Выбор каталога
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Хуснутдинова, С. Р.
Тенденции расселения городского населения Республики Татарстан в XXI веке / Светлана Рустемовна Хуснутдинова, Денис Ильсафович Касимов. – Текст : непосредственный
// География в школе. – 2024. – № 7. – С. 9–15. – Библиогр.: с. 14–15 (11 назв.). – 3 табл.
Авторы: Хуснутдинова, С. Р., Касимов, Д. И.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Общие вопросы географии
Ключевые слова: городское население, расселение населения, трансформация, перепись населения, численность населения, города
Подробнее
Аннотация: Рассматриваются особенности трансформации городского расселения Республики Татарстан на основе данных переписей населения 2002, 2010 и 2020 гг.: проанализированы изменение численности населения городов региона, показаны основные тренды в изменении численности городского населения во времени и в пространстве. Даны краткие характеристики городам, появившимся за рассматриваемый период (Лаишево, Арск, Кукмор и Иннополис).
2. Статья из журнала
bookCover
Беляева, М. В. (кандидат педагогических наук; доцент; учитель географии).
Работа с текстом на основе технологии развития критического мышления и кейс-технологии при изучении темы "Япония" / Мария Васильевна Беляева. – Текст : непосредственный
// География в школе. – 2024. – № 7. – С. 34–45. – Библиогр.: с. 45 (14 назв.). – 3 табл.
Авторы: Беляева, М. В.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Методика преподавания учебных предметов
Ключевые слова: преподавание географии, кейсы, кейс-технологии, технология развития критического мышления через чтение и письмо, школьное географическое образование, географическое образование, природа и культура Японии
Подробнее
Аннотация: Описываются методические возможности организации работы обучающихся с текстом на основе применения технологии развития критического мышления и кейс-технологии при изучении темы "Япония" в 7 классе. Урок разработан на основе книги В. Овчинникова "Ветка Сакуры" (отрывок "Четыре меры прекрасного"). В двух кейсах описываются как особенности природы Японии, так и система исторически сложившихся эстетических критериев японцев, лежащих в основе их мировосприятия. Материал направлен на поиск ответа на вопросы: как особенности природы страны повлияли на эстетическую картину мира японцев, почему природное несовершенство, простота, утилитарность и недосказанность являются главными мерилами красоты у японцев?
3. Статья из журнала
bookCover
Окунев, И. Ю.
Политическая география в школе / Игорь Юрьевич Окунев. – Текст : непосредственный
// География в школе. – 2024. – № 7. – С. 22–27, 51. – Библиогр.: с. 51 (10 назв.). – табл.
Авторы: Окунев, И. Ю.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Методика преподавания учебных предметов
Ключевые слова: политическая география, политическая карта мира, содержание образования, методика преподавания географии, географические компетенции, гражданские компетенции, рабочие программы
Подробнее
Аннотация: Анализируется объем и содержание преподавания тем по политической географии в современной российской школе на уровне основного (8–9 классы) и полного общего образования (10–11 классы). Выделяются обязательные компетенции, которые должны формироваться у школьника на основе изучения тем по политической географии в школе. Они важны не только в плане расширения кругозора, но являются фундаментом для российской гражданской идентичности. Даются рекомендации по уточнению тематического плана рабочих программ общего образования в части политической географии.
4. Статья из журнала
bookCover
Потоцкая, Т. И.
Политико-географическое образование в России: преемственность преподавания в школах и университетах / Татьяна Ивановна Потоцкая. – Текст : непосредственный
// География в школе. – 2024. – № 7. – С. 52–59, 64. – Библиогр.: с. 64 (12 назв.). – 2 табл.
Авторы: Потоцкая, Т. И.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Методика преподавания учебных предметов
Ключевые слова: политическая география, географическое образование, методика преподавания географии, рабочие программы
Подробнее
Аннотация: В статье содержатся результаты анализа степени соответствия содержания "Федеральной рабочей программы среднего общего образования. География. 10–11 классы (базовый уровень) " содержанию ведущим университетских учебников, используемых в преподавании политико-географических знания. Выявлены разные аспекты несоответствий и даны рекомендации по их нивелированию.
5. Статья из журнала
bookCover
Чугунов, Д. Л.
Оценка сформированности функциональной грамотности в школьном курсе географии / Денис Львович Чугунов. – Текст : непосредственный
// География в школе. – 2024. – № 7. – С. 28–33. – Библиогр.: с. 33 (5 назв.). – 2 табл., 2 рис.
Авторы: Чугунов, Д. Л.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Методика преподавания учебных предметов
Ключевые слова: функциональная грамотность, контекстные задачи, читательская грамотность, математическая грамотность, оценка функциональной грамотности, современные уроки географии, уроки географии
Подробнее
Аннотация: Анализируется проблема оценки уровня сформированности функциональной грамотности в рамках школьного курса географии. Представлены алгоритм оценки функциональной грамотности на уроках географии, сопоставительный анализ функциональных умений и результатов Федеральной рабочей программы по географии, пример комплексного задания для оценки функциональной грамотности и результаты его апробации в школе.
6. Статья из журнала
bookCover
Репринцева, Ю. С.
Особенности проведения демонстрационного экзамена по дисциплине "Теория и методика обучения географии" в педагогическом университете / Юлия Сергеевна Репринцева. – Текст : непосредственный
// География в школе. – 2024. – № 7. – С. 60–64. – Библиогр.: с. 64 (2 назв.). – 2 табл., ил.
Авторы: Репринцева, Ю. С.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Высшее профессиональное образование
Ключевые слова: географическое образование, демонстрационные экзамены, педагогические университеты, география, студенты, вузы, высшие учебные заведения
Подробнее
Аннотация: Представлен опыт проведения демонстрационного экзамена по дисциплине "Теория и методика обучения географии" в Благовещенском государственном педагогическом университете; приводятся примеры экзаменационных билетов с тремя модулями и критерии их оценивания.
7. Статья из журнала
bookCover
Таможняя, Е. А.
Особенности обучения географии школьников, находящихся на длительном лечении / Елена Александровна Таможняя, Алина Сергеевна Анникова, Александр Федорович Лоскутов. – Текст : непосредственный
// География в школе. – 2024. – № 7. – С. 16–21. – Библиогр.: с. 21 (6 назв.). – рис.
Авторы: Таможняя, Е. А., Анникова, А. С., Лоскутов, А. Ф.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Методика преподавания учебных предметов
Ключевые слова: обучение географии, госпитальная школа, госпитальная педагогика, географическое образование, дифференцированный подход, личностно-ориентированное обучение, длительно болеющий ребенок
Подробнее
Аннотация: Авторы поднимают проблему обучения географии школьников, проходящих длительное лечение в медицинских учреждениях в условиях стационара, проводят анализ результатов проведенных исследований и описывают состояние проблемы обучения детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательные учреждения. География для детей, находящихся на длительном лечении в медицинских учреждениях, является важной составляющей их обучения и развития. В статье исследуются различные педагогические походы к обучению географии, которые можно применять в госпитальной школе.
8. Статья из журнала
bookCover
Войтеховский, Ю. Л.
О принципе диссимметрии П. Кюри / Юрий Леонидович Войтеховский. – Текст : непосредственный
// География в школе. – 2024. – № 7. – С. 46–51. – Библиогр.: с. 50–51 (17 назв.). – 4 рис.
Авторы: Войтеховский, Ю. Л.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Минералогия
Ключевые слова: симметрия, диссимметрия, биология, кристаллография, минералогия, геология, география, принцип Кюри, Кюри принцип
Подробнее
Аннотация: В статье рассказано о принципе диссимметрии П. Кюри, координирующем внутренние стремления эволюционирующего объекта и ограничения среды. Он применим к минеральным и живым объектам и признан фундаментальным в естественных науках. Действие принципа рассмотрено на примере кристаллов граната из месторождений Западных Кейв (Кольский полуостров). В статье автор обращает внимание на единство мира и формирует в читателе цельный взгляд на него, учит видеть проявления фундаментальных законов в обыденных фактах. В основе статьи – результаты исследований автора по проектам Российского фонда фундаментальных исследований. Даны рекомендации о рассмотрении принципа П. Кюри на школьных уроках и факультативах.
9. Статья из журнала
bookCover
Низовцев, В. А.
Зона арктических пустынь / Вячеслав Алексеевич Низовцев. – Текст : непосредственный
// География в школе. – 2024. – № 7. – С. 3–8, 15. – Библиогр.: с. 15 (7 назв.).
Авторы: Низовцев, В. А.
Тематические рубрики: Периодические издания—Статьи; Ландшафтоведение
Ключевые слова: арктические ледовые пустыни, белые медведи, освоение Арктики, Северный морской путь
Подробнее
Аннотация: Автор дает характеристику зоны ледовых арктических пустынь, рассматривает изменения, происходящие в ледяной зоне и возможные последствия, связанные с глобальным изменением климата, дает обзор планов по дальнейшему освоению и использованию арктического пространства.