Найдено документов - 14 | Статьи из номера журнала: Вопросы психологии : научный журнал. Том 67, № 1. – Москва : Вопросы психологии, 2021. | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья из журнала
Функционирование воображения подростков при чтении бумажных и электронных текстов / Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, К. В. Миронова, С. В. Шишкова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 1. – С. 38–50. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 47–49 (39 назв.). – References: p. 49–50 (26 names).
// Вопросы психологии. – 2021. – № 1. – С. 38–50. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 47–49 (39 назв.). – References: p. 49–50 (26 names).
Авторы: Граник, Г. Г., Борисенко, Н. А., Миронова, К. В., Шишкова, С. В.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Детская психология
Ключевые слова: воображение, воссоздающее воображение, подростки, читательское воображение, чтение, чтение бумажных текстов, чтение с листа, чтение с экрана, чтение электронных текстов, эмпирические исследования
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/6802362/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Представлено сравнительное исследование, посвященное выявлению уровня функционирования у современных подростков воссоздающего читательского воображения при чтении текстов с экрана и с листа. Ставились следующие вопросы: при чтении с какого носителя (бумажного или электронного) у подростков выше результативность данного вида воображения? Прослеживается ли возрастная динамика в уровне его развития? Для достижения поставленных целей был разработан диагностический инструментарий, отобраны два ключевых критерия оценивания: адекватность воссозданной картины исходному тексту и ее полнота (детализированность). Предполагалось, что у современных подростков 11-14 лет уровень работы воссоздающего воображения в процессе чтения с экрана будет ниже, чем при чтении с листа. Для проверки этой гипотезы был проведен констатирующий пилотажный эксперимент со сбалансированным дизайном. Общую выборку составили 268 учащихся V-VIII классов общеобразовательных учреждений Московской области. Как показал качественный и количественный анализ полученных данных, в целом в данной выборке, вопреки исходной гипотезе, значимых различий в уровне работы воссоздающего воображения при чтении с разных носителей выявлено не было. У общей совокупности испытуемых выявлена довольно слабая выраженность данного вида воображения. Делается вывод о необходимости организации в школах соответствующего развивающего курса, который должен стать неотъемлемой частью процесса обучения, способствуя формированию воссоздающего воображения как специальной компетенции квалифицированного читателя.
2. Статья из журнала
Горбатов, Д. С. (доктор психологических наук; профессор; доцент; Санкт-Петербургский государственный университет).
Социально-психологическая концептуализация феномена интернет-мемов / Д. С. Горбатов, А. В. Байчик. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 1. – С. 82–91. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 90–91 (36 назв.). – References: p. 91 (19 names).
Социально-психологическая концептуализация феномена интернет-мемов / Д. С. Горбатов, А. В. Байчик. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 1. – С. 82–91. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 90–91 (36 назв.). – References: p. 91 (19 names).
Авторы: Горбатов, Д. С., Байчик, А. В.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Социальная психология
Ключевые слова: интернет-мемы, массовые коммуникации, меметика, мемы, мониторинг общественного мнения, неформальные массовые коммуникации, социальные функции, типология
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/6802362/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: В статье рассматриваются интернет-мемы как новая разновидность неформальных массовых коммуникаций. Обосновывается допустимость определения их сущности с использованием трех базовых категорий (фразы, изображения и их сочетания) и трех различительных критериев (создание средствами компьютерных технологий, распространение преимущественно в интернете и актуализация эмоционального отношения к объектам внешнего или внутреннего мира). Описываются две наиболее часто встречающиеся методологические ошибки исследователей продуктов сетевого творчества: тенденция к рассмотрению интернет-мемов самих по себе, в искусственной изоляции от других феноменов, и тренд наделения интернет-мемов в целом характеристиками их частных разновидностей. Уточняется типология интернет-мемов, основанная на применении параметров формы предъявления их аудитории, субъективных представлений об авторстве, тематике и модальности эмоционального отношения к полученным материалам. Предлагается пересмотр существующих перечней социальных функций интернет-мемов на основе учета их принадлежности к неформальным массовым коммуникациям. При этом выделяются функции, общие для проявлений феномена (экспрессивная, стереотипизирующая, самопрезентационная, релаксирующая) и специфичные, дополнительные, реализующиеся в отдельных тематических разновидностях интернет-мемов. В частности, для тех, которые связаны с политической проблематикой, это прежде всего функция манипуляции, для новостных - информационная, для используемых в образовании - дидактическая, для маркетинговых - волюнтативная (призывно-побудительная), для распространяющихся в контексте социальных конфликтов - функция идентификации, для отражающих переживания личностного неблагополучия создателей - терапевтическая и пр. В статье утверждается, что дальнейшее изучение интернет-мемов в парадигме неформальных массовых коммуникаций не только создаст предпосылки для мониторинга общественного мнения, но и поможет в деле противодействия контенту, направленному на нагнетание социальной розни и напряженности.
3. Статья из журнала
Гусельцева, М. С. (доктор психологических наук; ведущий научный сотрудник; Психологический институт РАО).
С. Л. Рубинштейн и неокантианская школа мысли / М. С. Гусельцева. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 1. – С. 106–118. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 116–117 (38 назв.). – References: p. 117–118 (29 names).
С. Л. Рубинштейн и неокантианская школа мысли / М. С. Гусельцева. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 1. – С. 106–118. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 116–117 (38 назв.). – References: p. 117–118 (29 names).
Авторы: Гусельцева, М. С.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; История психологии
Ключевые слова: биографии, историография, марксизм, методология, научное наследие, неокантианство, принцип творческой самодеятельности, саморазвитие, субъект, этика
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/6802362/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Под влиянием глобализации и транснациональных исследовательских проектов современная российская историография так или иначе обновляет методологический инструментарий, обращается к полипарадигмальности и трансдисциплинарности, переходит от линейных схем интерпретации к конструкциям, включающим, наряду с каноническими, маргинальные и неочевидные нарративы и дискурсы. В свете новой интерпретационной модели, учитывающей историографические материалы смежных наук, а также скрытые течения советской культуры, в интеллектуальной биографии С. Л. Рубинштейна выделены для анализа три методологические вехи: неокантианский, марксистский, антропологический (экзистенциальный) периоды научного творчества. Подчеркивается, что советская историография практически не оставляла сомнений относительно марксистских оснований субъектно-деятельностного подхода С. Л. Рубинштейна, однако иные интерпретационные модели не только погружают историю российской психологии в контексты эпистемологических поворотов социогуманитарного знания ХХ в., но и проблематизируют сложившиеся представления, ставят их под вопрос. Среди таких проблематизаций - осмысление неокантианских и марксистских предпосылок учения С. Л. Рубинштейна. Утверждается, что принцип творческой самодеятельности, представление о саморазвитии и индивидуализации субъекта, проблемы этики и ценностей как внутренних ориентиров развития человека представляют латентное неокантианство в интеллектуальной биографии ученого.
4. Статья из журнала
Панкратова, А. А. (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии).
Русскоязычная адаптация краткой версии опросника TEIQue (Trait Emotional Intelligence Questionnaire) К. Петридеса и А. Фернхема / А. А. Панкратова, Д. С. Корниенко, А. В. Фетисова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 1. – С. 130–144. – ISSN 0042-8841. – Прил. – Библиогр.: с. 142–143 (31 назв.). – References: p. 143 (8 names).
Русскоязычная адаптация краткой версии опросника TEIQue (Trait Emotional Intelligence Questionnaire) К. Петридеса и А. Фернхема / А. А. Панкратова, Д. С. Корниенко, А. В. Фетисова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 1. – С. 130–144. – ISSN 0042-8841. – Прил. – Библиогр.: с. 142–143 (31 назв.). – References: p. 143 (8 names).
Авторы: Панкратова, А. А., Корниенко, Д. С., Фетисова, А. В.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология личности
Ключевые слова: ЭИ, благополучие, возрастные различия, выражение эмоций, когнитивные способности, компетенции, личностные черты, опросники, поддержание отношений, русскоязычные версии опросников, самоуважение, социальная компетентность, эмоциональный интеллект
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/6802362/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: К. Петридес и А. Фернхем ввели новый конструкт - эмоциональный интеллект (ЭИ) как личностная черта - и разработали опросник TEIQue для его диагностики. По содержанию предложенная ими модель ЭИ относится к смешанным, так как в состав ЭИ включены 1) когнитивные способности: понимание эмоций и управление ими, как у себя, так и у других людей, 2) личностные черты: счастье, оптимизм, самоуважение, ассертивность и т. д., 3) компетенции, связанные с использованием ЭИ: поддержание отношений и социальная компетентность. Статья посвящена адаптации опросника TEIQue-SF (Short Form) на российской выборке и изучению индивидуальных различий в ЭИ как личностной черте. Русскоязычная версия опросника TEIQue-SF является валидным и надежным инструментом измерения ЭИ и может использоваться при проведении научных исследований или в рамках организационного консультирования.
5. Статья из журнала
Роль эмоционального интеллекта в психологическом благополучии человека и в совладании со стрессом / Е. А. Сергиенко, Е. А. Хлевная, Т. С. Киселева [и др.]. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 1. – С. 71–81. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 79–80 (32 назв.). – References: p. 80–81 (15 names).
// Вопросы психологии. – 2021. – № 1. – С. 71–81. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 79–80 (32 назв.). – References: p. 80–81 (15 names).
Авторы: Сергиенко, Е. А., Хлевная, Е. А., Киселева, Т. С., Никитина, А. А., Осипенко, Е. И.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология личности
Ключевые слова: возрастные особенности, исследования, копинг-стратегии, методики, особенности психики, психологическое благополучие, распознавание эмоций, совладание со стрессом, способы совладания, стратегии совладания, стрессовые ситуации, тесты, удовлетворенность жизнью, уровень благосостояния, человеческие ресурсы, эмоциональное совладание, эмоциональный интеллект
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/6802362/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Представлено исследование роли эмоционального интеллекта в психологическом благополучии человека: анализируется связь между показателями эмоционального интеллекта и различными аспектами психологического благополучия человека, а также способами совладания со стре ссом. Приведен анализ зарубежных и отечественных исследований по данной тематике. Выборку эмпирического исследования составили 243 респондента в возрасте от 18 до 67 лет (182 женщины и 61 мужчина, средний возраст - 36, 1 года). В качестве психодиагностического инструментария использовались: Тест эмоционального интеллекта, разработанный под руководством Е. А. Сергиенко; Шкала психологического благополучия К. Рифф; методика "Копинг-поведение в стрессовых ситуациях", созданная Н. С. Эндлером и Д. А. Паркером. Результаты исследования показали, что эмоциональный интеллект является одним из значимых ресурсов жизнедеятельности и самоэффективности, выступает предиктором психологического благополучия человека, а также предопределяет выбор человеком более эффективных стратегий совладания в сложных жизненных ситуациях. Выявлены также особенности связи эмоционального интеллекта и исследуемых параметров в различных возрастных группах.
6. Статья из журнала
Знаков, В. В. (доктор психологических наук; профессор; главный научный сотрудник; Институт психологии РАН).
Понимание немыслимого / В. В. Знаков. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 1. – С. 3–14. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 13–14 (28 назв.). – References: p. 14 (16 names).
Понимание немыслимого / В. В. Знаков. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 1. – С. 3–14. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 13–14 (28 назв.). – References: p. 14 (16 names).
Авторы: Знаков, В. В.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психические процессы и состояния
Ключевые слова: Овертона окна, допустимое, исключительное, невозможное, немыслимое, окна Овертона, понимание, теракты, чрезвычайное
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/6802362/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: В статье сформулирована новая для российской психологической науки проблема понимания немыслимого. Проанализирована семантика понятия "немыслимое". Показано, что когнитивные составляющие феномена сводятся или к невероятному, невозможному, тому, что трудно представить, или к чрезвычайному, исключительному по степени проявления. Экзистенциальное значение "немыслимого" связано с принятием или отвержением моральных и социальных норм поведения человека в обществе, с недопустимостью ситуаций, которые понимаются большинством людей как немыслимые. Немыслимое (холокост, теракты, зло) порождается в результате попыток осознать и понять существование, которое абсолютно невозможно помыслить. Когда люди имеют дело с немыслимым, во-первых, нельзя однозначно выявить причины и следствия событий и явлений: они детерминированы случайным для понимающего мир субъекта способом; во-вторых, немыслимыми оказываются иррациональные по своей сути события и явления, понять которые люди пытаются с помощью рациональных когнитивных способов рассуждений. В целом психологический анализ показал, что можно выделить три главные характеристики немыслимого. События и ситуации, которые люди оценивают как немыслимые, характеризуются подавлением иррационального рациональным; выходом за границы привычных нравственных рассуждений, обусловленным невозможностью морального выбора; таким расхождением между знанием и экзистенциальным опытом понимающего мир субъекта, при котором он оказывается в амбивалентной позиции: одновременно надо и нельзя видеть немыслимое. Для субъекта немыслимое - источник умственного напряжения и внутреннего конфликта: есть задача понимания смысла феномена, но нет знаний, умений и навыков для ее решения. Одним из способов их получения является использование техники "окон возможностей Овертона", позволяющей найти правдоподобные интерпретации немыслимого в многообразии противоположных точек зрения и позиций.
7. Статья из журнала
Первичная апробация методики "Многомерная шкала перфекционизма в спорте" на российской выборке спортсменов / А. А. Якушина, С. В. Леонов, Н. Л. Пешин, М. С. Асланова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 1. – С. 156–166. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 165–166 (24 назв.). – References: p. 166 (6 names).
// Вопросы психологии. – 2021. – № 1. – С. 156–166. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 165–166 (24 назв.). – References: p. 166 (6 names).
Авторы: Якушина, А. А., Леонов, С. В., Пешин, Н. Л., Асланова, М. С.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология спорта
Ключевые слова: внешние мотивации, внутренние мотивации, личностная тревожность, личностные стандарты, личность спортсмена, методики, перфекционизм, психологические особенности, русскоязычные версии методик, самоэффективность, спорт, спортивная мотивация, спортсмены
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/6802362/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Сегодня изучением перфекционизма занимаются многие отечественные и зарубежные исследователи, которые рассматривают как положительные, так и отрицательные его проявления и влияния на жизнедеятельность людей из различных профессиональных областей. Несмотря на наличие множества разнообразных исследований психологических особенностей людей, склонных к перфекционизму, на данный момент в сфере российского спорта отсутствует диагностический инструмент, необходимый для изучения перфекционизма непосредственно у спортсменов. Основной целью работы была апробация на российской выборке методики "Многомерная шкала перфекционизма в спорте" (Sport-Multidimensional Perfectionism Scale-2 - SMPS-2), разработанной канадскими исследователями Дж. Данном и Дж. Готуалсом. Исследование было направлено на изучение следующих психологических особенностей спортсменов, склонных к перфекционизму: личностная тревожность, спортивная мотивация и самоэффективность. Была проведена апробация русскоязычной версии методики на выборке из 93 российских спортсменов, занимающихся различными видами спорта, в возрасте от 16 до 28 лет. Были изучены связи перфекционизма с психологическими характеристиками спортсменов. Выявлено, что положительные проявления перфекционизма, характеризующие стремление к высоким личностным стандартам, имеют связи с внутренней мотивацией спортсменов, а негативные - с внешней спортивной мотивацией и ориентацией на других. Помимо этого, перфекционизм спортсменов имеет прямую связь с личностной тревожностью спортсменов. Связи перфекционизма и самоэффективности спортсменов не было выявлено.
8. Статья из журнала
Балановский, В. В. (кандидат философских наук; ведущий научный сотрудник; Балтийский федеральный университет имени И. Канта).
От развития личности к эволюции общества: К. Г. Юнг и Н. О. Лосский о перспективах человечества / В. В. Балановский. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 1. – С. 28–37. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 36–37 (27 назв.). – References: p. 37 (10 names).
От развития личности к эволюции общества: К. Г. Юнг и Н. О. Лосский о перспективах человечества / В. В. Балановский. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 1. – С. 28–37. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 36–37 (27 назв.). – References: p. 37 (10 names).
Авторы: Балановский, В. В.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология личности
Ключевые слова: аналитическая психология, божественное начало, иерархический персонализ, индивидуализация, коэволюция личности, коэволюция общества, массовое общество, множественный комплекс, развитие личности, самосознание, субстанциальный деятель, эволюция общества
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/6802362/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Сопоставляются взгляды родоначальника аналитической психологии К. Г. Юнга и представителя русской религиозной философии, создателя системы иерархического персонализма интуитивиста Н. О. Лосского относительно структуры и динамики психики, развития личности, а также возможных путей коэволюции личности и общества. Анализируется сходство таких ключевых понятий аналитической психологии и иерархического персонализма, как множественный комплекс и субстанциальный деятель. Указывается на родство представлений Юнга и Лосского о развитии личности через преодоление эгоизма, а также о психогенезе шизофрении. Сопоставляются идеи Юнга и Лосского о возможных путях коэволюции общества через саморазвитие каждого индивида. Показывается, что ключевую роль в данном процессе оба мыслителя отводили не экономике, политике или праву, а религии, ее символам и ценностям. В связи с этим отмечается влияние русской религиозной философии через идеи Б. П. Вышеславцева на социально-философские вгляды К. Г. Юнга. Также на основании идей Юнга и Лосского объясняются условия и ключевые принципы коэволюции индивида и общества, главным из которых является признание высшей ценности личности, ее свободы и права на самосовершенствование по собственной уникальной траектории. В заключении моделируются социальные последствия принятия предложенных Юнгом и Лосским сценариев коэволюции личности и общества. Эти сценарии направлены в первую очередь на создание условий, при которых становится невозможным возникновение и функционирование массового общества, подавляющего творческое и религиозное начало в индивидах. Также отмечается, что путь коэволюции, предложенный Юнгом, - так называемое самопознание - имеет скорее интровертный характер, в то время как позиция Лосского в большей степени может быть охарактеризована как экстравертная.
9. Статья из журнала
Кисляков, П. А. (доктор психологических наук; профессор; Российский государственный социальный университет).
Опросник мотивов помогающего поведения взрослых / П. А. Кисляков, Е. А. Шмелева. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 1. – С. 145–155. – ISSN 0042-8841. – Прил. – Библиогр.: с. 153–154 (31 назв.). – References: p. 154155 (16 names).
Опросник мотивов помогающего поведения взрослых / П. А. Кисляков, Е. А. Шмелева. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 1. – С. 145–155. – ISSN 0042-8841. – Прил. – Библиогр.: с. 153–154 (31 назв.). – References: p. 154155 (16 names).
Авторы: Кисляков, П. А., Шмелева, Е. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психология личности
Ключевые слова: возрастные различия, волонтерская деятельность, исследования, межличностная аттракция, опросники, опыт, поведение, половые различия, просоциальное поведение, психологическая защита, психологические механизмы, самоактуализация, социальная адаптация, социальная идентификация
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/6802362/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Представлены результаты разработки опросника, направленного на выявление доминирующих механизмов регуляции просоциального поведения взрослых. Дан обзор российских и зарубежных психодиагностических методик, имеющих целью исследование аксиологических, мотивационных, динамических и содержательных характеристик просоциального поведения. Теоретическая модель разработанного опросника основывается на пяти механизмах регуляции просоциального поведения в юношеском и взрослом возрастах: социальной идентификации ("Я принадлежу"), социальной адаптации ("Я принимаю"), межличностной аттракции ("Я чувствую"), самоактуализации ("Я развиваюсь"), психологической защиты ("Я сохраняю"). Выделено пять соответствующих шкал. Пятифакторная структура опросника подтверждена с помощью конфирматорного факторного анализа. Исследование выполнено на выборке, включающей 535 человек в возрасте от 17 до 60 лет, средний возраст - 32, 7 года (33% - мужчины, 67% - женщины) ; 56, 3% имели опыт волонтерской деятельности. Проверка конвергентной валидности опросника осуществлялась с помощью следующих методик: Опросник моральных оснований (MFQ-32), Портретный ценностный опросник (PVQ-21). По ряду шкал выявлены половозрастные различия, а также различия в зависимости от наличия волонтерского опыта. В качестве доминирующих выступили механизмы межличностной аттракции и самоактуализации. Опросник обладает достаточной согласованностью, надежностью, конвергентной валидностью и может быть использован в исследовательских целях.
10. Статья из журнала
Величковский, Б. Б. (доктор психологических наук; профессор; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии).
Новые глазодвигательные методы оценки когнитивной нагрузки / Б. Б. Величковский. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 1. – С. 119–129. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 127–129 (38 назв.). – References: p. 129 (3 names).
Новые глазодвигательные методы оценки когнитивной нагрузки / Б. Б. Величковский. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 1. – С. 119–129. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 127–129 (38 назв.). – References: p. 129 (3 names).
Авторы: Величковский, Б. Б.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Психические процессы и состояния
Ключевые слова: временные серии, глазодвигательная активность, глазодвигательные показатели, движения глаз, длительность фиксаций, когнитивная нагрузка, когнитивная перегрузка, рекуррентный анализ, скорость саккад, траектории движения глаз, фрактальный анализ
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/6802362/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: В статье рассмотрены некоторые новые перспективные показатели когнитивной нагрузки. Частично они связаны с разработкой новых методов анализа привычных показателей: длительности фиксаций и характеристик саккад. Речь также идет об использовании новых методов многомерного анализа: комплексного анализа траекторий движений глаз, анализа временных серий и фрактального анализа. Описывается использование этих сложных методов для раскрытия регулярности/хаотичности и внутренней сложности движений глаз. Новые методы оценки когнитивной сложности и когнитивной нагрузки посредством комплексного многомерного анализа движений глаз могут быть использованы в самых разных областях психологии.
11. Статья из журнала
Кубарев, В. С. (кандидат психологических наук; доцент; Омский государственный технический университет).
К базисным программам построения культурно-деятельностной психологии: деятельностная методология и методология сознания / В. С. Кубарев. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 1. – С. 15–27. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 27 (18 назв.). – References: p. 27 (18 names).
К базисным программам построения культурно-деятельностной психологии: деятельностная методология и методология сознания / В. С. Кубарев. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 1. – С. 15–27. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 27 (18 назв.). – References: p. 27 (18 names).
Авторы: Кубарев, В. С.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Общая психология
Ключевые слова: деятельностная методология, культурно-деятельностная психология, культурно-деятельностный подход, метод продуктивной амплификации сознания, методология сознания, принцип опосредованности, принцип развития
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/6802362/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Проводится методологический анализ двух линий культурно-деятельностного подхода: деятельностной методологии, представленной работами А. Н. Леонтьева, и методологии сознания Л. С. Выготского. Анализируются как общие основания этих методологий, так и их различия. Отталкиваясь от критики классической психологии сознания, обе линии опирались на два ключевых методологических положения. Первое: явление не равно своему бытию, поэтому психология как наука должна изучать бытие, скрытое за явлением; скрытое означало, что бытие недоступно для непосредственного интроспективного описания, но требует особых экспериментальных и аналитических процедур его реконструкции. Второе: исследование должно было обращаться за пределы замкнутого на себе сознания, к системе жизненных отношений, и там искать его объективные и первичные формы существования. Отталкиваясь от этих принципов, деятельностная методология делала акцент на проблеме предмета психологии и на обосновании его объективной природы, что позволяло применять к его исследованию методы классической науки, основанные на позиции внешнего наблюдателя. В методологии сознания акцент был сделан на разработке метода исследования сознания, который отвечал бы требованиям не только научности, но и практической применимости. Деятельностная методология, ставя во главу угла категорию деятельности, разворачивалась в онтологической системе "человек - жизненный мир", а методология сознания, опираясь на категорию сознания, - в диалогической системе "человек для себя - Другой". В результате были получены две различные, но дополняющие друг друга программы построения психологии, одна из которых тяготеет к реализации естественнонаучной модели исследования, а вторая - гуманитарной. В статье показано содержательное различие между этими программами по основным методологическим категориям: онтологическая система, идеальный объект, предмет, метод, принципы опосредствованности и развития.
12. Статья из журнала
Диагностика флюидного интеллекта и его связь с другими когнитивными способностями в младшем школьном возрасте / О. С. Алексеева, И. Е. Ржанова, В. С. Бритова [и др.]. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 1. – С. 50–61. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 59–60 (43 назв.). – References: p. 60–61 (7 names).
// Вопросы психологии. – 2021. – № 1. – С. 50–61. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 59–60 (43 назв.). – References: p. 60–61 (7 names).
Авторы: Алексеева, О. С., Ржанова, И. Е., Бритова, В. С., Николаева, А. Ю., Бурдукова, Ю. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Детская психология
Ключевые слова: Векслера тест, Кауфманов тест, дети школьного возраста, зрительно-пространственные способности, интеллект, исследования, кристаллизованный интеллект, память, пространственные способности, рабочая память, тест Векслера, тест Кауфманов, тесты интеллекта, флюидный интеллект
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/6802362/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Представлены результаты исследования флюидного интеллекта с использованием разных диагностических методик. Флюидный интеллект - комплексная когнитивная характеристика, которую можно определить как способность быстро и эффективно находить решение новых незнакомых задач без опоры на прошлый опыт. В ряде работ было показано существование связи флюидного интеллекта с различными видами памяти (рабочей, кратковременной и долговременной). Существуют предположения, что флюидный интеллект может быть предиктором кристаллизованного интеллекта и способности к обучению. Целью данной работы было исследование флюидного интеллекта, методов его диагностики и его места в структуре когнитивных способностей на выборке российских детей. В исследовании приняли участие 55 детей школьного возраста. В качестве методов использовались тест интеллекта Векслера и тест интеллекта Кауфманов. Оба теста включают в себя как шкалы флюидного интеллекта, так и шкалы, оценивающие другие когнитивные способности: кратковременную и долговременную память, рабочую память, зрительно-пространственные способности, скорость обработки информации. Несмотря на то что задания для диагностики флюидного интеллекта в обоих тестах различаются по форме и по содержанию и слабо коррелируют между собой, при факторизации они составляют один фактор флюидного интеллекта. Анализ взаимосвязи флюидного интеллекта и разных видов памяти выявил, что он связан только с рабочей памятью. Также было показано, что флюидный интеллект является предиктором вербальных и зрительно-пространственных способностей.
13. Статья из журнала
Степанов, С. Ю. (доктор психологических наук; профессор; Московский городской педагогический университет. Институт педагогики и психологии образования).
Влияние цифровой среды и дополнительного образования на интеллектуальные и креативные способности школьников / С. Ю. Степанов, И. В. Рябова, Е. В. Гаврилова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 1. – С. 61–70. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 68–69 (37 назв.). – References: p. 70 (18 names).
Влияние цифровой среды и дополнительного образования на интеллектуальные и креативные способности школьников / С. Ю. Степанов, И. В. Рябова, Е. В. Гаврилова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 1. – С. 61–70. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 68–69 (37 назв.). – References: p. 70 (18 names).
Авторы: Степанов, С. Ю., Рябова, И. В., Гаврилова, Е. В.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Детская психология
Ключевые слова: вербальные тесты, гаджеты, дети школьного возраста, дополнительное образование, интеллектуальное развитие, интеллектуальные способности, информационные технологии, исследования, креативные способности, негативное воздействие, противодействие негативу, развлекательные цели, творческие способности, тестовые методики, тесты творческого мышления, цифровая среда
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/6802362/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Описано исследование влияния цифровой среды и различных гаджетов, а также дополнительного образования на интеллектуальные и творческие способности детей. Жизнедеятельность современного поколения школьников протекает в условиях глобальной цифровизации, что обусловливает актуальность изучения ее влияния на процессы и результаты психического развития детей XXI в. На сегодняшний день имеется достаточно большое количество зарубежных и отечественных исследований того, как использование цифровых технологий сказывается на учеб ной деятельности школьников. Однако проблемы их влияния на интеллектуальные и креативные способности детей изучены в меньшей степени. Отмечается негативное воздействие гаджетов на психическое развитие подрастающего поколения, актуальным стал поиск образовательных средств, которые могли бы компенсировать или, еще лучше, противодействовать негативу цифровизации. В их качестве может выступать дополнительное образование, в сфере которого имеются психолого-педагогические ресурсы для стимуляции процессов творческого и интеллектуального развития детей. Описанные в статье диагностические и анкетные методики позволили установить, что для современных школьников характерно использование цифровых технологий либо в развлекательных, либо в продуктивных целях. Корреляционный и факторный анализ показали, что те дети, которые во время досуга отдают предпочтение развлекательным возможностям гаджетов, демонстрируют меньший уровень интеллектуального и креативного развития. Те же, кто использует гаджеты для продуктивной деятельности во время своего досуга, занимаясь при этом в системе дополнительного образования, демонстрируют более высокий уровень интеллектуального и креативного развития.
14. Статья из журнала
Тендрякова, М. В. (кандидат исторических наук; старший научный сотрудник; Институт этнологии и антропологии РАН).
"Первобытное" мышление и мышление ребенка: пересекающиеся параллели / М. В. Тендрякова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 1. – С. 92–105. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 104–105 (26 назв.). – References: p. 105 (24 names).
"Первобытное" мышление и мышление ребенка: пересекающиеся параллели / М. В. Тендрякова. – Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. – 2021. – № 1. – С. 92–105. – ISSN 0042-8841. – Библиогр.: с. 104–105 (26 назв.). – References: p. 105 (24 names).
Авторы: Тендрякова, М. В.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Детская психология
Ключевые слова: абстрактные понятия, альтернативные пути познания, анимизм, когнитивная открытость миру, культурно-исторический опыт, мифологическое мышление, мышление, мышление ребенка, онтогенез, первобытное мышление, познавательные стратегии, пути познания мира, синестезическое восприятие, физиогномическое восприятие, формирование понятий, художественное восприятие, эгоцентризм
Ссылка на web-ресурс: https://eivis.ru/browse/issue/6802362/udb/12 - Электронная версия (PDF)
Подробнее
Аннотация: Статья обращается к не раз поднимавшемуся в психологии и социальной антропологии вопросу о сходстве мышления ребенка и "первобытного" мышления. Рассматриваются подходы Ж. Пиаже и Х. Вернера и выделенные ими характеристики мышления ребенка на ранних этапах онтогенеза. Показывается, какие особенности восприятия мира ребенком стоят за анимизмом, магией и эгоцентризмом детского мышления, его физиогномическим характером. Автор подробно останавливается на принципиальных отличиях понятий детской речи от тех, которыми оперирует "первобытное" мышление, и показывает, что понятийный аппарат определяется кругом решаемых задач и культурных практик. "Первобытное" мышление, в отличие от мышления ребенка, опирается на богатый опыт и стабильную сложную систему представлений о мире, понятийный аппарат детально описывает важнейшие для общества сферы жизни. Детские предпонятия, напротив, неконвенциональны, каждым ребенком они изобретаются заново и отражают его мимолетные впечатления. В онтогенезе детские предпонятия уступают место тем понятиям, которые существуют в родном языке ребенка. В статье показано, что приоритетные стратегии познания задаются культурной средой, которая формирует определенные ожидания, каким путем оно должно пойти. Вслед за Х. Вернером физиогномическое, полимодальное синестезическое восприятие мира, присущее детям, представлено как альтернатива рациональному пути познания мира. Именно эти особенности роднят мышление ребенка, "первобытное" мышление и художественное восприятие мира.