходят за счет неограниченной вариативности возможных способов существования системы. В контексте возникающего время обретает для личности новый смысл. Оно представляет собой внутреннюю переменную - историю, которая различает прошлое и будущее, обозначает направленность становления пространственно-временной организации личности и ее переход на новый режим функционирования. Возникающее фактически служит объединяющим элементом проблематики психологии возможного и психологии изменений. Изменения могут происходить только в сфере возможного, а возможное потенциально содержит в себе изменения и через них переходит в действительность. Момент соединения возможного с готовностью/способностью личности к изменениям порождает возникающее. Таким образом, исследование возникающего в психологии личности определяется его пониманием как результата изменений в пространстве возможного.
14. Статья из журнала
Степанова, М. А.
[Рецензия] / М. А. Степанова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 4. – С. 162–164. – ISSN 0042-8841. – Рец. на кн.: Память и воспоминания / В. П. Зинченко ; редактор-составитель Н. Д. Гордеева ; научный редактор А. И. Назаров. Москва ; Санкт-Петербург : Петроглиф, Центр гуманитарных инициатив, 2021. 762 с.: ил.
[Рецензия] / М. А. Степанова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 4. – С. 162–164. – ISSN 0042-8841. – Рец. на кн.: Память и воспоминания / В. П. Зинченко ; редактор-составитель Н. Д. Гордеева ; научный редактор А. И. Назаров. Москва ; Санкт-Петербург : Петроглиф, Центр гуманитарных инициатив, 2021. 762 с.: ил.
Авторы: Степанова, М. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; История психологии
Ключевые слова: биографии, воспоминания, книги, рецензии
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/7887322/udb/12 - Электронная версия (PDF)